Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Постановка звука [C]"
план-конспект занятия по логопедии

Баскова Екатерина Николаевна

В данном конспекте индивидуального логопедического занятия содержатся приемы формирования правильного артикуляционного уклада свистящих звуков, в частности, базового звука [С]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Постановка звука [C]21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное логопедическое занятие (старшая группа компенсирующей направленности):

Постановка звука [с]

Цель: добиться правильного звучания звука [с].

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные: формирования правильного артикуляционного уклада свистящих звуков; совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов).
  • Коррекционно-развивающие: тренировка подвижности артикуляционного аппарата; развитие фонематического слуха; формирование правильного речевого дыхания, мелкой моторики.
  • Коррекционно-воспитательные: воспитание контроля над собственной речью, аккуратности, терпения, правильной осанки.

Оборудование: зеркало, игрушка «Страусенок», игрушечная горка, картинки, рисунок - профиль звука [с], диск с музыкой.

Ход занятий:

  1. Организационный момент:

Логопед: - Посмотри, сегодня к нам в гости пришел страусенок! Давай узнаем, как его зовут?

Ребенок: - Как тебя зовут?

Логопед: - Фтипан.. Ой, что-то мы не поняли, как тебя зовут? Степан? (страусенок «кивает»).

Логопед: Как ты думаешь, какой звук не умеет произносить наш друг Степан?.. Ну, конечно, звук [с]. Мы с тобой должны помочь ему. Давай сначала покажем, как мы умеем делать массаж (комплекс упражнений -самомассаж лица).

  1. Логопед: - А теперь разбудим наш язычок! Сделаем упражнения (комплекс артикуляционной гимнастики):

«Улыбочка» - губы растянуты в улыбке, зубы обнажены,

5-7 раз.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются…

А глаза у них, как блюдца.

«Трубочка» - зубы сомкнуты, губы вытянуты вперед, 5-7 раз.

Мои губы – трубочка –

Превратились в дудочку.

Громко я дудеть могу:

Ду-ду, ду-ду, ду-ду-ду.

Чередуем упражнения «Улыбочка»- «Трубочка» - 5 раз.

«Лопаточка» - расслабленный язык лежит на нижней губе, затем убираем язык за нижние зубы (без напряжения) – 5-7 раз.

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счет его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

«Непослушный язычок» - приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки ПЯ-ПЯ-ПЯ. Одновременно постукиваем то правой, то левой кистью по кулачку, стоящему на ребре – 6-8 раз.

На губу язык клади,

ПЯ-ПЯ-ПЯ произнеси.

Мышцы расслабляются,

Лопатка получается.

Ты под счет ее держи,

До пяти.. До десяти.

«Горка» - язык упирается в нижние резцы и выкатывается вперед – 5-7 раз

Вот так горка, что за чудо!

Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубы упирается,

Спинка кверху устремляется!

«Почистим зубки» - рот закрыт, проводим кончиком языка по нижним, затем по верхним зубам несколько раз из стороны в сторону (снаружи и внутри) – 5-7 раз.

Чищу зубки, чищу зубки

И снаружи и внутри!

Не болели, не темнели,

Не желтели чтоб они!

  1. Формирование зрительного образа звука [с]:

Логопед: -А теперь я покажу тебе и нашему страусенку, как произносится звук [с] – смотри внимательно в зеркало. Губы улыбаются, зубы сближены, язык прячется за нижние зубки (логопед показывает). –А теперь выполни сам (ребенок выполняет). Молодец!

  1. Дыхательная гимнастика с закреплением слухового образа звука [с]:

Логопед: - Степан приехал к нам на машине. У его машины по дороге сдулось колесо. Давай поможем накачать колесо с помощью насоса.

-И - ребенок стоит прямо, руки перед грудью ладонями вниз;

-С-С-С – руки опускаем вниз (5 раз).

Страусенок говорит тебе спасибо!

  1. Самостоятельное произнесение звука, развитие мелкой моторики:

Логопед: - Страусенок решил покататься с горки. Он мчится так быстро, что ветер свистит в ушах!

Логопед скатывает игрушку с горки, произнося звук [с], затем ребенок проделывает тоже (3-4 раза).

- А теперь помоги страусенку пройти по сказочной дорожке: «шагай» по кружкам указательным и средним пальчиком на каждом шаге произнося звук [с]. Отлично!

  1. Развитие фонематического слуха (игра «Поймай звук»): дифференциация звука [с] от других звуков, близких по артикуляционным и акустическим признакам.

Логопед: - Слушай звуки, которые я буду произносить, услышав звук [с], хлопни в ладошки.

- СШССТСССЗСЦС/СЖСС/ и т.д.

- Ты большой молодец!

  1. Совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов):

Логопед: - Степан хочет поиграть в прятки. Я буду говорить, где спрятать страусенка, а ты прячь (за горкой, перед горкой, на горке, под горкой). А теперь я буду прятать Степана, а ты отвечай, где он спрятался.

  1. Итог занятия:

Логопед: - Мы познакомились со звуком [с] и на учили страусенка правильно произносить его. Давай попрощаемся с ним, и до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия "День рождения у Шарика". Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш]. В конспекте кроме речевого материала для закрепления звука в речи, отражены задания для развития мелкой моторики рук....

Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Автоматизация звука [C] в прямых слогах"

В данном конспекте индивидуального логопедического занятия даны приемы автоматизации звука [C] в прямых слогах...

Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Автоматизация звука [C’]"

В данном конспекте индивидуального логопедического занятия даны приемы автоматизации звука [C’]...

Конспект ндивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) «Дифференциация звуков [С] и [Ш]»

В данном конспекте ндивидуального логопедического занятия представлены приемы дифференциации звуков [С] и [Ш]...

Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Постановка звука [Ц]"

В данном конспекте индивидуального логопедического занятия даны приемы, направленные на обучение  ребенка правильно произносить звук [ц] с механической помощью и по подражанию....

Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Автоматизация звука [Л]"

Конспект индивидуального логопедического занятия содержит приемы автоматизации звука [Л]...

Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Автоматизация звука [Л’]"

В конспект индивидуального логопедического занятия даны приемы автоматизации звука [Л’]...