Игровая деятельность
статья по коррекционной педагогике

Лымарь Елена Александровна

Что это за явление? От чего она зависит? И что зависит от неё?

   «Игра» -это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки из окружающего мира полученных впечатлений».

Становление игровой деятельности зависит:

  • от развития сознания ребенка;
  • онтогенетического прогрессирования отдельных психических процессов-мышления, воображения, восприятия, памяти, воли, речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игровая деятельность16.09 КБ

Предварительный просмотр:

  Игровая деятельность – Что это за явление? От чего она зависит? И что зависит от неё?

   «Игра» -это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки из окружающего мира полученных впечатлений».

Становление игровой деятельности зависит:

  • от развития сознания ребенка;
  • онтогенетического прогрессирования отдельных психических процессов-мышления, воображения, восприятия, памяти, воли, речи.

От уровня психического развития ребёнка зависит способность познания окружающей действительности и, конечно, игры как способа решения мыслительных задач.

В то же время игра является мощной практикой развития! Играя, ребенок не просто копирует реальные или взятые из сказок действия, но осмысливает их! Игровая ситуация и действия в ней оказывают влияние на развитие умственной деятельности.

Какова же последовательность развития игровой деятельности детей в соответствии с их возрастными особенностями?

От 5-6 месяцев до 1,5 лет. Отобразительные предметно-игровые действия.

До полутора лет дети усваивают простые способы действия с разными предметами, игрушками, связанные с их физическими свойствами: стучат, бросают, катают и социальное назначение отдельных предметов: машинку и коляску – катают, везут на них груз или куклу, мишку, погремушку трясут, лопаткой капают.

1,5-3 года. Отобразительная игра.

Для детей этого возраста характерно предметно-действенное мышление, поэтому преобладает предметно-манипулятивная деятельность.

Малыши повторяют в игре те действия, которые увидели у взрослых: «варят кашу» и «кормят» игрушечных персонажей, моют посуду, купают кукол, имитируют разговор по телевизору, чтение книг, водят «за ручку» мишек, заек, возят их в колясочках.  

3-4 года. Режиссерская игра.

С трех-четырех лет у ребенка активно развивается знаково-символическая функция сознания. Ребенок в этом возрасте выстраивает игровое пространство на столе, в коробке, в песочнице, на полу. Играет с маленькими игрушками и предметами-заместителями.

Сюжеты игр рождаются из совмещения полученных знаний и личного опыта: движение транспорта («пробки», «аварии», «ж/д переезды»), занятия/прогулки в детском саду («воспитатель» и «дети»), паровозик из кубиков.

Все игрушки, задействованные в сюжете, «активно действующие», т.е. ребенок проигрывает за каждую из них.

4года - 5 лет.  Образная игра.

В этом периоде жизни идет интенсивное развитие познавательной сферы (активные собственные умственные поиски).

Дети любят представлять себя в разных образах (животные, сказочные герои): маленький котенок, человек-паук, рыцарь, принцесса, доктор.

 5-6 лет.  Сюжетно – ролевая игра.

В этом возрасте у ребенка начинают появляться представления, какими качествами он хочет обладать, каким бы хотел стать. Т.к. он еще не знает, каким должен быт, поэтому стремится быть похожим на любимых героев или знакомых людей. В игре ребенок видит себя «сильным», «умным», «знающим», «умеющим», как взрослый.

Ролевые игры чаще описывают семейные отношения, социальные роли, сюжеты сказок, мультфильмов (дочки-матери, сковать меч и сразится с драконом, магазин, школа, больница).

6-7 лет.  Игры по правилам.

Основным изменением в сознании ребенка стал «внутренний план действий». Он позволяет ребенку оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном варианте.

Развивается способность анализировать, отдавать себе отчет в собственных действиях, целях и полученных результатах. Ребенка увлекают настольные, дворовые игры-игры с правилами.

7 лет и старше.  Режиссерская игра высокого уровня.

Ребенок учится самостоятельно придумывать сюжет игры. Для игры не нужны игрушки, игровое пространство и партнеры по игре. Вся игра происходит в воображении ребенка.

Ребенок проигрывает сюжеты, в которых самостоятельно действует в специально сконструированной сложной ситуации, из которой, как правило, выходит победителем.

    Игра развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умении, от воспитания интересов. Помочь ребенку овладеть этим необходимым ему видом деятельности должны взрослые. Нужно целенаправленно учить ребенка играть, стимулировать у него развитие игровой деятельности, предлагать ему игровые ситуации, варианты развития событий, ненавязчиво направлять ход игры.

Учитель-дефектолог: Лымарь Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация интегративной игровой деятельности, в процессе подготовки дошкольника к театрально – игровой деятельности».

Данная статья посвящена вопросу организации интегративной игровой деятельности, в процессе подготовки дошкольника к театрально - игровой деятельности.Ключевые слова: интеграция, театрально - игровая д...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Технология игровой деятельности (Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду).

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. По мнению Н.Ф. Губановой, она выполняет роль комплексного развити...