Обобщение опыта работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников
статья на тему

Желание творить - внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.

Рисование-это не та область, где нужно следовать правилам. Именно в творчестве можно дать ребёнку простор для самовыражения: выбирай, чем рисовать, на чём рисовать и как рисовать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oboshchenie_opyta.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему

«Обобщение опыта работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников»

Воспитатель: Женухова С.А.

Желание творить - внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.

Рисование-это не та область, где нужно следовать правилам. Именно в творчестве можно дать ребёнку простор для самовыражения: выбирай, чем рисовать, на чём рисовать и как рисовать.

Мы используем нестандартные способы рисования: рисование ладошками, метод тычка, выдувание, ниткография и др.

Результаты изобразительной деятельности, конструирования и художественного труда обычно материализуются в форме конкретного продукта (рисунка, коллажа, игрушки, модели, конструкции и др., объективно отражают динамику художественного и общего развития детей, визуализируют сложный процесс формирования эстетических эмоций, художественного вкуса и общей культуры каждого ребенка.

Рассмотрим в динамике, каким образом происходит становление и развитие художественно-продуктивной деятельности, интегрирующей многие линии развития ребенка-дошкольника. Обратим внимание на логику перехода организованной деятельности в свободное самостоятельное творчество детей.

Вторая младшая группа (3-4 года)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Проявляет устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, мелкой пластике, книжной графике; владеет способами зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения восприятия.

Может отображать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации) и в процессе художественного труда, детского дизайна.

Создает узнаваемые образы конкретных предметов и явлений окружающего мира; передает обобщенную форму и цвет доступными художественными способами.

Различает, правильно называет и самостоятельно использует по назначению основные строительные детали (кубик, кирпичик, пластина) ; целенаправленно создает, рассматривает и свободно обыгрывает простейшие постройки (забор, загородка, мостик, диванчик, стол, домик и др.).

Из опыта работы в младших группах детям нравиться рисовать ладошками, пальчиками, ватными палочками, выполнять несложные подделки из ватных дисков.

Средняя группа (4-5 лет)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

С интересом изображает знакомые объекты и явления (бытовые, природные, социальные, самостоятельно находит и воплощает в рисунке, коллаже, фигурке, конструкции простые сюжеты на темы окружающей жизни, художественной литературы, любимых мультфильмов.

В создаваемых образах передает доступными графическими, живописными и пластическими средствами различные признаки изображаемых объектов (форма, пропорции, цвет, фактура, характерные детали, уверенно владеет разными художественными техниками.

С удовольствием конструирует различные изделия и постройки из строительных деталей, бумаги, картона, природного и бытового материала, предметов мебели. При этом учитывает как конструктивные свойства материалов (форма, устойчивость, величина, размещение в пространстве, так и назначение самой постройки; создает варианты одного и того же объекта с учетом конструктивной задачи.

Выражает свои представления, переживания, чувства, мысли доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами; проявляет эстетические эмоции и чувства при восприятии произведений разных видов и жанров искусства.

В средней  группе, уже к вышесказанному, прибавляется такой нетрадиционный метод творчества как монотопия.

Старшая группа (5-6 лет)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Самостоятельно создает выразительные образы различных объектов и явлений окружающего мира на основе сформированных представлений о них, при этом старается передать не только основные признаки (форму, цвет, пропорции, фактуру) изображаемых объектов, но и различные взаимосвязи между ними, а также свое личное отношение.

В разных видах изобразительной деятельности стремится к воплощению развернутых сюжетов; в декоративно-оформительской деятельности создает изделия, гармонично сочетающие форму, декор и назначение предмета.

Самостоятельно создает конструкции из разнообразных по форме, величине, материалу и фактуре строительных деталей и других материалов (природных и бытовых, готовых и неоформленных); свободно сочетая и адекватно взаимозаменяя их, в соответствии с конструктивной задачей или своим творческим замыслом; понимает способ и последовательность действий, самостоятельно планирует работу и анализирует результат.

-Успешно применяет освоенные художественные техники и способы, свободно сочетает их для реализации своих творческих замыслов; по своей инициативе осваивает новые техники (монотипия, коллаж, мозаика, граттаж, декупаж, квиллинг, папье-маше, оригами, киригами и др.) и различные изобразительно-выразительные средства; интересуется изобразительным и декоративно-прикладным искусством; замечает красоту и гармонию в окружающем мире.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Самостоятельно, свободно, с интересом создает оригинальные сюжетные композиции различной тематики из близкого окружения (семья, детский сад, бытовые общественные и природные явления, праздники, а также на основе представления о «далеком» (природа и культура на других континентах, путешествия, космос, «прошлом» и «будущем» человечества (история, веселые приключения) .

В творческих работах передает различными изобразительно-выразительными средствами свои личные впечатления об окружающем мире (грустный или веселый человечек, добрый или злой сказочный персонаж и т. д.) .

Увлеченно, самостоятельно, творчески создает качественные дизайн-изделия, строительные конструкции, инсталляции из готовых деталей и различных материалов (бытовых и природных) с учетом их функции и места в пространстве;

-конструирует по замыслу, условию (или ряду условий, словесной задаче, схеме, фотографии, рисунку, образцу (с изменением ракурса) ;

-легко видоизменяет постройки по ситуации, изменяя высоту, площадь, устойчивость и пр. ;

- охотно участвует в коллективной работе или сюжетной игре, связанной с конструированием игровых построек и атрибутов;

- самостоятельно планирует свою деятельность и критично оценивает результат.

-Успешно реализует творческие замыслы, свободно и умело сочетает разные художественные техники;

- умеет планировать работу и сотрудничать с другими детьми в процессе создания коллективной композиции;

- интересуется изобразительным и декоративно-прикладным искусством, имеет опыт «зрителя» в художественном музее и на арт-выставке.

В старшем дошкольном возрасте используется более сложные и интересные способы нетрадиционного творчества и деятельности. В своей работе я использую кляксографию, рисование штампами, рисование нитью, конструирование из ватных дисков и бумажных салфеток.

Таким образом в нашем саду систематизированно ведется работа по художественно-эстетическому развитию. В достаточном количестве имеется методическая литература, специальные пособия и наглядный материал.

Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению"

Л.С. Выготский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников.

Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, так как в этот период в ребёнке те значимые изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. Именно ...

Обобщения опыта работы по теме:"Математическое развитие дошкольников на занятиях и в свободной деятельности"(младший возраст)

Огромное значение развитии устной и в будущем письменной речи ребёнка имеет развитие ручной и пальцевой моторики.Задачей умственного развития является формирование памяти, внимания, мышления....

Обобщение опыта по направлению художественно-эстетическое развитие для детей средней группы аппликация «Большой дом»

Конспект занятия по аппликации «Большой дом». Презентация для детей «Большой дом»....

Обобщение опыта по направлению художественно-эстетическое развитие для детей средней группы аппликация «Пирамидка»

Конспект занятия по аппликации «Пирамидка». Презентация для детей «Пирамидка»....

Обобщение опыта по направлению художественно-эстетическое развитие для детей средней группы аппликация «Красная Шапочка»

Конспект занятия по аппликации «Красная Шапочка». Презентация для детей «Красная Шапочка»....

Обобщение опыта по направлению художественно-эстетическое развитие для детей средней группы аппликация «Неваляшки»

Конспект занятия по аппликации «Неваляшки». Презентация для детей «Неваляшка»....