«ЗВУКОВОЙ ДОМИК» НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЯМ-ЛОГОПЕДАМ, УЧИТЕЛЯМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ВОСПИТАТЕЛЯМ ДЕТСКИХ САДОВ, РОДИТЕЛЯМ
учебно-методическое пособие по логопедии по теме

          Наглядно-дидактическое пособие «Звуковой домик» предназначено для фронтальной, подгрупповой и индивидуальной работы с детьми 5-7 лет; направлено на развитие фонетико-фонематических представлений у дошкольников.
          Использование наглядности при формировании и коррекции фонематического анализа способствует более прочному усвоению материала. Опираясь на звуковые символы, дети учатся осознавать звук как единицу речи на наглядно-действенной основе. Схема характеристики звука помогает детям усвоить термин «звук». У детей развивается способность слышать себя и ощущать движения органов артикуляции. Таким образом, формируются устойчивые ассоциативные связи между акустическим образом звука, его артикуляционным укладом и термином.

* Иллюстрации к пособию вы можете посмотрет в фотоальбоме "Дидактичекая игра "Звуковой домик""
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

«ЗВУКОВОЙ ДОМИК»

НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ  В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЯМ-ЛОГОПЕДАМ, УЧИТЕЛЯМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ВОСПИТАТЕЛЯМ ДЕТСКИХ САДОВ, РОДИТЕЛЯМ

ЦЕЛЬ ПОСОБИЯ:

  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

ОСНОВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПОСОБИЯ:

  1. Предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений со звуками, их графическими символами, условными обозначениями гласных и согласных звуков.
  2. Сформировать у дошкольников «предпосылки к учебной деятельности» (ФГОС ДО), способствуя:
  • овладению мыслительными операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, классификацией;
  • формированию понятий о механизме образования звука и его акустических особенностях с опорой на зрительный, слуховой, тактильный анализаторы, умению выделять звук в слове;
  • овладению и использованию устной речи для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
  • развитию способности к проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
  • развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
  1. Оказать практическую помощь педагогам, родителям в освоении детьми фонетико-фонематической стороной речи.

ОПИСАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛА:

  • Звуковой домик изготовлен из листа фанеры, окрашен глянцевыми акриловыми художественными красками. На домик наклеены металлические шайбы для магнитного крепления предметных картинок с графическим изображением звуков речи (букв).
  • Цветовая гамма крыш звуковых домиков раскрашена в соответствии с общепринятыми условными обозначениями гласных и согласных звуков (гласные звуки обозначаем красным цветом, согласные твердые-

     синим цветом, согласные мягкие - зеленым цветом).

                             В соответствии с этим:

- красная крыша со скрипичным ключом – домик для гласных звуков;
- сине-зеленая крыша с колокольчиком – домик для согласных звонких    

  твердых и  мягких звуков;
- сине-зеленая крыша с наушниками – домик для согласных глухих

  твердых и  мягких звуков.

  • Набор предметных картинок с буквами (на магнитах) – (2 комплекта)
  • Набор предметных картинок для развития слухо-произносительной дифференциации звуков  по звонкости-глухости: [З]-[С], [Д]-[Т], [Б]-[П], [В]-[Ф], [Г]-[К], [Ж]-[Ш]
  • Набор предметных картинок с графическим изображением гласных, согласных твердых и мягких звуков (пособие З.Е. Агранович для настольной работы).
  • «Звуковой куб» с символами для обозначения гласных и согласных звуков:

          - красный круг (гласные звуки);
         
- синий круг с колокольчиком (согласные звонкие твёрдые звуки);
         
- синий круг без колокольчика (согласные глухие твёрдые звуки);
         
- зелёный круг с колокольчиком (согласные звонкие мягкие звуки);
         
- зелёный круг без колокольчика (согласные глухие мягкие звуки).

  • магнитная азбука;
  • фишки красного, синего, зеленого цвета (с магнитом).

                                                                 Гласные звуки поют и кричат,

                                                                 Воют и ноют, но не молчат.

                                                                 Согласные тоже молчать не хотят:

                                                                Фыркают, шепчутся и шелестят.

                                                   Но согласные всегда преодолевают преграды:

                                                   То язык, то губы, то зубы -

                                                   Не свободные какие-то звуки!

                                                   Они шумят, а поют только вместе с гласными,

                                                   Поэтому их и называют - согласными!

ИГРЫ

С «ЗВУКОВЫМ ДОМИКОМ», «ЗВУКОВЫМ КУБОМ», ПРЕДМЕТНЫМИ КАРТИНКАМИ, ГРАФИЧЕСКИМ ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЗВУКОВ РЕЧИ (БУКВАМИ).

Дидактическая игра «Поймай звук».

Цель: развитие фонематического слуха, фонематического восприятия; формирование понятия о механизме образования звука [У], его акустических особенностях с опорой на зрительный, слуховой, тактильный анализаторы;  умения выделять звук в слове. Формирование навыка мягкого голосоведения.

Содержание игры: дети рассматривают картинку и произносят любимый звук паровозика: [У-у-у!]. Педагог обращает внимание детей на положение органов артикуляции (в зеркале):

- губы вытянуты трубочкой,

- язык спокойно лежит на дне рта – «домика»,

- зубы сближены, но не сомкнуты,

- воздушная струя теплая и спокойно выходит изо рта, не встречая преграды.

Звук [У]-гласный (его можно петь),

обозначение звука – круг (фишка)

красного цвета.

          Педагог выставляет на «Звуковой домик» картинку паровозика с графическим изображением буквы У, читает двустишье:

          Буква У кричит: «Ура!».

          Руки тянет вверх она.

Дети зрительно ищут связь между звуком и буквой (Буква У похожа на уши зайца, рожки улитки, ветку дерева и т.п.). Педагог проводит знакомство с буквой без установки на запоминание. Затем дети выполняют фонетические упражнения (на плавном длительном выдохе) «Волк воет», «Поезд приближается и удаляется». В заключении педагог предлагает детям самостоятельно дать характеристику звуку [У]. 

          По аналогии проводится знакомство с другими гласными звуками русского языка.

Дидактическая игра «Летит и звенит».

Цель: развитие фонематического слуха, фонематического восприятия; формирование понятия о механизме образования звука [З], его акустических особенностях с опорой на зрительный, слуховой, тактильный анализаторы, умения выделять звук в слове.

Содержание игры: дети рассматривают картинку с изображением комара, произносят звук [З] хором и индивидуально. Педагог обращает внимание детей на артикуляцию, с подключением орального, акустического и тактильно-вибрационного контроля (в зеркале):

- губы в улыбке;

- зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;

- кончик языка упирается в нижние зубы;

- по середине языка идет сильная, холодная, плавная воздушная струя;

- голосовые связки работают.

     Звук [З] – согласный, твердый, обозначаем фишкой (кругом) синего цвета, звонкий.

     Педагог крепит на «Звуковой домик» картинку комара с графическим изображением буквы З и предлагает «нарисовать» букву пальчиками в воздухе и на столе. Педагог проводит знакомство с буквой без установки на запоминание. Затем предлагает детям самостоятельно дать характеристику звуку [З]. 

          По аналогии проводится знакомство с другими согласными звонкими звуками русского языка.

Дидактическая игра «Кто свистит?».

Цель: развитие фонематического слуха, фонематического восприятия; формирование понятия о механизме образования звука [С], его акустических особенностях с опорой на зрительный, слуховой, тактильный анализаторы, умения выделять звук в слове.

Содержание игры: дети рассматривают картинку, на которой из насоса выходит воздух [ссс..], произносят звук [С] хором и индивидуально. Педагог обращает внимание детей на артикуляцию, с подключением орального, акустического и тактильно-вибрационного контроля (в зеркале):

- губы растянуты в улыбке;

- зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;

- кончик языка упирается в нижние зубы;

- по середине языка идет сильная, холодная, плавная воздушная струя;

- голосовые  связки не работают (тактильный контроль – рука у горла).

     Звук [С] – согласный, твердый, обозначаем фишкой (кругом) синего цвета, глухой. Педагог предлагает детям вспомнить, что издает свист (воздух, выходящий из насоса; вода, льющаяся из крана; вьюга; ветер, суслики, тушканчики и т.д.).

     Педагог крепит на «Звуковой домик» картинку с графическим изображением буквы С:

Шел конь, подковами звеня,

Как буква С следы коня.  (Е.Тарлапан)

     Педагог проводит знакомство с буквой без установки на запоминание. Затем предлагает детям самостоятельно дать характеристику звуку [С]. 

          По аналогии проводится знакомство с другими согласными глухими звуками русского языка.

Игра «Слушай, не зевай, звуки (слоги) повторяй!»

Цель: Развитие фонематического слуха, умения различать парные звонкие – глухие согласные на слух и в произношении.

Вариант 1. Произнеси с рукой на горле

- изолированные звуки [Б]-[П], [В]-[Ф], [Г]-[К], [Д]-[Т], [Ж]-[Ш], [З]-[С];

- найди место звука в «Звуковом домике», опираясь на условные обозначения согласных звонких и глухих;

- произнеси слоговые ряды: ба-ба-ба – па-па-па;     бу-бу-бу   – пу-пу-пу;

                                                бо-бо-бо – по-по-по;    бы-бы-бы – пы-пы-пы.

(То же с другими парами звонких-глухих согласных [В]-[Ф], [Г]-[К], [Д]-[Т], [Ж]-[Ш], [З]-[С]).

- произнеси слова:

пас - бас                         колос – голос                      вата – фата

жутко – шутка               доля – Толя                        сайка – зайка

Вариант 2. Воспроизведи слоговые ряды по памяти (отраженно за взрослым):

а)   га-го-гу-гы            ка-ко-ку-кы             го-гу-гы-га         ко-ку-кы-ка

      гу-гы-га-го            ку-кы-ка-ко             гы-га-го-гу         кы-ка-ко-ку

То же с пятью  парами звонки х -глухих согласных.

б)   ву-ву-фу               ву-фу-фу                  ву-фу-ву             ву-фу-фу-ву

      фу-ву-ву               фу-фу-ву                  фу-ву-фу            фу-ву-фу-фу      

То же с гласными [а], [о], [у], [ы] и с каждой парой звонких - глухих согласных.

Игра «Подбери картинки»

Цель: Развитие фонематического восприятия, умения давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [Т]-[Д], различать звонкие – глухие согласные в начале слова перед гласными.

Вариант 1.        

Содержание игры: Взрослый выкладывает на столе цветные предметные картинки (с магнитами с обратной стороны) на парные звонкие – глухие согласные [Д]-[Т]. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, выделяет первый согласный звук, отчетливо произносит его повторно с рукой на горле, определяет, звонкий он или глухой. Затем помещает картинку в «Звуковой домик». Если согласный звук звонкий - [Д], то картинка располагается в домике с сине-зеленой крышей с колокольчиком; если согласный звук глухой – [Т], то картинка крепится в домик с сине-зеленой крышей с наушниками. 

    В конце игры дети еще раз называют все картинки: сначала на звонкие согласные, которые «живут» в домике с колокольчиком, затем – на глухие согласные,  которые «живут» в домике с наушниками.

    Аналогично игра проводится с другими парными звонкими – глухими согласными [В]-[Ф], [Г]-[К], [Б]-[П], [Ж]-[Ш], [З]-[С].

Вариант 2.

Содержание игры: Ведущий раздает детям по одной картинке, предлагает выделить первый звук в ее названии и самостоятельно «поселить звук» в «Звуковой домик». Если согласный звук звонкий, то картинка располагается в домике с сине-зеленой крышей с колокольчиком; если согласный звук глухой, то картинка крепится в домик с сине-зеленой крышей с наушниками. 

      Второй вариант игры проводится в середине или конце года с детьми подготовительной к школе группы.

Игры с «Звуковым кубом».

Цель:

  • Формирование умения давать характеристику звукам речи, используя соответствующие символы; подбирать к символам звуки.
  • Развитие фонематического слуха, умения выделять звук на фоне слова, определять позицию звука в слове, придумывать слова на заданный звук.

Варианты заданий:

Задание 1.

Назвать звук в соответствии с характеристикой по условным обозначениям: -- гласный звук – обозначаем кружком красного цвета;
-
согласный звонкий твёрдый звук - обозначаем синим кругом с колокольчиком;
-
согласный глухой твёрдый звук – обозначаем синим кругом без колокольчика;         

- согласный звонкий мягкий звуки – обозначаем зелёным кругом с колокольчиком;     

- согласный глухой мягкий звук - обозначаем зелёным кругом без колокольчика.

Задание 2.

Назвать слово на заданный звук в соответствии с характеристикой его по условным обозначениям.

Задание 3.

Придумать слово с заданным звуком в соответствии с его условным обозначением, определить положение звука в слове.

Задание 4.

Найти предметы в логопедическом кабинете (групповой комнате, выбрать картинки в лото и т.п.), в которых начальный звук, соответствует характеристике условных обозначений.

Задание 5.

Показать грань с условным обозначением, которому соответствует названный педагогом звук.

Игра «Если горлышко «дрожит»,

           Значит, звонкий звук бежит!»

Цель: развитие слухового внимания, умения  давать развёрнутую характеристику звуку [Ж], развивать звуко-слоговые представления ребенка.
Содержание игры: Взрослый кладет на стол предметную картинку с символом звука [Ж] (пособие З.Е. Агранович) и сообщает о том, что в гости  летит весёлый жук и поёт песенку: «Ж-ж-ж». Логопед предлагает повторить звук [Ж-ж-ж-ж..]  

Педагог обращает внимание детей на артикуляцию, с подключением орального, акустического и тактильно-вибрационного контроля (в зеркале):

- губы вытянуты бубликом, рупором; 

- кончик языка поднят за верхние зубы;

- боковые края языка прижаты к верхним

  коренным зубам, 

- посередине языка идёт сильная плавная

  воздушная струя,
-
горлышко «дрожит», вибрирует: 

  Если горлышко дрожит,
 
Значит, звонкий звук бежит.
- Звук [Ж] – согласный, всегда твёрдый, звонкий. Обозначать звук [Ж] будем фишкой синего цвета с колокольчиком. 

Взрослый предлагает детям:

  • повторить характеристику звука;
  • найти грань кубика с нужным символом и показать его;
  • подобрать картинку на заданный звук и поместить его в «Звуковой домик»;

Таким образом, можно характеризовать любой согласный звонкий звук по мере изучения.


Игра «Звучит или молчит?»

Цель: Формирование умения  давать развёрнутую характеристику звукам речи, дифференцировать звуки, в зависимости от их характеристик, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко - слоговые представления ребенка.
Содержание игры: Взрослый раскладывает на столе картинки с символами звуков речи (З. Е. Агранович), оппозиционных по глухости – звонкости (например [Ж]-[Ш]) и предлагает ребёнку подобрать кубик-символ звука.

 

Ребёнок даёт развернутую характеристику звукам, опираясь, на акустико-артикуляционный образ звука и выбирает нужную картинку. Пример: звук [Ж] - согласный, всегда твёрдый, звонкий; обозначаем фишкой синего цвета с колокольчиком. Звук [Ш] - согласный, всегда твёрдый, глухой; обозначаем фишкой синего цвета без колокольчика. Педагог предлагает ребенку «поселить» звуки [Ш], [Ж] в «Звуковой домик».

 Аналогично игра проводится с другими парными звонкими – глухими согласными [В]-[Ф], [Г]-[К], [Б]-[П], [Ж]-[Ш], [З]-[С].

Игра «Найди пару»

Цель: Развитие фонематического представления, умения дифференцировать звуки [П]-[Пь] на слух и в произношении.
Содержание игры: Взрослый раскладывает на столе картинки с символами звуков речи, оппозиционных по мягкости – твёрдости (например: [П]-[Пь]), и предлагает ребёнку подобрать куб-символ звука. 

Ребёнок даёт развернутую характеристику звукам, опираясь, на акустико-артикуляционный образ звука:

- в начале губы сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха;

- горлышко «молчит». Звук [П] – согласный, твердый, глухой. Так кипит вода в самоваре: пппппп…

Ребенок  берет картинку, с изображением самовара и помещает ее в «Звуковой домик».

Следующий ребёнок  показывает перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука [Пь], опираясь, на его акустико-артикуляционный образ:

- в начале губы сомкнуты, потом сильная воздушная струя их раскрывает;

- горлышко «молчит»;

- звук [Пь] – согласный, мягкий, глухой. Так кипит вода в маленьком чайничке: пьпьпьпь…

Ребенок  берет картинку, с изображением чайничка и помещает ее в «Звуковой домик».

Аналогично проводится игра с другими оппозиционными по мягкости – твёрдости согласными звуками: [В]-[Вь], [Г]-[Гь], [Б]-[Бь], [К]-[Кь], [З]-[Зь],

[Ф]-[Фь], [Х]-[Хь], [С]-[Сь], [Д]-[Дь], [Т]-[Ть], [Р]-[Рь], [Л]-[Ль] и т.д.

Игра «Распознай звуки»

Цель: Развитие слухо-произносительной дифференциации звуков: [Г]-[К], [Гь]-[Кь] (по звонкости-глухости, твердости-мягкости), мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
Содержание игры: Взрослый раскладывает на столе  предметные картинки с оппозиционными (по глухости – звонкости, мягкости – твёрдости) согласными, предлагает ребёнку выбрать картинки и дать характеристику звукам с опорой на слуховой, зрительный, тактильный анализаторы. Затем показать «Звуковой куб» с соответствующими символами (для каждого звука).

Аналогично игра проводится с другими оппозиционными по звонкости – глухости, мягкости – твёрдости согласными звуками: [В]-[Ф], [Вь]-[Фь], [Д]-[Т], [Дь]-[Ть], [З]-[С], [Зь]-[Сь], [Б]-[П], [Бь]-[Пь].

Игра «Так ли это звучит?»

Цель: Развитие слухо-произносительной дифференциации звуков: [Б]-[П], [Бь]-[Пь] (по звонкости-глухости, твердости-мягкости), мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
Содержание игры: Взрослый раскладывает на столе  предметные картинки, предлагает ребёнку взять одну картинку, выделить первый звук в ее названии и подобрать к звуку оппозиционный звук (по звонкости-глухости, твердости-мягкости). Затем необходимо дать характеристику каждому из звуков (с опорой на оральный, акустический и тактильно-вибрационный контроль), показать «Звуковой куб» с соответствующими символами (для каждого звука).

Аналогично игра проводится с другими оппозиционными по звонкости – глухости, мягкости – твёрдости согласными звуками: [В]-[Ф], [Вь]-[Фь], [Д]-[Т], [Дь]-[Ть], [З]-[С], [Зь]-[Сь], [Г]-[К], [Кь]-[Гь].

Игра «Гость»

Цель: Развитие слухо-произносительной дифференциации звуков (по звонкости-глухости, твердости-мягкости), мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
Содержание игры: Взрослый раскладывает на столе картинки

сказочных героев, предлагает назвать его, выделить первый (последний) звук в слове, дать развёрнутую характеристику звуку (с опорой на оральный, акустический, тактильно-вибрационный контроль), «поселить» гостя (изображенного на картинке) в «Звуковой домик».

Игра «Путешествие в сказку»

Цель: Развитие слухо-произносительной дифференциации звуков (по звонкости-глухости, твердости-мягкости), мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

Вариант1.
Содержание игры: Взрослый раскладывает на столе сюжетные картинки (фрагменты из сказок), предлагает перечислить героев сказки, затем, выбрать особо понравившегося героя и назвать первый (последний) звук в слове. Дать развёрнутую характеристику звуку (с опорой на акустико-артикуляционный образ звука), найти  соответствующую звуку букву и поместить ее в «Звуковой домик».  

Вариант 2. 

Педагог предлагает детям подобрать подарки героям сказки, например: медведю – миску, малину; зайцу – зонт, звездочку; вороне – варежки, велосипед; ежу – ежевику, ель. Взрослый обращает внимание детей на то, что подарок герою должен соответствовать заданию:

- первый (последний) звук в названии подарка должен быть твердым;

- первый (последний) звук в названии подарка должен быть мягким;

- первый (последний) звук в названии подарка может начинаться как на мягкий, так и на твердый согласный звук.

      Давая характеристику звуку, ребенок находит соответствующую букву и помещает ее в «Звуковой домик».

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Агронович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних

     заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у    

     старших дошкольников. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

  1. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий 1,2,3 периодов обучения в старшей логогруппе. М.:Издательство ГНОМ, 2013.- (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).
  2. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий 1,2,3 периодов обучения в старшей логогруппе. М.:Издательство ГНОМ, 2013.- (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).
  3. Колесникова В.Е. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Издательство «Ювента», 2012.
  4. Нищева Н.В. Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», переработанная и дополненная в соответствии с ФГОС ДО.
  5. ФГОС ДО. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155.


     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимосвязь в работе учителя – логопеда и учителя начальных классов.

консультация для учителей  начальных классов...

Вебинар «Формирование у детей математических и естественно - научных представлений» (для учителей начальных классов, воспитателей дошкольных отделений и методистов)

Вебинар «Формирование  у детей математических и естественно - научных представлений» (для учителей начальных классов, воспитателей дошкольных отделений и методистов)ПРЕДМЕТ: Окружающий мир«Звери-...

Вебинар «Формирование у детей математических и естественно - научных представлений» (для учителей начальных классов, воспитателей дошкольных отделений и методистов)

Вебинар «Формирование  у детей математических и естественно - научных представлений» (для учителей начальных классов, воспитателей дошкольных отделений и методистов)ПРЕДМЕТ: Окружающий мир«Звери-...

Схема взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя детского сада

В рамках Педагогического совета МАДОУ "Детский сад №39 "Ромашка"  №1 от 11.10.2018 г. учитель-логопед познакомила присутствующих со схемой взаимодействия учителя-логопеда и воспита...

Особенности взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями детского сада

Основные задачи учителя-логопеда. Формы взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями....

Конспект НОД учителя-логопеда совместно с воспитателем в подготовительной логопедической группе (для учителей начальных классов) «До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!»

Конспект НОД учителя-логопеда совместно с воспитателем в подготовительной логопедической группе (для учителей начальных классов)«До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!»...