Консультация для педагогов: "Сенсорная интеграция у детей с нарушением в развитии"
консультация по коррекционной педагогике
Сенсорная интеграция - это название метода, суть которого в том, чтобы помочь детям восполнить дефицит сенсорного опыта. Мы часто, сами того не замечая, вызываем у детей сенсорные перегрузки зрения и слуха и сенсорный голод всего остального.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_sensornaya_integratsiya.docx | 20.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов по теме:
«Сенсорная интеграция у детей с нарушением в развитии»
Сенсорная интеграция — это название метода, суть которого в том, чтобы помочь детям восполнить дефицит сенсорного опыта. Мы часто, сами того не замечая, вызываем у детей сенсорные перегрузки зрения и слуха и сенсорный голод всего остального. Примерами могут послужить телевизор и компьютер.
Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. И только в этом случае в головном мозге формируется эта связь. Сейчас много детей, у которых какая-либо связь или несколько выпадает.
Цель данного метода – научить одновременно обрабатывать информацию, получаемую головным мозгом от разных анализаторов. Сенсорная интеграция ориентирована на работу с базовыми сенсорными системами: вестибулярной, проприочувствительной, тактильной с дополнительным включением слуха, зрения и обоняния.
Выделяют состояния, сопряженные с нарушением сенсорной интеграции:
- задержка психического развития;
- трудности в обучении;
- аутизм;
- страхи, беспокойства, тревога;
- сложности социальной адаптации;
- неврозы, вестибулярные нарушения;
- одаренность;
- СДВГ;
Существует несколько понятий сенсорной интеграции: это неврологический процесс, который организует ощущения от тела и окружающей среды и дает человеку возможность эффективно функционировать; это обработка сенсорной информации – способ и процесс обнаружения, передачи, распознавания и анализа ощущений в центральной нервной системе, а также интеграции, объединяющей конечную обработку сенсорных стимулов и их осознание; сенсорная интеграция является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге; наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрировать внимание; формирует базу для теоретического обучения и социального поведения; это взаимодействие всех органов чувств; она начинается очень рано, уже в утробе матери; взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией.
Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей с такими нарушениями, как аутизм, задержка психического развития, задержка речевого развития, фетальный алкогольный синдром; так же наблюдается у детей, воспитываемых в условиях сенсорной депривации, например, домах ребенка. Эти проблемы приводят к «нарушению сенсорной интеграции». Данный термин обозначает комплексное расстройство, при котором дети не правильно интерпретируют повседневную сенсорную информацию , в том числе тактильную, зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и двигательную, что в свою очередь, приводит к проблемам поведения, обучения, развития речи, общения, координации и т.д. У детей с нарушениями сенсорной интеграции, чаще всего, одно или несколько чувств недостаточно развиты (гипосензитивность) или наоборот – чрезмерно чувствительны (гиперсинзитивность).
Проявления нарушений сенсорной интеграции у детей. 1. Тактильная дисфункция: эмоциональное или негативное реагирование даже на легкое прикосновение; уход в себя, если прикосновение кажется ребенку скребущим и неприятным, ребенок начинает тереть то место к которому прикасались; сверхреакция на боль (дети делают трагедию из-за малейшей царапины) или очень слабая реакция на боль; раздражение на новую одежду, особенно жесткую и колючую, на воротнички рубашки, ремни, шапки, носки и т.д.; избегание игр, в которых можно испачкаться (песок, рисование пальцами), или наоборот не обращают внимание на грязь на лице; делают больно детям или домашним животным во время игры, не осознавая, что тем больно.
2. Вестибулярная дисфункция: медленно и осторожно двигаются, часто просто сидят на месте, или наоборот, испытывают потребность в постоянном движении; испытывают дискомфорт в лифте, на эскалаторе, укачиваются при езде в машине; боятся упасть, даже если такой угрозы нет; пугаются, когда находятся вниз головой.
Для преодоления сенсорной интеграции используют разные упражнения Тактильная дисфункция. При низкой сенсорной чувствительности необходимо использовать: тяжелые одеяла, спальные мешки, массажные коврики, растирание жёсткой мочалкой, развитие мелкой моторики, работа с материалами разной фактуры и плотности. При высокой сенсорной чувствительности: всегда предупреждайте ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими постепенно знакомьте ребенка с различными текстурами – приготовьте для этого коробку с материалами (шерсть, шелк, бархатная бумага и т.д.) учите ребенка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье).
Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние) во многих ДОУ созданы сенсорные комнаты. В группах и кабинетах можно создать сенсорные уголки и наполнить их сенсорными играми.
Виды сенсорных игр:
— Игры с красками
(рисование пальчиками, ладошками, штампами; смешивание цветов, перетекание красок друг в друга), водой, мыльными пузырями, льдом.
— Игры с крупами, мукой, специями, чаем, кофе.
Что мы делаем: устраиваем «дождь» из фасоли, гречки и т.д., при этом старательно подставляем под струи «дождя» все части тела; ходим босиком по сенсорным «лужам» после «дождя»; пересыпаем крупы с помощью баночек, формочек, ложек; зарываем в тазик с крупой и разыскиваем игрушки, конфеты; нюхаем крупы, специи, чай и кофе, определяем более «вкусный» запах; играем с мокрыми крупами; с кашей из крупы; насыпаем на поднос манку, или муку, или кофе и рисуем.
— Игры с бытовыми предметами:
«Как пахнет ложка?», «Как звучит миксер», «Сколько ложек
можно поставить в стакан» и др. Игры с пластиковой одноразовой посудой: строим дорожки и башни из стаканчиков; устраиваем «сенсорный дождь» из пластиковых тарелочек; шуршим тарелочками, стучим пластиковыми с ложками по стаканчикам.
-Игры с песком:
пересыпание песка, «зарывание» рук в песок, рисунки на песке.
— Игры с тканями и бумагой:
трогаем различные виды тканей и бумаги: ситец, фланель, шерсть, картон, гофрированный картон, фольга, пекарская бумага. После того, как все это потрогаем, начинаем шуршать и оборачивать вокруг себя бумагу и ткани.
-Игры с фруктами:
выкладываем узоры из долек мандарина, яблока, попутно изучая запах; трогаем пальчиками различные нарезанные фрукты в миске.
-Игры с движением:
залезаем на стол и изучаем, как меняется комната, если смотреть на нее с высоты; ложимся на пол и ползем; перекатываемся с боку на бок; бегаем по сенсорным дорожкам.
-Игры с сенсорными баночками:
различные баночки, наполненные крупой, монетками, колокольчиками, водой, блестками, маслом.
-Игры со стеклянными шариками и кубиками «марблс»:
устраиваем «сухой бассейн» для пальчиков, раскладываем шарики в разные емкости; бросаем шарики и кубики в воду; перекатываем между пальцами.
— Игры с массажерами для рук: делаем массаж рук, используя деревянные и пластиковые массажеры, фактурные резинки для волос, ребристые мыльницы, погремушки-прорезыватели, силиконовые прихватки и т.д.
Все описанные игры, использование специального оборудования дает ребенку поток разнообразных по силе и направлению ощущений. В итоге происходит стимуляция нервной системы, улучшается сенсорная интеграция.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов: Сенсорное развитие детей с ОВЗ дошкольного возраста.
Консультация для педагогов: Сенсорное развитие детей с ОВЗ дошкольного возраста....
Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Конультация для педагогов и родителей "Поговорм о сенсорном развитии детей..."...
Консультация для педагогов "Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста"
Консультация для педагогов "Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста"...
Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Актуальность сенсорного развития детей заключается:- в познании ребенком окружающего мира, с «живого созерцания», с ощущения и восприятия в целом предметов и явлений окружающего ...
презентация Консультация для педагогов:«Сенсорное развитие детей с нарушением зрения посредством дидактических игр»
Важнейшей задачей воспитания детей дошкольного возраста является формирование всесторонне развитой личности. Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста имеет большое значение, поскольку является ...
Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе игровой деятельности»
Материал для воспитателей ДОУ...
Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Консультация для педагогов...
- Мне нравится (1)