Мастер-класс для педагогов ДОУ «Артикуляционная гимнастика, как один из основных методов овладением речи у дошкольников»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Лычагина Валентина Эрбертовна

Мастер-класс для педагогов ДОУ

 

«Артикуляционная гимнастика, как один из основных методов овладением речи у дошкольников».

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства и компетентности педагогов-участников в процессе активного общения по освоению опыта работы; передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики; формирование знаний по применению артикуляционной гимнастики на практике; совершенствование практических навыков профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_artikulyatsionnaya_gimnastika.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 1 города Кропоткин

Муниципального образования Кавказский район

        

Мастер-класс

для педагогов ДОУ

«Артикуляционная гимнастика, как один из основных методов овладением речи у дошкольников»

                                                                            Подготовила и провела

                                                                                              Учитель-логопед МБДОУ д/с №1:

                                                            Лычагина В.Э     

                                                           

                                                                    2023г

Мастер-класс для педагогов ДОУ

«Артикуляционная гимнастика, как один из основных методов овладением речи у дошкольников».

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства и компетентности педагогов-участников в процессе активного общения по освоению опыта работы; передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики; формирование знаний по применению артикуляционной гимнастики на практике; совершенствование практических навыков профессиональной деятельности.

Задачи:

  1. Ознакомить с методами по использованию форм работы при выполнении артикуляционной гимнастики в коррекционно-развивающем процессе.
  2. Обучить педагогов основным подходам использования форм в практике работы по формированию звукопроизношения у детей.
  3. обучение управлению органами артикуляции;
  4. развитие координации и движений артикуляционного аппарата;
  5. Популяризация форм работы при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми.

Слово «артикуляция» в переводе на русский язык звучит как «соединение».

             Артикуляция — соединяет мысль и звук, помогает рождаться слову. Гимнастика для рук и ног - дело для людей привычное и знакомое, ведь она помогает любому человеку стать более ловким и сильным. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"?

        Наверное , вы догадались, что язык - главная мышца органов речи. Он состоит из корня и спинки, в котором различают переднюю, среднюю и заднюю части. Наибольшей степенью подвижности обладает передняя часть языка и кончик языка. Для языка, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. 

        Хорошая речь – важное условие всестороннего развития детей. К 5 годам у большинства детей звукопроизношение достигает языковой нормы.  Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов и, в первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.

        Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

        Мне бы хотелось поделиться с вами своими опытом. В практике работы я использую игровые формы, методы и приёмы, что  позволило сформировать у детей устойчивый интерес к выполнению артикуляционных упражнений и повысить результат коррекционной работы.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.  Это  комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука, упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения, а также это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности, дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Давайте вспомним, какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков 

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Работа по формированию правильного звукопроизношения всегда выделялась, как ведущая линия развития речи детей дошкольного возраста.

Особенностью современных детей являются недостатки устной речи, которые в дальнейшем приводят к плохой успеваемости в школе, так как на основе устной речи формируется письмо.

         В формировании произношения, в уточнении артикуляции звуков, в вызывании их по подражанию и в постановке – огромную роль играет артикуляционная гимнастика. Чем раньше начата артикуляционная гимнастика, чем больше проводится она в игровой форме, чем чаще и систематичнее проводятся игры звукоподражания с движениями и с использованием наглядного материала, чем больше артикуляционная гимнастика связана с движением рук, пальцев – тем быстрее исправляются звуки, тем подвижнее и податливее становится артикуляционный аппарат, тем быстрее развиваются самоконтроль за произношением.

       А вот зачем язык тренировать? Ведь он и так «без костей». Оказывается язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.       Образование звуков речи – это сложный двигательный навык:

 - для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо);

- артикуляция связана с работой многочисленных мышц (артикуляционных, жевательных, мимических, глотательных);

- процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

Артикуляционные упражнения бывают двух видов:

• Статистические – упражнения на удержание определенной артикуляционной позы; каждое упражнение выполняется по 10-15 секунд: птенчики, лопаточка, иголочка, горка, трубочка, чашечка, грибок и др.

• Динамические упражнения для развития подвижности органов речи, скорости переключения с одного артикуляционного движения на другое: улыбка-хоботок, заборчик - бублик, качели, часики, лошадка - вкусно, змейка и др. Выполнять динамические упражнения необходимо 5-7 раз. Движения проводить неторопливо, четко, ритмично.

Начинать артикуляционную гимнастику лучше с упражнения для губ. Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

1. Статистические упражнения (на удержание артикуляционной позы в одном положении) выполнять по 10-15 секунд.

2. Динамические упражнения (на смену артикуляционных поз) выполнять 5-7 раз.

       Методические рекомендации организации работы воспитателя:    

к выполнению артикуляционной гимнастики:

1. Гимнастика проводится 10-15 минут.

2. Упражнения выполнять перед зеркалом

3. Каждое упражнение выполнять по 5 - 6 раз.

4. Упражнение выполнять после показа взрослого.

5. После того, как усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).

6. Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения.

7. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

     8. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

    9. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

   10. Из выполняемых трех-четырех упражнений новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

   11. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

   12. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

  13.Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

   14. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

В раннем и младшем дошкольном возрасте артикуляционная гимнастика может быть использована для профилактики речевых нарушений, а для детей с речевой патологией она является обязательным подготовительным этапом постановки звуков. С её помощью можно сформировать у ребёнка точность, силу, дифференцированность движений, укрепить мышцы органов артикуляции, подготовить базу для «чистого» звукопроизношения.

Для того, чтобы ваша гимнастика не была скучной и достигла своей цели, важно включать в неё элементы игры, а именно забавные, веселые стихотворения или сказки, рассказы о веселом язычке они помогут создать эмоциональный настрой ребёнка, повысят интерес к выполняемым упражнениям и снизят его утомляемость.

                                Упражнения на развитие речевого дыхания

Выполняются упражнения в свободной позе в положении сидя. Важно следить за тем, чтобы ребенок был расслаблен, не поднимал плечи и излишне не напрягал мышцы дыхательного аппарата. При выполнении дыхательных упражнений рот должен быть приоткрыт, сопутствующие движения органов артикуляционного аппарата недопустимы. Вдох глубокий и медленный, а выдох плавный и продолжительный. Все дыхательные упражнения направлены на выработку длительной, направленной воздушной струи, идущей по средней линии языка. Выполняется каждое упражнение по 5 раз.

Упражнения, направленные на развитие речевого дыхания по своему назначению подразделяются на упражнения, вырабатывающие:

а)  холодную воздушную струю, направленную вниз;

б)  теплую воздушную струю, направленную вверх.

Упражнения, вырабатывающие холодную воздушную струю, выполняются со слегка приоткрытым ртом и высунутым широким мягким языком - «лопаткой», лежащим на нижней губе. В этом положении длительно на одном выдохе произносится звук ф-ф-ф...

1.   «Подуем на султанчики». По сигналу с силой дуть на султанчики (мелкие фигурки из тонкой бумаги, прикрепленные нитками к палочкам или полоскам картона, например: «листики на веточке», «бабочки» и т.п.) таким образом, чтобы они двигались и шелестели.

2.   «Задуем свечу». По сигналу «Тихий ветерок» медленно дуть на пламя, чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» стараться на одном выдохе задуть свечу.

3.   «Быстрый мяч». Ребенку предлагается сильно дунуть (на одном выдохе) вперед на ватный шарик, лежащий на столе.

4.   «Загоним мяч в ворота». Упражнение выполняется аналогично, но ребенок должен «забить гол» в ворота, построенные на столе из двух предметов (кубиков и т.п.). Расстояние между «штангами» постепенно уменьшают.

По мере овладения ребенком данными упражнениями язык убирается за нижние зубы, а затем упражнения отрабатываются с растянутыми в улыбку неплотно сомкнутыми губами.

Выработка направленной вверх теплой воздушной струи проводится с широко раскрытым ртом. Язык в форме «чашечки» поднят вверх, боковые края «чашечки» прижаты к верхним коренным зубам, а передняя часть языка образует щель с верхней губой (в упражнении «Фокус») или с верхними зубами (в упражнении «Погреем ладошки»). Длительный, сильный выдох дает теплую, направленную воздушную струю. и т.д

Упражнения для губ и щек

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2. Сытый хомячок.- Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. Голодный хомячок.- Втянуть щеки.

4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

5. «Полоскание» – надувание и втягивание обеих щек одновременно.  и т.д

Упражнения для губ

1.Улыбка. -Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2.Хоботок (Трубочка).- Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3.Заборчик. -Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

4.Бублик (Рупор).-  Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. и  т.д

Упражнения для развития подвижности губ

1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

2. Улыбка - Трубочка.-Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

3. Пятачок.- Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

4. Рыбки разговаривают.-Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя". и т.д

Статические упражнения для языка

1.Птенчики.- Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2.Лопаточка.- Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3.Чашечка.- Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

4.Иголочка (Стрелочка. Жало).- Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

5.Горка (Киска сердится).- Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. и т.д.

Динамические упражнения для языка

1.Часики (Маятник).- Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

2.Змейка.Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

3.Качели. - Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

4.Лошадка.- Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

5.Гармошка.- Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

6.Маляр.- Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

7.Вкусное варенье.- Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. и т.д.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

1.Трусливый птенчик.- Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

2.Акулы.- На счет "один" челюсть опускается, на "два" - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет "три" - челюсть опущена на место, на "четыре" - челюсть двигается влево, на "пять" - челюсть опущена, на "шесть" - челюсть выдвигается вперед, на "семь" - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно,-избегая-резких-движений.

3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

4.Обезьяна.-Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

5.Сердитый лев.- Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этих звуков.

6.Силач.- Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

ВЫВОД: чтобы создать основу для произношения звуков речи и коррекции речевых нарушений, ребенку предстоит научиться управлять своими органами артикуляции, а поможет ему в этом специальная артикуляционная гимнастика.

         Занимаясь с ребёнком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не всё будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребёнка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой - залог успеха.

                                                      Желаю успехов!

Использованная литература:

  1. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М., 2003.
  2. Лукина Н.А. Использование игровых приемов в коррекционной работе с детьми с ОНР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004, №4. – С.38-43.
  3. Малец М. В. Комплекс артикуляционных упражнений "Веселый лягушонок» //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2007, № 3. - С.52-54
  4. Мецлер Т.В. Многофункциональные пособия тренажеры// Логопед, 2008, №4. - С.54-59.
  5. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб, 2009.
  6. Рогожникова М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки// Логопед, 2008, № 2. – С. 66-73.
  7. Рожкова Т.В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики // Логопед, 2005, № 1. – С. 49 – 63.
  8. Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей // Дошкольная педагогика, 2010, №4. – С.16-22.
  9. Чернякова В.Н. Стихотворно-игровые комплексы для дошкольников с недостатками речи // Логопед, 2005, № 2. С. 61 – 63.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синквейн, как один из методов развития речи у дошкольников с ОВЗ

Синквейн - это нерифмованное стихотворение. Синквейн считают лучшим способом развития образной речи у ребенка. Преимущество синквейна в том, что его можно использовать в работе с детьми логопедической...

Статья "Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника"

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им т...

«Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника».

         Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических  процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативно...

Пальчиковый театр - один из эффективных методов развития речи дошкольников

Сегодня все практикующие логопеды применяют на своих занятиях  массаж рук и пальчиковую гимнастику. Мышечные возможности руки ребенка с речевыми проблемами требуют особой тренировки и коррекции. ...

Консультация для педагогов "Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей"

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи. Артикуляционная гимнастика одна из них. Знакомство детей арт...

Мастер-класс для воспитателей раннего возраста «Сенсорные коробочки, как один из основных методов ознакомления с окружающим детей 1,5 -2 лет»

Цель: познакомить педагогов с возможностями использования сенсорных коробок в работе с детьми раннего возраста по ознакомлению с окружающим, развитию мелкой моторики и сенсорных навыков.Мате...

Консультация для педагогов ДОУ "Артикуляционная гимнастика, как важный компонент грамотной речи детей"

Значение артикуляционной гимнастки для детей дошкольного возраста....