Игровая деятельность ребенка с ОВЗ, роль взрослых в её организации
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Алчинова Екатерина Леонидовна

Игра – один из самых доступных детям видов деятельности, который может эффективно использоваться взрослыми в целях воспитания и обучения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_deyatelnost_rebenka_s_ovz.docx16.27 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая деятельность ребенка с ОВЗ, роль взрослых в её организации

Игра – один из самых доступных детям видов деятельности, который может эффективно использоваться взрослыми в целях воспитания и обучения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

Игра формирует личность ребенка. Маленький ребенок – это деятель, и деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, вещах и явлениях приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук, через перемещение в пространстве, через взаимодействие с игрушками. Чем более разнообразная информация поступает в его мозг, тем интенсивнее протекает его интеллектуальное и психическое развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервнопсихического развития. В игре не только выражаются наклонность ребенка и сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей, а, следовательно, и на будущую судьбу.

В игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становится ребенок, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование его поведения, взаимоотношений с другими детьми, на воспитание активной позиции.

Для обучения через игру созданы подвижные и дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом, познают свои физические возможности. Использование подвижных игр создает условия для того, чтобы ребенок научился владеть своим телом. Кроме того, подвижная игра – источник радости, одно из лучших средств общения взрослого с ребенком.

В сюжетно-ролевой игре ребенок учится взаимодействию со сверстниками, самостоятельности. Этот вид игры способствует развитию речи и воображения ребенка. Включение в игру различных персонажей развивает детскую фантазию, способствует формированию речи. Также нельзя недооценивать позитивное влияние музыкальных игр, которые способствуют не только эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей детей с ОВЗ, но и помогают формированию речевых и дыхательных, а также двигательных навыков, слухового восприятия и внимания.

Детям с ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры с водой, песком и другими природными материалами, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения. Особое значение имеют дидактические и развивающие игры, направленные на коррекцию и развитие основных высших психических функций ребенка (речи, мыслительной деятельности, восприятия, внимания, памяти, воображения).

К развивающим играм с ребенком с ОВЗ не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению каких-либо недостатков. Игра – интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Она дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.

Несмотря на значительную степень индивидуализации, организация игры для детей с ограниченными возможностями требует от родителей, знания определенных общих принципов, закономерностей и правил. Еще до начала организации игровой деятельности детей с особыми потребностями необходимо знать

Уровень развития вашего ребенка:

- Что умеет ваш ребенок, и какие игры ему нравятся?

- Какие проблемы есть у ребенка?

- Что ему пока не удается?

- Что получается хорошо?

- На какие навыки можно опереться?

- В чем проявляется повышенный интерес ребенка, что ему больше нравится, что вызывает положительные эмоции?

- Объем внимания ребенка.

- Качество речи, объем лексики, тяга к общению.

- Состояние эмоционально-волевой сферы.

Состояние ребенка перед игрой:

-Какое общее физическое состояние?

-Степень возбуждения ребенка.

-Способность сконцентрироваться на игре.

 -Общее настроение перед игрой.

Цель игры для детей с ограниченными возможностями:

-Предоставить определенный объем знаний, умений и навыков.

 -Отвлекать от негативных раздражителей.

-Занять свободное время и т.д.

Если нам уже известен уровень развития ребенка, его состояние перед игрой и с какой целью мы проводим игру, то следует перейти к практическим действиям и поставить себе такие вопросы: Где? Когда? С чем? С кем?

То есть определить:

-Место, где будет играть ребенок (где?)

-Время, когда будет организовываться игра (когда?)

-Материалы (игрушки), которые нужны для игры (с чем?) –

Кто будет играть с ребенком, определить его партнеров по игре (с кем?).

Место, где будет играть ребенок, должно соответствовать характеру игры, ее целям, быть соответственно оборудовано и безопасно. Чаще всего игра организуется в комнате ребенка, в его уголке или на дворе, на детской площадке. Вполне понятно, что в комнате игры детей с ограниченными возможностями будут более спокойными, а на дворе — подвижными. Но в каждом отдельном случае место для игры должно быть подготовленным.

Для этого необходимо:

-Обеспечить его гигиену;

 -Сделать его, по возможности, просторным;

-Изъять ненужные предметы;

-Провести подготовку к конкретной игре: принести необходимые игрушки, вещи, расположить их так, как требует игра; -

 Принять меры, убедиться в исправности игрушек и оборудования.

Если игру планируем проводить на свежем воздухе, то в таком случае следует исключить возможность попадания в зону игры транспортных средств, бродячих животных, острых предметов, других вредных факторов.

Игра занимает большую часть жизни дошкольника, а поэтому обучение ребенка не может проходить вне игры. Любая детская игра – тихая или подвижная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная – может стать развивающей, если взрослый определит, какие способности и навыки ребенка она может развить и усовершенствовать, а также дополнительно обогатит ее дидактическими элементами, которые помогут эти навыки закрепить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Роль родителей в игровой деятельности ребенка дошкольного возраста".

Роль родителей в игровой деятельности ребенка дошкольного возраста....

Консультация для родителей " Организация игровой деятельности ребенка дома"

Всем известно, что самым любимым видом деятельности для ребенка является игровая деятельность. Ребенку интересно, а значит, познание окружающего мира и развитие происходит легко, с удовольствием. В че...

«Игровая деятельность ребенка с ОВЗ. Роль взрослых в ее организации»

Рассматривая игру как «особую форму жизни ребенка, в которой осуществляется его связь с окружающей действительностью» (Д. Б. Эльконин), необходимо отметить значимость игровой деятельности ...

Роль педагога в игровой деятельности ребенка

Учитывая важнейшее значение игры в жизни дошкольника, является целесообразным изучение особенностей игровой деятельности ребёнка. В данной публикации вы узнаете какова роль педагога в игровой деятельн...

«Игровая деятельность ребенка роль взрослых в её организации» Консультация для родителей

laquo;Игровая деятельность ребенка роль взрослых в её организации»Консультация для родителей...