Картотека: Деревянные дидактические пособия в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога.
картотека по коррекционной педагогике (младшая группа)

Лымарь Елена Александровна

В своей работе я использую разнообразные деревянные пособия, способствующие всестороннему развитию детей, которые позволяют разнообразить рутинный процесс многократного повторения скучного речевого материала и мотивируют детей на занятиях, благодаря таким развивающим пособиям ребенок познает окружающий мир, научится взаимодействовать с реальными предметами и любить природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_derevyannyh_didakticheskih_posobiy.docx1000.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Радуга»

Картотека

Деревянные дидактические пособия в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога.

Учитель-дефектолог: Лымарь Е.А.

п. Тазовский

2023

           В своей работе я использую разнообразные деревянные пособия, способствующие всестороннему развитию детей, которые позволяют разнообразить рутинный процесс многократного повторения скучного речевого материала и мотивируют детей на занятиях, благодаря таким развивающим пособиям ребенок познает окружающий мир, научится взаимодействовать с реальными предметами и любить природу.

Бизиборд.

Плюсы бизиборда – это целый список получения ребёнком новых знаний и возможностей развиваться умственно и физически. В игровой непринуждённой форме дети изучат названия цветов, форм, понятий, функций, фактур. Играя с бизибордом ребенок научатся самостоятельно производить те или иные действия, исключая опасные контакты с реальными аналогами. Бизиборд полностью удовлетворяет любопытство малыша и в полной мере повлияет на развитие крупной и мелкой моторики, логики и мышления, усидчивости, концентрации внимания, памяти. Также он является стимулятором для достижения цели и веры в себя.

Счетный материал.

E:\КОНКУРС воспитатель года\фото детей и пособий\photo_2023-11-21_14-58-51.jpg E:\КОНКУРС воспитатель года\фото детей и пособий\photo_2023-11-21_14-58-43.jpg

Ошибочно думать, что с помощью этих подручных средств можно научить ребенка считать, и только. Их задача в умелых руках педагога – развивать детское мышление, а именно:

1. Они помогают учить цвета, складывать и изучать геометрические фигуры, конструировать замысловатые замки, решать логические задачи. Поэтому счетные материалы могут стать прекрасным учебным пособием при организации занятий.

2. С помощью этих простых и многофункциональных пособии можно изучать порядок чисел и их состав, понятия «короче-длиннее», «больше-меньше», «выше-ниже».

3. наряду с мелкой моторикой игры и занятия с этими счетными материалами помогают развивать у дошкольника: интеллект, самостоятельность, воображение и творческое мышление; внимание, интерес к исследованиям и познанию, активность, волю к победе, целеустремленность, настойчивость, способность к планированию, контролю и оценке собственной деятельности;

Сортеры.

Сортер – одна из самых популярных развивающих игрушек для детей. Он состоит из основы с отверстиями, и фигурами. Ребенку нужно подобрать фигуры, подходящие к отверстиям по какому-либо принципу – форма, цвет или размер.

Сортеры, очень полезны для развития малышей и можно использовать с 6 месяцев. В легкой игровой форме ребенок изучает цвета и формы, улучшается зрительная память, мелкая моторика, расширяется словарный запас. Кроме того, тренируется логическое мышление, формируются навыки сравнения и анализа предметов и цветов, развивается память, усидчивость и внимание.

Танграмм.

Танграм – довольно популярная головоломка, способная увлечь не только малыша, но и взрослого. Тангам поможет тренировать у ребенка усидчивость. Ведь, чтобы собрать фигурки, нужно потратить определенное время. Ребенок концентрируется, внимательно рассматривает готовое изображение и начинает понимать, как же создать из этих разбросанных частей целое. Это уже помогает развивать логическое мышление. Также ребенок осознает, что действовать нужно по существующим правилам. То есть, чтобы получить картинку, ему надо использовать все фигурки (ни одна не должна остаться в стороне).

А уже потом ребенок подключает фантазию, создает в своей голове образ, и стремится повторить его из имеющихся элементов.

И самое интересное, незначительное  количество деталей можно собрать массу одинаковых, но разных персонажей или предметов. Например, получится сложить много кошек, которые будут отличаться друг от друга.

Из семи элементов можно собрать несколько тысяч разных фигур. Это огромное поле для фантазии ребенка.

Спирограф.

 Спирографы бывают разной формы и размера, соответственно и вкладыши в них могут быть не только круглыми, но квадратными, овальными, в форме животных, геометрических фигур, цифр, поэтому интерес к работе со спирографом не исчезает у детей длительный период времени. Благодаря спирографу  у детей получаются разнообразные формы, которые в свою очередь можно нарисовать разными цветами, а это путь к развитию воображения, зрительно – моторной координации  и подготовка руки ребенка к письму, так как многие детали узора напоминают фрагменты букв: овал, завитки, крючки, палочки, волны. Дети получают массу положительных эмоций, осознавая, какие необыкновенные фигуры они могут создавать.

Лесная мастерская.

Польза занятий с песком:
развитие мелкой моторики, развитие ловкости и координации
улучшение концентрации, развитие творческих способностей
Насыпьте песок в поддон, выберите карточку и поставьте её вертикально. Задача ребенка - повторить изображение с карточки на песке. Сначала ребенок  может делать это пальчиками, а потом палочкой.

Занятия способствуют формированию первых навыков письма, а также благоприятно влияют на развитие речи.

Что-то лишнее.

Игры и задачи такого типа развивают внимание, логику и воображение. Ребенок учится мыслить, анализировать и делать выводы, пополняет словарный запас и расширяет кругозор.

Звуки раннего онтогенеза.

Помогает в работе с неговорящими детьми для звукоподражания, а также используется для  диагностики: как корова мычит м-м-м, шина спущена-ффффф.

Зашумленные лупы.

E:\КОНКУРС воспитатель года\фото детей и пособий\photo_2023-11-21_14-57-59.jpg

Это волшебное путешествие для развития воображения и интеллектуальных игр.
Идеальное руководство для творческих развивающих занятий с детьми, "Зашумленные лупы", предлагает захватывающие упражнения, способствующие развитию уникальных навыков и способностей у детей.

Некоторые из вариантов игр:

  • "Поиск загадочного": Спрячьте за лупой таинственную картинку, и пусть дети разгадают, кто или что скрыто под лупой.
  • "Три в одном": Используйте три лупы, каждая из которых скрывает свою картинку. Дети должны угадать, за какой лупой спрятан определенный персонаж или предмет.
  • "Спасти Королевство кривых линий": В этой увлекательной сказке злой колдун запер персонажей за лупами. Дети должны их освободить, отгадав, кто скрывается за каждой лупой, и произнести волшебные слова, чтобы призвать их обратно.

Нейрожесты.

Выкладываем любой комплекс артикуляционной гимнастики, под каждым упражнением жест. Ребенку нужно выполнить одновременно упражнение языком и удерживать рукой указанный жест. На первоначальных этапах это жесты для правой руки, затем для левой, далее чередуем.

Упражнения с деревянными жестами в игровой форме развивают мелкую моторику, тактильное восприятие, логическое мышление и концентрацию.

Необычное пособие незаменимо для дошкольников:

- формирует пространственные представления и карту тела;

- подготавливает руку к письму;

- развивает кистевой праксис и переключение пальчиков;

- синхронизирует работу полушарий мозга;

- развивает когнитивные навыки;

- активизирует зоны мозга, отвечающие за успешное обучение.

Логоритмическая парковка.

Улучшает артикуляционную моторику, развивает внимание,
помогает автоматизировать звуки, улучшает пространственное восприятие,
развивает фонематический слух, выравнивает психоэмоциональное состояние, тренирует память, дополняет сенсорное развитие.
Как работает
Выкладывание предметов в определённой последовательности и дополнение действий:
— простукиванием,
— прохлопыванием,
— проговариванием,
— пропеванием.

Слоговые домики.

Научиться определять позицию звука в слове, делить слова на слоги, изучение  притяжательные местоимения моя, моё, мои, мой.

В процессе игры у ребенка развивается: моторикалогикакругозорвоображениевниманиепамять, речь   мышление и усидчивость

Фигуры для автоматизации звуков.

Логопедическое пособие учитывает введение звука в речь ребенка, поэтому звуки в названии фигур находится в разных местах:

При постановке и автоматизации звука важно заинтересовать ребенка и удерживать его внимание, набор повышает мотивацию ребенка на занятии! 
 

Многообразие упражнений с деревянными  фигурками позволяет использовать их не только как речевое пособие, но и проводить дополнительные занятия для общей подготовке к школе, для развития памяти, внимания, мышления.
 
Варианты дополнительного использования:

  •   Игра на ассоциации, развитие мелкой моторики,  рисование по контуру,

сортировка по заданному признаку,  развитие образного мышления.

 игры загадки, составление предложения или рассказа по ключевым персонажам.

Таким образом, использование деревянных пособии, мотивирует и повышает интерес детей к занятиям, предотвращает утомление, развивает познавательную активность, положительные эмоции, повышает эффективность работы в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа сопровождения учителем-дефектологом детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями развития (ТНР и ЗПР) на 2017-2018 учебный год.

В наш время инклюзии постоянно приходится искать новые возможности для обучения и воспитания детей с ОВЗ.Данная программа поможет учителям-дефектологам составить свои календарно-тематические планы,ори...

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов и родителей «Использование авторских пособий из фетра в работе учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ»

Использование данного пособия развивает активацию когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти), способствует развитию усидчивости, мелкой моторики, зрительного внимания, мышления и п...

Использование многофункционального дидактического пособия в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Многофункциональные развивающие книжки "Лесные жители", "Деревенька" предназначены для занятий по развитию речи в качестве учебно-познавательного материала ....

дидактическое пособие Лэпбук коррекционно-развивающей направленности «Мир эмоций»

Обобщение представлений и систематизация знаний об основных эмоциональных состояниях у детей старшего дошкольного возраста. ...

«Использование пособия «Shoeboks Tasks» в работе учителя – дефектолога»

Shoebox – это система обучения для сортировки, сопоставления, сборки, предназначенная для подготовки детей с аутизмом и умственной отсталостью для обучения основным навыкам. Подходит для детей, ...

Дидактическое пособие в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ раннего возраста.

   Актуальной проблемой педагогики на сегодняшний день является постоянный рост числа детей с нарушениями в развитии, и важным является как можно более раннее начало работы с детьми п...