: «Использование в работе учителя – логопеда нетрадиционного, дидактического оборудования, изготовленного своими руками»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Бартанова Евгения Сергеевна

Наш современный мир хорош тем, что предоставляет нам огромное количество различной информации, готовых игр, пособий, но не всегда они соответствуют нашим требованиям и ожиданиям. Поэтому  в работе я  практикую изготовление различных игр своими руками. И здесь моя фантазия не знает границ, задумки приобретают реальные формы, картинки  подбираются  на мое усмотрение, оформление - по желанию,  можно задать игре нужные в данный момент цели, в любое время добавить новый материал в соответствующем виде и формате своей игры. Современная техника и материалы всегда помогают оформить все красиво, красочно и  эстетично. Ссылка на презентацию с сообщению  https://disk.yandex.ru/i/1s-I8dC35Yxj6Q  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Боханский детский сад №1»

Методическая разработка

Тема: «Использование в работе учителя – логопеда нетрадиционного, дидактического оборудования, изготовленного своими руками»

Разработала учитель-логопед  

МБДОУ «Боханский детский сад №1»

Бартанова Е. С.

2023 год

Дидактические игры и пособия, изготовленные своими руками

Войдя в логопедический кабинет, дошкольники попадают в театральный уголок, где есть множество кукол, элементов декораций, которые я изготовила сама или с помощью детей и их родителей. Главный персонаж в театральном уголке клоун по имени Федя.  Федя — это кукла ручной работы, он не похож ни на одного клоуна мира, он очень добрый и красивый. Клоун помогает мне задать положительный настрой на логопедическое занятие, дети с ним здороваются, улыбаются ему. В течении всего занятия стараются выполнять задания клоуна, которые он дал в начале.  А в конце занятия, дети рассказывают Феде о том, как поработали, тем самым подводят итоги своей деятельности.

Здесь же,   есть очень интересная и красочная игра «Собери сказку»

Цель: автоматизировать поставленные звуки; развивать лексико-грамматический строй речи; связную речь; расширять словарный запас; развивать мелкую моторику рук; художественный вкус; фантазию, воображение; творческие способности.

Для изготовления игры я использовала картон, цветной фетр, разные виды цветной бумаги, атласные ленты, медную проволоку, термоклей, клей момент, клейкую ленту и разные виды декора.

Дети собирают сказку из разных элементов – это фигурки животных, людей, деревьев, домиков, мебели. Они их прикрепляют на клейкую ленту, вешают на крючки из проволоки, пристегивают на прищепки. Когда все декорации собраны, ребята инсценируют сказку. Это игра стала одним из любимых занятием ребят. Они сами могут управлять сюжетом сказки.

Далее отправляемся в учебную зону моего кабинета. Здесь находится множество игр, которые я использую на этапе автоматизации звука. Этот этап самый длительный и трудоемкий в работе над звукопроизношением. И для того, чтобы он был еще и наиболее эффективным, я стараюсь все задания сделать интересными, веселыми и разнообразными.  Использую дидактические игры и пособия, сделанные своими руками, подручный материал – это декоративные и речные камушки, мелкие игрушки от киндера сюрприза, из деревянных шпателей сделала мольберт для удобства работы с картинками. А хозяйка в этой зоне сова София, которую я связала сама.  Дети ее очень любят и с удовольствием с ней работают.

«Поймай звук»

Цель: развитие фонематического слуха, автоматизация поставленного звука изолированно и в слогах.

 Описание.

Для этой игры предлагаю детям цветные камушки, крышки, крупы, шишки на выбор. Ребятам нужно выложить вряд камушки тогда, когда услышат заданный звук. На следующем этапе игры звук нужно услышать в слогах и выложить уже крышки, но положить их нужно между камушками или сверху, или снизу, тем самым мы еще и развиваем ориентирование в пространстве. Далее все предметы превращаются в волшебные кнопки , нажав на которые дети правильно произносят поставленный звук. В конце игры я предлагаю детям убрать все предметы на свои места, но сделать это нужно одновременно двумя руками, этот прием помогает развивать межполушарные связи, что благоприятно влияет на интеллектуальное развитие.

«Наша ферма»

Цель: знакомство с профессиями села; расширять  словарь, развивать навыки словообразования и словоизменения; развивать связную речь и  мелкую моторику рук.

Описание.

Пособие выполнено из цветного картона, бумаги,предметных картинок овощей, фруктов и животных.  

Можно использовать следующие игровые задания: «Кто чем занимается?», «Где овощи, а где фрукты?», «Раздели животных», «Кто как кричит?» и т.д.

Игра сразу привлекла внимание детей своей красочностью, красивыми картинками животных и фермеров. Она позволяет не только эффективно работать над лексико-грамматической стороной речи, но и непринуждённо автоматизировать звуки всвободной речи.  Особенно игра позволяет проработать звук  [Р] так как больше всего встречаются слова с этим звуком.

«Ходилки, бродилки»

Цель: автоматизировать поставленные звуки в словах, расширять словарь, учить играм с правилами, развивать мелкую моторику рук.

Описание

Для изготовления игры использовала бумагу форматом А3, цветные предметные картинки, цветные маркеры. Здесь дети путешествуют по игровому полю с помощью мелких игрушек, произнося слова с заданным звуком.

Играя в эту игру, я предлагаю им представить, что они путешественники и с помощью карты им нужно пройти в страну правильных звуков. Это игра особенно пользуется популярностью среди детей, посещающих логопедические занятия.

Дополнительно мы с дошкольниками повторяем счет в пределах шести и учимся ориентироваться в пространстве.

  «Паровоз»

Цель: автоматизация и дифференциация поставленных звуков; развитие фонематического слуха; обогащение словаря; учить обобщать, понимать последовательность сюжета, причинно- следственные связи; развивать внимание, наблюдательность и связную речь.

Описание.

Пособие изготовлено из плотного картона и цветной бумаги.

 Можно использовать следующие игровые задания:«Кто в каком вагончики едет?» (дети распределяют картинки по вагончикам, в каждом вагончике картинки с определенным звуком); «Кто едет в первом вагончики? Кто во втором? Кто в третьем?» (дети распределяют картинки по вагончикам в соответствии с положением заданного звука в слове); «Что сначала, что потом?» (дети раскладывают  картинки по порядку в определенной последовательности и составляют рассказы по картинкам).

«Волшебные салфетки»

Цель: автоматизировать звуки в словах

Одна из самых волшебных и загадочных игр, которая приводит малышей в полный восторг.

Описание.

Детям предлагается опустить чистую салфетку в воду, где на ней начинает проявляться картинка (картинку заранее рисует педагог между двумя слоями салфетки). Это игра позволяет ребятам свободно и непринуждённо автоматизировать поставленный звук.

«Что у кота в мешке»

Цель: автоматизация звуков в словах и предложениях.

Описание.

В игре детям предлагается посветить фонариком на мешок Кота в Сапогах, который сделан из плотной цветной бумаги, и они смогут увидеть, что же он прячет. Во время игры   я предлагаю детям стать детективами и выяснить,  что же прячет хитрый Кот.

«Найди пару»

Цель: автоматизация звуков в словах, развивать мышление, внимание, память.

Описание.

Пособие изготовлено из цветного картона. Картон разрезала на одинаковые квадраты, на одной стороне наклеила предметные картинки по две одинаковых. В начале игры раскладываю квадраты картинками вверх, даю детям время запомнить расположение картинок, затем переворачиваю и предлагаю детям найти парные картинки по памяти.

В зоне «Ловкие пальчики» я изготовила яркие и красочные игры – «Собери по схеме», «Закрой окошко», «Найди такой же рисунок», «Веселые прищепки», «Кто спрятался в крупе?», и т.д.

Цель этих игр: развитие мелкой моторики рук, которая способствует быстрому становлению речи; развитие психических процессов – мышление, память, внимание; развивать ориентирование на плоскости.

Описание

Все пособия изготовлены из подручного материала – это разноцветные крышки, кусочки линолеума, мелкие баночки, декоративные камушки, крупы, прищепки и конечно использовала цветной картон, бумагу, фетр. Играя с этими пособиями, дети закручивают и откручивают крышки, прилаживают, подбирают и сравнивают геометрические фигуры, собирают по схеме или придумывают сами разнообразные узоры.

В зоне развития речевого дыхания и артикуляционной гимнастики мы можем увидеть различные тренажеры для развития дыхания: кораблики из пенопласта – их я помещаю в латок с водой и предлагаю детям подуть на парус из бумаги и наши кораблики отправляются в плавание; баночки наполненные мелкой крошкой из пенопласта, с помощью одноразовой трубочки для коктейля дети раздувают снежную бурю в банке.    Для работы над артикуляцией совместно с родителями был изготовлен лэпбук «Веселые приключения язычка», где главный персонаж Язычок посещает зоопарк, кафе, парк, музыкальный театр и предлагает детям выполнить артикуляционные упражнения.  Например, в зоопарке Язычок увидел лягушку, и дети выполняют упражнение «Лягушка»

Хозяйка в этой зоне кукла ручной работы, которую зовут Мария. Она помогает в игровой форме настроить ребят на занятие.

Представленный дидактический материал востребован и активно используется в коррекционной практике, так как изготовлен в процессе совместного творчества педагога, детей и их родителей.  Создание таких игр, пособий – это всегда изобретение нового, необычного, оригинального, особенно привлекает ребят то, что из знакомого бросового материала, который лежал без пользы, получается интересная игра или пособие.

Совместная деятельность по изготовлению игр приводит к близкому общению между собою и, конечно, приносит отличный результат логопедической работы.  Дети идут с удовольствием на занятия, сами выбирают картинки для артикуляционной гимнастики, тренажёры для работы над дыханием, игры и активно занимаются, добиваясь отличных результатов.

Презентацию с фотографиями вы можете увидеть по этой ссылке -https://disk.yandex.ru/i/1s-I8dC35Yxj6Q 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Звёздное небо» Нестандартное физкультурное оборудование изготовленное своими руками.

* Нестандартное оборудование, способствует комплексному физическому воспитанию и закреплению достижений коррекционно-воспитательной работы.Оборудование выполняет свою развивающую роль тем, что ...

«Звёздное небо» Нестандартное физкультурное оборудование изготовленное своими руками.

В нашем детском саду мы часто используем  физкультурное нестандартное оборудование изготовленное своими руками, так как спортивное оборудование - это всегда    дополнительный стиму...

Дидактическая игра изготовленная своими руками "Разноцветные матрешки"

Игра способствует :формированию  навыков счета, закреплению знание цвета, развитию внимания,памяти, логического мышления, воображения.Можно использовать в дидактических играх "Найди пару", "Найди...

Нетрадиционное игровое оборудование - "Носилки" своими руками.

Краткий фотоотчет по созданию и использованию нетрадиционного игрового оборудования "Носилки" в физкультурно - образовательном процессе ДОУ....

Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей 3–4 лет через дидактические игры, изготовленные своими руками"

АктуальностьНа ранних этапах жизни мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой моторикой рук неумело держат ложку, ...


 

Комментарии

Бартанова Евгения Сергеевна

Все мы знаем, что правильная речь – это важное условие успешного развития личности. Чем лучше развита у ребенка речь, тем полнее его общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками. Очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Ведущая деятельность дошкольников – игровая, поэтому все педагоги обязательно включают в работу с детьми различные игры. Учителя-логопеды, конечно же, не исключение.
Игры позволяют детям решать речевые задачи в игровой форме. Помогают выработать умение правильно произносить звуки изолированно, в словах и в свободной речи. Усвоить грамматические нормы, расширять словарный запас, формировать направленную воздушную струю, развивать мелкую моторику и графические навыки, дают детям определенный объем знаний и учат их владеть этими знаниями, развивают психические процессы, тесно связанные с развитием речи.
Дидактические игры оказывают положительное действие на всестороннее развитие детей и обязательно включаются в логопедическую работу. При выборе игр я учитываю возраст детей, их психофизические особенности, степень сложности речевого нарушения, этап логопедической работы.
Как известно, целью логопедической службы в детском саду является развитие всей речевой системы в целом: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие физического и речевого слуха, развитие грамматической стороны речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие артикуляционной и мелкой моторики, связной речи и наконец, коррекция произношения. Соответственно впедагогической копилки логопеда должно быть большое количество различных игр.
Логопедам приходится многократно повторять один и тот же материал, что конечно же утомляет не только ребенка, но и самого педагога. И тогда ему приходится придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребенку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективности всей логопедической работы.
Наш современный мир хорош тем, что предоставляет нам огромное количество различной информации, готовых игр, пособий, но не всегда они соответствуют нашим требованиям и ожиданиям. Поэтому в работе я практикую изготовление различных игр своими руками. И здесь моя фантазия не знает границ, задумки приобретают реальные формы, картинки подбираются на мое усмотрение, оформление - по желанию, можно задать игре нужные в данный момент цели, в любое время добавить новый материал в соответствующем виде и формате своей игры. Современная техника и материалы всегда помогают оформить все красиво, красочно и эстетично.
Актуальность этих пособий заключается в том, что работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом.Использование данных игровых пособий облегчают усвоение учебного материала и повышает эффективность логопедической работы. Разнообразие дидактических пособий выражается в их многофункциональности, которые можно использовать в соответствии с поставленной целью, их использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии. Картинки из одной игры можно использовать и в других играх.
Благодаря использованию этих пособий, процесс обучения проходит в доступной среде для детей дошкольного возраста. Пособия можно по необходимости пополнять другими играми и деталями. Работа с данными пособиями позволяет систематизировать весь наглядный материал и продуктивно использовать его на занятиях.
Приятно работать с пособиями и играми, которые придуманы и изготовлены самостоятельно, и что немало важно, имеется возможность поделиться наработками и опытом с коллегами.
Пособия могут быть использованы как в индивидуальной работе с ребенком, так и в подгрупповой. Все пособия представлены в методической разработке: «Использование в работе учителя – логопеда нетрадиционного, дидактического оборудования, изготовленного своими руками».
Обобщение опыта работы:
Конкурс Творческая мастерская «Минутка восхищения (конкурс нетрадиционного дидактического оборудования в центре развития речи детей своими руками) на базе ДОУ. Изготовила дидактическое пособие «Собери сказку». Диплом I степени.
Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Педагогический успех – 2020». Видеоролик «Дидактические пособия, сделанные своими руками». Диплом I степени.
Конкурс – смотр видеороликов «Патриотическое воспитание в работе с дошкольниками» на базе ДОУ. Видеоролик «Дидактические игры по воспитанию патриотизма у дошкольников в коррекционной работе логопеда». Диплом III степени.
Районный онлайн семинар – практикум. «Использование современных методов и технологий в речевом развитии дошкольников»», проведение коллоквиума «Развиваем речь дошкольников», представление видеоролика «Дидактические пособия, сделанные своими руками «Собери сказку»».
Распространение опыта в личном блоге «Творческий педагог» https://dzen.ru/id/6274a26505fa9340e474ddd8?share_to=link на Яндекс Дзен подборке «Развиваем речь малышей, играя» https://dzen.ru/suite/7e2febd2-9f32-4537-9aee-614d431db649?share_to=link

Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: методическое пособие для воспитателей ДОУ/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Просвещение. - 1997.
2. Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. Логопедические игры и упражнения. СПб., 2002.
3. Скворцова И. Логопедические игры. М., 2014.
4. Фадеева Ю.А., Пичугина ГЛ., Жилина ИМ. Игры с прищепками: творим и говорим. М., 2012.