Роль изобразительной деятельности в социализации дошкольника в современных условиях
статья по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Косенко Ирина Викторовна

Изобразительная деятельность является одним из главных видов деятельности детей в дошкольном возрасте. Так же, как и игра, этот вид деятельности позволяет ребенку «входить» в социальный мир в воображаемом плане.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_5_kosenko.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Роль изобразительной деятельности в  социализации  дошкольника  в современных условиях

Косенко Ирина Викторовна, педагог дополнительного образования ГБОУ «Школа № 609» г. Москва

Социализация - это процесс усвоения человеком социальных ценностей, норм, моделей поведения, принятых в обществе, и формирования индивидуальности. Социализация является одновременно и стихийным, и направленным процессом, так как это процесс вхождения в общество. Не пройдя социализацию, человек не становится личностью, потому что он не приобретает социально значимых качеств.

Для того, чтобы социализация ребенка проходила наиболее успешно

необходимо овладение им общественно выработанными способами анализа

окружающей действительности и освоение общественных отношений. Именно в дошкольном возрасте у ребенка интенсивно развиваются психические процессы в том числе и воображение как основа творчества, созидания нового.

Изобразительная деятельность является одним из главных видов деятельности детей в дошкольном возрасте. Так же, как и игра, этот вид деятельности позволяет ребенку «входить» в социальный мир в воображаемом плане.

Содержание и мотив подобной деятельности всегда связаны с реализацией потребности ребенка делать то, что в реальной жизни ему недоступно. Эта деятельность, как правило, является результатом познания, которое осуществляется в ходе наблюдения, слушания, просмотра и др.

Ребенок отражает в ней приобретенные впечатления и эмоциональные переживания. И хотя изобразительная деятельность в большей мере плод фантазии, воображения человека, она важна для социализирующейся личности

Пытаясь творить на бумаге, ребенок изображает основную идею предмета. Ребенок рисует не предмет, а свои представления о нем, основанные на детском реализме, то есть учёта внутренних связей между объектами. Внешний мир становится лишь предлогом для рисования, в котором он вновь и вновь создаёт собственную

модель окружающего мира.

Таким образом, рисуя, ребенок познаёт огромный мир, в том числе мир социальных отношений.

В рисунках детей воссоздается целостность восприятия художественно

-пространственной картины мира, проявляется их отношение к окружающим

людям, отражается понимание характеров близких людей, членов семьи. По

рисункам можно отследить формирование творческих замыслов маленьких

художников и их стремление к несбыточным мечтам. И хотя в обыденном

сознании взрослых детский рисунок выглядит порой как наивный, технически

слабо проработанный и не вполне понятный.

Сегодня изобразительная деятельность, рассматриваемая как важное направление детского творчества, чрезвычайно актуально и ценно, так как является видом деятельности, в которой наиболее естественно и ярко проявляются креативные качества воспитанника.

К сожалению, в настоящее время, в следствии увлечения цифровыми

технологиями феномен детского рисунка недостаточно полно используется для нравственно-эстетического наполнения развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации или группы.

Педагогические наблюдения показывают, что детский рисунок способен внести в образовательную среду не только особую позитивную атмосферу добра, оптимизма и радости жизни, но и отразить с помощью изобразительных средств отношение ребенка к происходящим событиям, окружающему миру.

Хочется отметить широкие возможности изобразительного творчества детей в оформлении образовательного пространства. Например, интерьер нашей дошкольной организации   украшается живописными работами детей, оформленными как произведения настоящих художников, организовываются мини-музеи, постоянно действующие выставки творческих работ детей как коллективные, так и персональные.

 Всё это создает для них обстановку эмоционального благополучия, что немаловажно для успешной социализации личности ребенка.

В  процессе  совместной  художественной  деятельности  на  занятиях

изобразительной  деятельности  дети  приобретают  и  совершенствуют  опыт

эстетического  общения.  Чем  совершеннее  общение,  тем  активнее  протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально- интеллектуальный опыт каждого участника общения.  

В  настоящее  время  формирование  культуры  общения  одна  из актуальных  проблем  воспитания  подрастающего  поколения.  Рассматривая

коллективную деятельность как продуктивное общение, необходимо помнить о её роли  в  развитии  социальной  активности  дошкольников.  В  коллективной деятельности  социальная  активность  проявляется  в  двух  формах: непосредственное  общение  и  общественно  значимый  результат.  Общение  в процессе  коллективной  деятельности это  средство  передачи  полезной культуры  самого  общения.  Таким  образом,  коллективная  деятельность  имеет огромное  значение  в  социальном  развитии  дошкольников  как  средство, развитие  их  коммуникативного,  социально-личностного потенциала,  формирующее  и  совершенствующее  навыки  совместной  работы, развивающее интерес к изобразительной деятельности. Результат коллективной деятельности имеет огромное значение в воспитании социально активной позиции детей.

Приобщение детей к изобразительному искусству осуществляется с помощью разнообразных форм: посещение художественных музеев, галерей, мастерских художников, экскурсии в природу, просмотр кинофильмов по изобразительному искусству; оформление квартиры к празднику; занятия живописью, декоративно-прикладным искусством и т.д.

Несмотря на многообразие форм работы, которые можно  использовать  для  социализации  детей  средствами  изобразительного искусства в семье, для систематического, полноценного развития их творческих способностей, рекомендуется организовывать посещение детьми студий, кружков изобразительного искусства, поддерживать постоянную связь с детским садом.

Создание в семье условий для успешной социализации ребенка через произведения искусства и художественную деятельность:

•развитие  интереса  к  искусству  (посещение  театров,  музеев,  выставок, концертов;  просмотр  специальных  телепрограмм,  чтение  художественной литературы);

•приобщение к различным видам художественной деятельности (посещение детской библиотеки, занятий кружков различного профиля);

•создание дома среды, стимулирующей детскую художественную деятельность (наличие  в  доме мини-центра  детского  творчества  с  разнообразными материалами для рисования, лепки, ручного труда);

•совместная художественная деятельность детей и родителей;

•систематическое  внимание,  поддержка  и  поощрение  творческих  успехов ребенка;  

•учет индивидуальных психологических особенностей и интересов ребенка.

Подчеркну,  изобразительная  деятельность  является незаменимым  источником  проявления социальных  эмоций,  чувств,  но  порождаются они не изобразительной деятельностью как таковой, а социальной действительностью.  От  того,  как  ребенок  воспринимает  социальные  явления, какое у него сложилось к ним отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь и т. д.

Изобразительная  деятельность – одна  из  самых  интересных  для  детей дошкольного возраста видов деятельности. Она глубоко волнует мысли ребенка, затрагивает  личные  переживания,  вызывает  положительные  эмоции,  то  есть является  одним  из  эффективных  средств  социализации  дошкольника  в современных условиях.

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. - М.; Издательский центр "Академия", 1997. - 400с.

2. Баскакова И.Л. "Внимание дошкольника. Методы его изучения и развития: Методические рекомендации" "Институт общегуманитарных исследований" Москва, 2002 г. - с.

4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.421 с.

5. Волков Н.Н. Восприятие картины. М., 1997. - с.

6. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. / Под ред. Ушаковой О.С., Парамоновой Л.А. - М.: Просвещение, 2001. - 160с

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.

8. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. - Л., 1976. - с.

9. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 1997. - 224с.

10. Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие.Л., 1978. - 94с.

11. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. - М., 1969. - 111 с.

12. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М.: Просвещение, 2005. - 146с.

13. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 5-е изд., испр. - М.: Издательский центр "Академия", 2004.

15. Маслова С.Г. В мир прекрасного: программа художественно-эстетического воспитания в детском саду. - СПб.: Нестор-История, 2010. - 176 с.

16. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М., 1987.126 с.

17. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им.В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1997. - 944 с

18. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. - М, 1967. - 190 с.

19. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 2003. - 208с.

20. Урунтуева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся педагогических учебных заведений. - 2-е изд. - М.: Издательский центр "Академия”, 1997. - 336 с.

21. Художественное творчество в детском саду / под. ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1974. - с.

22. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. - М. 1992. - с.

23. Эстетическое воспитание в детском саду: пособие / под. ред. Н.А. Ветлугиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 207 с.

24. Блудова В. Природа и структура художественного восприятия // Эстетиче ские очерки. М, 1977, № 4. С.38-62.

25. Вершинина П.А. Возможности освоения дошкольниками некоторых знаний о композиции произведений живописи // Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста. Л., 1984. С.128-136.

26. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Формирование эстетической позиции как условие развития творческих способностей детей // Нов. исслед. в психологии. 1981. № 2. С.49 - 53; 1982. № 1. С. 55-60


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста

Рисование - насущная потребность ребенка дошкольного возраста. Большинство детей любят не только рисовать, но и лепить из пластилина, изготавливать поделки. Ребёнок воспринимает литературное произведе...

ОТЧЕТ «РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ»

Для умственного развития детей 5-го года жизни, имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование связной речи у ребенка, а также обогащает их словарный запас....

Роль изобразительной деятельности в подготовке детей к обучению в школе.

Подготовка детей к обучению в школе ведется по двум направлениям: общая готовность, специальная готовность. В статье  раскрываются задачи, которые необходимо решить при подготовке детей к обучени...

Роль изобразительной деятельности в развития ребенка дошкольного возраста.

Роль изобразительной деятельности в развития ребенка дошкольного возраста....

Роль изобразительной деятельности в установлении эмоционального контакта педагога с ребенком 2-х лет в период адаптации к условиям детского сада

Адаптация ребёнка 2-х лет в детском саду. Поступив в детский сад, ребенок попадает в новую, непривычную среду, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать тесные взаи...

« Роль изобразительной деятельности на успешность адаптации к условиям детского сада»

Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления от увиденного и пережитого. Он бер...