Авторское дидактическое пособие "Умные ладошки"
материал по коррекционной педагогике

«Все создано из магии и кирпичей»

ООО «Антон тут рядом» (СПб, Центра по работе с людьми с РАС)

 

Дидактическое пособие «Умные ладошки», 2023г.

(может быть использовано педагогами и родителями для работы с детьми с нормой развития и ОВЗ.)

Автор: учитель-дефектолог Козлова Ольга Викторовна

Актуальность:

К модально специфическим закономерностям, которые характеризуют нарушения в развитии ребенка с расстройствами аутистического спектра относят:

– отставание развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых). Моторные нарушения выражаются в диапазоне от навязчивых моторных стереотипий до неспособности повторения движения или имитации;

– множественные сенсорные нарушения, выражающиеся в диапазоне от сверхчувствительности к определенным раздражителям и гиперреакции на них до игнорирования любых раздражителей и, соответственно, гипореакции на них;

– разнообразные речевые нарушения, которые выражаются в диапазоне от полной неспособности к устной речи и компенсированному общению с помощью жестов, до навязчивого говорения, эхолалии и доминирования в речи одной темы;

– эмоционально-волевые нарушения

 

Оборудование: две ладошки, вырезанные из дерева, на каждом пальце и середине ладошки приклеен кружок липкой ленты для крепления к ним различных объектов, в зависимости от решаемых задач (буквы, фигуры, цифры, картинки с изображением предметов по различным тематикам, массажные аппликаторы разной жесткости).

Цель: Развитие мелкой моторики, согласованности движений глаз-рука, билатеральной координации. Формирование коммуникации через общение со взрослым.

 

Задачи:

·       Формирование у ребенка зрительно-моторной координации в системе глаз-рука, контроля движений руки, визуального и пространственного восприятия. Понятий право, лево.

·       Развитие у ребенка мелкой моторики, формирование одновременных движений, разработка пинцетного захвата. Тренировка кисти руки.

·       Формирование указательного жеста.

·       Развитие у ребенка зрительной и вестибулярной системы (формирование ощущений, предоставляющих информацию о цвете, форме, изображении предметов, расстоянии объектов друг от друга). (Глазные мышцы контролируются вестибулярной системой).

·       Формирование у ребенка элементарных математических представлений: порядковый и количественный счет, состав числа, сравнение чисел. Формирование у ребенка понятия «цифра», число.

·       Учить соотносить количество (число) с цифрой.

·       Формирование у ребенка сенсорных представлений (цвет, форма, величина), знакомство с геометрическими фигурами.

·       Формирование комплекса двигательных, сенсорных и речевых функций.

·       Развитие у ребенка внимания, мыслительных процессов, способности выделять существенные признаки предметов (4 лишний).

·       Развитие у ребенка понимаемого словаря.

·       Формирование у ребенка обобщающих понятий, классификации предметов по общим признакам.

·       Учить понимать вопрос и отвечать на него вербально или с использованием альтернативной коммуникации (показать ответ, используя картинку).

·       Развитие у ребенка связной речи (3, 4 группы по О.В. Никольской).

·       Формирование у ребенка основ грамоты через формирование представлений о букве, составление и чтение слогов.

·       Развитие фонематического слуха, слуховой памяти, ритмико-интонационной и слоговой структуры слов.

·       Формирование умения выполнять словесную инструкцию: покажи, дай (найди) такую же, сосчитай, прикрепи, назови и. др.

·       Коррекция личностных нарушений (негативизма, инактивности) и трудностей адаптации через установление телесного контакта с ребенком, воздействием системой сенсорных стимулов с одновременным вызовом адекватных эмоциональных переживаний.

 

 

КАК ИГРАТЬ: Если ребенок затрудняется, взрослый показывает как нужно выполнять действия, с полной или частичной физической подсказкой (для детей 1, 2 группы с РАС по О.В. Никольской), самостоятельно (для детей с 3, 4 группой с РАС).

 

ВАРИАНТЫ УПРАЖНЕНИЙ:

Формирование у ребенка зрительно-моторной координации, мелкой моторики.

1.            Ребенок крепит к пальцам (середине) ладошки предметы (дети 1, 2 группы с РАС с полной или частичной физической подсказкой взрослого), используя кистевой или пинцетный захват (дети 3, 4 группы с РАС самостоятельно, точно следуя словесной инструкции педагога), т.е. выкладывать предметы в той последовательности и порядке, который указывает взрослый.

2.            «Украсим пальчики»: материал: резинки для волос разных цветов, карточки со схемой на которых изображена последовательность надевания резинок на пальцы и запястье.

Действия: Украсить резинками пальцы/запястье в соответствие со схемой. Взрослый при необходимости акцентирует внимание на цвете, порядке расположения резинок (смотри, какого цвета, какой палец, посчитай и т.п.).

Формирование сенсорных представлений, мелкой моторики, зрительно-моторной координации, билатеральной координации.

Материал: различные геометрические формы, разные по цвету, по фактуре, материалу, величине. Цифры от 1-5. Игральные кубики с точками от 1 до 5. Шапочки, прищепки (парные по цвету или величине). Пробки разного цвета. Шнурок.

1.       Взрослый прикрепляет к пальцам ладошек изображения геометрических фигур (начиная с 1-2 для детей с РАС 1-2 группы, до 5), одинаковых по цвету, но разных по форме или одинаковые по форме, но разные по цвету

Инструкция для ребенка:

·          Покажи, где красный круг.

·          Нажми (одновременно) указательными (средними, безымянными и т.д.) пальцами на красные круги (треугольники…).

·                Расположить на пальцах левой ладони разноцветные круги в определенном порядке. Выложить на пальцах правой ладони в том же порядке. Упражнения по формированию цвета, формы, величины (все большие фигуры – на левую ладошку, на правую ладошку – все маленькие).

2.       Расположить на пальцах разного цвета геометрические фигуры. На середине ладони прикрепить геометрическую фигуру. Задание: найди такую же на пальцах. Сосчитай, сколько. (например: два). Найди цифру два.

3.       «Шапочки» Надеть на пальцы столько шапочек, сколько выпало точек на кубике. (какая цифра на ладони? надень на пальцы столько же шапочек). По аналогии можно крепить прищепки. При закреплении или обучению представлений о цвете, ребенку дается задание назвать цвет, для ребенка не говорящего, предлагается показать, где шапочка/прищепка определенного цвета; так же можно дать задание найти такую же и назвать цвет: это красный).

Как вариант с шапочками: На первый палец надень желтую шапочку, на второй -синюю и т. д., на указательный палец надень …Покажи правую ладонь, покажи левую ладонь (такие же задания выполнять, только с указанием на какой ладони).

4.       «Найди такую же» Соотнесение предметов по цвету. На пальцах расположить кружочки разного цвета. Нади такого же цвета пробку, положи на кружок.

5.       «Дорожка» На пальцах обеих ладоней расположить кружочки разного цвета. Протянуть дорожку (шнур) от красного круга к красному, от красного к зеленому… (с учетом индивидуальных и возрастных возможностей ребенка).

ФЭМП:

Материал: карточки с цифрами, предметные картинки с изображением предметов от 1 до 5. Игральные кубики с точками от 1 до 5. На один кубик крепим букву Л (левая ладонь), на другую П (правая ладонь).

1.       «Посмотри и повтори» Взрослый прикрепляет на пальцы левой ладони цифры от 1 до 5. Предлагает ребенку переместить цифры с левой руки на правую, располагая в том же порядке как на левой, или выложить на правой ладони цифры в том же порядке (1,2,3; 5,4,3; 2,3,4 и т.п.). (набор карточек с цифрами на столе у ребенка).

Порядковый счет.

По центру ладони выложить цифру. Выкладывание на пальцах цифр (предметов) от 1 до 5 (в соответствие с заданным числом), прямой и обратный счет.

2.       Количественный счет.

·                      На левой ладони одна цифра от 1 до 5, на карточке прикреплены картинки с одинаковыми предметами (например, яблоками). Предложить ребенку выложить на правой ладони количество яблок, соответствующих цифре на левой ладони.

·                     Прикрепить к пальцам ладони определенное количество предметов, нужно их сосчитать, найти соответствующую числу цифру и прикрепить ее на середину ладони.

·                      На одной ладони на пальцах выкладываются предметы, на другой нужно выложить столько же. Можно выкладывать разные предметы в определенной последовательности (яблоко, груша, яблоко, груша, яблоко), ребенок должен выложить на пальцах другой ладони так же.

3.       На пальцах цифры от 1 до 5. Задание: покажи цифру 1 (2…). Найди картинку на которой столько же предметов. Назови, сосчитай. Да, это один стул..

4.       Для детей 3-4 уровня с РАС. Ребенок бросает игральный кубик. Выпадает сторона с двумя точками. Сосчитай, сколько точек? Правильно, две. Найди картинку, где два предмета. Сосчитай. Правильно, два цыпленка. Прикрепи картинку на второй палец правой (левой руки). Давай проверим (считаем), да, ты правильно посчитал, молодец. Это второй палец, указательный. Покажи у сея указательный палец…

4. Состав числа. Взрослый выкладывает на середине ладони цифру (от 1 до 5):

а) ребенок должен прикрепить к пальцам столько же предметов.

б) ребенок должен прикрепить цифры или предметы, определяющие состав заданного числа: 5=3+2; 2+3; 1+4; 4+1 (3 на левой ладони+ 2 на правой ладони и т.д.).

5. Решение математических задач: У зайчика было 2 морковки (крепим на левой ладони), ему дали еще 2 (крепим на правой ладони), сколько морковок стало у зайчика (в середине ладошки крепится цифра 4).

Зрительное восприятие, внимание, ознакомление с окружающим: Материал: предметные картинки по теме. Карточка с дорожкой из липкой ленты.

1.                 На пальцах левой ладони прикреплены карточки с изображением предметов (по различной тематике). Нужно выложить в той же последовательности на другой ладони. Назвать предметы (для говорящих детей).

2.                 На пальцах одной ладони выложены картинки с изображением предметов, ребенок должен найти парную картинку, наложить ее на картинку на пальце. Взрослый (ребенок) называет предметы, делает обобщение: это фрукты...

В этом варианте развивается понятийный словарь, обобщающие понятия.

3.                 Вариант игры «Дорожка» провести дорожку от одного предмета, расположенного на пальце левой руки к такому же на правой. (Как вариант «Кто что ест», «Кто где живет» и т.д.).

Формирование у ребенка основ грамоты.

1.            К пальцам ладошек крепятся буквы, Задание: покажи, где А…(на каждой руке). Покажи букву А на правой и левой ладонях: ребенок одновременно нажимает указательным пальцем на заданную букву на правой и левой ладони.

2.            Выкладывать буквы в определенном, заданном порядке «так же как на левой руке» или по словесной инструкции взрослого, ребенок выкладывает на пальцах буквы беря их из кассы букв.

3.            К ладошке крепятся гласные буквы, в середине ладошки-согласная буква. Играем по аналогии при формировании ФЭМП: покажи, где буква…Назови, какая это буква, проведи пальчиком от буквы А к букве М (У, О…), а теперь в обратном порядке. А_______М; М________А. Можно использовать символы звуков на начальном этапе формирования произносительной функции речи при формировании артикуляционного уклада у неговорящих детей.

4.            «Дорожка» Проведи дорожку от буквы с пальца на левой руке к букве на пальце правой руки: чтение слогов, послоговое чтение (слева-направо).

           Для читающего ребенка (4 группы) можно использовать более сложные задания: на ладошке посередине крепится изображение предмета, ребенок должен выложить из букв его название. Можно применять сюрпризный момент «угадай, какая картинка спрятана в ладошке»: на правую ладошку крепится карточка с изображением предмета, ладонь лежит карточкой вниз. На левой ладони выложено слово (односложное, двусложное – название спрятанного предмета), ребенок читает слово, ладошка переворачивается и смотрят, правильно угадал ребенок название предмета или нет.

Развитие понимаемого словаря, способности обобщения и классификации, развитие связной речи, мыслительных способностей, внимания и восприятия:

·     «Четвертый лишний» На пальчиках ладошки крепятся 4 предмета, 3 из них сгруппированы по общему признаку. Ребенок должен показать, какой предмет лишний и перенести его на другую ладошку (речевые детей объясняют свой выбор, не речевым выбор озвучивается взрослым).

·                На середину левой ладошки крепится один предмет по лексической теме, например «Овощи», (морковь), ребенок должен из предложенных предметов (фрукты и овощи) выбрать те, которые относятся к овощам и прикрепить к пальцам ладошки, сосчитать, назвать и т.д. в соответствие с индивидуальными возможностями детей. На правую ладошку прикрепить все фрукты. Так же можно поиграть «Кто чем питается» на пальчиках крепится корм, нужно найти животное, которое этим кормом питается. «Накорми зайчика» (на середину крепится зайчик)-на пальчики корм для него (так по аналогии игры по всем лексическим темам).

Упражнения с игральными кубиками:

Материал: игральные кубики с буквами Л; П, карточки с точками, карточки с цифрами, карточки с буквами, карточки с изображением предметов по лексическим темам. Карточка с липкой лентой. Карточки с цифрами.

1.     На одной ладошке на пальцах карточки с точками (1-5), на другой_ цифры от 1 до 5. Ребенок бросает кубик. Сколько точек на кубике? Сосчитай. Найди столько же на пальце. Сколько? Два. Найди цифру два. Молодец.

2.     Бросаем кубик. Сколько точек? Пять. Найди пятый палец. Как он называется? Мизинец.

3.     Бросаем кубик. Нужно найти палец, соответствующей количеству точек, назвать картинку, которая к нему прикреплена. Найти из картинок на карточке такую же.

4.     Прикрепи к пальцам столько предметов, сколько выпало точек на кубике. При игре с двумя ладонями выбрасываются два кубика, выкладываются столько предметов, сколько выпало точек на кубике с буквой Л (для левой руки), с буквой П (для правой руки). (Усложнение: найти соответствующую количеству предметов цифру, выложить на середину ладони. Сосчитать, сколько всего предметов на обеих ладошках, составить пример из цифр: 3+3=6).

Вариант: найди одинаковые картинки: «Составь пару». «Найди и назови».

Пассивно-активная гимнастика рук с использованием массажных аппликаторов (крепятся к середине ладони; к подушечкам пальцев)

Упражнения для развития тактильных ощущений и гнозиса:

·        Прикасаться поочередно подушечками пальцев одной руки или обеими руками одновременно к массажным кружочкам, с разным нажимом.

·        На одной ладони прикреплены массажные круги, на другой тканевые или другой поверхностью (для развития тактильных представлений: различения поверхностей разной фактуры).

·        Отстукивание ладошками ритма (тук-тук-тук).

Тук-Тук, я стучу, новый домик сколочу.

·        Упражнения с отстукиванием ладонями и одновременным звукоподражанием голосам животных, птиц, бытовым шумам (с учетом индивидуальных возможностей детей).

·        Упражнения с использованием слоговых рядов (для говорящих детей).

Зачем играть:

Целенаправленно используя сенсорную, речевую деятельность и добавляя элемент игры, вы продолжаете работать над укреплением мелкой моторики, формированием моторной имитации, оральной и вербальной имитации, навыка слушателя, развитие билатеральной координации, развитие коммуникации, в том числе речевой. Но делаете это в контексте ИГРЫ. Мышцы, отвечающие за развитие противопоставления большого пальца (пинцетный захват), являются ключевыми для развития навыков самообслуживания. Механическое воздействие массажными аппликаторами на подушечки пальцев и ладонь, направлено на активизацию незрелых клеток коры головного мозга. Предоставление ребенку возможностей разработать мышцы ладони, особенно три главных глубоких мышцы, поможет сделать большой палец более послушными управляемым, что крайне важно для развития других, более сложных навыков.

 

Перспектива:

Ладошки уникальны тем, что можно составлять огромное многообразие игр и игровых упражнений, по разным направлениям детского развития, в том числе по формированию у детей с расстройствами аутистического спектра представлений об эмоциях, формированию навыков глобального чтения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon umnye_ladoshki_kozlova_o.v.pdf694.1 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий. Авторская программа "Цветные ладошки" И.А. Лыкова

Дополнительная образовательная программа, которой я пользуюсь в работе с детьми.Цель программы - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих...

Авторское дидактическое пособие для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста "Дидактический сенсорный коврик Мальчик и Девочка"

Данное дидактическое пособие поможет малышам как адаптироваться к условиям детского сада, так и развить сенсорные способности...

Применение современных образовательных технологий. Авторская программа "Цветные ладошки" И.А. Лыкова

Дополнительная образовательная программа, которой я пользуюсь в работе с детьми.Цель программы - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих спосо...

Авторская дидактическая игра "Рыжий город". Конспект НОД "Звук [Р]" с использованием авторской игры.

Предлагаем Вашему вниманию авторскую логопедическую игру "Рыжий город". Идея: Г. Юдин "Букваренок". Данная игра поможет в увлекательной форме автоматизировать звук [Р]. Так же опуб...

Авторское пособие "Кулачки - ладошки" по преодолению нарушений слоговой структуры слова

Авторское пособие "Кулачки - ладошки" по преодолению нарушений слоговой структуры слова...

Авторское развивающее пособие Игра «Авторские дидактические игры по приобщению детей к художественной литературе»

Цель: способствовать упрощённому процессу запоминания содержаниясказочных произведений, благодаря последовательному отражению их впересказе...