Планирование индивидуальных занятий в группе компенсирующей направленности с РАС
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Каманова Светлана Владимировна

Планирование индивидуальных занятий в группе компенсирующей направленности с РАС 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_individualnyh_zanyatiy_avtosohranennyy.docx70.89 КБ

Предварительный просмотр:

Месяц
Лексическая тема

Развитие речевого восприятия

ФЭМП

Развитие мелкой моторики рук

Формирование мышления

Сенсорное развитие

Сентябрь

«Осень»

Д/И «Реагировать на свое имя»

Учебная цель: узнавать собственное имя

Задание: смотреть на то лицо, которое зовет ребенка по имени

Материал: отсутствует

Несколько раз в день называйте имя ребенка громким, но спо-

койным голосом. Если он посмотрит на вас, похвалите его.

Д/И «Помоги Кате»

Цель. Учить детей выделять отдельные предметы из группы по образцу;.

Материал. Кукла, коробка, машины (4 шт.), мячики (4 шт.), кубики 4-х цветов (по 2 шт.), матрешки 4-х цветов (по 4 шт.).

Д/И «Бросай шарики»

Цель. Учить детей выполнять задания по показу взрослого: брать в руки шарики и бросать их целенаправленно (в корзину).

Оборудование. Коробка с шариками разного размера и цвета, сделанными из различного материала (пластмассовые, резиновые, деревянные, железные и др.).

  Д/И «Лови шарик!»

Оборудование: две коробочки, воздушный шарик, ленточка.

Д/И «Поймай игрушку»

Цель. Учить практически различать форму – перераспределять пальцы на предмете в зависимости от формы, чтобы удержать предмет в руках; заранее готовить руку в соответствии с формой предмета.

Оборудование. К веревке подвешиваются игрушки или сеточки с игрушками.

«Деревья»

Д/И «Прийти по речевому вызову»

Учебная цель: понимать речевой вызов

Задание: прийти по речевому вызову

Материал: отсутствует

Д/И «Найди такой же»

Цель. составлять группы из одинаковых предметов на основе образца.

Материал. Кукла, коробка, машины (4 шт.), мячики (4 шт.), кубики 4-х цветов (по 2 шт.), матрешки 4-х цветов (по 4 шт.).

Д/И «Поймай мяч»

Цель. Учить хватать большие предметы двумя руками, распределяя пальцы на предмете; правильно устанавливать расстояние от себя до мяча, направление в пространстве (справа, слева, прямо); развивать зрительно-двигательную координацию, действуя обеими руками.

Оборудование. Надувной мяч яркого цвета, веревка, леска для подвешивания мяча.

Д/И «Поймай листочек!»

Оборудование: две коробочки, листья, ленточка.

Д/И «Спрячь игрушку (картинку)»

Цель. Учить соотносить форму предметов с помощью проб.

Оборудование. Коробки с крышками разных форм (круглые, квадратные, многоугольные); мелкие игрушки или картинки.

«Овощи»

Садиться по речевому требованию

Учебная цель: понимать речевые требования

Задание: садиться по речевому требованию

Материал: 3 стула (1 из них детский стульчик)

Д/И «Шарик и кубик»

Цель. Учить детей различать куб и шар; употреблять слова кубик и шарик; формировать зрительные и осязательно-двигательные способы обследования формы. Материал.4 кубика и 4 шарика одинакового цвета и размера, желоб, поднос, коробка, мешочек из непрозрачной ткани.

Д/И «Прокати шарики»

Цель. Развивать зрительно-двигательную координацию, закреплять хватание щепотью, развивать соотносящие действия.

  Д/И  «ПОКОРМИ МИШКУ!»

Оборудование: набор детской посуды, набор детской мебели, мишка.

Д/И «Чей домик?»

Цель. Учить соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами; учить пользоваться методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.

● «Магазин овощей»

Задачи:

— учить понимать названия овощей, использовать их в речи;

— знакомить с понятиями «большой», «маленький», «круг-

лый», «красный», «вкусный» и др.

Словарь: помидор, огурец, лук.

«Овощи»

Д/И «Принести предмет»

Учебная цель: улучшать визуальное внимание и способность от-

личать предметы друг от друга

32 Глава 2. Формирование речевой коммуникации у детей с расстройствами...

Задание: обыскать помещение в поисках определенного пред-

мета и принести этот предмет, не задерживаясь благодаря другим

стимулам

Материал: коробки средней величины, три пары предметов

обихода (например, ботинки, чашки, яблоки)

Д/И «Чудесный мешочек»

Цель. Продолжать учить выделять и группировать предметы по заданному признаку на основе образца; учить детей выбирать предметы по образцу на ощупь.

Материал.4 кубика и 4 шарика одинакового цвета и размера, желоб, поднос, коробка, мешочек из непрозрачной ткани.

Д/И «Разложи шарики»

Цель. Продолжать учить детей действовать целенаправленно: соотносить каждый шарик с отверстием.

Оборудование. Разноцветные пластмассовые шарики; деревянная доска с прорезями, расположенными в горизонтальные ряды (6) и вертикальные (4), размер прорези чуть меньше размера пластмассового шарика.

Д/И «Покатаем зайчиков!»

Оборудование : два зайчика; две тележки - одна с веревкой, другая без

веревки.

Д/И «Найди окошко»

Цель. Та же.

Оборудование. Коробки из плотного материала, в каждой из которых по две прорези разной формы (например, круглая и квадратная, квадратная и треугольная, круглая и овальная и т. д.); объемные геометрические формы.

Д/И  «Магазин овощей»

Задачи:

— учить понимать названия овощей, использовать их в речи;

— знакомить с понятиями «большой», «маленький», «круг-

лый», «красный», «вкусный» и др.

Словарь: помидор, огурец, лук.

«Фрукты»

Д/И  «Магазин фруктов»

Задачи:

— учить понимать названия фруктов;

Библиотека Логопеда 49

— формировать умение использовать глагол «дай».

Словарь: фрукты, яблоко, банан, апельсин.

Д/И  «Большой — маленький»

Цель. Учить детей различать предметы по величине: большой — маленький; учить ориентироваться на величину пред-

метов, соотносить действия рук с величиной предметов, употреблять слова большой — маленький. 

Материал. Кукла, мячики одного цвета, но контрастных размеров (большой и маленький), поднос, 4 больших и 4 маленьких кубика, карточки 4-х цветов (желтая, красная, синяя, зеленая) и цветные матрешки (по 3 шт.), мешочек, большая и маленькая матрешки.

Д/И «Посадим елочки [1]»

Цель. Учить совмещать предмет с отверстием (соотносящие действия); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская отверстия; держать предмет щепотью; действовать ведущей рукой, придерживая коробку другой рукой.

Оборудование. Столик (или коробка) с отверстиями; елочки (диаметр ножки елочки соответствует диаметру отверстия).

Д/И  «испечем пироги!»

Оборудование: формочки для песка, совочки.

Д/И «Что катится, что не катится»

Цель. Сделать форму предмета значимой для ребенка; учить опираться на нее в деятельности.

Оборудование. Воротца, шарик и кубик из одного материала и одного цвета.

Октябрь

«Фрукты»

Д/И «Принести предмет

Учебная цель: улучшать визуальное внимание и способность от-

личать предметы друг от друга

Задание: обыскать помещение в поисках определенного пред-

мета и принести этот предмет, не задерживаясь благодаря другим

стимулам

Материал: коробки средней величины, три пары предметов

обихода (например, ботинки, чашки, яблоки)

Д/И «Чудесный мешочек»

Цель. Продолжать учить выделять и группировать предметы по заданному признаку на основе образца; учить детей выбирать предметы по образцу на ощупь.

Материал. Кукла, мячики одного цвета, но контрастных размеров (большой и маленький), поднос, 4 больших и 4 маленьких кубика, карточки 4-х цветов (желтая, красная, синяя, зеленая) и цветные матрешки (по 3 шт.), мешочек, большая и маленькая матрешки.

Д/И «Посадим елочки [1] Д/И «

Цель. Учить совмещать предмет с отверстием (соотносящие действия); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская отверстия; держать предмет щепотью; действовать ведущей рукой, придерживая коробку другой рукой.

Оборудование. Столик (или коробка) с отверстиями; елочки (диаметр ножки елочки соответствует диаметру отверстия).

Д/И  «Полей цветок!»

Оборудование: набор предметов: лейка, банка, чашка; комнатное растение.

Д/И «Сделай картинку (занятие) Д/И «

Цель. Учить видеть форму в предмете; соотносить форму прорези и вкладки; составлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужные с помощью проб и примеривания.

«Овощи — фрукты».

Д/И «Стой /иди дальше»

Учебная цель: понимать речевые указания

Задание: останавливаться и двигаться по речевому требованию

Материал: отсутствует

Д/И «Один, много, ни одного»

Цель. Учить детей выделять один и много предметов из группы по подражанию и образцу; составлять группу из отдельных предметов; употреблять слова один, много, ни одного; согласовывать числительное один с существительными разного рода.

Материал. 6—7 кубиков, 11 матрешек и 12 елочек (все предметы одинакового цвета и размера), коробка, экран,

3 подноса.

 Д/И «Пирамидки (занятие)»

Цель. Учить соотносить отверстия колец со стержнем, развивая зрительно-двигательную координацию при действии двумя руками; формировать целенаправленность действий и устойчивость внимания.

Д/И «ПОЙМАЙ РЫБКУ!»

Оборудование : бассейн (или пластмассовый таз), пластмассовые рыбки,

сачок.

Д/И «Сделай картинку (занятие) «

Цель. Учить видеть форму в предмете; соотносить форму прорези и вкладки; составлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужные с помощью проб и примеривания.

Ноябрь

«Игрушки»

Д/И « «Попроси игрушку»

Задача: формировать умение составлять простые предложе-

ния, отвечать на вопросы.

Оборудование: машина, лошадь, мяч.

Речевой материал: и-го-го, би-би, оп, бух.

Д/И «Один, много, ни одного»

Цель. Продолжать учить группировать предметы на основе

образца.

Материал. 6—7 кубиков, 11 матрешек и 12 елочек (все предметы одинакового цвета и размера), коробка, экран,

3 подноса.

Д/И «Покатай матрешек»

Цель. Упражнять в соотносящих действиях; продолжать развивать совместные движения обеих рук; формировать внимание и целенаправленные действия; создавать положительное отношение к сюжетным игрушкам.

Оборудование. Грузовая машина, матрешки (двухместные) на каждого ребенка.

Д/И  «ПЕРЕВЕЗЕМ ИГРУШКИ!»

Оборудование : машинка, веревка, кирпичики, котята.

Д/И «Почтовый ящик»

Цель. Та же.

Оборудование. Почтовый ящик – пластмассовая или деревянная коробка с шестью прорезями разной формы; десять объемных геометрических фигур, соответствующих прорезям коробки.

Бусы для куклы

Цель. Та же.

Оборудование. Крупные бусы, цветная проволока, леска.

«Посуда»

Д/И «Узнать себя в зеркале»

Учебная цель: узнать свое отражение в зеркале и понимать соб-

ственное имя

Задание: на вопрос «Где...?» указать на собственное отражение

в зеркале

Материал: большое зеркало размером в рост человека

Д/И «Один, много, ни одного»

Цель. Учить детей объединять одинаковые (по цвету, величине) предметы в предметные множества по словесному заданию. Продолжать учить выделять один предмет из множества, разъединять и составлять множества, отвечать на вопрос сколько? словами один, много, ни одного. Учить детей находить один и много предметов в специально подготовленной обстановке.

Материал. Медвежонок, большая машина с открытым кузовом, большая и маленькая коробки, набор больших и маленьких кубиков, тарелочки по количеству детей, коробка с разноцветными шариками, б матрешек. Игрушки, расставленные на стульях (машина, кукла, зайчик, 5 пирамидок, 5 кубиков, 5 матрешек).

Д/И «Закрой коробки»

Цель. Учить выполнять соотносящие действия, развивать точность движения рук, зрительно-двигательную координацию, согласованность действий обеих рук; формировать целенаправленное внимание; учить действовать путем проб; обращать внимание на свойства предметов (форму, величину), объясняя, что соотнесение по этим признакам является условием успешного выполнения действий.

Д/И «КУКЛЫ ПРИШЛИ В ГОСТИ»

Оборудование: детская мебель, детская посуда, конфеты, две куклы.

Д/И «Магазин»

Цель. Учить выбирать объемные формы по плоскостному образцу, отвлекаясь от функционального назначения предмета.

Оборудование. Игрушки разной формы (мяч, воздушный шар, юла, неваляшка, дом из двух прямоугольников, часы, телевизор, зеркало, пирамидки, кубики-вкладки и круглые вкладки и др.); карточки с изображением геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал и др.).

«Мебель»

Д/И «Соотнеси одинаковые предметы — 1»

Учебная цель: соотносить одинаковое друг с другом; тренировка

визуального внимания

Задание: найти среди 4 предметов тот, который взрослый пока-

зывает ребенку

Материал: 4 пары одинаковых предметов (например, носки,

прищепки, кубики, ложки, карандаши и т.д.), маленькие коробки

Д/И «Один, много, ни одного»

Цель. Учить детей объединять одинаковые (по цвету, величине) предметы в предметные множества по словесному заданию. Продолжать учить выделять один предмет из множества, разъединять и составлять множества, отвечать на вопрос сколько? словами один, много, ни одного. Учить детей находить один и много предметов в специально подготовленной обстановке.

Материал. Медвежонок, большая машина с открытым кузовом, большая и маленькая коробки, набор больших и маленьких кубиков, тарелочки по количеству детей, коробка с разноцветными шариками, б матрешек. Игрушки, расставленные на стульях (машина, кукла, зайчик, 5 пирамидок, 5 кубиков, 5 матрешек).

Д/И «Каждому пальчику – колечко»

Цель. Учить детей выделять отдельно каждый палец.

Оборудование. Красивые коробочки, в каждой из которых находится 5 цветных колечек.

  Д/И  «НА ЧЕМ МЫ СИДИМ?»

Оборудование : подносы, мелкие игрушки: грибы, елочки.

Д/И «Найди форму в предмете»

Цель. Та же.

Оборудование. Крупные рисунки с контурным изображением разных предметов (Чебурашка, елка с игрушками, дом и т. п.); конверты с разными геометрическими формами по количеству детей.

«Домашние птицы»

Д/И «Соотнеси одинаковые предметы — 2»

Учебная цель: соотносить одинаковые предметы; тренировка

визуального внимания

Задание: выбрать из многих предметов эквивалент указанного

предмета

Материал: 4 пары одинаковых предметов, большая коробка

Д/И « «Курочка и цыплята»

Задача:

— учить произносить слоги ко, пи, имитировать движения;

— формировать умение произносить слова.

Оборудование: игрушка курочка, три цыпленка.

Речевой материал: ко-ко-ко, пи-пи-пи, ду-ду, бам, ля-ля,

цыплята, курочка.

Д/И «Много - мало»

Цель. Учить детей различать дискретные и непрерывные множества по количеству: много — тало; употреблять слова много — мало.

Материал. Мишка, грибочки (20 шт.), елочки (13 шт.), ведерки и формочки контрастных размеров, песок (влажный), два маленьких и один большой поднос.

Д/И «Будь внимательным!»

Цель. Продолжать учить детей выполнять действия руками по подражанию взрослому; развивать внимание.

Д/И «Гуси»

Цель. Продолжать развивать внимание, подражание при движении кистей рук и пальцев; учить выполнять движения одновременно двумя руками; вызывать интерес к игре.

Д/И «ДОСТАНЬ КЛЮЧИК»

Оборудование : заводная игрушка, ключик.

Д/И «Найди похожую»

Цель. Продолжать учить запоминать формы; мысленно по представлению сопоставлять объемную форму с плоскостной; закреплять названия «круглый», «квадратный», «овальный», «треугольный».

Оборудование. Объемные игрушки разной формы (шар, мяч, юла, неваляшка, часы настольные, телевизор и др.); плоскостные формы-образцы белого цвета (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).

«Домашние животные»

Д/И «Соотнеси предметы с их изображением»

Учебная цель: соотносить предмет с его изображением

Задание: соотносить 5 предметов с их изображением

Материал: 5 предметов повседневного обихода и 5 соответ-

ствующих картинок (картинки можно нарисовать или вырезать из

журнала или каталога)

  Д/И «Домашние животные»

Задачи:

— развивать пассивный словарь;

— учить использовать в речи звукоподражания, слова, соот-

носить картинку со звукоподражанием;

— учить понимать вопросы: «Это кто?», «У кого?», «Кому?». Оборудование: картинки с изображением животных.

Речевой материал: звукоподражания — му-му, гав-гав,

мяу-мяу,

ме-ме, и-го-го; слова — собака, кот, лошадь, корова,

коза.

Д/И «Много-мало»

Цель. Учить детей различать дискретные и непрерывные множества по количеству: много — тало; употреблять слова много — мало.

Материал. Мишка, грибочки (20 шт.), елочки (13 шт.), ведерки и формочки контрастных размеров, песок (влажный), два маленьких и один большой поднос.

Д/И «Зайчики»

Цель. Развивать движения кистей рук и пальцев, умение действовать по подражанию; вызывать интерес и положительное эмоциональное отношение к игре.

Д/И «ДОСТАНЬ КУКЛЕ ШАРИК!»

Оборудование : кукла, пластмассовый шарик, желобок.

Д/И «Ищи и находи»

Цель. Учить находить в комнате предметы разной формы по слову-названию; развивать внимание и запоминание.

Оборудование. Игрушки разной формы.

Декабрь

«Дикие животные»

Д/И «Рассортируй»

Учебная цель: сортировать предметы по речевому требованию,

тренировка визуального внимания

Задание: рассортировать предметы двух различных видов без

помощи

Материал: два блюда, 4 карандаша, 4 камешка

  Д/И «Дикие животные в гостях»

Задачи:

— развивать пассивный словарь;

— учить использовать в речи звукоподражания, слова, соот-

носить игрушку (картинку) со звукоподражанием;

— учить использовать существительные множественного и

единственного числа.

Оборудование: игрушка еж.

Речевой материал: звукоподражания — ф-ф-ф-ф, скок-

скок, у-у-у; слова — белка, заяц, волк, еж.

Д/И «Пустой - полный»

Цель. Учить детей различать количества пустой — полный; употреблять слова пустой — полный; продолжать учить различать множества по количеству: в большом — много, в маленьком — мало.

Д/И «Дудочка»

Цель. Учить детей содружественному движению рук и пальцев, учить выполнять «раскатывающие» движения пальцами обеих рук одновременно, учить удерживать предмет всеми пальцами обеих рук.

Оборудование. Простой ребристый карандаш для каждого участника занятия.

  Д/И «ДОСТАНЬ МИШКЕ МЯЧИК!»

Оборудование : мишка, мяч, палка.

Д/И «Спрячь шарик в ладошках»

Цель. Учить ориентироваться на величину предметов; соотносить действия рук с величиной предметов.

Оборудование. Шарики одного цвета, но двух контрастных размеров (большой и маленький); поднос.

Д/И «Сделай дорожку»

Задачи:

— закреплять названия форм;

— учить последовательно передвигать предмет по намеченно-

му пути.

Оборудование: зайчики, геометрические фигуры, вырезан-

ные из картона (трафареты), большой лист с контурным изоб-

ражением геометрических фигур.

Словарь: заяц, дорожка, круг, квадрат.

«Дикие и домашние животные»

Д/И «Покажи»

Учебная цель: понимать обозначения предметов повседневного

обихода, искать предметы

Задание: осмотреть комнату сидя за столом и указать без помо-

щи на предмет после вопроса «Где...?».

Материал: рабочий стол, 2 стула, 4 предмета домашнего оби-

хода

● «У медведя дом большой»

Задача: развивать движения, формировать простое предло-

жение.

Словарь: дом, мишка, заинька, зайка.

Д/И «Пустой - полный»

Цель. Учить детей различать количества пустой — полный; употреблять слова пустой — полный; продолжать учить различать множества по количеству: в большом — много, в маленьком — мало.

Д/И «Теневой театр»

При складывании пальцев рук определенным образом на стене можно получить изображения разных животных – зайчика, гуся и т. д.

Оборудование. Экран, настольная лампа (источник света).

Д/И  «ДОСТАНЬ ИГРУШКУ!»

Оборудование: заводная игрушка, ключик.

Д/И «Спрячь игрушки»

Цель. Та же: пользоваться пробами при выполнении задания.

Оборудование. Зайчики, мишки (игрушки большие и маленькие); коробки двух размеров по количеству детей.

● «Поиграем вместе»

Задачи:

— учить называть «большой», «маленький»;

— формировать умение составлять простые предложения.

Оборудование: игрушки зайка, мишка.

Словарь: зайка, мишка, поиграй, постучи, пока.

 «Новый год»

Д/И «Игры с мячиком

Учебная цель: понимать речевые указания

Задание: выучить значение слов, обозначающих действия

Материал: мяч

Д/И «Один, много, мало, ни одного»

 Цель. Закреплять навыки детей в определении количества предметов (один, много, мало, ни одного); продолжать учить находить один и много предметов в специально подготовленной обстановке, рассказывать, сколько и каких предметов.

Материал. Большой мишка, ведерки по количеству детей, 1 гриб, 3 желудя, 15 шишек, 4 коробочки, 1 матрешка, 3 елочки, 10 уточек. Игрушки, расставленные на стульях и полочках (матрешки, кубики, машины, куклы, мячики).

Д/И «Гирлянды для елки»

Цель. Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

Оборудование. Цветная проволока; катушки (пластмассовые), окрашенные в яркие цвета.

Д/И «УКРАСИМ КОМНАТУ!»

Оборудование: пластмассовые снежинки с ниточками (или фонарики с

ниточками).

Д/И «Опусти шарик в коробку»

Цель. Продолжать обращать внимание детей на величину, делать ее значимым признаком; учить детей пробовать закреплять знание слов «большой», «маленький».

Оборудование. Коробка с маленькой круглой прорезью, шарики (большой и маленький) одного цвета.

Январь «Обувь»

Д/И «Найди мяч»

Учебная цель: соотносить похожие предметы, распознавать, что

одно понятие может представлять много предметов, которые не

совсем идентичны

Задание: подать соответствующую игрушку по просьбе «Дай

мне (собачку)!»

Материал: рисунки похожих, но неидентичных предметов (на-

пример, разные мячики)

Д/И «Один, много, мало, ни одного»

Цель. Закреплять навыки детей в определении количества предметов (один, много, мало, ни одного); продолжать учить находить один и много предметов в специально подготовленной обстановке, рассказывать, сколько и каких предметов.

Материал. Большой мишка, ведерки по количеству детей, 1 гриб, 3 желудя, 15 шишек, 4 коробочки, 1 матрешка, 3 елочки, 10 уточек. Игрушки, расставленные на стульях и полочках (матрешки, кубики, машины, куклы, мячики).

Д/И «Бабушкины очки»

Цель. Продолжать учить детей выполнять определенные действия пальцами рук по подражанию взрослому; удерживать вместе пальцы рук, соединяя большой и указательный пальцы.

Д/И «СТОЛКНИ МЯЧ!»

Оборудование: корзина, палка, мяч (рис. 3).

Д/И «Помоги мишке и кукле»

Цель. Та же.

Оборудование. Кукла и мишка (или мишка и зайка и т. п.); разные по величине геометрические фигуры (два шара, два кубика, два параллелепипеда); коробки с прорезями, соответствующие контурам геометрических фигур.

«Одежда»

Д/И «Есть» и «пить»

Учебная цель: уметь отличать продукты для еды и питья; раз-

граничивать предметы по категориям

Задание: рассортировать рисунки продуктов питания: еда и

питье

Материал: картинки с различными продуктами питания и на-

питками

 «Покупка одежды»

Задачи:

— развивать движения, внимание;

— расширять и активизировать словарь существительных;

— учить использовать предложно-падежные конструкции.

Оборудование: картинки с изображением одежды.

Словарь: одежда, ботинки, туфли, шуба.

Д/И «Длинный - короткий»

Цель. Учить детей различать предметы по длине: длинный — короткий; познакомить со способами сравнения двух предметов по длине путем приложения; приучать пользоваться словами длинный — короткий.

Материал. Большая коробка, красные штанги Монтес-сори (50, 40, 30, 20 и 10 см), 2 брусочка (20 и 30 см), гараж, 2 машинки.

Д/И «Бусы для куклы»

Цель. Та же.

Оборудование. Крупные бусы, цветная проволока, леска

Д/И «ДОСТАНЬ МЯЧ!»

Оборудование: мяч, сачок с длинной палочкой.

Д/И «Протолкни шары (кубы, бруски)»

Цель. Та же: учить соотносить по величине плоскостные и объемные формы, пробуя, отбрасывая неверные варианты и фиксируя верные.

Оборудование. Коробки, в каждой из которых по 4–5 отверстий одинаковой формы (круглые, квадратные, прямоугольные), но разной величины; геометрические формы разной величины, соответствующие величине отверстий.

Февраль

«Зимующие птицы»

Д/И «Принеси и сядь»

Учебная цель: понимать сложные предложения

Задание: следовать указаниям, состоящим из нескольких слов

Материал: 4 обычных предмета: ложка, чашка, банка, игрушеч-

ный автомобиль

Д/И «Длинный - короткий»

Цель. Учить детей различать предметы по длине: длинный — короткий; познакомить со способами сравнения двух предметов по длине путем приложения; приучать пользоваться словами длинный — короткий.

Материал. Большая коробка, красные штанги Монтес-сори (50, 40, 30, 20 и 10 см), 2 брусочка (20 и 30 см), гараж, 2 машинки.

Д/И «Мозаика»

Цель. Учить хватанию щепотью, познакомить с указательным типом хватания; развивать внимание, подражание, умение анализировать и воспроизводить несложный образец.

Д/И «ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ»

Оборудование: шесть воздушных шаров с длинными ленточками.

Д/И «Спрячь матрешку»

Цель. Познакомить детей с принципом складывания матрешки (маленькая прячется в большую); вызывать положительное эмоциональное отношение к игрушке и действиям с нею.

Оборудование. Двухместные матрешки по количеству детей, большая двухместная матрешка для воспитателя, мишка.

«Профессии»

Д/И «Съедобное-несъедобное»

Учебная цель: понимать наименования и обозначения функций

предметов повседневного обихода

Задание: указать на все предметы указанной категории

Материал: что-то съедобное (например, яблоко), что-то из

одежды (например, ботинок), игрушка (любимая)

Кому что нужно

Цель. Закрепить представления детей о некоторых профессиях (доктор, повар, воспитатель, продавец).

Оборудование. Четыре больших сюжетных картинки с изображением доктора, повара, воспитателя, продавца; по четыре предметных картинки с изображением инструментов для людей вышеперечисленных профессий (всего 16).

Д/И «Длиннее, короче, одинаковые»

Цель. Учить детей сравнивать предметы по длине и находить одинаковые (равные по длине); приучать пользоваться словами длиннее, короче, одинаковые.

Материал. Цветные дощечки разной длины (4—5 шт.), 4 дощечки для мостика (две дощечки равные по длине — по 30 см, третья — короче на 10 см, четвертая — длиннее на 10 см), 4 кубика, широкая (20 см) длинная полоска голубой клеенки, красный карандаш (10 см). Для каждого ребенка: 3 карандаша разного цвета (один из которых равен по длине образцу (10 см), два других короче или длиннее образца (на 4—5 см).

Д/И «Заборчик»

Цель. Продолжать учить правильно брать отдельные предметы и группы мелких предметов; развивать координацию обеих рук; формировать целенаправленность действий, эмоциональное отношение к игре, подражание действиям взрослого.

Д/И «ДОСТАНЬ КАМЕШКИ!»

Оборудование : аквариум, банка с камешками, деревянная ложка с длинной

палочкой.

Д/И «Матрешки»

Цель. Та же.

Оборудование. Матрешки 3-6-местные по количеству детей.

«День защитника Отечества»

Д/И «Животные»

Учебная цель: понимать названия животных

Задание: подать соответствующую игрушку по просьбе «Дай

мне (собачку)!»

Материал: картинки с изображением животных или игрушки

Д/И  «Делай, как я». Цель. Продолжать учить детей группировать предметы по двум признакам (величине и цвету) на основе образца.

Игра на детском пианино (рояле)

Цель. Развивать мелкие движения пальцев каждой руки; учить действовать по подражанию взрослому; продолжать вызывать положительное эмоциональное отношение к игрушкам и желание сотрудничать со взрослым.

Оборудование. Детское пианино (рояль), нарядная кукла.

Д/И «САМОЛЕТЫ ЛЕТЯТ!»

Оборудование : самолет из пластмассового конструктора, гаечный ключ,

молоток, отвертка.

Д/И «Построй башню»

Цель. Та же.

Оборудование. Круглые формочки-песочницы (вкладки) по количеству детей.

Март

«Транспорт»

Д/И «Сделай башню»

Учебная цель: понимать речевые инструкции, развивать подра-

жание и взаимодействие

Задание: по образцу, предложенному взрослым, построить из

кубиков башню

Материал: разноцветные кубики

«Едем путешествовать»

Задача: учить понимать названия транспорта: поезд, паро-

ход, машина, самолет; использовать звукоподражания, слова.

Оборудование: картинки с изображением транспорта.

Речевой материал: у-у-у (гудит самолет), би-би (едет маши-

на), ту-ту (поезд стучит колесами).

Д/И «Большой-маленький»

Цель. Продолжать учить детей сравнивать предметы по величине (большой — маленький); чередовать предметы по величине по подражанию.

Д/И «Поезд»

Цель. Действовать по подражанию; развивать движения кистей рук; учить произвольно регулировать скорость движений.

Д/И «ДОСТАНЬ ТЕЛЕЖКУ»

Оборудование : тележка с кольцом, тесьма (рис. 5).

Д/И «Уложи куклу спать»

Цель. Учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине; закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше»); учить оценивать свои действия, радоваться положительному результату.

Оборудование. Две куклы (большая и маленькая); два набора постельных принадлежностей в соответствии с размерами кукол; строительный материал разного размера.

Поезд

Цель. Продолжать развивать движения пальцев, хватание щепотью и указательный тип хватания; развивать координацию при выполнении одновременных одинаковых действий обеими руками; формировать целенаправленность действий и эмоциональное отношение к игре; учить подражать действиям педагога.

«Улица»

Задачи:

— учить зрительно выбирать и соотносить величины;

— развивать внимание;

— вызывать интерес и положительное отношение к совмест-

ной деятельности.

Оборудование: большой лист бумаги с нанесенным на него

контурным изображением улицы (предметы разной величины:

дома, транспорт), вырезанные из цветной бумаги изображения

предметов, точно совпадающих с контурами на рисунке.

Словарь: дом, дома, улица, транспорт, автобус, машина; вы-

сокий, низкий, длинный.

«Зима»

Д/И «Что подходит?»

Учебная цель: сочетать предметы по их функциональной при-

надлежности

Задание: составить пары предметов, выполняющих одинако-

вую функцию

Материал: средняя по величине коробка, пара предметов (на-

пример, ложка и вилка, носок и ботинок, зубная щетка и паста)

Д/И «Построй лесенку»

Цель. Учить детей составлять упорядоченный ряд предметов по степени выраженности в них признака длины.

Д/И «Помоги Незнайке»

Цель. Учить детей застегивать пуговицы; продолжать развивать мелкие движения рук; формировать положительное эмоциональное отношение к игре и целенаправленность действий с предметами.

Д/И « «ДОСТАНЬ КАМЕШКИ!»

Оборудование: банка с водой, камешки, разные палочки: с крючком,

сачком, колечком, вилкой (рис. 4).

Д/И «Оденем кукол»

Цель. Та же.

Оборудование. Четыре куклы разного размера; два комплекта одежды для них (платье с чепчиком и пальто с шапкой).

Д/И «Гирлянды для елки»

Цель. Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

Оборудование. Цветная проволока; катушки (пластмассовые), окрашенные в яркие цвета.

«Мамин день»

Д/И «Для чего нужен предмет?»

Учебная цель: сортировать по категориям

Задание: сортировать картинки простых предметов по их функ-

циям

Материал: картинки предметов быта, которые группируются

по функциям

Д/И «Один и много».

Цель: учить находить один и много одинаковых предметов, расположенных в определенных участках комнаты.

Д/И «Коврик для мамы (занятие)»

Цел ь. Продолжать развивать мелкие движения пальцев, целенаправленность действий в работе с бумагой; учить ценить результаты своего труда, понимать, что своей работой можно принести радость близким людям.

  Д/И  «ПОКАТАЙ МАТРЕШЕК!»

Оборудование : тележка со стержнем; две двухместные матрешки; палочка с

колечком, палочка с крючком, лопатка (рис. 7).

Д/И «Кто скорее свернет ленту?»

Цель. Продолжать формировать отношение к величине как значимому признаку; обратить внимание на длину, знакомить со словами «длинный», «короткий».

«Весна»

Д/И «Разложи по коробкам»

Учебная цель: сочетать предметы с одинаковыми функциями

Задание: сортировать предметы по их предназначению

Материал: две или три коробки средней величины, две или три

группы предметов одинакового предназначения (например, груп-

па 1: ложка, вилка, тарелка; группа 2: носок, рубашка, штаны)

Д/И «Построй башенку»

Цель. Продолжать учить детей составлять упорядоченный ряд предметов по степени выраженности у них признака величины;

  Д/И «Капает дождик»

Задача: развивать мелкую моторику, подражания движе-

ниям рук.

Оборудование: разноцветные декоративные камешки, поднос.

* * *

Логопед и ребенок выполняют движения по тексту.

Дождик капнул понемножку. Логопед стучит паль-

цем по столу.

Протянули мы ладошку. Показывает ладонь ре-

бенку.

Дождик пошел сильнее: кап-кап-кап. Стучит по ладони

пальцем.

Затем логопед вместе с ребенком выкладывает разноцветные

камешки на подносе.

Д/И  «ПОКОРМИ КРОЛИКА!»

Оборудование: клетка с кроликом (или игрушка-зайка); предметы: вилка,

ложка, палочка с колечком, палочка с крючком (рис. 8).

Д/И «Нарядные зверюшки»

Цель. Та же.

Оборудование. Игрушки зверей (мишки, зайки, собачки, кошки); ленты длинные и короткие по числу игрушек; длинные ленты по сравнению с короткими должны быть такими, чтобы их можно было обернуть вокруг шеи мишки (собачки и др.) и завязать красивый бант.

Перелетные птицы»

Д/И «Кубики»

Учебная цель: различать цвета, познакомить с названиями ос-

новных цветов

Задание: подать кубик названного цвета

Материал: цветные кубики, бусы, бумага

Д/И «Найди такой же»

Цель. группировать предметы по двум признакам (форме и цвету).

 Д/И « ПОКОРМИМ ПТИЧЕК»

В этой игре понадобятся гречневая или рисовая крупа и игрушечные фигурки птичек - это могут быть воробушки, или курочки, уточки. "Вот прилетели к нам птички: пи-пи-пи! Птички просят покушать. Что птички кушают? Да, зернышки. Давай насыпем птичкам зернышек. Кушайте, птички, зернышки!"

Д/И  «НАПОИ ПТИЧКУ!»

Оборудование: игрушка-птичка, тарелочка, тесьма (рис. 6).

Д/И «Построй ворота»

Цель. Обратить внимание на высоту и ширину предметов; учить соотносить предметы по высоте и ширине в действиях с ними; закреплять знание слов «высокий», «низкий», «широкий», «узкий».

Апрель

«Весенние цветы»

Д/И «Найди»

Учебная цель: понимать основные и соотносительные слова,

следовать речевым указаниям

Задание: следовать речевым указаниям, которые содержат ос-

новные (наименования знакомых предметов) и соотносительные

слова (например, в, под, за)

Материал: несколько обычных предметов

Д/И «День рождения медвежонка»

Цель. Упражнять детей в составлении сериационного ряда; развивать ориентировку на величину; Материал. Медвежонок, 5 грузовых машин, 4 матрешки разной величины, 4 красные штанги Монтессори, 14 зайчиков. Игрушки в игровом уголке: куклы, машины, кубики.

Д/И «Флажок»

Цвынтарный

Д/И  «ПОЛЕЙ ЦВЕТОК!»

Оборудование : комнатное растение, лейка, тряпочка,

Д/И «Лото (определение предмета по величине)»

Цель. Учить определять зрительно предметы резко различной величины; соединять зрительный образ со словом.

«Насекомые»

Д/И «Что не подходит?»

Учебная цель: распознавать общие понятия

Задание: найти предмет, который не подходит к остальным

трем, которые со своей стороны создают четко различимую группу

Материал: 2 коробки средней величины, 4 малых предмета, из

которых 3 имеют одинаковую функцию или свойства (например,

яблоко, банан, лимон и игрушечный автомобиль)

Д/И «Сколько зайчиков»

Цель. Упражнять детей в составлении сериационного ряда; развивать ориентировку на величину; продолжать учить детей определять и называть количества предметов.

Материал. Медвежонок, 5 грузовых машин, 4 матрешки разной величины, 4 красные штанги Монтессори, 14 зайчиков. Игрушки в игровом уголке: куклы, машины, кубики.

П/И «Жук»

Д/И  «ПОЧЕМУ СКАТИЛСЯ МЯЧИК?»

Оборудование : два маленьких мяча: красный и синий; желобок, дощечка.

Д/И «Пирамидки»

1-й вариант. Сложи и закрой

Цель. Знакомить с пирамидкой, упражнять в нанизывании колец (1-й вариант); учитывать величину в действиях с предметами, соблюдать принцип складывания пирамидки (брать каждый раз самое большое кольцо), проверять свой выбор путем накладывания колец (2-й вариант); складывать пирамидку, опираясь на зрительное соотнесение величин, в качестве способа проверки не применять способ наложения (3-й вариант).

«Найдите цветок для бабочки»

Задача: учить различать цвета (обозначать результат слова-

ми «такой», «не такой»).

Оборудование: цветы и бабочки, вырезанные из разноцвет-

ного картона.

Словарь: бабочка, цветок, смотри, слушай, такой, не такой.

Май

«День Победы»

Д/И «Сладкий и кислый»

Учебная цель: понимать слова, обозначающие свойства (каче-

ства), распознавать противоположности

Задание: сортировать различные продукты питания на «слад-

кие» и «кислые»

Материал: различные сладкие (конфеты, лимонад) и кислые

(лимон, сок грейпфрута, кислые огурцы) продукты, бумага, фло-

мастер

Д/И «Столько — сколько»

Цель. Познакомить детей с приемом наложения предметов на рисунки карточек-образцов; учить их понимать выражение «столько — сколько»; раскладывать предметы слева направо; отражать в речи равенство множеств («Я положил столько зеленых яблок, сколько красных»).

П/И «Замок»

Д/И «УГАДАЙ, ЧТО В КОРОБОЧКЕ!»

Оборудование : коробка (типа готовальни), закрывающаяся при помощи

выдвижного штифта; две разные предметные картинки (рис. 10).

Д/И «Пирамидки»

2-й вариант. Красивая пирамидка (занятие)

Цель. Знакомить с пирамидкой, упражнять в нанизывании колец (1-й вариант); учитывать величину в действиях с предметами, соблюдать принцип складывания пирамидки (брать каждый раз самое большое кольцо), проверять свой выбор путем накладывания колец (2-й вариант); складывать пирамидку, опираясь на зрительное соотнесение величин, в качестве способа проверки не применять способ наложения (3-й вариант).

«Дом, улица, город»

Д/И «Ку-ку»

Учебная цель: совершенствовать способность взаимодействия и

зрительного контакта

Задание: сохранять зрительный контакт минимум в течение

3 секунд и получать радость во время простой контактной игры

Материал: большой платок

Д/И «Столько — сколько»

Цель. Познакомить детей с приемом наложения предметов на рисунки карточек-образцов; учить их понимать выражение «столько — сколько»; раскладывать предметы слева направо; отражать в речи равенство множеств («Я положил столько зеленых яблок, сколько красных»).

П/И «Домик»

  Д/И « «УГОСТИ КУКЛУ ЧАЕМ!»

Оборудование : кукла; кукольный деревянный стол; кукольная посуда

3-й вариант. Сложи пирамидку

Д/И «Пирамидки»

Цель. Знакомить с пирамидкой, упражнять в нанизывании колец (1-й вариант); учитывать величину в действиях с предметами, соблюдать принцип складывания пирамидки (брать каждый раз самое большое кольцо), проверять свой выбор путем накладывания колец (2-й вариант); складывать пирамидку, опираясь на зрительное соотнесение величин, в качестве способа проверки не применять способ наложения (3-й вариант).

«Правила дорожного движения»

Д/И «Кто? Что? Где?»

Учебная цель: реагировать на ряд вопросов

Задание: показывать соответствующие картинки, отвечая на

вопросы «Кто? Что? Где?»

Материал: рисунки предметов (мяч, автомобиль, стул, кро-

вать), животных (собака, лошадь, корова, кошка) и людей (мать,

отец, ребенок, пожарник)

Д/И «Столько — сколько»

Цель. Продолжать учить детей накладывать на карточку столько картинок или игрушек, сколько их нарисовано, помещать предметы точно на картинки правой рукой слева направо; упражнять в сравнении предметов контрастных и одинаковых по длине.

Д/И «Кто ловкий?»

Цель. Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук.

Д/И «ПОСТРОЙ ЗАЙКЕ ДОМИК!»

Оборудование : грузовая машина, зайка, строительный набор, гаечный

ключ (пластмассовый). 

«Аквариумные рыбки»

Д/И «Помоги»

Учебная цель: понять, что хочет сделать другой человек

Задание: бросить в мусорное ведро клочок бумаги по просьбе

другого человека

Материал: салфетки, мусорная корзина

Д/И «Столько — сколько»

Цель. Продолжать учить детей накладывать на карточку столько картинок или игрушек, сколько их нарисовано, помещать предметы точно на картинки правой рукой слева направо; упражнять в сравнении предметов контрастных и одинаковых по длине.

Д/И «Поймай рыбку»

Цель. Та же: развивать положительное отношение к игре.

Оборудование. Материалы из игры «Поймай рыбку»: пластмассовые рыбки, аквариум, сачки.

Д/И «ПОСТРОЙ ЗАБОР!»

Оборудование : домик, кирпичики с отверствиями (или кубики), палочки-

колышки (пластмассовые); набор предметов: молоток, гаечный ключ, отвертка

Д/И «Где такие? «

Цель. Продолжать учить детей соотносить предметы по величине, зрительно проверяя правильность выбора, при необходимости использовать наложение и обведение по контуру; закреплять слова «большой», «маленький», «больше», «меньше», «одинаковые».

Планирование индивидуальной деятельности учителя – дефектолога

группы компенсирующей направленности со сложным дефектом (РАС) 

/1 год обучения/ 2022-2023 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Постановка звука [C]"

В данном конспекте индивидуального логопедического занятия содержатся приемы формирования правильного артикуляционного уклада свистящих звуков, в частности, базового звука [С]...

Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Автоматизация звука [C] в прямых слогах"

В данном конспекте индивидуального логопедического занятия даны приемы автоматизации звука [C] в прямых слогах...

Конспект интегрированного индивидуального занятия в группе компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом

Занятие направлено на закрепление материала по лексической теме "Дикие и домашние животные", на обогащение словаря, развитие процессов внимания, памяти, развитие мелкой моторики....

Планирование физкультурного занятия в группе компенсирующей направленности

Планирование физкультурного занятия в группе компенсирующей направленности с детьми 5-6 лет...

Планирование физкультурного занятий в группе компенсирующей направленности

Планирование физкультурного занятий в группе компенсирующей направленности с элементами баскетбола...

Использование изографов на индивидуальных занятиях в группе компенсирующей направленности.

Работа с Изографами позволяет нам не только решать задачи по обучению грамоте, но и минимизировать время в индивидуальной работе с детьми в логопедической группе....