Задания для развития словарного запаса, грамматического строя и связной речи у детей старшего и подготовительного возраста с тяжелыми нарушениями речи на лексическом материале темы «Перелетные птицы».
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Савина Светлана Владимировна

Материал содержит виды заданий для развития словарного запаса, грамматического строя и связной речи у детей старшего и подготовительного возраста с тяжелыми нарушениями речи на лексическом материале темы "Перелетные птицы". Данные виды заданий  будут интересны логопедам, воспитателям, дефектологам, родителям для коррекции лексико-грамматического недоразвития речи у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_dlya_razvitiya_slovarnogo_zapasa.docx12.44 КБ

Предварительный просмотр:

Задания для развития словарного запаса, грамматического строя  и связной речи у детей старшего и подготовительного возраста с тяжелыми нарушениями речи на лексическом материале темы «Перелетные птицы».

Каких ты знаешь  перелетных птиц(дикие  гуси и утки,  лебеди, цапли, аисты,    журавли  и др.)                                                    

Дети должны уметь называть и показывать  части тела  птицы (голова, шея, туловище, крылья,  лапы, когти на лапах или перепонки, хвост)  ,знать, что тело птицы покрыто перьями.

Потренируйтесь  в  подборе слов признаков:

Лебедь какой? – белый, красивый, нежный, пушистый…

Подбираем слова-действия:

Птицы что делают?  -  летают,  плавают, поют, кричат, ныряют, машут крыльями…

Кто как голос подает:

Утки что делают?-  …крякают            

Гуси что делают  -  гогочут

Назови, когда МНОГО:

Перо - …перья, крыло - …крылья, клюв - …клювы, лапа - …лапы

Назови птенцов птиц:

У утки - …утенок, утята                                        У гуся -  …гусенок  ,гусята    

У лебедя - …лебеденок, лебедята                  У аиста  - … аистенок,  аистята

Посчитай  утят и гусят:

Один  утенок, два…утенка, три …утенка , четыре …утенка, пять …утят, шесть…утят

Один гусенок….

Назови утиную семью ( утка ,селезень, утенок или утята),

Назови  гусиную семью (гусь, гусыня, гусенок или гусята)

Назови слова, похожие на слово УТКА (утиный,  уточка,  утенок,  утята, утятница…)

Назови слова, похожие на слово ГУСЬ (гусенок,  гусиный, гусятина, гусак…)

Назови лишнее слово: гусь, гусенок, гусеница, гусиный

                                            Гусак, гусенок, гусыня, гусли

Назови четвертое слово:

Утка – утенок,  гусь - …?(гусенок);  лебедь – лебединый, журавль - …?(журавлиный);  утка – кряканье,  гусь - …? (гоготанье)

Придумай  сам(а) загадку о  любой  перелетной птице и загадай ее маме:

-Назови понятие                  

- Опиши птицу      

 - Что делает эта птица

- Задай вопрос                                                

Например,  Это перелетная   птица,  У нее есть длинная шея,  лапы с перепонками, крылья, хвост . Эта птица  плавает.               Кто это? (лебедь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по математике и развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

 Интегрированное занятие по математике и развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи....

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».

Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне,   расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...

Конспект обобщающего занятия для детей старшего и подготовительного возраста с тяжелым нарушением речи по теме "Зима.Зимние забавы". Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя ГБДОУ.

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя ГБДОУ по теме "Зима. Зимние забавы"  для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи....

Игры по развитию словарного запаса и грамматического строя речи у детей 5-6 лет

Формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определённого уровня когнитивного развития ребёнка. При формировании грамматического строя речи ребёнок должен усвоить сложную сис...

Игры и упражнения для закрепления лексической темы: "Мебель" для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

Представленный материал для закрепления лексической темы "Мебель". Для совместной работы детей и родителей. Представлены задания на обогащение лексического словаря, лексико-грамматических ка...

Игры и упражнения для закрепления лексической темы: "Посуда" для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

Представленный материал для закрепления лексической темы "Посуда". Для совместной работы детей и родителей. Представлены задания на обогащение лексического словаря, лексико-грамматических ка...

Консультация для родителей "Игры по развитию словарного запаса и грамматического строя речи у детей 5-6 лет"

Консультация для родителей о важности развития лексической и грамматической стороны речи и примеры речевых игр, в которые можно играть дома....