статья "Роль родителей в игровой деятельности ребенка дошкольного возраста".
статья (младшая группа)

Волошина Инна Александровна

Роль родителей в игровой деятельности ребенка дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_moya_semya.docx16.84 КБ

Предварительный просмотр:

Роль родителей в игровой деятельности ребенка дошкольного возраста.

 «Изучение физики – детская игра по сравнению с изучением игры»

А. Эйнштейн

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, формируется характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Играя, ребенок удовлетворяет важную потребность быть похожим на взрослого, свободно выражать свои желания, воплощать фантазии, которые в рамках обыденных, повседневных отношений с родителями не всегда ему позволяются. Иными словами, вместе с удовольствием, которое ребенок получает в игре, к нему приходит ощущение эмоционального насыщения и комфорта, внутренней уверенности и чувства безопасности, в которых заключен мощный импульс детского развития.

Дети очень любят играть со взрослыми, но не все взрослые это понимают и умеют оценить этот весьма короткий в их жизни момент. Отказ взрослого может не только обидеть ребенка, но и лишить его столь ценного общения с близким взрослым. Поэтому близкие, особенно мама и папа, должны все же находить время для игры с ребенком. Играя с ребенком, можно лучше понять его мироощущение, ценностные установки, эмоциональные особенности, проблемные зоны его отношений с окружающими, самим собой. Игра для ребенка также отдых, умиротворяющая деятельность, он испытывает покой и счастье. Игра с ребенком в домашних условиях также способна вернуть ему душевное равновесие. Детям бывает трудно выразить свои переживания на словах. Чувства они могут прожить в игре, выбирая определенный материал, действуя с ним в определенным образом, вновь и вновь переживая значимые ситуации.

Руководство игровой деятельностью является тонким и сложным процессом. Оно требует знаний теории игровой деятельности, специальных умений, доверия и уважения детей. Поэтому очень важно повышать компетентность родителей во взглядах на игру, ее роль в развитии ребенка, помогать осознать, что игра и игровое общение с малышом в семье – это забота о его развитии, эмоциональном и психологическом здоровье.

 В первую очередь, родителям необходимо помнить, что игра для ребенка – это не просто развлечение или способ занять себя в свободное время. Это серьезная деятельность, которая является первым шагом по освоению норм и правил существования в социальной среде. Игра дает возможность ненавязчиво, в интересной и увлекательной для ребенка форме оказать на него следующее влияние: расширить кругозор; развивать психические процессы; удовлетворять детские эмоциональные и интеллектуальные потребности; развивать творческие способности; учить взаимодействовать в социуме; формировать характер и отношение к действительности; вырабатывать трудовые и познавательные навыки.

  Важное место в игровой деятельности дошкольников отводится игрушкам, играя с которыми, дошкольник получает опыт осуществления различных действий с этими предметами. При выборе игрушек родителями и при их непосредственном использовании дошкольником важно учитывать следующие рекомендации:

- игрушки могут быть не только куплены, но и сделаны своими руками;

 - у малыша должны быть разные игрушки, не ограничивайте их выбор по половой принадлежности ребенка;

- приобретайте только те игрушки, которые имеют педагогическую и художественно-эстетическую значимость, смысловое наполнение;

- игрушки для ребенка должны соответствовать его возрасту;

- необходимо иметь игрушки на разную тематику: сюжетные (куклы, фигурки животных, посуда, мебель и т.д.), развивающие (кубики, пазлы, многофункциональные предметы), технические (машинки и модели других видов транспорта, конструкторы), имитирующие орудия труда (ведерко, лопатка, молоток, отвертка, шприц и т.д.), игрушкизабавы, игрушки для подвижных игр;

- у ребенка должны быть игрушки разных размеров – крупные подходят для игры на полу или на улице, мелкие игрушки нужны для игры за столом;

 - нужно поощрять стремление ребенка превратить обычные предметы в игрушку.

Он может из стула сделать кораблик, а под столом обустроить дом и т.д.

Важно не просто дать игрушку ребенку, нужно показать, для чего она нужна, как ею пользоваться. Также необходимо учить делиться игрушками, использовать их для коллективного взаимодействия.

Во время совместных игр родителям важно помнить следующие условные правила игры:

 - относитесь к ребенку на равных. Не выполняйте игровые действия вместо малыша, а предлагайте ему самому попробовать или включиться в совместную деятельность;

- отдавайтесь игре так же полноценно и увлеченно, как и ребенок;

- не диктуйте правила игры!

Тактично руководите ее ходом, направляя действия ребенка в правильное русло;

- старайтесь использовать поменьше запретов;

- давайте малышу возможность проявлять самостоятельность и инициативность;

- не исправляйте результаты игровой деятельности ребенка со словами: «Сейчас я тебе покажу, как надо делать»;

- предлагайте различные виды игр;

- позволяйте использовать для игры предметы домашнего обихода.

Таким образом, семья, будучи первой воспитательной средой в жизни ребенка, принимает на себя основной труд, обеспечивая тот или иной уровень развития. Исследования свидетельствуют, что в семье создаются наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения к культуре в самом широком понимании этого слова.

Ответственное и правильное отношение родителей к организации игровой деятельности детей, делает ее действительно содержательной и полезной, превращает игровые забавы в мощный инструмент воспитания, помогает в ходе игры привить дошкольникам интерес к получению знаний, сформировать у них модели отношений и поведения в социуме. Благодаря игре обогащается внутренний мир ребенка, развивается его личность.