Дидактическое пособие для воспитателей, учителей-логопедов, учителей – дефектологов, родителей «Домик для звуков»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Булдыкова Елена Николаевна

Данное пособие можно применять для индивидуальной, групповой работы, а так же дома с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 202 «Город Чудес» города Чебоксары Чувашской Республики

Дидактическое пособие

для воспитателей, учителей-логопедов,

учителей – дефектологов, родителей

«Домик для звуков»

C:\Users\aleks\Downloads\IMG_20250408_205201.jpg

Разработано:

учителем-логопедом

МАДОУ «Детский сад № 202

«Город Чудес» г. Чебоксары

Булдыковой Е. Н.

2025 г.

Актуальность

Развитие навыков звукового анализа и синтеза является одной из важных задач речевого развития старших дошкольников, так как позволяет создать необходимые предпосылки для обучения детей грамоте и помогает предотвратить возможные нарушения речи. Навыки звукобуквенного анализа помогают формировать фонематический слух, правильно называть и характеризовать звуки, соотносить слово с его звуковой схемой.

Но чтобы ребенок мог проанализировать слово, его звуковой состав должен быть материализован. Сказанное слово ускользает, и выделить в нем на слух какие-то части, элементы ребенку очень трудно. Поэтому на занятиях очень удобно использовать дидактическое пособие «Домик для звуков».

Данное пособие можно применять для индивидуальной работы, групповой, а также дома с родителями. 

Цели: Развивать представления детей о процессе звукового анализа и синтеза слов. Развивать фонематический слух и внимание.

Задачи: 

– активизировать знания о звуках и буквах;

– уточнить представления о гласных и согласных звуках;

– учить дифференциации согласных по твердости — мягкости, глухости — звонкости;

– учить выделять ударный гласный звук;

– закрепить умение правильно выполнять звуковой анализ слова.

– закреплять умение делить слова на слоги и определять количество слогов в слове;

– совершенствовать психические процессы: внимание, память, мышление.

Задание:

Ребенку предлагается рассмотреть картинки в первом (верхнем) ряду.

- Посмотри на картинки. По первым звукам названия картинок отгадай слово.

Затем предлагаем составить слово из букв, выложить во втором ряду и прочитать его.

- Посчитай сколько звуков в слове? Теперь подумай, какой первый звук. Гласный или согласный? Почему? Если согласный, то твердый или мягкий? Глухой или звонкий? Если гласный, то ударный или безударный? Какой второй звук и т.д. Выложи символы характеристик звуков под буквами в третьем и четвертом ряду.

Символы характеристик звуков:

C:\Users\aleks\Downloads\IMG_20250408_210122.jpg

- Твердый согласный звук

C:\Users\aleks\Downloads\IMG_20250408_210119.jpg

- Мягкий согласный звук

C:\Users\aleks\Downloads\IMG_20250408_210115.jpg

- Гласный звук

C:\Users\aleks\Downloads\IMG_20250408_210107.jpg

- Звонкий согласный звук

C:\Users\aleks\Downloads\IMG_20250408_210041.jpg

- Глухой согласный звук

C:\Users\aleks\Downloads\IMG_20250408_210059.jpg

- Ударный гласный звук

C:\Users\aleks\Downloads\IMG_20250408_210102.jpg

- Безударный гласный звук

Примечание: особенности работы по звуковому анализу и синтезу слов с детьми дошкольного возраста. Дошкольники еще не знают правил русского языка. Можно объяснять, что не всегда мы пишем то, что слышим. При отборе слов для звукового анализа необходимо следить, чтобы все гласные и согласные звуки совпадали с буквами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол "Ребенок и мультфильмы"(воспитатель,учитель-логопед,тифлопедагог группы,родители воспитанников группы,психолог ДОУ)

Формирование активной жизненной позиции родителей по вопросам нравственного воспитания детей посредством мультипликации....

«ЗВУКОВОЙ ДОМИК» НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЯМ-ЛОГОПЕДАМ, УЧИТЕЛЯМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ВОСПИТАТЕЛЯМ ДЕТСКИХ САДОВ, РОДИТЕЛЯМ

        Наглядно-дидактическое пособие «Звуковой домик» предназначено для фронтальной, подгрупповой и индивидуальной работы с детьми 5-7 лет; направлено на развитие фонетико...

Взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда,учителя – дефектолога и воспитателя

Объяснить молодым специалистам важность совместной работы воспитателя и логопеда в развитии и коррекции  речи детей посещающих коррекционные группы....

статья "Автоматизация звуков у детей с нарушениями речи с помощью дидактического пособия «Чудо-улей: из практики учителя-логопеда ДОУ"

Процесс автоматизации звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи очень длительный, поэтому для «оживления» занятий, логопеды стараются сделать дидактические пособия красочными, удобными в ...

Картотека: Деревянные дидактические пособия в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога.

В своей работе я использую разнообразные деревянные пособия, способствующие всестороннему развитию детей, которые позволяют разнообразить рутинный процесс многократного повторения скучного речевого ма...

многофункциональные дидактические пособия в работе учителя-логопеда

Прекрасное средство обучения и развития детей с ТНР, используемое при усвоении  любого программного материала- это дидактические игры и пособия. Они дают возможность благоприятно воздействовать н...