Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей 3–4 лет через дидактические игры, изготовленные своими руками"
методическая разработка (младшая группа)

Таибова Руфия Алибековна

Актуальность

На ранних этапах жизни мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой моторикой рук неумело держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы и молнии, зашнуровывать обувь. Малышам бывает трудно собрать упавшие детали конструктора, играть с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Часто ребятам с трудом дается ручной труд (лепка и аппликация, дети не успевают за сверстниками на занятиях.

Из этого можно сделать вывод о том, что возможности освоения мира детьми оказываются обедненными, неполными. Дети чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, которые доступны другим сверстникам. Это сильно влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени недостаточный уровень развития мелкой моторики формирует школьные трудности.

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика неразрывно связана с нервной системой, зрением, психическими процессами ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. Объясняют они это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика рук влияет на их ловкость, которая сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на логическое мышление, память, внимание, воображение.

И именно поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики рук должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Вместе с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание и словарный запас.

Не всегда взрослые имеют возможность развивать мелкую моторику рук детей при помощи красивых, а зачастую и дорогих покупных игрушек. Но, как было сказано выше, развитие моторики рук у детей имеет очень важное значение, и пренебрегать этим нельзя ни в коем случае. Но можно выйти из затруднительного положения следующим образом - изготовить игры и пособия самостоятельно из подручных средств. Главное, изготовить их таким образом, чтобы ребенку было интересно играть в них, а ведь именно играя, ребенок обучается и развивается. А игры, изготовленные своими руками, зачастую из подручных средств, будут помогать развивать пальчики детей и приносить радость ребенку.

Цель самообразования по теме: создать условия для развития мелкой моторики рук у младших дошкольников (дети 3-4 лет) через дидактические игры, созданные своими руками.

Задачи самообразования:

1. Пополнять, совершенствовать предметно-пространственную среду играми и пособиями, созданными своими руками

2. Углубить и расширить свои знания по данной теме, при помощи изучения литературы

3. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;

4. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

5. Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;

Предполагаемый результат:

В конце проведенной работы повысятся знания по данной теме, предметно-пространственная среда группы пополнится дидактическими играми и пособиями, изготовленными своими руками, у детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для рисования.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей 2-3 лет через дидактические игры, сделанные своими руками.

       Игра в дошкольном возрасте – ведущий вид деятельности детей. Игра является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С её помощью создаются...

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей 2-3 лет через дидактические игры, сделанные своими руками. Воспитатель: Топольскова О.А

Игра – это не только источник положительных эмоций, это ещё и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей жизни. Во время игры, ребёнок, даже не подозревая об этом, может получат...

Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения через дидактическую игру.

Познавательная деятельности у детей с нарушениями зрения протекает при совместной деятельности недостаточного зрения и сохранных анализаторов. Однако не все анализаторы задействованы в полной мере. ...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры».

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры....

Перспективное планирование по теме самообразования "Развитие мелкой моторики у детей 3–4 лет через дидактические игры, изготовленные своими руками"

Месяц   Сентябрь 1. Изучение литературы А.В Артемьева Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет ВЫПОЛНЕНО 2. Составление перспективного плана по самообразованию...

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей 3–4 лет через дидактические игры, изготовленные своими руками»

Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?».Изготовление дидактической игры "Занимательный куб"...

Консультация Для родителей   по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры сделанные своими руками»

КонсультацияДля родителей   по теме:«Сенсорное развитие детеймладшего дошкольного возрастачерез дидактические игры сделанные своими руками»...