"Роль исследовательской деятельности в социализации детей с ОВЗ"
статья по коррекционной педагогике

Елагина Людмила Павловна

Выступление на городских педагогоических чтениях "Творческое наследие К.Д.Ушинского в измерениях образования 21 века

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль исследовательской деятельности в социализации детей с ОВЗ

Одной из проблем в дошкольном образовании является социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта проблема для особенного ребёнка заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми.

Ведь основой инклюзивного образования является постулат: «Не ребёнок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребёнка»

И социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Все дети по своему, талантливы, поэтому к каждому ребёнку с ОВЗ необходим подход не с позиции, что он не может в силу своей особенности, а с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения.

         В нашем детском саду одной из форм социализация детей с ОВЗ является форма публичного выступления  – детская исследовательская  конференция.

И цель данной формы создание  условий для социализации ребенка с ОВЗ через исследовательскую деятельность.

Для решения поставленной цели,  нами были выделены следующие задачи:

- создание условий для самореализации детей со статусом ОВЗ;

- создание условий для общения;

- развития навыков публичного выступления;

- вовлечение детей с ОВЗ в детский коллектив.

Работая на группе компенсирующей направленности, разработала этапы работы для подготовки детей ОВЗ к публичному выступлению на  конференции.

На первом этапе, вовлекаю детей с ОВЗ  в исследовательскую деятельность. Организую, деятельность  в лаборатории «Эврика», в которой  проводим  различные опыты с водой, воздухом, солью, песком, глиной, растениями, магнитом и другими материалами,  исследуем  движения воды и воздуха в природе, а так же условия необходимые для жизни растений. В лаборатории учу детей, сопровождать речью свои действия, фиксировать результаты исследования с помощью рисунка или карточки с символом, таким образом,  обучаю действиям планирования.

Экспериментально – исследовательская деятельность помогает детям выявлять проблему и в процессе ряда действий ее решить. А так же предоставляю им возможность действовать самостоятельно (принцип «Я делаю и понимаю»). Ребенок, испытывающий затруднения, обязательно работает в паре или в группе с детьми, которым это задание по силам. Уважение, доброта, взаимопомощь – именно такие качества,  воспитываю в детях.

По окончанию каждого эксперимента обязательно в группе вспыхивает несколько звездочек, для которых работа в лаборатории, принесла радость и удовлетворение, уверенность в собственных силах и желание узнать и сделать еще больше.

На втором этапе с помощью сюжетно-ролевой игры «Мы ученые» ребенок в роли ученого, показывает опыты для детей группы. Темы опытов, дети индивидуально  выбирают с помощью родителей, потом самостоятельно в роли «Ученого» показывают  эксперимент, и рассказывают, как его проводить. В ходе игры  формируются   позитивные взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, развиваются интеллектуальные, эмоциональные, нравственные качества детей.

На третьем этапе привлекаю родителей. На родительском собрании в форме  круглого стола «Познаем, играем, экспериментируем» - познакомила  родителей  с формой публичного выступления – конференция,  какие бывают исследования, как сформулировать проблему, чтобы заинтересовать и предоставить  ребенку возможность действовать самостоятельно – пусть не у всех сразу получится, это поможет сформировать инициативность, творческое отношение к делу, свободу поведения.

На четвертом этапе: с помощью родителей выбираем темы для выступления, учитывая индивидуальные способности самих  детей.

Дети выступали с темами «Как получить краски из овощей», «Вредные и полезные напитки», «Волшебный уголь», «Лимон пятновыводитель», «Тонет – не тонет», «Почему дерево не тонет», «Как получить радугу»

И во время конференции дети чувствовали себя комфортно, осознанно выступали  для других дошкольников, входили в роль юных учённых,  рассказывали о своих открытиях и наблюдениях, делали выводы. Выступления получились яркими, интересными и познавательными.

В ходе проведённой работы было отмечено, что дети с ОВЗ:

- проявляли инициативность, самостоятельность в  выражение своих мыслей;

- слушали внимательно выступления других детей;

- формировался стойкий интерес к получению новых знаний;

- уважительное общение со взрослыми и детьми.

Таким образом, наш опыт подтверждает важность включения ребенка с ОВЗ в мероприятия с публичным выступлением – конференции. Это способствует социализации и реализации личности. Такие мероприятия дают возможность особенному ребёнку почувствовать свою значимость в коллективе.

Хочется надеяться, что организованная в нашем детском саду, данная форма работы с детьми ОВЗ, способствует глубокому и всестороннему развитию, укрепляет в них веру в собственные возможности, создает предпосылки для социальной адаптации к будущей жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Роль исследовательской деятельности в социализации детей с ОВЗ» Воспитатель: Елагина Л.П. МБДОУ «Детский сад №54 «Золушка»

Слайд 2

ЦЕЛЬ : создание условий для социализации детей с ОВЗ через исследовательскую деятельность ЗАДАЧИ: - Создание условий для самореализации детей со статусом ОВЗ; - Создание условий для общения; - Развития навыков публичного выступления; - Вовлечение детей с ОВЗ в детский коллектив

Слайд 3

1 этап – лаборатория «Эврика»

Слайд 5

2 этап – сюжетно – ролевая игра «Мы ученые»

Слайд 6

3 этап – «Круглый стол»

Слайд 7

4 этап – Детская исследовательская конференция

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль исследовательской деятельности в развитии детей дошкольного возраста». КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Всестороннее развитие познавательныо- исследовательских  способностей  ребенка начинается с объектов окружающего мира, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни. В свою очередь эк...

Роль познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей

Роль познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей...

Роль родителей в успешной социализации детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

Статья поможет понять роль родителей в успешной социализации детей дошкольного возраста...

Роль изобразительной деятельности в социализации дошкольника в современных условиях

Изобразительная деятельность является одним из главных видов деятельности детей в дошкольном возрасте. Так же, как и игра, этот вид деятельности позволяет ребенку «входить» в социальный ми...