Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей с ОНР.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Соловьева Глафира Григорьевна

О важности театрализованной деятельности как для развития познавательной деятельности, развития творчества, так и для совершенствования речи детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_teatraliz._deyat._v_razv.rechi_detey_s_onr.docx15.54 КБ

Предварительный просмотр:

Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей с ОНР.

Речь — это один из наиболее мощных факторов развития ребенка. Известный психолог Л.С Выготский говорил: «Речь выполняет в нашей жизни множество разнообразных функций: средства общения, передача накопленного человеческого опыта, регулятор поведения и деятельности человека. А качество речи является показателем уровня интеллектуального и эмоционального развития личности».

 Формирование связной речи, исходя из положений, разработанных Ф.А.Сохиным на основе проведенных исследований и уже принятых в методике развития речи, - важнейший раздел речевой работы в детском саду.  Связной считается такая речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, систему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой (А.В.Текучев).

Придавая огромное значение формированию личности посредством искусства, Л.С Выготский, Д.Б Эльконин, А.Б Запорожец и другие авторы отмечали, что приобщение ребенка к миру прекрасного и погружение его в удивительный мир единства чувств и мыслей, преобразующих человека, обогащает его, раскрывает творческий потенциал.

Театрализованная деятельность занимает особое место среди видов художественной деятельности. Исследователи, изучавшие театрализовано-игровую деятельность, указывают на важность ее, как для развития познавательной деятельности и эмоциональной сферы, развития творчества, так и для совершенствования речи, развития речевой коммуникации, стимулированию активного словаря, усвоению выразительных средств родного языка. 

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку и т.д. 

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Любовь к театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, планы, чувства, желания, аргументировать свою точку зрения, тем лучше его взаимопонимание со сверстниками и взрослыми, то есть речевая коммуникация. Даже незначительное нарушение речи отрицательно влияет на развитие ребенка и формирование его личности. Детям с нарушением речи присущи нестойкость интересов, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.

В работе с детьми с общим недоразвитием речи используются разные виды театров: пальчиковый театр, театр на фланелеграфе, вязаный театр, бибабо и т.д.

Пальчиковый театр, стимулируя кончики пальцев, способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.

Театр картинок (фланелеграф) - самый простой вид театра. Он помогает детям «оживить картинку» и проиграть сюжет сказки или придумать свою самостоятельно. Обогащает пассивный и активный словарь.

Вязаный театр развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью.

Театр бибабо способен оказывать терапевтическое воздействие. На занятии ребенок избавляется от мучивших его переживаний или страха путем решения конфликтной ситуации в игре с куклой - перчаткой.

Совершенствованию, обогащению синтаксической стороны речи способствуют также игры-инсценировки, драматизации по мотивам народных сказок, художественных произведений. К этому циклу педагогических средств относится и широкое использование загадок, толкование пословиц и поговорок, народных игр и изготовление книжек, альбома детского творчества и т. д.

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников с нарушениями речи является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Таким образом, используя в работе с детьми с ОНР театрализованную деятельность, мы делаем их жизнь интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества, научим ребенка видеть прекрасное и доброе в жизни и в людях, а самое главное – развиваем речь ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей

Доклад - презентация для педагогов о значимости театрализованной деятельности в развитии речи детей....

Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей

Доклад - презентация для воспитателей  о роли театрализованной деятельности в развитии речи детей...

Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста

В статье описано влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей дошкольного возраста...

Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельности в развитииречи детей детей дошкольного возраста...

Презентация: " Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей"

Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей....

Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей

Театр – один из самых  доступных видов искусства для детей, он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, помогает раскрывать духовный и творческий потенциал...