Роль педагога в игровой деятельности ребенка
статья

Мифтаева Наталья Анатольевна

Учитывая важнейшее значение игры в жизни дошкольника, является целесообразным изучение особенностей игровой деятельности ребёнка. В данной публикации вы узнаете какова роль педагога в игровой деятельности ребенка, роль педагога в организации игры, приемы руководства игрой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКА

 В игре заложен огромный потенциал развития и воспитания дошкольников. Но эти свои качества она может проявить в тех ситуациях, когда используется в рамках педагогического процесса. С общим развитием ребёнка и с развитием его игровой деятельности самостоятельность возрастает; вместе с тем возрастает и роль педагога в руководстве игрой. Прохождение детей через серию действий, которые педагог запланировал для обучения содержанию – это не игра. Дети не могут свободно инициировать действия, и зачастую те виды деятельности, которые планировали педагоги, имеют конечный продукт (например, ребёнок рисует картинку, пишет или читает что-то, или выполняет какое-то решение).

Хотя мы, как педагоги, должны обучать детей определенному содержанию, посредством таких видов деятельности, нам также необходимо выделять большие промежутки времени в течение дня, когда дети участвуют в свободных игровых мероприятиях. В это время детям должно быть предоставлено время для игр, без вмешательства взрослых или с дошкольным педагогом в качестве одного из игроков. Когда навыки и знания преподаются интересными и интерактивными способами, например, посредством игры, дети вовлекаются и интересуются, понимают и сохраняют информацию. Для детей младшего возраста обучение и игра не являются противоположными видами деятельности, а фактически взаимосвязаны (Bodrova, 2008; Diamond, Barnett, Thomas and Munro, 2007; Paley, 2005). Педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста, играют важную роль в содействии игре детей, в том числе в качестве наблюдателей, режиссёров, посредников, поощряющих и участников игры. Иногда наши роли являются косвенными, например, когда мы подготавливаем площадку для игры. В других случаях у нас есть более прямые роли, такие как обучение детей навыкам, которые помогают им входить в игровую ситуацию или продолжать играть (например, собирать более сложный пазл).

Также важно знать, когда вмешиваться, а когда не вмешиваться в игру детей. Хотя обучение через игру является интегрированным и значительным, оно может быть в значительной степени невидимым для неопытного глаза (Hewes, 2006). Вот почему мы должны понимать, как дети учатся, а также чему они учатся через игру. Мы наилучшим образом помогаем нашим детям, предоставляя им длительные непрерывные игровые периоды, обеспечивая достаточное количество материалов, стимулирующих различные виды игр, и позволяя детям играть самостоятельно. Нам также необходимо знать, когда и как перейти к более прямой роли в игре детей. При умелом вмешательстве, участие взрослого может привести к более длительным и более сложным эпизодам игры.

Маленькие дети учатся через взаимодействие с нами, своими родителями, другими взрослыми и другими детьми, а также посредством взаимодействия с предметами, материалами и природой. Л.С.Выготский утверждал, что когнитивное развитие проистекает из социальных взаимодействий от управляемого обучения в зоне ближайшего развития, поскольку дети и их партнеры совместно конструируют знания посредством диалога. Поэтому крайне важно, чтобы в стратегиях обучения учитывалось социально-эмоциональное развитие детей, поскольку они учатся в диалогах между педагогами и детьми, а также между детьми и другими взрослыми.

Диалоги могут расширять и поддерживать мышление и обучение детей, когда мы используем открытые вопросы и другие типы стратегий, которые основываются на их предыдущих знаниях и навыках и связаны с ними. Применение конкретных стратегий обучения, которые способствуют таким видам взаимодействия – между нами и детьми или между детьми, как, например, в совместной игре, – будет способствовать не только обучению детей, но и их метапознанию или способности понимать, как они учатся.

Задача взрослых – создавать ту самую среду, которая поможет ребенку успешно развиваться: формировать желания, потребности, интеллектуальные качества в соответствии с возрастом ребёнка. Педагогу следует учитывать специфику каждого вида игр.

Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных качеств ребёнка являются первоочередными. Как форма организации жизни и деятельности детей игра имеет свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. Педагог должен продумать, какие режимные процессы можно показать в форме игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать положительные эмоции.

Важной особенностью игры, как формы жизни детей, является ее проникновение в различные виды деятельности: труд, режимные процессы и др. Образовательно-воспитательные возможности игры возрастают, если она органически соединена с каким-либо другим видом деятельности. Наиболее целесообразно связывать игру с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностями. В процессе игры возникает потребность сделать новую игрушку (весы, бинокль), по-другому оформить атрибуты. С помощью взрослого дети могут починить игрушку. Педагог, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре.

Игра как форма обучения детей содержит два начала: познавательное и игровое (занимательное). Педагог одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Одними из лучших стратегий обучения, которые могут использовать дошкольные педагоги, являются те, которые побуждают, поощряют и продлевают игру детей. Понимание того, когда и как участвовать в играх детей, чтобы расширить их обучение и мышление, является признаком качественного педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

  1. Роль педагога в организации игры

 В игровой деятельности педагог ДОО может выступать в нескольких ролях.

Педагог как наблюдатель.

 Когда мы уделяем пристальное внимание игре детей, мы становимся отзывчивыми и квалифицированными помощниками в игре. Наша цель состоит в том, чтобы определить сильные стороны детей и проблемы, с которыми они сталкиваются при вступлении и поддержании высокого уровня игры. Мы также определяем, какие проблемы и концепции дети могут решать с помощью своей игры, такие как власть, добро и зло, страх и безопасность, необузданность и контроль, плохо и хорошо.

Педагог как режиссер

Мы создаем условия для поощрения игр детей, предоставляя и расставляя материалы, мероприятия, оборудование и/или игрушки, которые ее провоцируют. Мы разрабатываем среду, которая поощряет исследование, обнаружение и манипулирование материалами. Разнообразные материалы могут быть использованы несколькими способами, чтобы поощрить игру детей и их воображение. Изменение материалов или добавление новых материалов может сохранить и/или расширить интерес детей к игровой деятельности.

Педагог как один из игроков

Мы можем поддержать игру детей, участвуя в ней, руководя ей и моделируя ее, когда игра становится разочаровывающей для ребёнка или, когда ее бросают из-за недостатка знаний или навыков. Мы можем задавать вопросы, которые поощряют детей к размышлению о ситуации или показывают, как использовать реквизит по-другому. Когда ребёнок не хочет входить в игровую ситуацию, участие взрослого, которому доверяют, может помочь ей или ему почувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы присоединиться к группе.

Педагог как посредник и фасилитатор

Фасилитатор – это ролевая позиция педагога при организации групповой деятельности. Он облегчает, организует, направляет, стимулирует процесс поиска на основе поставленной перед группой задачи.

Фасилитатор – педагог, использующий личностно-ориентированную модель, демонстрирует свою способность инициировать продуктивную деятельность группы, создавая комфортный микроклимат в группе. Он дает возможность участникам в группе легко общаться, создавая атмосферу доверия, помогает точно понять им цель и направляет их найти самостоятельное оптимальное решение, при этом уважая точку зрения каждого участника, т. е. фасилитатор дает возможность существования любой точки зрения, даже самой абсурдной.

Главные качества педагога – фасилитатора:

 ● открытость (способность открыто выражать собственные мысли и переживания в межличностном общении, чтобы участники могли доверять ему);

● принятие (фасилитатор должен чувствовать человека, принимать его безусловно, уметь сопереживать ему);

● уверенность (за слабым «лидером» никто не пойдет!);

● развитая рефлексия (умение фасилитатора смотреть на себя со стороны, объективно оценивать свои высказывания и действия).

Применение технологий фасилитации требует от педагога ДОО соответствующих ролевых позиций:

  • умение строить открытые, доверительные отношения с родителями детей
  • способность создавать особую атмосферу сотрудничества в группе детей;
  • снимать барьеры и помехи во взаимодействии в игровой деятельности;
  • раскрывать ресурсы каждого ребёнка в образовательных отношениях.

Наличие всех этих качеств облегчает процесс обучения детей.

Задача фасилитации – это организованные решения и предположения, которые зафиксированы в протоколе мероприятия и которые повлекут за собой те или иные изменения, как организационного характера, так и воспитательного.

Функции фасилитации – стимулирование и актуализация возможностей, инициирование и воодушевление, помощь и поддержка.

Формы фасилитации – взаимодействие, воздействие, диалог, косвенное влияние.

Технологии фасилитации – это совокупность различных процедур, игровых ситуаций, в процессе которых участники делают нужные для себя выводы:

● диагностика (выявление проблем), советы, рекомендации, разработка и внедрение принятых решений;

● помощь в определении целей и задач, составление плана действий, анализ результатов работы;

● консультирование, поддержка, создание условий для творчества, наводящие вопросы;

● снятие барьеров и преград в общении, деятельности по поиску решений;

● развитие готовности принять и оказать помощь в нужной ситуации;

● посредничество, актуализация позиций и чувств воспитанников;

● выработка общего решения, предотвращение возмущения и нивелирование его до выражения желания, мозгового штурма.

  1. Приемы руководства игрой

Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными.

Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей. Оно может выражаться в ролевом участии в игре, в участии в сговоре детей, в разъяснении, в оказании помощи, совете по ходу игры или в предложении новой темы игры.

Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения. Взрослый должен давать детям образцы общения с различными людьми, эталоны эмоциональных переживаний, внимательно следить за реакцией детей, пытаться направить их коммуникации, способствовать адекватному и эмоциональному общению в процессе игры. В ходе обучения игре взрослый выполняет функции организатора и руководителя игровой деятельности. С помощью создания педагогом определенных игровых условий, педагог способен проанализировать поведение детей в различных ситуациях и выявить различные пробелы в развитии ребёнка. Задавая условия игры, педагог контролирует те или иные аспекты процесса игры и наблюдает за самостоятельным решением ребёнка данных ситуаций. Данный подход к детям являются весьма мягким и не травмирующим, что делает его идеально подходящими к работе с детьми.

Игровые методы и приемы в работе с социально неуверенными детьми

Игра является той практической деятельностью, в которой ребёнок познает окружающий мир, социальные взаимоотношения и осваивает собственный опыт общения с другими людьми. Игра включает и подражание, когда ребёнок повторяет то, что видел, слышал, и собственно экспериментирование, когда он пытается применить те или иные способы поведения в новых для него ситуациях общения. Опосредованность игры позволяет снять эмоциональное напряжение и помогает заинтересовать ребёнка общением со сверстниками.

Выделяют несколько ступеней в развитии объединений детей в игре.

Первая ступень связана с формированием игр «рядом». Она характерна для детей младшего дошкольного возраста. В таких играх дети проявляют интерес к игре сверстника, удовлетворение по поводу игры вместе, хотя фактически еще не объединяются. Дети играют под непосредственным воздействием взрослого, который организует индивидуальное поведение детей в игре. В этот период дети должны научиться самостоятельно, длительно и сосредоточенно играть с той или иной игрушкой, дружелюбно относится к играющим рядом. Игра рядом с другим ребёнком часто является хорошей стратегией для детей, чтобы они работали в группе, и педагоги должны поощрять их в этом.

 ● На второй ступени возникают первые игровые объединения детей. Более устойчивы объединения на основе интереса к содержанию игры. Задача педагога – формировать у детей разнообразные устойчивые игровые интересы.

На третьей ступени играющие группы детей объединяются, на основе дружбы и симпатии друг к другу. У детей складываются оценочные отношения друг к другу, общие требования к участникам игровой ситуации. На этой ступени важно обеспечить нравственную основу объединения, формировать отношения содружества, взаимопомощи, товарищества.

 Таким образом, игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи и игровой деятельности в становлении личности ребенка.

В данной статье рассматриваются основы семейного воспитания, расскрываются типы родительской позиции, также представлена возрастная периодизация Д.Б.Эльконина....

Консультация для педагогов "Роль воображения в игровой деятельности".

Все представления воображения строятся из материала, полученного в прошлых восприятиях и сохранённого в памяти. Деятельность воображения всегда является переработкой тех данных, которые доставляются о...

Обзорная лекция на тему: " Роль и значение игровой деятельности в речевом развитии ребенка".

Обзорная лекция на тему: " Роль и значение игровой деятельности в речевом развитии ребенка"....

статья "Роль родителей в игровой деятельности ребенка дошкольного возраста".

Роль родителей в игровой деятельности ребенка дошкольного возраста....

«Игровая деятельность ребенка с ОВЗ. Роль взрослых в ее организации»

Рассматривая игру как «особую форму жизни ребенка, в которой осуществляется его связь с окружающей действительностью» (Д. Б. Эльконин), необходимо отметить значимость игровой деятельности ...

Игровая деятельность ребенка с ОВЗ, роль взрослых в её организации

Игра – один из самых доступных детям видов деятельности, который может эффективно использоваться взрослыми в целях воспитания и обучения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формирую...

«Игровая деятельность ребенка роль взрослых в её организации» Консультация для родителей

laquo;Игровая деятельность ребенка роль взрослых в её организации»Консультация для родителей...