Система работы по обогащению словаря, формированию грамматического строя, развитию связной речи у детей 3-4 лет
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Коньшина Наталья Римовна

Задачи:

- вовлекать в речевое общение со взрослыми и сверстниками;

- подводить к составлению текстов- описаний;

- обогащать иактивизировать словарь существительными, прилагательными, глаголами, наречиями;

- формировать умение согласовывать   существительные с прилагательными;

- формировать умение образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов;

- формировать умение образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей;

-подводить к составлению коротких описательных и повествовательных рассказов о предметах окружающего мира;

-подводить к составлению рассказов по картине, серии сюжетных картин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_po_razvitiyu_rechi_ml_gr._proverena.docx78.95 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по обогащению словаря, формированию грамматического строя, развитию связной речи

у детей 3-4 лет

Задачи:

- вовлекать в речевое общение со взрослыми и сверстниками;

- подводить к составлению текстов- описаний;

- обогащать и активизировать словарь существительными, прилагательными, глаголами, наречиями;

- формировать умение согласовывать   существительные с прилагательными;

- формировать умение образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов;

- формировать умение образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей;

-подводить к составлению коротких описательных и повествовательных рассказов о предметах окружающего мира;

-подводить к составлению рассказов по картине, серии сюжетных картин.

Месяц

Тема недели

Содержание деятельности

Сентябрь

Наши  игрушки

Лексическая тема «Игрушки».

Задача: подводить к составлению текстов - описаний различных игрушек посредством активизирующего общения в следующих видах деятельности:

- рассматривание и описание разных по цвету и размеру игрушек.

- игры с «чудесным» мешочком «Найди на ощупь определенную игрушку», «Узнай игрушку на ощупь ».

- создание наборов предметных картинок с изображением игрушек для организации дидактических игр типа «Лото «Игрушки», «Разрезные картинки».

Заучивание наизусть стихотворения А. Барто «Мяч».

Чтение, обсуждение рассказа Я. Тайца «Кубик на кубик», разыгрывание ситуаций по его содержанию.

Чтение и разыгрывание стихотворения Г. Лагздынь «Делись, Аленка, игрушками, будешь богата подружками»; Г. Лагздынь «Кукла Катя пляшет».

Организация и поддержка первых сюжетных игр с куклами: «Поможем кукле Кате одеться на прогулку», «Покормим куклу Катю» и др.

Игры со звучащим словом «Лягушки на болоте», «Ежик и лягушки», «Кукла Анюта».

Игровое упражнение «Воздушный шарик».

Игры и упражнения на совершенствование артикуляционного аппарата «Улыбка», «Качели».

Дидактические игры и упражнения с предметными картинками: «Лото «Игрушки», ««Разрезные картинки».

Игры с лего- конструктором и объемными пазлами «Собери игрушку»

Упражнения с игрушками на освоение предложно- падежных конструкций из, на,в.

Подвижные и хороводные игры: «Солнышко и дождик», «Паровозик», «Листья и ветер», «Мяч в кругу».

Рекомендации родителям:

- организация  в семье сюжетных игр с игрушками;

-чтение стихов про игрушки;

-рассматривание с ребенком иллюстраций, картинок с изображением игрушек;

-раскрашивание  вместе с ребенком в альбомах – раскрасках «Игрушки»;

-организовать  экскурсию с ребенком в магазин, где продают игрушки;

-организовать с ребенком игры:«Назови ласково », «Скажи какой», «Узнай игрушку по описанию»;

- заучивание наизусть стихотворения А. Барто «Мяч».

Машины на нашей улице

Лексическая тема «Транспорт».

Задача: подводить к составлению текстов - описаний различных транспортных средств посредством активизирующего общения в следующих видах деятельности:

Рассматривание разных по цвету и размеру транспортных средств.

Создание наборов предметных картинок с изображением транспортных средств для организации дидактических игр типа  «Лото «Транспорт», «Разрезные картинки», «Чего не стало».

Игры с «чудесным» мешочком «Найди на ощупь определенное транспортное средство», «Узнай транспортное средство на ощупь»

Просмотр мультфильма «Крот и автомобиль» и беседа по его содержанию.

Чтение и обсуждение сказки Н. Павловой «На машине», разыгрывание ситуаций по сюжету.

Чтение и разыгрывание стихотворения Е. Благининой «Приходите, поглядите».

Чтение, обсуждение содержания стихотворения О. Высотской «Детский сад».

Игра – драматизация по стихотворению  Е. Благининой «Приходите, поглядите».

Подвижные и хороводные игры: «Девочки и мальчики прыгают, как мячики», «Мой веселый звонкий мяч», Перебежки», «Пузырь».

Рассматривание сюжетных картин по теме «Транспорт»  и беседы по их содержанию.

Игровое упражнение «Воздушный шарик».

Игры и упражнения на совершенствование артикуляционного аппарата «Улыбка», «Качели».

Работа с родителями:

Рекомендации родителям:

-по дороге домой обращать внимание детей на разные автомобили, сравнивать их по величине, цвету; отдельным деталям

-чтение стихов о машинах;

- организация в семье сюжетных игр, разыгрывание сюжетов с машинами (едут, их ремонтируют, заправляют бензином и др.).

«Яблочко на яблоне и в магазине».

Лексическая тема «Фрукты».

Задача: подводить к составлению текстов - описаний различных фруктов посредством активизирующего общения в следующих видах деятельности:

- рассматривание разных по цвету и размеру яблок, груш и других фруктов, исследование их на ощупь и вкус.  Сравнение груш и яблок, груш и слив, других фруктов (размер, цвет, количество).

Игры с «чудесным» мешочком «Найди на ощупь определенный фрукт»

 Создание наборов предметных картинок с изображением фруктов для организации дидактических игр типа «Лото «Фрукты», «Разрезные картинки», «Чего не стало».

Заучивание наизусть стихотворения Я.Акима «Яблоко красное, спелое сладкое»

Просмотр мультфильма по сказке В.Сутеева «Яблоко» и беседа по его содержанию.

Чтение сказки и рассматривание иллюстраций в книге В.Сутеева «Яблоко».

Чтение и разыгрывание стихотворения Э.Машковской «Веселый магазин».

Чтение, обсуждение и разыгрывание стихотворения Г.Сапгира «У прохожих на виду висело яблоко в саду».

 Активизирующее общение с детьми во время приема пищи о том, из каких фруктов приготовлены соки, компоты, о важности  и пользе для здоровья напитков и других продуктов, приготовленных из  фруктов.

Организация и поддержка первых сюжетных игр «Зверята в гостях у детей» (накроем стол для гостей, будем угощать), «В гостях у повара» (приготовим компот, сок или пироги с фруктами для кукол), «Магазин овощей»

Дидактические игры и упражнения с предметными картинками: «Лото «Фрукты», «Разрезные картинки».

Дидактические игры и упражнения с игрушками (муляжи фруктов) «Скажи, какого цвета, размера, вкуса фрукт?», «Узнай по описанию», «Назови ласково», «Чего не стало».

Подвижные и хороводные игры: «Яблонька, ты яблонька, зеленая моя».

Рассматривание сюжетных картин «В саду» и беседы по их содержанию.

Создание композиции «Созрели яблоки в саду».

Работа с родителями: Памятка «Речевое развитие детей 3-4 лет»

Рекомендации родителям:

- как организовать беседы с ребенком по содержанию сказки В.Сутеева «Яблоко»,

- заучивание наизусть стихотворения Я.Акима «Яблоко красное, спелое сладкое»

- об организация в семье сюжетных игр «Зверята у нас в гостях»,  «Приготовим компот, сок, пироги с фруктами для кукол».

- организовать экскурсию с ребенком в магазин «Фрукты», понаблюдать за работой продавца и обсудить, какие фрукты  продают в магазине  и как это делает продавец.

«Где растёт репка?»

Лексическая тема «Овощи».

Задача: подводить к составлению текстов - описаний различных овощей посредством активизирующего общения в следующих видах деятельности:

- рассматривание и обследование разных овощей, исследование их на ощупь и вкус.  

-сравнение репы и свеклы, других овощей (по форме, цвету, величине, количеству, вкусу).

Игры с «чудесным» мешочком «Найди на ощупь определенный овощ»

 Создание наборов предметных картинок с изображением овощей для организации дидактических игр «Лото «Овощи», «Разрезные картинки».

Настольный театр по сказке «Репка»

Чтение белорусской сказки «Пых» и рассматривание иллюстраций в книге.

Чтение и разыгрывание стихотворения И.Токмаковой «Ай да суп».

Чтение, обсуждение и разыгрывание стихотворения Н.Пикулевой «Тары- бары- тарарешки, суп варили поварешки».

Активизирующее общение с детьми во время приема пищи о том, из каких овощей приготовлены салаты и супы, о пользе для здоровья продуктов, приготовленных из овощей.

Организация и поддержка первых сюжетных игр «Куклы в гостях у детей» (накроем стол для гостей, будем угощать),  «В гостях у повара» (приготовим овощной суп). Лепка недостающих для игр овощей и фруктов.

Дидактические игры и упражнения с предметными картинками: «Лото «Овощи», «Разрезные картинки». Чего не стало», «Назови ласково»,

Дидактические игры и упражнения с игрушками (муляжи овощей) «Скажи, какого цвета, размера овощ?», «Узнай по описанию», «Чего не стало».

Рассматривание сюжетных картин «В огороде» и беседы по их содержанию.

Работа с родителями:

Рекомендации родителям:

- об организации в семье сюжетных игр «Зверята у нас в гостях»,  «Приготовим овощной суп для кукол».

- посетить магазин, понаблюдать за работой продавца и обсудить с ребенком, какие овощи   продают в магазине, как это делает продавец.

Октябрь

«Кто любит зернышки?»

Лексическая тема «Птицы».

Задача: подводить к составлению текстов - описаний птиц посредством активизирующего общения в следующих видах деятельности:

Дидактические игры и упражнения с предметными картинками «Назови домашнюю птицу», «Помогите найти маму детенышам домашних птиц», «Разрезные картинки».

Словесные игры: «Кто как голос подает?», «Кто, что делает?»

«Назови детеныша домашних птиц», «Кто у кого?», «Один – много».

Дидактические игры и упражнения с предметными картинками: «Лото «Домашние птицы», «Разрезные картинки», «Чего не стало», «Назови ласково»,

Дидактические игры и упражнения с игрушками (картинками птиц) «Скажи, какого цвета, размера птица?», «Узнай по описанию», «Чего не стало».

Ситуативный разговор: «Каких птиц ты видел, когда гостил у бабушки в деревне».

Игровое упражнение «Бумажный кораблик».

Игры и упражнения на совершенствование артикуляционного аппарата «Непослушный язычок».

Подвижные и хороводные игры: «Куры в огороде», «Курочка – хохлатка», «Наседка и цыплята», «Гуси – гуси», «Мяч по кругу», «Самолеты», «У медведя во бору».

Игра – драматизация по сказке В. Сутеева «Петух и краски».

Рассматривание сюжетных картин  с изображением домашних птиц «У бабушки в деревне », «Птичий двор» и беседы по их содержанию.

Просмотр мультфильма «Петух и краски» по сказке В. Сутеева и беседа по содержанию.

Чтение рассказов К.Д. Ушинского «Петушок с семьей», «Курица – хохлатка» и рассматривание иллюстраций к ним.

Чтение и разыгрывание потешек про петушка.

Чтение и разыгрывание стихотворений. З. Александровой «Вкусная каша» и Н. Пикулевой «Приглашение к завтраку».

Чтение рассказа Е. Чарушина «Коза» из цикла «На нашем дворе», рассматривание иллюстраций.

Организация и поддержка первых сюжетных игр «Путешествие в деревню»; игры на макете «На бабушкином дворе».

Работа с родителями:

Рекомендации родителям:

- об организации в семье сюжетных игр «Встречаем гостей», «Путешествие в деревню»;

-об организации наблюдений за птицами: какие они, что умеют делать,

- прочитать потешки и рассказы, сказки про петушка; рассмотреть картинки и игрушку петушка,

-разыграть с ребенком по ролям народную потешку «Курочка – рябушечка».

Дождик и зонтик.

Лексическая тема «Одежда». Лексическая тема «Транспорт»

Задача: подводить к составлению текстов - описаний различных предметов одежды, транспортных средств посредством активизирующего общения в следующих видах деятельности:

Рассматривание разных по цвету и размеру предметов одежды.

 Рассматривание разных по цвету и размеру транспортных средств.

Создание наборов предметных картинок с изображением предметов одежды для организации дидактических игр типа  «Лото «Одежда», «Транспорт», «Разрезные картинки».

Рассматривание сюжетных картин «Машины на улицах города», «Наш город» и беседы по их содержанию.

Заучивание наизусть стихотворения В. Мирович «Все деревья облетели».

Чтение сказки и рассматривание иллюстраций в книге В. Степанова «Домик для воробья».

Чтение и разыгрывание стихотворения М. Ивенсен «Падают, падают листья».

Чтение, обсуждение  стихотворений М. Яснова «Дождик», «Дождеград», А. Усачева «Шуршащая песня», А. Плещеева «Осенняя песенка», А. Барто «Зайка», И. Токмаковой «Осень».

Организация и поддержка первых сюжетных игр «Поликлиника», «Кукла промочила ножки и заболела», «Мишка гулял под дождем и теперь у него болит горло».

Игры со звучащим словом: «Песенки – чистоговорки», «Скажи, как я».

Игровое упражнение «Бумажный кораблик».

Игры и упражнения на совершенствование артикуляции «Непослушный язычок».

Дидактические игры и упражнения с игрушками «Скажи, какого цвета, размера?», «Узнай по описанию»,

Упражнения с игрушками на освоение предложно- падежных конструкций из, на,в.

Подвижные и хороводные игры: «Пузырь», «Листья и ветер», «Самолеты», «Поезд», «Прогулка по лесу».

Работа с родителями:

Рекомендации родителям:

- на прогулке обращать внимание детей на сезонные изменения в природе (дождь, ветер, листопад);

- заучивание наизусть небольших народных песен и закличек («Дождик, дождик, кап – кап…» и др.)

- об организации в семье сюжетных игр «Поликлиника».

Белочкина кладовка

Лексическая тема «Дикие животные».

Задача: подводить к составлению текстов - описаний диких животных посредством активизирующего общения в следующих видах деятельности:

Рассматривание разных животных на картинках, игрушек.

 Сравнение зайца и белки, зайца и ежа, лисы и белки, медведя и волка, других животных (размер, цвет).

Игры с «чудесным» мешочком и резиновыми или мягкими игрушками «Найди на ощупь определенное животное».

Создание наборов предметных картинок с изображением диких животных для организации дидактических игр типа «Лото «Дикие животные», «Разрезные картинки».

Дидактические игры и упражнения с предметными картинками: «Лото «Дикие животные», «Разрезные картинки», «Найди и назови диких животных». «Найди и назови детеныша животного», «Кого не стало». «Покажи и назови части предмета» (голова, лапы, туловище, хвост),

Дидактические игры и упражнения с игрушками «Скажи, какого цвета, размера животное?», «Узнай по описанию», «Назови ласково», «Кого не стало», «Покажи и назови части предмета» (голова, лапы, туловище, хвост).

Упражнения с игрушками на освоение предложно- падежных конструкций из, на,в

Игра – драматизация по сказке «Три медведя».

Подвижные и хороводные игры: «Зайцы и волк», «Зайка беленький сидит», «Найди свой домик», «У медведя во бору».

Игровое упражнение «Бумажный кораблик».

Игры и упражнения на совершенствование артикуляционного аппарата «Лошадка», «Вкусное варенье».

Рассматривание сюжетных картин «В лесу», «Дикие животные и их детеныши», «Как звери к зиме готовятся» и беседы по их содержанию. Отгадывание загадок о животных ( с демонстрацией картинок или игрушек).

Чтение рассказа Е. Чарушина «Белка с бельчатами»  и рассматривание иллюстраций в книге.

Чтение и разыгрывание стихотворения М. Яснова «Бурое и белое», «Медвежонок».

Чтение и обсуждение стихотворений Е. Стеквашовой «Белочка», Е. Трутневой «Белка», М. Яснова «Зимняя игра».

Чтение и обсуждение рассказов В. Бианки «Белкина сушильня», Г. Скребицкого, В. Чаплиной «Как белочка зимует», Е. Чарушина «Медведь»,   рассматривание иллюстраций  к произведениям.

Организация и поддержка первых сюжетных игр «Зверята в гостях у детей» (накроем стол для гостей, будем угощать),  

Работа с родителями:

Рекомендации родителям:

- об организации чтения природоведческих рассказов  Е.Чарушина, В.Бианки, Г.Скребицкого, В.Чаплиной и бесед по их содержанию;

- об организации обсуждение с детьми, как лесные животные (белка, медведь) готовятся к зиме, какие дома они приготовили себе на зиму (дупло, берлога), чем будут питаться зимой;

- об  организации  в семье сюжетных игр «Зверята у нас в гостях».

Где спрятался котенок

Лексическая тема «Домашние животные».

Задача: подводить к составлению текстов - описаний различных домашних животных посредством активизирующего общения в следующих видах деятельности:

Настольно – печатные игры с предметными картинками «Найди и назови домашних животных», «Разрезные картинки» , «Лото «Домашние животные», «Кого не стало», « Кто что любит», «Найди и назови детеныша животного», «Найди и назови маму детеныша», «Опиши животное», «Кто, где живет», «Покажи и назови части предмета» (голова, лапы, туловище, хвост), «Назови действия по картинкам».

Игровое упражнение «Веселые снежинки».

Игры и упражнения на совершенствование артикуляционного аппарата «Непослушный язычок».

Игры со звукоподражанием. Отгадывание загадок о животных ( с демонстрацией картинок или игрушек).

Упражнения с игрушками на освоение предложно- падежных конструкций под, за, из, на, в, перед, около, рядом.

Подвижные и хороводные игры: «Прятки, «Самолеты», «Иголочка с ниточкой», «Гуси – гуси», «Пузырь».», «Кот Мурзик», «Лохматый пес».

Рассматривание сюжетных картин «Скотный двор», «Кошка с котятами» и беседы по их содержанию.

Заучивание наизусть стихотворения и разыгрывание Е. Наумовой «Вкусное молоко».

Просмотр мультфильма по сказке «Котенок по имени Гав» и беседа по его содержанию.

Чтение сказки и рассматривание иллюстраций в книге, разыгрывание эпизодов из сказки С. Маршака «Усатый – полосатый».

Чтение, обсуждение стихотворений Е. Благининой «Котенок», З. Александровой «Прятки», З. Петровой «Галоши», В. Берестова «Котенок», А. Барто «Котенок».

Организация и поддержка первых сюжетных игр «Двор для домашних животных», «Семья с домашними питомцами», «Семья»; разыгрывание ситуаций «Оленька и котенок играют в прятки».

Работа с родителями:

Рекомендации родителям:

- заучивание наизусть стихотворения Е. Наумовой «Вкусное молоко»;

- просмотр мультфильма по сказке   «Котенок по имени Гав»;      

- организация  в семье сюжетных игр «Семья»;

-организовать наблюдения за котёнком: какого цвета его шёрстка, мягкая ли она на ощупь, за его действиями – как котёнок спит, лакает молоко, спит, играет.

Ноябрь

Любимое имя. Доброе слово

Лексическая тема «Добрые слова».

Задача: закрепить положительный опыт употребления детьми в речи добрых слов и выражений.

Чтение рассказа «Жила – была Маша»

Настольно – печатные игры «Угадай настроение по рисунку», «Кто больше увидит и назовёт».

Словесные игры: «Добавь слово», «Скажи ласково», «Помоги зайчику», «Мое имя».

Игра – драматизация по сказке «Заюшкина избушка».

Подвижные и хороводные игры: «Дружные ребята», «Мяч передавай - ласково друга называй», «Ходит Ваня», «Кто у нас хороший?», «Каравай», «Именины».

Рассматривание сюжетных картин, иллюстраций к сказке «Маша и медведь», «Теремок» и беседы по их содержанию.                                                                 Рассматривание картинок из альбома «Уроки доброты».

 Рассматривание открыток «Хорошие манеры и привычки».

Заучивание наизусть потешек «Катя, Катя маленькая», «Наша Машенька в дому».

Организация и поддержка первых сюжетных игр «Семья», «Детский сад».

Работа с родителями:

Рекомендации родителям:

- заучивание наизусть потешек «Катя, Катя маленькая», «Наша Машенька в дому»;

- просмотр мультфильма по сказке   «Маша и медведь»;      

- об организации  в семье сюжетных игр «Семья»;

-об организации изобразительной деятельности с детьми ( нарисовать солнышко и вписать на лучики солнца добрые слова.

«Холодный ветер: теплые рукавички, 

Лексическая тема «Одежда».

Задача: подводить к составлению текстов - описаний различных предметов одежды посредством активизирующего общения в следующих видах деятельности:

- рассматривание разных по цвету и размеру предметов одежды (размер, цвет).

- организация дидактических игр типа «Лото «Одежда», «Разрезные картинки»

Настольно – печатные игры «Подбери одежду и обувь», «Чего не стало?»

Упражнения с предметными картинками: «Назови предметы зимней одежды». «Скажи, какого цвета предмет», «Каких предметов одежды  для прогулки не хватает Мишке?», «Чья вещь?», «Скажи какой (какая, какое, какие)?»

Игровое упражнение «Дует ветер».

Игры и упражнения на совершенствование артикуляции «Чашечка, «Лопаточка».

Игра – драматизация по сказке «Рукавичка».

Подвижные и хороводные игры «Теремок», «Карусели», По тропинке»», «Солнышко и дождик», «Поезд».

Рассматривание сюжетных картин о временах года  «На прогулке»,  «Зима  в городе» и др. и беседы по их содержанию.

Просмотр мультфильмов по сказке    «Рукавичка» и беседа по их содержанию.

Показ  настольного театра по  сказке «Рукавичка».

Чтение сказки и рассматривание иллюстраций в книге «Рукавичка».

Чтение, обсуждение стихотворений В. Степанова «Игла», Г. Ладонщикова «Потерялась варежка».

Чтение и разыгрывание эпизодов сказки «Рукавичка».

Чтение и разыгрывание стихотворения Н. Саконской «Где мой пальчик».

Организация и поддержка сюжетных игр «Оденем куклу на прогулку», «В магазине одежды».

Работа с родителями:

Рекомендации родителям:

- просмотр мультфильма «Варежка»;      

- организация  в семье сюжетных игр «Семья».

«Ботинки и сапожки».

Лексическая тема «Обувь».

Задача: подводить к составлению текстов - описаний различных предметов обуви посредством активизирующего общения в следующих видах деятельности:

- рассматривание разных по цвету и размеру предметов обуви (размер, цвет).

- организация дидактических игр типа  «Лото «Обувь», «Разрезные картинки»

Рассматривание сюжетных картин о временах года  «На прогулке»,  «Зима  в городе» и др. и беседы по их содержанию.

Игровое упражнение «Чья снежинка дальше улетит».

Игры и упражнения на совершенствование артикуляционного аппарата «Карусели», «Лопаточка».

Подвижные и хороводные игры: «Птицы и птенчики», «У медведя во бору», «По тропинке»», «Лиса и гуси».

Чтение и разыгрывание на игрушках сказки Н. Павловой «Чьи башмачки?».

Рассматривание сюжетных картин о временах года  «На прогулке»,  «Зима  в городе» и др. и беседы по их содержанию.

Чтение, обсуждение содержания стихотворения С. Пшеничных «Удачная находка».

Чтение и обсуждение содержания сказок Э. Биллоу «Как ежатам шили на зиму сапоги», А. Суконцева «Как ежик шубу менял», М. Пляцковского «Ежик, которого можно погладить», Б. Заходера «Сапожник».

Организация и поддержка первых сюжетных игр «Оденем куклу на прогулку», «В магазине обуви».

Работа с родителями:

Рекомендации родителям:

- просмотр мультфильма «Башмачки» и обсуждение содержания

- организация  в семье сюжетных игр «Семья».

«Кроватка и сон. Ласковая песенка».

Лексическая тема «Мебель».

Задача: подводить к составлению текстов - описаний различных предметов мебели посредством активизирующего общения в следующих видах деятельности:

- рассматривание разных по цвету и размеру предметов мебели.

- организация дидактических игр  и упражнений   «Лото «мебель», «Разрезные картинки», «Части суток».

«Найди отличия», «Парные картинки», «Чего не стало», «Назови части предмета».

Картинки с изображением предметов мебели (кровать, диван, кресло, стол, стул).

Игра – драматизация по сказке «Три медведя».

Игровая ситуация: «Разложи вещи по местам».

Рассматривание сюжетной  картины «Девочка играет в кукольном уголке».

Подвижные и хороводные игры: «Совушка – сова», «Мы топаем гонами», «Поезд», «Пузырь», «Вагончики».

Использование на занятиях по развитию речи, музыкальному воспитанию  колыбельных песен.

Отобразительные игры детей с куклами и пение им колыбельных песен.

Рассматривание сюжетных картин, иллюстраций к сказке «Маша и медведь», «Теремок» и беседы по их содержанию.                                                               Разыгрывание ситуаций «Утро, день, вечер, ночь».

Рассматривание сюжетных картин о временах года  «На прогулке»,  «Зима  в городе» и др. и беседы по их содержанию.

Разучивание стихотворения И. Токмаковой «Сонный слон».

Чтение и обсуждение рассказа С. Барузднина «Спать пора», стихотворений И. Никонова «Говорит зайчиха – мать: «Ну – ка, дети, все в кровать», сказки С. Маршака «Сказка о глупом мышонке».

Чтение и разыгрывание народных и авторских колыбельных.

Чтение стихотворения С. Маршака «Ванька-встанька», разыгрывание диалогов с игрушкой.

Организация и поддержка первых сюжетных игр «Дочки – матери», «Больница», «Поможем кукле расставить мебель».

Работа с родителями:

Рекомендации родителям:

- в повседневных ситуациях общения с ребенком употреблять названия частей суток, напоминая детям, что они делали или будут делать утром, днем, вечером, ночью.

- организация  в семье сюжетных игр «Семья», «Дочки – матери»;

- заучивание наизустьстихотворения  А. Барто «Спать пора, уснул бычок».

Декабрь

Книжка- сказка

Лексическая тема «Сказки. Сказочные герои. ».

Задача: подводить с совместному пересказу хорошо знакомых любимых сказок посредством активизирующего общения в следующих видах деятельности:

Словесные игры: «Узнай по описанию сказочного героя» ( с демонстрацией картинок или игрушек), «Назови сказку по сюжетной картинке», «Кто это сказал» .

Настольный театр – разыгрывание сюжета сказки «Маша и медведь», «Колобок», «Теремок», «Репка» и др.

Дидактические игры и упражнения с предметными картинками: «Разрезные картинки по сюжетам знакомых сказок», «Собери сказку» (картинки с фабульным развитием сюжета.

Дидактические игры и упражнения с игрушками- героями сказок «Узнай по описанию», «Кого не стало».

Игровое упражнение «Бумажный кораблик».

Игры и упражнения на совершенствование артикуляционного аппарата «Непослушный язычок».

Подвижные и хороводные игры: «Куры в огороде», «Курочка – хохлатка», «Наседка и цыплята», «Гуси – гуси», «Мяч по кругу», «Самолеты», «У медведя во бору».

Рассматривание сюжетных картин по сказкам и беседы по их содержанию.

Чтение и обсуждение сказки «Кот, петух и лиса» и рассматривание иллюстраций к ней.

Организация и поддержка первых сюжетных игр «Книжный магазин».

Работа с родителями:

Рекомендации родителям:

- об организации в семье игр по сказкам

-об организации чтения любимых сказок и бесед по  их содержанию;

Заснеженная елочка

Лексическая тема «Зима».

Задача: подводить к составлению текстов - описаний зимних явлений природы  посредством активизирующего общения в следующих видах деятельности:

Дидактические игры и упражнения с предметными картинками «Разрезные картинки»,

 Словесные игры: «Узнай по описанию», «Скажи, какая елочка», «Один – много».

Дидактические игры и упражнения с игрушками «Скажи, какого цвета, размера?», «Узнай по описанию», «Чего не стало».

Игровое упражнение «Снежинка».

Игры и упражнения на совершенствование артикуляционного аппарата «Непослушный язычок».

Подвижные и хороводные игры: «Мы веселые ребята», «Мыши в кладовке», «Поезд», 2Пузырь», «Лошадка».

Разучивание стихотворения В. Степанова «Елочка».

Чтение и обсуждение рассказа Л. Воронковой «Снег идет».

Рассматривание сюжетных картин  с изображением зимней природы, заснеженных деревьев и беседы по их содержанию.

Просмотр мультфильма «В лесу родилась елочка» и беседа по содержанию.

Чтение и разыгрывание  стихотворения И. Токмаковой «Как на горке снег…».

Чтение и обсуждение стихотворений А. Прокофьева «Метель», С. Михалкова «Белые стихи», О. Высотской, И. Токмаковой, В. Степанова о снеге и зиме, В. Берестова «Мишка, мишка, лежебока», рассматривание иллюстраций к произведениям в книгах.

Организация и поддержка сюжетных игр «Из «жизни елочки в лесу»; «У кукол праздник».

 Работа с родителями:

Рекомендации родителям:

-обращать внимание детей на зимние явления в природе;

-наблюдение за птицами и животными в ближайшем окружении:

-заучивание наизусть стихотворения И. Токмакловой «Как на горке снег…».

- просмотр мультфильма «Зима в Простоквашино».

Наряжаем  елочку

Лексическая тема «Игрушки».

Задача: подводить к составлению текстов - описаний  игрушек посредством активизирующего общения в следующих видах деятельности:

Дидактические игры и упражнения с предметными картинками «Разрезные картинки», «Чего не стало».

 Словесные игры: «Узнай по описанию», «Скажи какая», «Один – много».

Дидактические игры и упражнения с игрушками «Скажи, какого цвета, размера», «Узнай по описанию», «Чего  не стало».

Игры со звучащим словом «Да-да, нет – нет».

Игровое упражнение «Дует ветер».

Игры и упражнения на совершенствование артикуляционного аппарата «Качели», «Лошадка», «Заборчик».

Подвижные и хороводные игры: «Вагончики», «Елочка, зеленая моя», «Снежинки и ветер», Дорожки», «Мяч в кругу».

Рассматривание сюжетных картин с изображением наряженной елки и беседы по их содержанию.

Просмотр мультфильма «Тимошкина елка» и беседа по содержанию.

Разучивание стихотворения В. Берестова «Новогоднее происшествие» и разыгрывание ролевого диалога.

Чтение и обсуждение стихотворений  Е. Трутневой «Елка», В. Берестова «Елочный шар», Л. Некрасова «Горит огнями елочка».

Чтение стихотворения В. Степанова «Приходи, елочка», рассматривание иллюстраций с изображением наряженной елочки.

Организация и поддержка сюжетных игр «Встречаем гостей».

Работа с родителями:

Рекомендации родителям:

- об организации в семье сюжетных игр« Встречаем гостей»;

-выполнении упражнений «Один - много» «Назови ласково».

- заучивание стихотворения В. Берестова «Новогоднее происшествие».

Хоровод вокруг елки. Праздничная  песня

Лексическая тема «Праздник. Игрушки».

Задача: подводить к составлению текстов - описаний игрушек посредством активизирующего общения в следующих видах деятельности:

Дидактические игры и упражнения с предметными картинками «Назови игрушку», «Разрезные сюжетные картинки «Новый год»,

Рассматривание и описание игрушек  деда Мороза и Снегурочки.

 Словесные игры: «Узнай по описанию», «Назови, какая», «Отгадай и назови». «Что в мешке у деда Мороза».

Дидактические игры и упражнения с игрушками «Скажи, какого цвета, размера?», «Узнай по описанию», «Чего не стало».

Игровое упражнение «Снежинки и ветер».

Игры и упражнения на совершенствование артикуляции «Улыбка», «Гармошка».

Подвижные и хороводные игры: «Зайцы и лиса», «Снежинки и ветер», «Бусинки», «Мы топаем ногами».

Рассматривание сюжетных картин  с изображением наряженной елки и беседы по их содержанию.

Просмотр мультфильма «Кто придет на Новый год» и беседа по содержанию.

Чтение стихотворений С. Дрожжина, В. Степанова «Угадай сказку», К Чуковского «Елка», В. Степанова «Снегурочка», рассматривание иллюстраций.

Инсценировка с игрушками о том, как Дед мороз спас от лисы Колобка.

Чтение и обсуждения стихотворений Е. Трутневой «Елка», Л. Некрасовой «Горит огнями елочка», Г. Лагздынь «Новогодняя хороводная».

Организация и поддержка сюжетных игр « Встречаем гостей», «Готовимся к празднику».

Работа с родителями:

Рекомендации родителям:

- об организации  в семье сюжетных игр« Встречаем гостей»;

-об организации бесед с ребенком  о том, какой праздник скоро наступит; как будем праздновать;

-о рассматривании  новогодней елки, её украшении, о сочинении рассказов о елочных игрушках,

- об организации экскурсии в Ледяной город,

- об организации игр «Подбери признак к предмету»: (елка (какая?) – зеленая, высокая, нарядная, колючая, пушистая; праздник (какой?) - ..., елочные игрушки (какие?) - ..., Дед Мороз (какой?) - ..., Снегурочка (какая?) - ...).

Январь

Конфеты и сладости

Лексическая тема «Посуда».

Задача: подводить к составлению текстов - описаний различных предметов посуды посредством активизирующего общения в следующих видах деятельности:

- рассматривание разных по цвету и размеру предметов посуды .

- организация дидактических игр типа «Лото «Посуда», «Разрезные картинки»

Игры и упражнения с предметными картинками: «Назови предмет», «Назови части предмета», «Отгадай по описанию», «Один – много», «Назови ласково».

Подвижные и хороводные игры: «Пузырь», «Снежинки и ветер», Лошадки», « Поезд».

Рассматривание сюжетных картин «На кухне», «В магазине «Посуда».

Дидактические игры и упражнения с игрушками «Скажи, какого цвета, размера посуда?», «Узнай по описанию», «Чего не стало».

Игровое упражнение «Бумажный кораблик».

Игры и упражнения на совершенствование артикуляции «Непослушный язычок».

Чтение и обсуждение стихотворений  Н. Грахова «Печальный крокодил», А. Ворониной «Вот так чудная находка»

Чтение, обсуждение и разыгрывание стихотворений Э. Мошковской «Жадина», В. Берестова «Любят маленькие детки всевозможные конфетки».

Организация и поддержка  игр «Магазин», «Устроим чаепитие», «К нам пришли гости», «Дочки – матери».

Работа с родителями:

Рекомендации родителям:

- об организации  в семье сюжетных игр «Устроим чаепитие», «К нам пришли гости»;

-рассматривание  с ребенком предметов посуды, закрепление  в словаре ребенка обобщающего слова «посуда», отдельных предметов посуды..

-об организации экскурсии с ребенком  в магазин, где продают посуду;

-об организации упражнений «Назови ласково»;

Санки и горки

Лексическая тема « Зима».

Задача: подводить к составлению текстов - описаний  о зиме, текстов – повествований о зимних забавах и развлечениях; закрепить наименования зимней одежды и обобщающее слово «одежда» посредством активизирующего общения в следующих видах деятельности:

- рассматривание иллюстраций о зиме, зимних забавах, развлечениях.

Создание наборов предметных картинок с изображением  зимних забав

Заучивание наизусть стихотворения  О. Высотской «Кто мяукнул у дверей».

Просмотр мультфильма из серии  «Приключения Болека и Лелика. Зимние развлечения; «Маша и медведь. Здравствуй, зимушка – зима» и беседа по их  содержанию.

Чтение, обсуждение стихотворения  В. Сурикова «Зима», О. Высотской «Снежный кролик», Г. Ладонщикова «Зимние картинки», Б. Заходера «Сказочка».

Организация и поддержка  сюжетных игр «Мамы с детьми на прогулке», «Оденем куклу Катю на прогулку».

Игровое упражнение «Воздушный шарик».

Игры и упражнения на совершенствование артикуляции «Улыбка», «Качели».

Дидактические игры и упражнения с предметными картинками: «Лото «Одежда», «Времена года», «Разрезные картинки», «Что бывает зимой», «Собери снеговика», «Когда это бывает».

Дидактические игры и упражнения с игрушками «Узнай по описанию», «Кому что нужно».

Упражнения с игрушками на освоение предложно- падежных конструкций из, на,в.

Игра – драматизация по стихотворению М. Яснова «Пахнет варежка лошадкой».

Подвижные и хороводные игры: «Елочка, ты елочка», «Найди свой домик», «Зайка беленький сидит», «Снежинки и ветер», «Смелые мышки», «Пузырь», «Зайцы и волк».

Рассматривание иллюстраций Ю. Васнецова, обсуждение и разыгрывание песенок и потешек.

Работа с родителями:

Рекомендации родителям:

- заучивание наизусть стихотворения О. Высотской «Кто мяукнул у дверей»;

- организация  в семье сюжетных игр « Оденем куклу на прогулку»;

-рассматривание с ребенком иллюстраций, картинок с изображением различных игр в зимний период ( катание на коньках, лыжах, санках, игра в снежки, постройка крепости, горок, лепка снеговика);

-по организации  экскурсии на зимний стадион, каток, горку,

-заучивание наизусть пальчиковой  игры «Мы во двор пришли гулять…».

«В гости к белому медвежонку»

Лексическая тема «Дикие животные Севера и тайги».

Задача: подводить к составлению текстов - описаний различных диких животных посредством активизирующего общения в следующих видах деятельности:

- рассматривание разных диких животных (игрушки и предметные картинки)

 Сравнение зайца и белки, зайца и ежа, лисы и белки, медведя и волка, других животных (размер, цвет).

Игры с «чудесным» мешочком и резиновыми или мягкими игрушками «Найди на ощупь определенное животное».

Игровое упражнение «Дует ветерок».

Игры и упражнения на совершенствование артикуляции «Вкусное варенье».

Создание наборов предметных картинок с изображением диких животных для организации дидактических игр типа «Лото «Дикие животные», «Разрезные картинки».

Просмотр мультфильма «Умка» и беседа по его содержанию.

Чтение рассказов, обсуждение их содержания, рассматривание иллюстраций Е. Чарушина «Белый медведь», С. Сахарнова «Белый медведь», «Белёк», «Белуха».

Чтение, обсуждение содержания стихотворения М.  Яснова «После праздника», Р. Сефа «Белый медведь», В. Шульжика «Белый медвежонок».

Организация и поддержка  сюжетных игр про белого медвежонка, по мотивам прочитанных произведений ( как медвежонок ест рыбу, греется на солнышке),   «На льдине».

Дидактические игры и упражнения с предметными картинками: «Лото «Дикие животные», «Разрезные картинки», «Найди и назови диких животных». «Найди и назови детеныша животного», «Кого не стало». «Покажи и назови части предмета» (голова, лапы, туловище, хвост),

Дидактические игры и упражнения с игрушками «Скажи, какого цвета, размера животное?», «Узнай по описанию», «Назови ласково», «Кого не стало», «Покажи и назови части предмета» (голова, лапы, туловище, хвост).

Упражнения с игрушками на освоение предложно- падежных конструкций из, на,в.

Игра – драматизация по сказке «Три медведя».

Подвижные и хороводные игры: « Солнышко», «Теремок», «Боулинг», «Зайка серый умывается», «Поезд», «Иголочка с ниточкой», «Лошадки», «Гуси – гуси».

Рассматривание сюжетных картин «В лесу», «Дикие животные и их детеныши», «Как звери к зиме готовятся» и беседы по их содержанию.

Работа  с родителями:

Рекомендации родителям:

-просмотр мультфильма «Умка» и проведение беседы по его содержанию;

-рассматривание  с ребенком иллюстраций с изображением зверей наших лесов - зайца, белки, медведя, лисы; отметить их внешние признакии характерные особенности поведения

-об организации рассказывания детям  о том, где и как они живут, чем питаются дикие животные;

- об организации игр и упражнений, направленных на закрепление в словарном запасе ребенка названий диких животных и их детенышей; на развитие умения подбирать животное по описанию и подведение детей к составлению описательного текста о животном;

-оформление  памятки «Обогащение и активизация словаря детей 3-4лет».

Февраль

«Где живет черепаха».

Лексическая тема «Дикие животные жарких стран».

Задача: подводить к составлению текстов - описаний различных диких животных жарких стран  посредством активизирующего общения в следующих видах деятельности:

- рассматривание разных животных

Сравнение льва и черепахи, жирафа и зебры, бегемота и носорога, других животных жарких стран (размер, цвет).

Игры с «чудесным» мешочком и резиновыми или мягкими игрушками «Найди на ощупь определенное животное».

Игры и упражнения на совершенствование артикуляции «Поезд».

Создание наборов предметных картинок с изображением диких животных жарких стран для организации дидактических игр типа «Лото «Дикие животные жарких стран», «Разрезные картинки».

Просмотр мультфильма по сказке С.  Козлова «Как львенок и черепаха пели песню» и беседа по его содержанию.

Чтение и разыгрывание стихотворения  «Машина» В Степанова, «Грузовик» А. Барто, К. Чуковского «Черепаха».

Чтение, обсуждение стихотворения  В. Берестова «Мы играем», В. Орлова «Костяная рубашонка».

Организация и поддержка  сюжетных игр «Зверята в гостях у детей» (накроем стол для гостей, будем угощать).

Дидактические игры и упражнения с предметными картинками: «Лото «Дикие животные», «Разрезные картинки», «Найди и назови диких животных». «Найди и назови детеныша животного», «Кого не стало». «Покажи и назови части предмета» (голова, лапы, туловище, хвост), «Кто живет в Африке», «Кто живет рядом с нами».

Дидактические игры и упражнения с игрушками «Скажи, какого цвета, размера животное?», «Угадай по описанию», «Назови ласково», «Кого не стало», «Покажи и назови части предмета» ( голова, лапы, туловище, хвост).

Упражнения с игрушками на освоение предложно- падежных конструкций из, на,в.

Игра – драматизация по сказке С.  Козлова «Как львенок и черепаха пели песню» (разыгрывание отдельных эпизодов).    

Подвижные и хороводные игры: «Девочки и мальчики прыгают как мячики», «По кочкам…», « Лошадки», «Поезд», «самолеты», «Мы веселые ребята», «Найди пару».

Рассматривание сюжетных картин  «Дикие животные и их детеныши», «Как звери к зиме готовятся» и беседы по их содержанию.

Работа с родителями:

Рекомендации родителям:

- заучивание наизусть стихотворения  А. Барто «Мишка»;

- просмотр мультфильма по сказке С.  Козлова «Как львенок и черепаха пели песню;

- рассматривание с ребенком иллюстраций в книгах о животных  жарких стран;

- организация  в семье сюжетной  игры «Зверята у нас в гостях».

Рыбки в аквариуме

Лексическая тема «Рыбы».

Задачи: подводить к составлению текстов - описаний рыб посредством активизирующего общения в следующих видах деятельности:

Настольно – печатные игры « Собери картинку», «Рыбалка».

Игровое упражнение «Сдуй ватку с ладошки».

Игры и упражнения на совершенствование артикуляции «Рыбка шевелит губами».

Подвижные и хороводные игры: «Гуси – гуси», «Снежинки и ветер»,  «Бусинки», «Поезд».

Рассматривание сюжетных картин «Золотая рыбка», «Рыбки в аквариуме».

Заучивание наизусть стихотворения  И. Токмаковой «Где спит рыбка»

Просмотр мультфильма по сказке   В. Сутеева «Кораблик»   и беседа по его содержанию.

Чтение и обсуждение  сказки  В. Сутеева «Кораблик».

Чтение и разыгрывание стихотворения по ролям Э. Мошковской «Уши».

Чтение, обсуждение стихотворения  И. Токмаковой «Где спит рыбка», Я. Акима «Рыбак», В. Сутеева «Кот – рыболов», Д. Хармса «Кораблик», Т. Коваль «Рыболовы».

Организация и поддержка первых сюжетных игр «На рыбалке», «Зоомагазин».

Работа с родителями:

Рекомендации родителям:

- беседы по содержанию сказки В. Сутеева «Кораблик»;

- заучивание наизусть стихотворения И. Токмаковой «Где спит рыбка»;

- рассматривание  с ребенком иллюстраций  рыб;

-упражнение  ребёнка в назывании частей тела рыб: тело, голова, хвост, плавники, жабры;

- рассказ об аквариумных рыбках, способах ухода за ними;

-организация дидактических игр: «Подбери признак» - Рыбка какая? (маленькая, красивая, полосатая, золотая и т.д.).

Поздравляем папу

Лексическая тема «Семья. Добрые слова».

Задачи: подводить к составлению текстов - описаний  членов семьи, побуждать высказываться на темы из личного опыта посредством активизирующего общения в следующих видах деятельности:

Словесные игры: «Назови имя, фамилию», «Как зовут папу?», «Назови членов своей семьи», «Скажи какой», «Кем работает твой папа?»,  «Что он делает?», «Твоя помощь папе», «Вместе делать веселей», «Кто, чем работает?»

Рассматривание сюжетных картин «Поздравляем папу», «Наша дружная семья»;

Рассматривание альбома с семейными фотографиями.

Рассматривание картинок с изображением людей разных профессий.

Упражнения с предметными картинками на понимание обобщающих слов «Выбери картинки по темам  «Транспорт», «Одежда», «Обувь».

Игровое упражнение «Веселые снежинки».

Игры и упражнения на совершенствование артикуляции «Лопаточка».

Заучивание наизусть стихотворения М. Дружининой «Папочка – папуля».

Просмотр мультфильма по сказке   В. Сутеева «Разные колеса»  и беседа по его содержанию.

Чтение хороводной песни «Кто у нас хороший».

Чтение, обсуждение стихотворения А. Усачева «Паповоз», М. Дружининой «Починитель», В. Берестова «Моя машина»,   Э. Костиной «Доброе утро», А. Яшина « Я люблю, когда при встрече…»,  М. Яснова «Главное желание», Б. Заходера «Мой лев».

Чтение потешек « Эх, водичка хороша», «Петушок у нас горластый», «Ой, люшеньки – люшки» с последующим обсуждением добрых слов.

Организация и поддержка первых  игр «Едем на машине» (разрешение игровых проблемных ситуаций: поломка и починка машины, закончился бензин и т.д.), «Путешествие на корабле» (поезде, самолете), «Мы – строители».

Подвижные и хороводные игры: «Пузырь», «Смелые мышата», «Ямка», «Лошадки», «Гуси - гуси», «Наседка и цыплята».

Игра – драматизация по рассказу С. Баруздина «Самая храбрая».

Инсценировка отдельных сценок- диалогов из сказки про Кротика.

Работа с родителями:

Рекомендации родителям:

-просмотр мультфильма по сказке   В. Сутеева «Разные колеса»  и беседа по его содержанию;

- заучивание наизусть стихотворения М. Дружининой «Папочка – папуля»;

- рассматривание  семейного альбома и беседа  о членах семьи.

Приглашаем гостей

Лексическая тема «Посуда».

Задача: подводить к составлению текстов - описаний различных предметов посуды посредством активизирующего общения в следующих видах деятельности:

- рассматривание разных по цвету и размеру предметов посуды.

- организация дидактических игр типа  «Лото «Посуда», «Разрезные картинки»

Игры и упражнения с предметными картинками: «Назови предмет», «Назови части предмета», «Отгадай по описанию», «Один – много», «Назови ласково».

Игровое упражнение «Поезд».

Игры и упражнения на совершенствование артикуляции «Бублик».

Подвижные и хороводные игры:« Самолеты», «Автомобили, в гараж», «Лошадки», «Карусели».

Просмотр мультфильма по сказке  К. Чуковского «Муха – цокотуха» и беседа по его содержанию.

Чтение и обсуждение  сказки К. Чуковского «Муха – цокотуха».

Чтение и разыгрывание стихотворений «Кошка» Г. Сапгира и В. Стоянова, Ю. Мориц «Пузатый чайник».

Чтение, обсуждение стихотворения  П. Синявского «Хозяйка», Е. Благининой «День рождения», «Подарок».

Организация и поддержка первых сюжетных игр «К кукле приходят гости», «Празднование дня рождения».

Игра – драматизация по сказке К. Чуковского «Муха – цокотуха».

Работа с родителями:

Рекомендации родителям:

- беседы по содержанию сказки К. Чуковского «Муха – цокотуха»;

- заучивание наизусть стихотворения С. Панфилова «Пекарь»;

- организация  в семье сюжетных игр «К кукле приходят гости», «Празднование дня рождения»;

- рассматривание с ребёнком посуды, которая есть дома; закрепление названий посуды;

-беседа с ребёнком о том, для чего нужна посуда;

-организация и проведение игры «Один – много». 

Март

Любимый образ. Поздравляем маму

Лексическая тема «Семья. Добрые слова».

Задачи: подводить к составлению текстов - описаний  членов семьи, побуждать высказываться на темы из личного опыта посредством активизирующего общения в следующих видах деятельности

Словесные игры: «Назови имя, фамилию», «Как зовут маму?», «Назови членов своей семьи», «Какая, какой», «Кем работает твоя мама?Что она  делает?», «Твоя помощь маме», «Вместе делать веселей», «Кто, чем работает?».

Чтение стихотворных текстов «Праздник», «Песенка для мамы», «Мама! В этом слове солнца цвет»

Игра «Помощники».

Подвижные и хороводные игры: «Солнышко», «Кто у нас хороший», «Цыплята», «Наседка и цыплята».

Рассматривание сюжетных картин «Поздравляем маму», «Наша дружная семья»;

Рассматривание альбома с семейными фотографиями.

Игровое упражнение «Часики».

Игры и упражнения на совершенствование артикуляции «Вкусное варенье».

Упражнения с предметными картинками на понимание обобщающих слов - «Выбери картинки по темам «Овощи, «Фрукты», «Посуда», «Одежда», «Обувь».

Игра – драматизация по сказке «Волк и семеро козлят».

Чтение и разыгрывание на игрушках стихотворения З. Александровой «Что взяла, клади на место».

Рассказывание сказки «Козлятки и волк» с использованием настольного театра.

Чтение, обсуждение стихотворения В. Степанова, А. Шибаева «Кто кем становится», Е. Благининой «Вот какая мама», В. Степанова «Про котенка».

Организация и поддержка сюжетных игр «Семья», «Праздник в семье», «Накрой стол к завтраку», «Дочки – матери».

Работа с родителями:

Рекомендации родителям:

-просмотр мультфильма по сказке «Волк и семеро козлят» и беседа по его содержанию;

- рассматривание  семейного альбома и беседа  о членах семьи;

- организация  в семье сюжетных игр «Семья», «Праздник в семье», «Накрой стол к завтраку», «Дочки – матери».

Теплое солнышко. Образ света

Лексическая тема «Ранняя весна».

Задачи: подводить к составлению текстов - описаний  о весне; обогащать и активизировать лексический словарь по теме «Весна» посредством активизирующего общения в следующих видах деятельности:

Хороводная песня «Песенка про солнышко», «Солнышкино платьице».

Игра «Вышла курочка гулять».

Чтение стихотворения А. Бродского «Солнечный зайчик».

Словесные игры «Доскажи словечко», «Назови ласково», «Подбирай и называй», «Скажи наоборот», «Скажи какой».

Игра «Назови звук».

Просмотр мультфильма по сказке   «Заюшкина избушка»     и беседа по его содержанию.

Чтение сказки  Н. Сладкова «Медведь и солнце».

Чтение рассказа Е. Чарушина «Медведь».

Чтение и разыгрывание сказки «Заюшкина избушка».

Чтение, обсуждение стихотворения В. Степанова «Оттепель», П. Воронько «Падал снег на порог».

Чтение потешки «Солнышко, покажись».

Наблюдение изменений в природе на прогулке.

Игровое упражнение «Бумажный кораблик».

Игры и упражнения на совершенствование артикуляции «Непослушный язычок».

Подвижные и хороводные игры: «Солнышко», «Собачка», «Птички в гнездышках», «Трамвай», «Догони мяч».

Организация и поддержка первых сюжетных игр «Птички прилетели» и другие игры, в которых отображение в игровой форме поведения птиц и животных весной.

Работа с родителями:

Рекомендации родителям:

-просмотр мультфильма по сказке «Заюшкина избушка» и беседа по его содержанию;

- об организации бесед с ребенком о весенних изменениях в природе

- об организации прогулки в весенний парк, сквер; 

- разучить пальчиковую игру «Как, кап, кап – звенит капель»;   

-об организации  игры «Назови ласково» (солнце – солнышко, ручей – ручеек, лужа – лужица, проталина – проталинка и т.д.).

Кто как купается

Лексическая тема «Весна. Человек».

Задачи: подводить к составлению текстов - описаний  о весенних явлениях природы; обогащать и активизировать лексический словарь по теме «Весна».

Задачи: подводить к составлению текстов – повествований о соблюдении правил гигиены

посредством активизирующего общения в следующих видах деятельности:

Настольно – печатные игры « Собери картинку», «Рыбалка».

Игра «Чудесный мешочек» (предметы личной гигиены).

Словесные игры: «Скажи какая», «Что умеет делать», «Назови части туловища», «Где спряталась рыбка», «Один – много», «Назови ласково».

Игровое упражнение «Бумажный кораблик».

Игры и упражнения на совершенствование артикуляции «Улыбка - трубочка».

Подвижные и хороводные игры: « Рыбаки и рыбки», «Ручеек».

Просмотр мультфильма по сказке      К. Чуковского «Мойдодыр» и беседа по его содержанию

Рассматривание сюжетных картин «Золотая рыбка», «Рыбки в аквариуме».

Чтение стихотворения А. Бродского «Солнечный зайчик».

Заучивание наизусть стихотворения П.Синявского «От носика до хвостика».

Чтение сказки  В. Сутеева «Кораблик», Т. Александровой «Хрюшка и Чушка».

Чтение и обсуждение рассказа М. Пляцковского «Однажды утром».

Чтение, обсуждение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая», В. Степанова «Посмотрите на меня».

Подвижные и хороводные игры: « Первоцвет», «Птицы и птенчики», «Воробушки и автомобиль», «Зайка беленький сидит», «Лиса и гуси».

Организация и поддержка  сюжетных игр: «Семья», «Доктор»,  разыгрывание игровых ситуаций с умыванием куклы.

Работа с родителями:

Рекомендации родителям:

- об организации бесед с ребёнком о теле человека, правилах личной гигиены,

- беседы по содержанию сказки К. Чуковского «Мойдодыр»;  

- заучивание наизусть стихотворения П.Синявского «От носика до хвостика»;

- организация  в семье сюжетных игр «Доктор», «Дочки – матери».

Скворушка вернулся

Лексическая тема «Птицы».

Задача: подводить к составлению текстов - описаний о перелетных птицах посредством активизирующего общения в следующих видах деятельности:

- рассматривание разных птиц

- организация дидактических игр типа  «Лото «Птицы», «Разрезные картинки»

Настольно – печатные игры  « Разрезные картинки», «Помогите найти маму», «Какая птица, назови», «Кто что ест».

Игра «Чудесный мешочек» (предметы личной гигиены).

Словесные игры «Кто как голос подает», «Назови ласково», «Скажи какая», «Один – много», «угадай и назови».

Рассматривание сюжетных картин «Прилет птиц». «Птицы»,  «Весенние пейзажи».

Игры и упражнения с предметными картинками: «Что перепутал художник?», «Когда это бывает».

Игры с предметными картинками:  «Назови птицу», «Кто, где живёт?», «Когда это бывает?», «Кто, как кричит?», «Кого не стало?», «Чей голос?», «Кто кем станет», «У кого кто?».

Игровое упражнение «Поезд».

Игры и упражнения на совершенствование артикуляции «Дятел». «Бублик», «Лопаточка», «Трубочка»», Качели».

Подвижные и хороводные игры: « Лошадки», «Лягушки», «Смелые мышата», «Мяч в кругу», «Волшебные мышки».

Чтение и обсуждение  сказки « У солнышка в гостях».

Чтение, обсуждение стихотворения  М. Пляцковского «Деньки стоят погожие», Э. Эльген «Птичка», Н. Забилы «Ласточки», А. Барто «Скворцы прилетели».

Чтение и обсуждение рассказов В. Бианки «Грачи открыли весну», «Первое яйцо»; И. Соколова – Микитова «Сойки», «Весна – красна».

Разучивание стихотворения А. Барто «Солнышко».

Организация и поддержка  сюжетных игр «Семья», «Зоопарк», «Шоферы», «Магазин».

Игра – драматизация по сказке «У солнышка в гостях».

Работа с родителями:

Рекомендации родителям:

- заучивание наизусть стихотворения М. Клоковой «Зима прошла».

- рассматривание  иллюстраций  о жизни  птиц;

- об организации наблюдений на улице за птицами.

Апрель

Добрый мир. У кого какой дом.

Лексическая тема  «Дома».

Задача: подводить к составлению текстов – описаний домов посредством активизирующего общения в следующих видах деятельности:

Настольно – печатные игры « Собери картинку», «Чей дом».

Словесные игры: «  Угадай по описанию чей дом», «Назови транспорт», «У кого какой дом», «Узнай по голосу».

Игровое упражнение «Дует ветерок».

Игры и упражнения на совершенствование артикуляции «Заборчик, «Лошадка».

Подвижные и хороводные игры: « Солнышкино платьице», «Воробушки и кот», « Куры в огороде», «Поезд», «Лошадки», «Солныщко и дождик».

Рассматривание иллюстраций с изображением «сильных» машин (экскаватора, бульдозера, самосвала);

Рассматривание иллюстраций с изображениями домов.

Просмотр мультфильма « Кот и бульдозер»   и беседа по его содержанию.

Чтение и обсуждение рассказа «Самый лучший в мире дом», М. Чарушина «Кто как живет».

Чтение, обсуждение и разыгрывание сказки М. Пляцковского «Как две лисы нору делили».

Чтение, обсуждение стихотворения «Наш дом», Н. Кнушевицкой «Грузовик», Дж. Чиарди «О том, у кого три глаза».

Организация и поддержка  сюжетных игр: разыгрывание ситуаций, как машины участвуют в строительстве дома «Строители», «Строим дом», «Шофер», «Семья», «Дом».

Работа с родителями:

Рекомендации родителям:

- по организации  в семье сюжетных игр «Строим дом», «Шофер», «Семья»;

-просмотр мультфильма или чтение книги Э. Блайтона «Знаменитый утенок Тим».

Кто умеет летать

Лексическая тема «Транспорт».

Задача: подводить к составлению текстов - описаний различных  транспортных средств посредством активизирующего общения в следующих видах деятельности:

Рассматривание разных по цвету и размеру  транспортных средств.

Создание наборов предметных картинок с изображением  транспортных средств для организации дидактических игр типа  «Лото «Транспорт», «Разрезные картинки», «Чего не стало».

Настольно – печатные игры « Собери картинку» (самолет, воздушный шар, воздушный змей).

Словесные игры:  «Летает – не летает».

Игровое упражнение «Машина».

Игры и упражнения на совершенствование артикуляции «Бублик», «Трубочка».

Подвижные и хороводные игры: «Ручеек», «Солнышко и дождик», «Самолеты», «Найди свой домик», «Прогулка в лесу».

Рассматривание иллюстрации с изображением разных самолетов и вертолетов.

Игра - драматизация по сказке «Теремок».

Просмотр презентации «Транспорт».

Заучивание наизусть стихотворения А. Барто «Самолет».

Разыгрывание ролевого диалога по мотивам «Аленушкиных сказок» Д. Мамина – Сибиряка.

Чтение, обсуждение стихотворения С. Пшеничных  «Мой бумажный самолет», С. Михалкова «Бумажный змей».

Чтение и обсуждение рассказа Е. Чарушина «Воробей», В. Берестова «Лети», З. Александровой «Шарик».

Организация  сюжетных игр «Путешествие на самолете», «Водители».

Работа с родителями:

Рекомендации родителям:

- по рассматриванию совместно с ребенком иллюстраций различных видов транспорта, называние их;

- заучивание наизусть стихотворения  А. Барто «Самолет»;

- дидактические игры «Покажи и назови» (предложите ребенку назвать транспорт, который увидите на улице), «Подбери признак», «Доскажи словечко»;

- организация  в семье сюжетных игр «Путешествие на самолете», «Водители».

Зоопарк  в городе

Лексическая тема «Дикие животные».

Задача: подводить к составлению текстов - описаний различных диких животных посредством активизирующего общения в следующих видах деятельности:

Рассматривание животных жарких стран  (иллюстрации, предметные картинки): обезьяны, слоны, крокодилы и  др.

Игры с «чудесным» мешочком и резиновыми или мягкими игрушками «Найди на ощупь определенное животное»

Создание наборов предметных картинок с изображением диких животных для организации дидактических игр типа «Лото «Дикие животные», «Разрезные картинки».

Заучивание наизусть стихотворения А. Барто «Кораблик».

Чтение рассказов Е. Чарушина «Лев», «Слон», «Крокодил», «Бегемот», «Носорог»; Я. Сегель «Как я был обезьянкой», беседы по их содержанию.

Дидактические игры и упражнения с предметными картинками: «Лото «Дикие животные», «Разрезные картинки», «Найди и назови диких животных». «Найди и назови детеныша животного», «Кого не стало». «Покажи и назови части предмета» (голова, лапы, туловище, хвост), «Узнай животное по описанию», «Кто что ест», «Скажи какой», «Назови маму», « У кого кто».

Дидактические игры и упражнения с игрушками «Скажи, какого цвета, размера животное?», «Узнай по описанию», «Назови ласково», «Кого не стало», «Покажи и назови части предмета» (голова, лапы, туловище, хвост).

Упражнения с игрушками на освоение предложно- падежных конструкций из, на,в.

Подвижные и хороводные игры: «Иголочка с ниточкой», «Птички в гнездышках», «Лошадки», «Вагончики», «Дорожка», «Солнышко и дождик».

Настольно – печатные игры « Собери картинку», «Животные и их детеныши».

Игровое упражнение «Дует ветерок».

Игры и упражнения на совершенствование артикуляции «Горка», «Чашечка», «Грибок».

Чтение и разыгрывание стихотворения по сказке К. Чуковского «Телефон».

Организация и поддержка первых сюжетных игр: «Зоопарк», «Больница», «Зверята в гостях у детей»

Работа с родителями:

Рекомендации родителям:

- заучивание наизусть стихотворения А. Барто «Кораблик»;

-рассматривание иллюстраций, картинок с изображением животных жарких стран,

- чтение сказок о животных и беседы по их содержанию;

-закрепление в словарном запасе ребенка названий диких животных и их детенышей;

- организация  в семье сюжетных игр «Зверята у нас в гостях»,  «Зоопарк»;

Добрая книга. Любимая книга

Лексическая тема « Сказки».

Задача: подводить к пересказу и обсуждению содержания  известных ребенку сказок

Создание наборов предметных картинок с изображением  сказочных героев.

Рассматривание иллюстраций к знакомым сказкам « Маша и медведь», «Коробок» и  др.

Организация дидактических игр типа  «Разрезные картинки» ( по сюжетам знакомых сказок).

Настольно – печатные игры «Назови сказку», «Парные картинки».

Рассматривание сюжетных картин, иллюстраций к сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок»  и беседы по их содержанию.                                                                    

Словесные игры: « Назови сказку», «Назови героев сказки», «Кто сказал эти слова», «Чья песенка».

Игровое упражнение «Мы подуем высоко».

Игры и упражнения на совершенствование артикуляции « Лошадка», «Заборчик».

Подвижные и хороводные игры: «Ручеек», «Солнышко и дождик», «Найди свой домик».

Просмотр мультфильма по сказке    «Маша и медведь»   и беседа по его содержанию.

Игра – драматизация по сказке «Маша и медведь».

Чтение сказок и рассматривание иллюстраций в книгах «Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Кот, петух и лиса».

Отгадывание загадок о сказочных героях.

Организация и поддержка сюжетных игр по мотивам сказки «Маша и медведь».

Работа с родителями:

Рекомендации родителям:

-прочитать дома сказки «Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Кот, петух и лиса»;

-нарисовать или раскрасить вместе с ребенком иллюстрации к сказке «Маша и медведь» или любой другой прочитанной сказке;

- организация  в семье сюжетных игр по мотивам любимой сказки ребенка.

май

Праздники и выходные

Лексическая тема «Посуда».

Задача: подводить к составлению текстов - описаний различных предметов посуды посредством активизирующего общения в следующих видах деятельности:

Рассматривание предметов разной посуды.

Создание наборов предметных картинок с изображением  предметов посуды для организации дидактических игр типа  «Лото», «Разрезные картинки», «Чего не стало».

Иллюстрации с изображением разных видов посуды.

Рассматривание сюжетных картин «На кухне», «В магазине «Посуда», «На празднике».

Игры и упражнения с предметными картинками: «Назови предмет», «Назови части предмета», «Отгадай по описанию».

Настольно – печатные игры « Сложи картинку», «Парные картинки».

Игра «Чудесный мешочек»

Словесные игры: «Угадай по описанию», «Что для  чего нужно ».

Игровое упражнение « Одуванчик».

Игры и упражнения на совершенствование артикуляции «Вкусное варенье», «Лопатка».

Подвижные и хороводные игры: «Найди пару», «Птички в гнездышках», «Ловля бабочек», «Мышки в кладовке», «Мы веселые ребята».

Просмотр мультфильма  «Крот и выходные» и беседа по его содержанию.

Чтение и обсуждение сказки В. Сутеева «Цыпленок и утенок».

Чтение, обсуждение  стихотворения С. Маршак «Хороший день», О. Высотской «Салют», Н. Френкель «Веселые, нарядные с флажками мы идем…», В. Борисова «Автобус», Э. Мошковской «Я мороженое ем».

Организация и поддержка сюжетных игр:« К кукле пришли гости», «Магазин», «Устроим чаепитие», «К нам пришли гости».

Работа с родителями:

Рекомендации родителям:

-по организации бесед с ребенком о том, что такое выходные и праздничные дни;

-просмотр мультфильма «Крот и выходные»;

-  по организации  в семье сюжетных игр ««Устроим чаепитие», «К нам пришли гости».

Что из семечка выросло

Лексическая тема «Овощи»

Задача: подводить к составлению текстов - описаний различных овощей посредством активизирующего общения в следующих видах деятельности:

- рассматривание и обследование разных овощей, исследование их на ощупь и вкус.  

Игры с «чудесным» мешочком «Найди на ощупь определенный овощ» ( с муляжами овощей).

Создание наборов предметных картинок с изображением овощей для организации дидактических игр  «Лото «Овощи», «Разрезные картинки».

Настольно – печатные игры «Найди  овощ», «Назови овощ», «Во саду ли, в огороде…»,  «Дерево, кустик, земля…», «Как растут?», «Чем полезны человеку?».

Рассматривание сюжетных картин «В огороде» и беседы по их содержанию.

Настольный театр по сказке «Репка».

Игровое упражнение «Одуванчик».

Игры и упражнения на совершенствование артикуляции «Лопатка», «Лошадка», «Заборчик».

Подвижные и хороводные игры: «Лягушки», «Мыши и кот», «Пузырь», «Ручеек», «Лохматый пес».

Чтение и заучивание стихотворения О. Высотской «Одуванчик».

Чтение белорусской сказки «Пых» и рассматривание иллюстраций в книге.

Чтение и разыгрывание стихотворения  Г. Лагздынь «Грядка».

Чтение и обсуждение стихотворений Э. Мошковской «Кузнечик», А. Усачева «Беги жучок», Л. Модзалевского «Мотылек».

Чтение, обсуждение и разыгрывание русских народных и авторских песенок и закличек.

Чтение, обсуждение стихотворения В. Берестова «Тучка».

Активизирующее общение с детьми (во время приема пищи) о том, из каких овощей приготовлены салаты и супы, о важности  полезных для здоровья продуктов, приготовленных из  овощей.

Организация и поддержка сюжетных игр: «Кукла Катя поехала к бабушке в деревню», «Куклы в гостях у детей», «В гостях у повара» (приготовим овощной суп). Лепка недостающих для игр овощей и фруктов.

Просмотр мультфильма «Крот – садовник».

Работа с родителями:

Рекомендации родителям:

- по организации  в семье сюжетной игры «Приготовим овощной суп для кукол»;

-просмотр мультфильма «Крот – садовник»;

-чтение и обсуждение рассказа В. Берестова «На цветочной поляне»;

- об организации экскурсии в магазин, где понаблюдать за работой продавца и обсудить с ребенком, какие овощи   там продают;

 - по организации наблюдений за ростом и развитием некоторых растений.

 «Кто пасется на лугу»

Лексическая тема «Домашние животные».

Задача: подводить к составлению текстов – описаний домашних животных посредством активизирующего общения в следующих видах деятельности:

Рассматривание разных домашних животных.

Создание наборов предметных картинок с изображением  домашних животных и их детенышей.

Настольно – печатные игры с предметными картинками «Найди и назови домашних животных», «Разрезные картинки», « Лото « Домашние животные», «Кого не стало», « Кто что любит», «Найди и назови детеныша животного», «Найди и назови маму детеныша», «Опиши животное», «Кто, где живет»., «Покажи и назови части предмета» ( голова, лапы, туловище, хвост), «Назови действия по картинкам»

Упражнения с игрушками на освоение предложно- падежных конструкций под, за, из, на, в

 Организация дидактических игр «Лото «Домашние животные», «Разрезные картинки», «Кого  не стало».

Игра «Чудесный мешочек»

Игры и упражнения на совершенствование артикуляции «Лошадка», «Качели».

Подвижные и хороводные игры: «Ручеек», «Солнышко и дождик», «Самолеты», «Найди свой домик», «Прогулка в лесу».

Просмотр мультфильма по сказке  «Бычок – смоляной бочок»  и беседа по его содержанию.

Игра – драматизация по сказке  «Бычок – смоляной бочок».

Чтение и разыгрывание  потешки «Куда, Фома, едешь?».

Чтение и разыгрывание стихотворений С. Черного «Жеребенок», В. Степанова «На скаку играя гривой...».

Чтение, обсуждение стихотворения О. Высотской «Корова», В. Берестова «Коровушка», А. Веденского «Загадка».

 Чтение рассказов Е. Чарушина «Корова», «Коза» из книги «На нашем дворе».

Просмотр мультфильма «Паровозик  из «Ромашково».

Организация и поддержка сюжетных игр «Поезд».

Работа с родителями:

Рекомендации родителям:

-об организации речевых игр, в которых взрослый описывает домашнее животное, а ребенок отгадывает;

- по рассматриванию совместно с ребенком иллюстраций домашних животных и их детенышей,

-просмотр мультфильма «Бычок – смоляной бочок»;

«В деревне и на даче»

Лексическая тема « Транспорт. Домашние животные и птицы».

Задача: подводить к составлению текстов - описаний различных  транспортных средств, домашних птиц посредством активизирующего общения в следующих видах деятельности:

Рассматривание разных по размеру домашних птиц.

Создание наборов предметных картинок с изображением  транспорта, домашних птиц.

Рассматривание сюжетных картин с изображением  огорода, «Подворье».

Организация дидактических игр типа  «Лото « Домашние птицы», «Транспорт», «Разрезные картинки», «Чего не стало».

Игровое упражнение «Воздушный шарик».

Игры и упражнения на совершенствование артикуляции «Вкусное варенье, «Заборчик», «Лопата».

Чтение и разыгрывание стихотворения Э. Мошковской «Мчится поезд».

Чтение и обсуждение рассказов Н. Калининой «Как петух утащил Васин хлеб»; Е. Чарушина «Утка с утятами».

Чтение произведений А. Барто «Ути – ути», В. Торопыгина «На велосипеде», В. Степанова «Как живете? Что жуете?», В. Берестова «Веселое лето» и беседы по их содержанию.

Организация и поддержка  сюжетных игр «Кукла Катя поехала к бабушке в деревню, «На ферме», «Путешествие на дачу», «Путешествие в деревню».

Настольно – печатные игры « Найди  овощ (фрукт)», «Назови овощ», «Кто живет в деревне», «Во саду ли, в огороде…», «Дерево, кустик, земля…», «Как растут?», «Назови домашних животных», «Чем полезны человеку?», «Кто так кричит?»

Игра – драматизация по сказке «Колобок».

Подвижные и хороводные игры: «Где мы были - не скажем, что делали -покажем», «Поезд», «С кочки на кочку», «Птички в гнёздышках», «Самолёты», «Ловля бабочек». «Лады, лады, ладушки, мы приехали к бабушке..».

Русские народные игры «Каравай», «На горе калина».

Работа с родителями:

Рекомендации родителям:

- по организации речевых игр в семье, в которых взрослый описывает какое- то транспортное средство, домашнее животное, а ребенок отгадывает;

- рассматривание совместно с ребенком иллюстраций с изображением  огорода, домашних птиц;

- организация  в семье сюжетных игр «Кукла Катя поехала к бабушке в деревню, «На ферме», «Путешествие на дачу», «Путешествие в деревню».

Использованная литература:

1.Н.Е.Васюкова, Н.М.Родина  «Комплексное планирование образовательной деятельности с детьми 3-4 лет, 2016

2.А.Г.Арушанова ,Р.А.Иванкова, Е.С.Рычагова «Коммуникация. Развивающее общение с детьми 3-4 лет», 2013

3.Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. 3–7 лет. Методическое пособие для воспитателей М.: Мозаика-Синтез,2004.

4. Арушанова, А.Г. Развитие диалогического общения: Методическое пособие для воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5.  Арушанова, А.Г. Истоки диалога: сценарии активизирующего общения: вопросы теории: наука - практике / А.Г. АрушановаН. ДуроваЕ. Рычагова // Дошкольное воспитание. – 2003. – №10 2003. – 73-80 с. 

6.  Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. — М., Мозаика-Синтез, 2005.

7.  Ушакова О.С. Придумай слово. Изд-во «Сфера», 2010.

8. Истоковедение том 11 стр. 15-29, 62-64, 71-76, 92-95, 135-140, 197-202, 271-274

9  Книги  по истоковедению «Доброесолово», «Добрый мир»,»Добрая книга»

10. Алешина «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Младшая группа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Речевые игры, способствующие обогащению словаря, формированию грамматического строя речи и развитию связной речи».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №951        ГОРОДА МОСКВЫ, СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ №2 «Солнышко» Консультация для воспитателей:«Речевые и...

Использование дидактического синквейна для развития лексико-грамматического строя и связной речи у детей с речевыми нарушениями.

В процессе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, мы часто сталкиваемся с трудностями в развитии лексико-грамматического строя и связной речи. Пытаемся находить новые методы и спос...

Речевые игры, способствующие обогащению словаря, формированию грамматического строя речи и развитию связной речи.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является ...

Задания для развития словарного запаса, грамматического строя и связной речи у детей старшего и подготовительного возраста с тяжелыми нарушениями речи на лексическом материале темы «Перелетные птицы».

Материал содержит виды заданий для развития словарного запаса, грамматического строя и связной речи у детей старшего и подготовительного возраста с тяжелыми нарушениями речи на лексическом материале т...

Сборник логопедических заданий по развитию лексико-грамматического строя и связной речи у детей 5-7 лет

В данном разделе представлен сборник логопедических заданий по развитию лексико-грамматического строя и связной речи у детей  5-7 лет. Каждый день рекомендуется выполнять по 3-4 задания, которые ...

Образец самоанализа подгруппового занятия по развитию лексико-грамматического строя и связной речи для детей 6-7 лет с ОНР (третий-четвертый уровень речевого развития)

В публикации представлен образец самоанализа подгрупповго логопедического занятия по теме "В поисках книги Здоровья" (лексическая тема "Человек и его здоровье"), которое было предс...