Изобразительная деятельность, как важное условие эффективной работы по художественно - эстетическому развитию дошкольников
консультация (младшая группа) по теме

Луканина Тамара Викторовна

Важность приобщения детей к искусству с раннего датства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izobrazitelnaya_deyatelnost.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,

КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста. Считая её миром человеческих ценностей. Искусство заставляет оба полушария мозга работать на повышенном эмоциональном фоне и при этом активно взаимодействовать друг с другом. Тем самым искусство оказывает мощное воздействие на ассоциативные поля большого мозга, развивая их и создавая сложнейшие системы связей, имеющих значение в процессах мышления. Поэтому, эстетическое развитие ребёнка имеет большое значение для его подготовки к школе.

Изобразительная деятельность в детском саду, это не только важное средство художественно – эстетического воспитания ребёнка, но и как условие его эмоционального благополучия, а также своевременного и полноценного психического развития. Занимаясь изобразительной деятельностью, ребёнок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. Он не просто копирует увиденное, а передаёт своё отношение к нему. Таким образом, наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созиданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно – творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение. Цель обучения заключается не только, чтобы дать детям знания и навыки, но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание к самостоятельной творческой деятельности.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребёнка об окружающем мире.

Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления творческой активности. В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями. Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются отдельные детали. В рисовании красками создание формы идёт от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы.

Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объёмном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры. Пластичность материала и объёмность изображаемой формы позволяют овладеть некоторыми техническими приёмами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребёнок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дети знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются в процессе создания декоративного узора. На  занятиях аппликацией у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры рук, координации движений. Ребёнок учится владеть ножницами, раскладывать формы на листе.

В детском саду применяются такие виды конструирования: из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов. При конструировании дети знакомятся с геометрическими объёмными формами, получают представления о значении симметрии, равновесии, пропорции.  Все виды конструирования способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей.

На занятиях по изобразительной деятельности формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициативность, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребёнок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявляет самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремлённости в работе, умении довести её до конца. В процессе изобразительной деятельности воспитывается у дошкольников чувство товарищества, взаимопомощи. Коллективный анализ детских работ способствует формированию объективных оценок своих работ и работ сверстников.

Изобразительная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика занятий даёт широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально – эстетического отношения к действительности. Изобразительное искусство показывает человеку мир, реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение.

Одним из важных условий реализации системы художественно – эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно – развивающей среды. Во – первых, это условия физические, то есть наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними. Во – вторых, это условия социально – эмоциональные, то есть создание взрослыми у ребёнка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых. В – третьих это психологические условия, сущность которых заключается в том, что у ребёнка формируется чувство безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний. В – четвёртых, интеллектуальные условия, которые создаются путём решения творческих задач.

Созданная в детском саду предметно – развивающая среда способствует познавательному развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной деятельности, творчеству.

Литература:

1. Найниш, Борисов А., Горбунова В. , Шибанов С. «Можно ли научить рисовать любого?»//ALMA MATER, №8, 2000г.

2. Косминска В. Б. и др. «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду» //Москва, /Просвещение, 1977г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные изобразительные технологии художественно-эстетическом развитии дошкольника из опыта работы.

Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе (созданных самостоятельно)...

Обобщение опыта работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников

Желание творить - внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.Рисование-это не та область, где нужно следовать правилам. Именно в творчес...

Организация работы по художественно- эстетическому развитию дошкольников

В статье указаны особенности организации работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников. Необходимость и значимость художественно-эстетического развития в формировании личности на раннем ...

Сообщение из опыта работы на педагогическом совете «Основные задачи работы по художественно-эстетическому развитию дошкольника»

Цель художественно-эстетического развития дошкольников — формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству....

Сообщение из опыта работы на педагогическом совете «Основные задачи работы по художественно-эстетическому развитию дошкольника»

Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. ...

Дидактические игры используемые в работе по художественно-эстетическому развитию дошкольников.

Дидактические игры используемые в работе по художественно-эстетическому развитию дошкольников....