Технология "синквейн" в развитии речи дошкольников
консультация по коррекционной педагогике

Андрианова Мария Алексеевна

В дидактическом синквейне самое главное - это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке. В статье рассказывается о поэтапной работе  при обучении детей дошкольного возраста с ОВЗ составлению синквейна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_sinkveyn_v_razvitii_rechi_doshkolnikov.docx129.55 КБ

Предварительный просмотр:

Технология СИНКВЕЙН в развитии речи дошкольников

Как говорил Л. С. Выготский «Без речи нет ни сознания, ни самосознания». На сегодняшний день образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей — явление очень редкое. У  детей часто возникают трудности с составлением рассказа по картинке или по серии сюжетных картин, пересказом прочитанного, им трудно выделить главную мысль в тексте.  Одной из причин является бедный словарный запас, в   речи детей редко встречаются прилагательные, наречия, снижено употребление глаголов.

Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствуют развитию речи детей, одним из таких методов является дидактический синквейн.

            Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. Родиной синквейна можно считать США, в начале XX века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму.  В педагогических и образовательных целях, как результативный метод развития речи, интеллектуальных и аналитических способностей, синквейн используется во многих странах мира, с конца 90-х годов и в России.

Синквейн, который используется с дидактическими целями, называется дидактическим. В дидактическом синквейне самое главное  - это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.

C:\Users\Машенька\Desktop\круогла\img7.jpgСуществуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».

1-я строка (вершина «елочки») – заголовок, тема, состоящая из одного слова, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Части речи - это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы: кто? что?

2-я строка – два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления, раскрывающие тему синквейна. Часть речи - чаще прилагательное, реже причастие, отвечающее на вопрос: какой? какая? какое? какие?

3-я строка – состоит из трёх слов (глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета и отвечающие на вопрос: что делает? что делают?

4-я строка – четыре слова; ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов.

5-я строка (основание «елочки») – одно слово, (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, или повторение сути, синоним, в работе с дошкольниками  чаще всего используется обобщающее слово.

Существует алгоритм синквейна для детей-дошкольников, которые пока не умеют читать. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему. А в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.

 Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать:

Условные обозначения:

  • слова-предметы (существительные),
  • слова-признаки (прилагательные),
  • слова-действия (глаголы),
  • слова-предметы (существительные).

Инновационность данной методики состоит в том, что исключается лишнее, а выделяется главное.

Дидактический синквейн –  технология универсальная, не требующая особых условий для использования, она  органично вписывается  в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников.

Является диагностическим инструментом,  дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала и скорректировать дальнейшее обучение.

Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

Помогает оптимизировать работу педагога. Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Составление синквейна используется чаще всего как заключительное задание по пройденному материалу.

  В педагогических и образовательных целях, может использоваться как результативный метод развития образной речи, интеллектуальных и аналитических способностей.

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:

I этап – подготовительный

    Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет»«слово-определение»«слово-действие»«слово-ассоциация»«предложение», введение символов этих слов.

Через какие формы образовательной деятельности дошкольников проводится обогащение и активизация словаря? Это:

  1.  Словесные игры и упражнения
  1.  Дидактические игры
  1.  Игры малой подвижности
  1.  Речевые тренинги

Формирование понятия  «слова-предметы

Задача этого этапа  — научить детей выделять слова, произнесенные взрослым, соотносить их с соответствующими предметами, самостоятельно называть предметы, демонстрируемые педагогом,  подбирать слова, обозначающие тот или иной предмет.

Работу над словом мы начинаем с детьми младшего возраста   на занятиях по ознакомлению с художественной литературой,  развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. Сначала значение термина «слово» раскрывается для детей в различных упражнениях и дидактических играх без прямого объяснения. Дети называют различные слова при рассматривании картинок, игрушек или предметов, используются  такие игры, как «Подскажи словечко», когда договаривают последнее слово в знакомом стихотворении.

  На занятиях по обучению грамоте важно раскрыть перед детьми слово как смысловую единицу, показав, что оно обозначает какой-то предмет. Спрашиваем детей, что такое стул (мебель),  кастрюля (посуда), одуванчик (цветок). Эта работа проводится с опорой на реальные предметы. Затем формулируется итог: все, что было названо это слова. Каждое слово можно не только произнести, но и обозначить (демонстрируем полоску). Произносим  звукосочетание, спрашиваем, понятно ли что оно значит? После ответов детей поясняем, что это просто звуки,  которые ничего не значат, не имеют смысла, значит это не слова.

Дети с ЗПР с трудом вычленяют слова из потока речи, и научить  их практическим действиям с абстрактным понятием «слово» помогают символы слов. Дошкольники учатся «читать» слова, ориентируясь на картинку и полоску под ней. Сами называют предметы на  картинках и «записывают» соответствующие слова. В течение всего времени обучения необходимо обращать внимание детей на то, где нарисован предмет и где «написано» слово, его обозначающее.      

Необходимо познакомить детей   с многообразием слов.

 Игры:

«Я знаю пять названий..» (обобщающие понятия)

«Кто или что может это делать?»

«Какое слово лишнее?»

«Слова-неприятели» (друг- враг, мир – война)

Слова – приятели (здание – дом, приятель-друг)

«Смысловые ряды» (пальто – пуговица, ботинок.., птица – гнездо, человек ..)

«Отгадай предмет по названию его частей» (пол, стены, потолок – комната) 

«Живой – неживой»   

  «Помоги собрать картинки. Лабиринт слов»

  Назови «осенние слова»

Формирование понятия   «слова – действия

После того, как у детей сформировалось понятие слова-предметы, необходимо познакомить их со словами-действиями и  ввести условные обозначения этих слов. Перед выполнением заданий по картинкам  взрослый проводит предварительную беседу с ребенком о словах-действиях. Предлагает выполнить различные действия (попрыгать, побегать, похлопать в ладоши и т. п.). По ходу действий задает вопросы: что ты делаешь? что ты сделал? и требует ответа одним словом (прыгаю, хлопал). Объясняет, что ребенок не только выполнял, производил действия, но и называл эти действия словами, говорил слова. Это — «слова-действия». Все предметы («живые» и «неживые») могут совершать действия. Когда мы называем действие — мы произносим слово. Про действия одного предмета спрашивают: «Что делает?» Про действия нескольких предметов спрашивают: «Что делают?». Слова-действия мы будем обозначать двумя полосками. Рассматривает с ребенком картинки и просит, пользуясь образцом и называя «слова-действия», ответить на вопрос: «Кто что делает?»

Игры:

«Что мы делаем – не скажем»

«Кто как передвигается?» (летает, прыгает..)

«Кто как голос подает? (мычит, квакает, лает..) 

«Кто как ест?» (жует, клюет, грызет..)

«Что какие звуки издает» (дверь скрипит, бумага – шуршит)

Образуй новые слова, обозначающие действия (игра – играть, стук – стучать)

«Скажи наоборот» (говорить – молчать, уронил -…)

           «Подбери действие к предмету» (машина – едет, тормозит…)

Последнее время  в работе используем пиктограммы. Игра «Лото»  для изучения пиктограмм.

 

Формирование понятия «слова – признаки»

Цель: формировать  представление о словах, обозначающих признаки предмета;  формировать умения задавать вопросы какой? какая? какое?, учить согласовывать существительные с прилагательными, подбирать слова – синонимы и слова-антонимы.

Игры:

«Какой, какая, какое, какие?»

«Слова с противоположным значением» (дерево высокое, а куст..)

«Что из чего сделано?»

«Загадки-описания»

«Какое что бывает? (широким- река, дорога, улица..)

«Образуй слова, обозначающие признаки  предметов (бумага – бумажный..)

Составление описательных рассказов   «Какой, какая, какие?

- Что вы видите на картинке? (Помидор)

- Ответьте, какой помидор? (красный, круглый, спелый, сочный, мягкий, сладкий)

- Какие слова мы сказали о помидоре?

- Посчитаем, сколько сказано слов.

- Какое слово мы сказали первым? Последним?

- Слова обозначали предмет или действие предмета? (Нет)

- Все слова обозначали признаки предмета   и отвечали на вопрос какой?

Предъявляется предметные картинки  шапка, ведро. К словам-предметам  дети подбирают слова-признаки. Анализ слов производится аналогично.

ШАПКА – красная, вязаная, детская, шерстяная, теплая          

ВЕДРО – металлическое, блестящее, чистое, пустое, глубокое                          

- На какой вопрос отвечают слова, которые мы сказали о шапке? (Какая?)

- На какой вопрос отвечают слова, которые мы сказали о ведре? (Какое?) 

- Повторите вопросы, на которые могут отвечать слова-признаки.

- «Слова-признаки» -  это «красивые слова», которые рассказывают о предметах что-то новое. Показать «картинку-помощницу» к «слову-признаку» (волнистая линия)

Формирование понятия «предложение» 

Установление закономерностей в усвоении необходимых связей слов в словосочетаниях является базой для формирования лексико-грамматических конструкций предложений.

Цель:  установление лексико-грамматических отношений между членами предложения формирование связности и четкости высказываний работа над предложением как средством развития мыслительных процессов (умозаключений) познакомить со схемой предложения 

          Взрослый напоминает, что есть «слова-предметы», «слова-действия» и «слова-признаки». Спрашивает: «Кто это? Что делает кошка? Что кошка лакает?» Ребенок отвечает (кошка, лакает, молоко), при этом взрослый показывает схематическое изображение слов в виде полосок.

    Взрослый вместе с ребенком составляет полное предложение и показывает схему предложения, обращая  внимание на то, как обозначено на схеме первое слово, которое пишется с заглавной буквы, и что в конце схемы стоит точка.

Приемы работы над предложением разнообразны, но в любом случае необходимо помнить, что задания должны соответствовать основному правилу — от простого к сложному. Работа над  предложением начинается с устных заданий: составляются предложения о наблюдаемых действиях, затем ребенок отвечает на вопросы  с опорой на картинки,   составляет  предложения по набору слов или по опорным словам. С огромным интересом дети строят предложения в игре "Живые предложения", придумывают предложения с помощью кубика, на сторонах которого указывается количество слов в предложении. На более высоком уровне развития речи предлагаются задания на восстановление деформированного текста предложения.

Игры:

«Живое предложение»

«Закончи предложение» (Мы полили цветы, чтобы..)

«Составь предложение по опорным словам (окном, за, тает, снег)

«Фразовый конструктор»

«Составь предложение по готовой схеме»

«Исправь ошибки» (Чашка разбила Лену)

II этап – основной

Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога). Чаще всего синквейн составляется по итогам изученной лексической темы.

Для успешного овладения детьми данной технологии можно использовать разные способы работы с синквейном:

ОГКСУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченным1.Составление синквейна  по хорошо знакомым предметам с ярко выраженными признаками. 

Использование картинок, пиктограмм также облегчает составление синквейна на первых этапах обучения, ребенок подбирает картинки из предложенных воспитателем. (опорные рисунки символы)

Арбуз

Круглый, вкусный

Катится, растет, зреет

Арбуз – это большая ягода.

 Лето

2. Составление синквейна  по образцу на заданную тему». Например, все составляют про овощи по образцу педагога.

«Закончи стихотворение, синквейн». Ребенок называет слово последней строчки. Как правило – это обобщающее слово.

3. Творческий синквейн – когда мы только обучаем детей составлению синквейна – то не обязательно придерживаться строгих рамок. Нельзя ограничивать детей в назывании и подборе слов. Позже мы будем придерживаться рамок и учить подбирать слова, наиболее ярко отображающие свойства предмета.

Лев.

Красивый, могучий, сильный, крупный, грациозный

Нападает, рычит, живёт в саванне.

Мне нравится наблюдать за выступление львов в цирке. Хочу стать дрессировщиком  (Личное отношение)

Царь зверей.

4. «Найди ошибки в стихотворении». В третьей и четвертой строчке педагог намеренно допускает ошибку в подборе признака или действие нехарактерное для данного предмета

Котенок

Черненький, пушистенький

Играет, лает, ест

Он мой друг.

Домашнее животное.

5.«Синквейн-загадка». Педагог читает стихотворение, не называя первой строки, предлагая ребенку догадаться по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь.

«Нарисуй предмет-отгадку». Все дети одновременно рисуют отгадку. Затем рисунки вывешиваются на доске, и педагог может видеть насколько у каждого ребенка есть знания о данном предмете. Насколько он правильно понимает смысл и значение слов. Хорошо ли он усвоил словарь лексической темы.

6. Составление рассказа по синквейну 

Заяц.

Белый, пушистый

Боится, пугается, убегает

Я жалею зайца

Дикое животное

Рассказ: «Заяц белый, пушистый. Живет в лесу. Заяц боится волка и лису, он пугается и убегает от них. Мне жалко зайца. Зимой диким животным трудно жить»

7. Составление синквейна по прослушанному рассказу

Рассказ «Друзья»

Ежик.

Колючий, добрый.

Выручает, дружит.

Ежик – хороший друг.

Защитник.

8. Анализ неполного синквейна дляопределения отсутствующей части
Мороженое

Холодное, вкусное

………………………

Я люблю клубничное мороженое

Лакомство

9. Составление синквейна по хорошо знакомым детям героям литературных произведений

Мальвина
Добрая, умная.
Воспитывает, помогает, заботится.
C:\Users\Машенька\Desktop\круогла\534bc41a03202cc3977dc90819954d5c8d638836.jpg

Любит порядок во всем.
Девочка с голубыми волосами.

III этап практический. 

Самостоятельное составление синквейнов детьми.

После того, как дети научатся составлять нерифмованные стихи, можно переходить к третьему этапу работы.

Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.

Для того чтобы разнообразить занятия по составлению нерифмованного стихотворения на этом этапе используем следующие игровые приемы:

«Чей синквейн лучше?»  Составляется дидактический синквейн к разным словам-предметам, связанных между собой одной лексической темой (например, разные виды одежды). А затем обсуждается, чей текст был наиболее удачным и почему.

«Речецветик». Детям предлагается цветок с несколькими лепестками. На каждом лепестке изображен предмет по определенной лексической теме. Каждый ребенок, не глядя на картинку, отрывает лепесток и составляет синквейн.

«Занимательный кубик». На каждой стороне кубика картинка с изображением предмета или явления. Дети по очереди бросают кубик, выпавшая картинка и есть тема синквейна.

«Волчок». Круглое поле делится на несколько секторов. В каждом секторе изображен предмет изучаемой лексической темы. Ребенок вращает волчок на какой предмет попадет стрелка волчка, после окончания вращения, о том предмете составляется синквейн.

«Отгадай загадку, и на отгадку составь синквейн" При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям, и обязательно показывать образец. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Организационные формы работы

Фронтально, об одном предмете или природном явлении

В парах, подгруппами

Один начинает, другой продолжает

Индивидуально, самостоятельно

При выполнении домашнего задания на закрепление знаний по лексической теме.

Методы и приемы

Устно

Используя элементы мнемотехники, картинки и пиктограммы

Прорисовывание опорных рисунков-символов

Что дает использование данной технологии детям дошкольного возраста?

- Применение данной технологии помогает создать условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. 

- Закрепляет знания детей об окружающем мире.

- Способствует обогащению и актуализации словаря, уточнению содержания понятий.

- Формирует грамматический строй.

- Помогает наиболее полно и точно, правильно выразить свою мысль, оформлять мысль в виде предложения

- Подготавливает к составлению описательного рассказа.

- Развивает творчество.

- Поддерживает интерес к обучению.

                                             

консультацию подготовила

учитель-дефектолог

Андрианова Мария Алексеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей»

В данном материале размещено родительское собрание,проведённое с родителями детей в старшей группы в игровой форме. Начинается собрание со вступительного слова педагога о большом значении развития реч...

Использование современных технологий в развитии речи дошкольников. Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования для средней группы "Путешествие в лесной кинотеатр"

В данном материале можно увидеть,как используются некоторые из современных технологий для развития речи детей среднего возраста: пальчиковая гимнастика,упражнение для речевого дыхания, артикуляционная...

Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»

Цели: ·        развивать произносительную сторону речи·        формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...

Консультация для воспитателей по развитию речи «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»

Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуютразвитию речи детей дошкольного возраста. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развиваютумение подражать взрослому...