А всегда ли причина в ребенке?
консультация по коррекционной педагогике

Зачастую, родители находят оправдания тому, что проблемы с детской речью возникают по вине самого же ребёнка. Например: в возрасте 2х-3х лет ребёнок не разговаривает – значит ленится, не хочет говорить; в возрасте от 4х до 6 лет речь ребёнка невнятная, с дефектами произношения – значит опять же ленится, «ломает» язык, «выбражает». На самом деле, причина всех этих речевых проблем кроется гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. На родителях лежит огромная ответственность за правильно сформированную речь ребёнка, потому что именно они должны служить эталоном грамотной, красивой и неторопливой речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3726.docx15.31 КБ

Предварительный просмотр:

А всегда ли причина в ребёнке?

Хотелось бы сегодня поговорить на очень важную тему, которая касается речи ребёнка-дошкольника, а точнее, неправильного формирования его речи. Всегда ли причина кроется в самом ребёнке? Попробуем разобраться. Зачастую, родители находят оправдания тому, что проблемы с детской речью возникают по вине самого же ребёнка. Например: в возрасте 2х-3х лет ребёнок не разговаривает – значит ленится, не хочет говорить; в возрасте от 4х до 6 лет речь ребёнка невнятная, с дефектами произношения – значит опять же ленится, «ломает» язык, «выбражает». На самом деле, причина всех этих речевых проблем кроется гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. На родителях лежит огромная ответственность за правильно сформированную речь ребёнка, потому что именно они должны служить эталоном грамотной, красивой и неторопливой речи.

Хочется обратить особое внимание на те неблагоприятные факторы, которые могут негативно сказаться на развитии речи ребёнка. Одним из первых факторов можно выделить неблагополучные социально-бытовые условия жизни ребёнка. Нахождение в такой неблагоприятной обстановке может привести к социальной или эмоциональной депривации, т.е. к дефициту речевого общения с близкими, и как следствие – к педагогической запущенности ребёнка. Это приводит к задержке речевого развития ребёнка, к ограниченному и неразвитому словарному запасу, к грамматически неправильно оформленной речи, к дефектам произношения, к неумению связно и логично высказывать свои мысли.

Следующий неблагоприятный фактор – это психологическая травма ребёнка, которая может быть вызвана испугом или стрессом, и стать причиной серьёзных нарушений речи, таких как заикание, задержка речевого развития, мутизм (прекращение речевого общения с окружающими под влиянием психологической травмы).

Еще один неблагоприятный фактор, который может оказать отрицательное влияние на речь ребёнка – это подражание речи окружающих. Ребёнок может усвоить: неправильные варианты произношения некоторых звуков, ускоренный темп речи, заикание по подражанию.

Соматическую ослабленность ребёнка тоже можно отнести к неблагоприятным факторам, которая может негативно отразиться на его речи. У часто болеющего ребёнка, как следствие, возникает задержка формирования всех психических функций, в том числе и речевой.

Таким образом, можно сделать вывод, что в дошкольном возрасте речь ребёнка ранима и легко подвергаема перечисленным неблагоприятным факторам. Ответственные родители, которые следят за здоровьем своего ребёнка, поддерживают в семье благоприятные условия проживания и спокойный психологический климат, которые следят за собственной речью, способны помочь сформировать правильную и красивую речь у своего ребёнка. Необходимо помнить, что чем раньше выявлены речевые нарушения и своевременно оказана помощь специалистов в содружестве с родителями ребёнка, тем больше вероятности того, что нарушения будут устранены или значительно уменьшены.

Учитель-логопед:  Рыбина Ирина Александровна»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий летнего развлечения на тему: "Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будут дети!"

Основные задачи данного развлечения:- расширить знания о празднике – Дне защиты детей;- формировать умение отгадывать загадки о лете;- закрепить знание фруктов и овощей;- развивать внимание, творчески...

Сценарий летнего развлечения «Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будут дети!»

Сценарий летнего развлечения «Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будут дети!»Сценарий летнего досуга для детей среднего дошкольного возраста....

Сценарий мероприятия "Пусть всегда будет мама!Пусть всегда буду я!"

Воспитание у детей младшего дошкольного возраста уважения к маме....

Сценарий развлечения «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда буду я»

Цель:  Привлечь внимание детей к характерным особенностям летнего периодаЗадачи:Способствовать расширению представлений детей о летних изменениях в природе.Развивать  двигательны...

проект для детей с 3-4 лет "Пусть всегда будет - мама, пусть всегда буду - я"

проект для детей с 3-4 лет "Пусть всегда будет - мама, пусть всегда буду - я"...

Мастер-класс в средней группе ДОУ в рамках проекта «Будь всегда здоровым, будь всегда счастливым!» Тема: «Научим Андрюшу правильно кушать»

Охрана здоровья детей и его укрепления – важная задача дошкольных учреждений. «Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовн...