Картотека занятий по окружающему миру
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Мещерякова Азалия Рамильевна

Окружающий мир

 

"Где собачка?"

   Цель: учить ребенка воспринимать и выделять из окружающей среды живое - собачку.

   Оборудование: игрушка - собачка, картинки с изображением домашних животных.

   Ход: взрослый организует наблюдение ребенка за собакой, обращает внимание на то, что она бегает, лает, ест, машет хвостиком, у нее есть голова, туловище (тело), хвост и лапы. Собаку можно встретить на улице с хозяином. После наблюдений взрослый показывает игрушку-собачку, дает возможность поиграть с ней, читает стихотворение про собаку, а потом предлагает найти изображение собаки на картинке, выделяя среди изображений: "Вот - собачка, умеет лаять - гав-гав".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОЧКА 1

Предметный мир

"Возьми игрушку"

    Цель: знакомить ребенка с новой игрушкой, учить запоминать названия игрушек, действовать в соответствии с их функциональным назначением.

Оборудование: игрушки по количеству детей.

Ход игры: взрослый достает из яркой красивой коробки по одной игрушке. Обращается к детям с вопросом: "Что это?" Если дети не называют игрушку, взрослый ставит ее на стол, называет и обыгрывает. Например: "Это мячик, он катится. Это матрешка, топ, топ, матрешка идет в гости. Это зайчик, он прыгает".

Взрослый побуждает ребенка взять игрушку и выполнить с ней предметно-игровое действие. Затем каждый ребенок ставит игрушку в коробку и называет ее.

КАРТОЧКА 2

Предметный мир

"Матрешка"

Цель: вызвать у ребенка интерес к матрешке и действию с ней, учить выполнять соотносящие действия.

Оборудование: трехместная матрешка, сундучок.

Ход игры: взрослый стучит по сундучку и спрашивает: "Кто там?", открывает его, достает матрешку, говорит: "Ой, кто это? - Это матрешка, Ляля, пришла с тобой поиграть. Давай раскроем ее, посмотрим, что там?" Взрослый раскрывает матрешку, обращая внимание ребенка на находящуюся в ней меньшего размера матрешку, просит раскрыть ее: "Давай, посмотрим, что там? Ой, там матрешка, маленькая Ляля! Давай соберем целую матрешку. Маленькую матрешку поставим в юбочку, накроем платочком. А теперь эту матрешку поставим в большую юбочку, накроем большим Платочком. Вот, она, матрешка! Спрячь матрешку в сундучок. Что там в сундучке?"

Игра повторяется.

КАРТОЧКА 3

Предметный мир

"Соберем пирамидку"

Цель: вызвать у ребенка интерес к пирамидке и действию с ней, учить выполнять соотносящие действия.

Оборудование: пирамидка (четыре кольца), мешочек.

Ход игры: взрослый показывает ребенку "Чудесный мешочек" и просит рукой ощупать предметы внутри мешочка: "Догадайся, что там?" Затем достают из мешочка колечки и стержень: "Мы с тобой будем собирать пирамидку".

Взрослый показывает, как нужно нанизывать колечки, выбирая всегда самое большое. В конце игры предлагает ребенку спрятать пирамидку в "Чудесный мешочек": "Что там в мешочке?"

Игру можно повторить в усложненном варианте. Из мешочка достают целую пирамидку, затем разбирают ее, акцентируя внимание ребенка на размере колец, затем снова собирают.

КАРТОЧКА 4

Предметный мир

«Игра в мяч»

   Цель: познакомить ребенка с игровыми действиями с мячом.

   Оборудование: мяч средней величины (диаметр 15 см.), мячи разного размера.

   Ход игры: взрослый дает ребенку мешочек и просит ребенка открыть его: "Посмотри, что там, достань игрушку!" После того, как ребенок достанет мяч взрослый говорит: "Вот, какой красивый мяч, мы будем с ним играть!" Показывает ребенку игровые действия: мяч катится, прыгает, его можно ловить.

Взрослый играет вместе с ребенком, побуждая ребенка к самостоятельным действиям.

КАРТОЧКА 5

Предметный мир

"Уложим мишку спать"

    Цель: познакомить ребенка с предметно-игровыми действиями с мишкой, функциональным назначением кровати, формировать подражательные действия.

    Оборудование: мягкая игрушка - мишка, детская кроватка.

    Ход игры: взрослый показывает ребенку игрушку - мишку, обыгрывает ее: мишка топает, пляшет, катается в машине. Взрослый сообщает, что мишка устал, хочет отдохнуть: "Давай уложим мишку в кроватку!"

Взрослый демонстрирует, как можно приласкать мишку-игрушку (прижать к себе, погладить по головке) и положить его в кровать, накрыть одеялом, спеть песенку: "Баю-бай, баю-бай".

Игру можно повторить, предоставив ребенку больше самостоятельности.

КАРТОЧКА 6

Предметный мир

"Угостим кукол чаем"

   Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).

  Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).

     Ход игры: взрослый говорит малышу: "К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей".

Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры взрослый подытоживает: "Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай", произносит потешку:

Чайник на столе поставим,

Блюдца, чашки мы расставим,

Будем мы гостей встречать,

Кукол чаем угощать!

КАРТОЧКА 7

Предметный мир

"Паровозик"

   Цель: вызвать интерес у ребенка к игрушке - паровозику, учить ребенка предметно-игровым действиям с ним.

  Оборудование: паровозик, рельсы.

  Ход игры: взрослый показывает ребенку игрушку - паровозик, обыгрывает ее: "Чух-чух, ту-ту! Осторожно, по рельсам едет паровозик!"

Взрослый демонстрирует, как нужно действовать с игрушкой, чтобы паровозик не останавливался.

   Игру можно повторить, прикрепив к паровозику вагончики, предоставив ребенку возможность самому провозить его по рельсам.

КАРТОЧКА 8

Предметный мир

"Кукла идет на прогулку"

   Цель: формирование у ребенка представлений об одежде, умению выполнять предметно-игровые действия.

   Оборудование: кукла.

   Ход игры: взрослый говорит, что кукла собирается на прогулку: "Давай поможем кукле одеться, на улице холодно", предлагает ребенку достать из шкафчика одежду: шапку, куртку, ботиночки. Затем взрослый поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая:

Надеваем курточку, проденем руки в рукава, Застегнем пуговицы. Вот, куртку надели! Надеваем ботиночки на ножки, Вот шнурки, я помогу тебе завязать Вот, ботиночки надели на ножки Надеваем шапку на голову. Вот, так, шапку надели Кукла собралась на прогулку, может идти гулять. В целях закрепления у ребенка представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой, ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно.

КАРТОЧКА 9

Предметный мир

"Дорожка для зайчиков"

   Цель: вызвать интерес ребенка к конструктору и строительным играм.

   Оборудование: кирпичики из детского конструктора, машина.

   Ход игры: взрослый сообщает ребенку о том, что надо построить дорожку для зайчика - он пойдет к другому зайке в гости. Предлагается нагрузить машину кирпичиками и подвезти ее к домику зайчика: "Давай построим дорожку для зайчиков".

   Взрослый показывает ребенку, как нужно выкладывать кирпичики друг за другом. Если ребенок испытывает затруднения, взрослый повторяет действия и побуждает его действовать также.

При затруднении предлагает ребенку действовать по показу. Затем дорожка обыгрывается - зайчик идет по дорожке в гости.

КАРТОЧКА 10

Предметный мир

"Выбери игрушку"

   Цель: учить детей выделять игрушку среди других предметов, действовать с ней и называть ее.

   Оборудование: игрушки, одежда, посуда и др.

   Ход игры: взрослый предлагает детям выбрать среди различных предметов игрушку, с которой можно поиграть. Каждый ребенок подходить к столу, называет игрушку и показывает игровое действие с ней. При этом взрослый комментирует: "Молодец, Петя! Ты выбрал матрешку, с ней играют, это игрушка!"

КАРТОЧКА 11

Окружающий мир

 

"Где собачка?"

   Цель: учить ребенка воспринимать и выделять из окружающей среды живое - собачку.

   Оборудование: игрушка - собачка, картинки с изображением домашних животных.

   Ход игры: взрослый организует наблюдение ребенка за собакой, обращает внимание на то, что она бегает, лает, ест, машет хвостиком, у нее есть голова, туловище (тело), хвост и лапы. Собаку можно встретить на улице с хозяином. После наблюдений взрослый показывает игрушку-собачку, дает возможность поиграть с ней, читает стихотворение про собаку, а потом предлагает найти изображение собаки на картинке, выделяя среди изображений: "Вот - собачка, умеет лаять - гав-гав".

КАРТОЧКА 12

Окружающий мир

"Познакомься с птичкой"

  Цель: учить ребенка воспринимать и выделять из окружающей среды живое - птицу.

  Оборудование: игрушка-птичка, картинки с изображением домашних птиц.

   Ход игры: взрослый организует наблюдение ребенка за птицей в живом уголке или на улице, обращая внимание малыша на то, что у птички есть голова, туловище (тело), крылья, лапки, она умеет ходить, летать, петь, клевать зерна.   После наблюдений взрослый показывает ребенку игрушку-птицу, дает возможность поиграть с ней, читает стихотворение про птичку, выполняя действия, о которых в нем говорится:

Птичка, птичка, вот тебе водичка,

Вот тебе и крошки на моей ладошке.

   Затем ищет с ребенком изображение птицы на картинке, выделяя ее среди других: "Вот она - птичка, умеет летать, петь - пи-пи-пи".

КАРТОЧКА 13

Окружающий мир

"Знакомься - кошка"

   Цель: учить ребенка воспринимать и выделять из окружающей среды живое - кошку.

  Оборудование: игрушка-кошка, картинки с изображением домашних животных.

   Ход игры: взрослый организует наблюдение ребенка за кошкой, обращает внимание на то, что она ходит, мяукает, лакает, машет хвостиком, у нее есть голова, туловище (тело), хвост и лапы. После наблюдений взрослый показывает игрушку-кошку, дает возможность поиграть с ней, поет песенку про кошку "Серенькая кошечка", а затем ищете ребенком изображение кошки на картинке, выделяя ее среди других: "Вот она - кошечка, умеет мяукать -мяу-мяу".

КАРТОЧКА 14

Окружающий мир

"Красивый цветочек"

  Цель учить ребенка воспринимать и выделять из окружающей среды растение - цветок.

  Оборудование: ваза для цветов, комнатное растение, картинки с изображением цветов.

  Ход занятия: взрослый организует на прогулке наблюдение ребенка за растением цветком, обращает внимание на то, что цветок растет на земле, цветет, пахнет, украшает полянку. Взрослый предлагает принести цветок домой и поставить в вазу. После наблюдений за цветами на прогулке взрослый показывает малышу комнатное растение, предлагает полить его, понюхать. Потом ищет с ребенком изображение цветка на картинке.

КАРТОЧКА 15

Окружающий мир

"Плыви, кораблик"

   Цель: познакомить ребенка с водой.

   Оборудование: бассейн с водой, плавающие игрушки.

   Ход игры: взрослый предлагает ребенку посмотреть, что есть в бассейне, потрогать руками воду, обращает внимание ребенка, что его руки стали мокрыми. Затем опускают игрушки в воду, наблюдают, как они плавают, дуют на них, заставляя двигаться: "Плыви, кораблик!"

КАРТОЧКА 16

Окружающий мир

"Дождик"

  Цель: обратить внимание ребенка на явление природы - дождь.

  Ход игры: во время дождя взрослый организует наблюдение на прогулке за этим природным явлением. Ставит ведро (таз) для собирания дождевой воды. Обращает внимание ребенка на лужи, которые образуются после дождя, на капли воды, тучи, из которых идет дождь, люди идут в плащах, под зонтиками, в сапогах. После наблюдения взрослый рисует тучи, предлагая ребенку нарисовать дождик (кап-кап). Затем взрослый дорисовывает лужи, произносит стихи:

Дождик, дождик, кап-кап-кап,

Мокрые дорожки.

Все равно пойдем гулять,

Наденем сапожки.

КАРТОЧКА 17

Окружающий мир

"Свети, солнышко"

   Цель: обратить внимание ребенка на явление природы - солнце.

   Ход занятия: в солнечную погоду взрослый во время прогулки обращает внимание ребенка на то, что когда светит солнце становится тепло, солнышку рады птички, цветы, дети катаются на велосипедах, играют в песочнице, в мяч, все люди легко одеты, ходят без зонтиков. После наблюдения взрослый рисует солнышко, предлагая ребенку нарисовать лучики к нему. Затем взрослый дорисовывает цветы, травку, произнося:

Свети, свети, солнышко,

Зеленей лужок.

КАРТОЧКА 18

Окружающий мир

"Сделаем дорожку"

  Цель: познакомить ребенка с песком, формировать интерес к играм с песком.

  Оборудование: совок, ведерко, машина.

  Ход игры: в солнечную погоду взрослый организует игры с ребенком в песочнице, показывает, что песок можно копать, набирать в ведерко, строить из него башни. Затем взрослый дает ребенку совок и предлагает насыпать песок в ведро, после чего они высыпают песок из ведра, строят дорожку для машины.

КАРТОЧКА 19

Окружающий мир

"Построим забор"

  Цель: познакомить ребенка с камнем, формировать интерес к постройкам из камней.

  Оборудование: машина, камни.

  Ход занятия: в солнечную погоду взрослый организует прогулку на участке, где находятся камни. Говорит ребенку, что вокруг дома из песка надо построить забор и предлагает собрать камни в машину. После этого они везут камни к домику и строят забор.

КАРТОЧКА 20

Окружающий мир

"Зоопарк"

  Цель: формировать интерес ребенка к животному миру, учить наблюдать за животными.

  Ход занятия: взрослый организует посещение зоопарка. Обращает внимание ребенка на животных (лошадь, волка, обезьяну), на их повадки и движения. После посещения зоопарка взрослый показывает малышу картинки с изображением знакомых животных. Затем называет животное и просит ребенка показать соответствующую картинку.