Речевые игры, способствующие обогащению словаря формированию грамматического строя речи.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Нурисламова Эльмира Ильдаровна

Цель: обогащение словаря формированию грамматического строя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry.docx37.16 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые игры, способствующие обогащению словаря формированию грамматического строя речи.


https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/23/s_5a90764c31037/840604_6.png

1. “Узнай героя”

Цели:

  • находить по словам-определениям героя;
  • самостоятельно придумывать и подбирать слова-определения к характеристике героев:

Гадкий, нехороший, жадный – Бармалей.

Добрый, внимательный, заботливый – Айболит.

Грозный, зубастый, бессовестный – Крокодил.

Маленькие, толстопятые, неуклюжие – медвежата.

Маленький, бесстрашный, храбрый – комарик.

Кривоногий, хромой, хороший – Мойдодыр.

Кровожадный, беспощадный, злой – Бармалей.

2. “Все наоборот”

Цель: уметь подбирать к словам-определениям слова с противоположным значением

Больные – здоровые (зверята)

Злой – добрый (Бармалей)

Грустная – Веселая (Федора)

Грязный – чистый (мальчик)

Темно – светло (краденное солнце)

Высокий – низкий (жираф, бегемот)

3. “Что делает?”

Цель: подобрать к предметам и героям сказок слова-действия

Подушка – ускакала

Простыня – улетела

Брюки – сбежали

Стол – ушел

Умывальник – выбегает

Муха – пошла на базар и т.д.

4. “Кто? Что?”

Цель: уметь различать живое – неживое, правильно ставя вопросы; кто?, что?.

Муха-Цокотуха – самовар

Айболит – градусник

Федора – посуда

Крокодил – солнце и т.д.

5. “Четвертый лишний”

Цель: определить какой предмет из названных лишний. Объяснить свой выбор.

Айболит, волки, корабль, орел

Самовар, Муха-Цокотуха, уж, комарик

Утюг, скалка, блюдца, магнитофон

6. “Скороговорки”

Цель: учить четко проговаривать текст, постепенно увеличивая темп.

Слишком много ножек у сороконожек.

Расскажи-ка про покупки
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки
Про покупочки свои.

7. “Загадки”

Цель: учить детей отгадывать загадки по содержанию текста сказки.

8. “Маленькие слова”

Цель: правильно употреблять в речи предлоги, знать их значение.

- И упал Айболит и лежит на снегу.

- Он в Африке, он в Африке

Под пальмою сидит.

- А рядом бегемотики

Схватились за животики.

- Я пришью ему новые ножки

Он опять побежит по дорожке.

9. “Один-много”

Цель: упражнять в умении ставить слова в форму множественного числа родительного падежа

Одно дерево – много …

Одна пальма – много …

Один крокодил – много …

Одна обезьяна – много …

Одна зверушка – много …

Одно насекомое – много …

Игры на развитие связной речи.

Цели:

Целенаправленно развивать диалогическую речь. Формировать у детей умение отвечать на вопросы и задавать их, участвовать в коллективном разговоре.

Учить формулировать свою мысль в виде полных предложений, составлять из них небольшой рассказ.

1. “Не плачь, мышонок”

В этой игре взрослый берет на себя роль мышонка, который остался один. Он горюет и плачет, а разные герои сказок Чуковского пытаются развлечь его беседой.

Воспитатель, исполняющий роль мышонка, причитает:

– Бедный я, бедный. Кто со мной поговорит, кто мои слезки вытрет.

Ребенок: Я с тобой поговорю, я твои слезки вытру.

– А ты кто?

Ребенок: Я Муха-цокотуха и т.д.

По просьбе мышонка дети поют песенки, читают стихи, показывают книги, приглашают поиграть и т.д.

2. “Бюро находок” (игра демонстрируется)

Воспитатель-ведущий:

– Работает бюро находок. В бюро находок потерянные вещи. Забрать их можно только тогда, когда расскажешь строчку из произведения К.И. Чуковского с этим словом

3. “Помогите!” (игра демонстрируется)

Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил

Воспитатель берет на себя роль крокодила (в руках игрушка с солнышком в пасти)

Эй вы, звери, выходите
Крокодила победите,
Чтобы жадный крокодил
Солнце в небо воротил.
Но мохнатые боятся:
Где нам с этаким сражаться!
Он и грозен и зубаст
Он нам солнце не отдаст!

Останавливаем сказку! Кто нам поможет. Позовем героев из других сказок К. Чуковского, ну хотя бы из сказки “Муха-Цокотуха” (дети берут на себя роль Мухи-цокотухи, паука, бабочки-красавицы и т.д.) и пытаются уговорить крокодила вернуть солнце. А может, придут герои сказки “Телефон” и будут звонить крокодилу.

4. “Гости”

Герои сказок ходят друг к другу в гости. Муха-цокотуха к бабушке Федоре. Рассказывает о своей истории, слушает Федору, дает советы, помогает. Мойдодыр к Федоре. Учит Федору быть чистоплотной. Учит мыть посуду и т.д.

Мальчик к бабушке Федоре.

Бармалей к Айболиту и т.д.

5. “Неожиданная встреча”

Мойдодыр – Муха-цокотуха

Айболит – паук (обыывание)

6. “Незнайка

Незнайка никогда не читал сказок Чуковского – дети знакомят его с героями сказок по фотографии (картинке).

Мойдодыр – это умывальник, который рассердился на мальчика-грязнулю

Муха-цокотуха – это именинница, которая пригласила к себе на чай букашек, таракашек и с ней приключилась серьезная неприятность.

Комарик – это …

Бармалей – это …

Тараканище – это …

Федора – это …

7. “Объяснялки”

Продолжи предложения.

Комарик храбрый, потому что …

Таня и Ваня непослушные, потому что …

Море погасло, потому что …

Мойдодыр рассердился, потому что …

Посуда убежала от Федоры, потому что…

8. “Путаница”

Рассмотри рисунки. Что перепутал художник?

Из болота тянут жирафа.

Муха цокотуха в шапочке Айболита.

Краденое солнце в зубах волка и т.д.

9. “Письмо” (пишем письмо герою)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи.

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей: «Речевые игры, способствующие обогащению словаря, формированию грамматического строя речи и развитию связной речи».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №951        ГОРОДА МОСКВЫ, СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ №2 «Солнышко» Консультация для воспитателей:«Речевые и...

Речевые игры, способствующие обогащению словаря, формированию грамматического строя речи и развитию связной речи.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является ...

Система работы по обогащению словаря, формированию грамматического строя, развитию связной речи у детей 3-4 лет

Задачи:- вовлекать в речевое общение со взрослыми и сверстниками;- подводить к составлению текстов- описаний;- обогащать иактивизировать словарь существительными, прилагательными, глаголами, наречиями...

Система работы по обогащению словаря, формированию грамматического строя, развитию связной речи у детей 3-4 лет

- вовлекать в речевое общение со взрослыми и сверстниками;- подводить к составлению текстов- описаний;- обогащать и активизировать словарь существительными, прилагательными, глаголами, наречиями;- фор...