Открытое занятие "Мир глазами детей с нарушением зрения"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Занятие, которое позволяет почувствовать себя ребенком с нарушениями зрения. Понять с какими сложностями встречается ребенок в обычной жизни, а главное какие трудности его могут ожидать в начальной школе. Данное занятие дает теоритические и практические навыки, позволяющие скорректировать занятия для детей с нарушениями зрения, на что важно и необходимо обратить внимание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_dlya_shkol.docx485.39 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие

«Мир глазами ребенка с нарушением зрения»

Цель:

  • повышение профессионального мастерства педагогов-участников;
  • раскрытие особенностей зрительного восприятия детей с нарушением зрения.

Задачи:

  • повысить уровень профессиональной компетенции педагогов в вопросах работы с детьми, имеющих нарушение зрения;
  • познакомить участников мастер-класса с приемами снятия напряжения с глаз (зрительная гимнастика);
  • сформировать представление у педагогов о сложностях восприятия детьми с нарушением зрения в работе с неправильно подобранными материалами.

Актуальность

Зрение - самый мощный источник знаний об окружающем мире, о явлениях происходящих вокруг.

Дети с нарушением зрительной функции испытывают некоторый дискомфорт, неуверенность, раздражительность, нарушение осанки, затруднение ориентировки в пространстве, что приводит к гиподинамии и закомплексованности, поэтому глаза ребёнка заслуживают особого внимания и бережного отношения.

Ребенок с нарушением зрения приходит в первый класс, а что учитель знает о его диагнозе. Как правильно его посадить, Как подобрать правильно демонстрационный материал? И много других вопросов возникает у учителя. Все будет зависеть от диагноза у ребенка. При дальнозоркости работаем на горизонтальной поверхности, предметы должны быть ярко желтого или оранжевого цвета. Расстояние от предмета до глаз будет зависеть от остроты зрения. При миопии (близорукости) ребенок быстро утомляется, поэтому необходимо следить, чтобы он не подносил предметы близко к глазам. При работе с такими детьми необходимо использовать пособия более крупные и яркие, не стилизованные, передающие признаки реальных предметов, изображение предмета должно быть выполнено в четких контурах и без лишних деталей, которые могли бы отвлекать. Таким детям рекомендовано рисовать фломастерами. И много другой полезной информации представлено в занятии для педагогов начальных классов.

Ход занятия:

  1. Раскрытие основных моментов

Через зрение человек получает 90% информации о мире, любые проблемы с визуальным восприятием влияют на его развитие, социализацию, двигательную активность. Когда говорят про зрительные проблемы, обычно имеют в виду снижение остроты зрения. Однако особенности детей с нарушением зрения могут быть разными. Иногда ослабление зрительной функции проявляется в виде выпадения периферического или центрального поля зрения, сложностей с адаптацией глаза в условиях пониженного освещения, затрудненного восприятия цвета. От специфики проблемы зависит то, как дети с нарушением зрения воспринимают мир.

Нарушение зрительной функции может повлечь за собой проблемы в разных областях. Обычно особенности детей с нарушением зрения выглядят так:

- Снижение скорости и точности восприятия: дети с нарушением зрения воспринимают картинку фрагментами, искаженно, им бывает сложно опознать предметы, определить цвет, форму, размер и положение в пространстве;

- Плохая ориентация в пространстве и сложности координацией движения. Если пространство вокруг незнакомо, слабовидящие дети могут стать малоподвижными.

- Низкий уровень зрительно-моторной координации затрудняет освоение навыков письма и чтения (иногда дети с трудом запоминают и различают похожие буквы).

- Трудности с распознанием мимики людей, и как результат выражением собственных эмоций. Из-за этого могут возникать проблемы в общении, ребенку сложно социализироваться.

Знание учителем определенных особенностей таких детей и простое наблюдение за ними в классе могут помочь определить учеников, у которых имеются проблемы со зрением. Симптомы нарушения зрения в частности такие:

  • Косой или напряженный взгляд при попытке смотреть на доску. Такие дети часто не будут успевать завершить работу в установленный срок, поскольку им трудно увидеть написанное.
  • Частая головная боль, особенно после обеда. Большая часть работы по чтению и на доске происходят утром, поэтому после обеда дети, у которых есть проблемы со зрением, могут жаловаться на головную боль, возникшую в результате напряжения глаз.
  • Во время чтения дети, которые держат книги очень близко или очень далеко, возможно, пытаются выбрать оптимальное расстояние для того, чтобы не возникло проблем с распознаванием букв.
  • Частое потирание глаз или ощущение их утомляемости и раздражение.
  • Заметное преимущество одного глаза и тенденция натыкаться на предметы. Эти проблемы могут свидетельствовать об амблиопии - состояние, при котором четкость видения одним глазом становится ниже нормы.
  • Трудности различения цветов. Это чаще бывает у мальчиков, чем у девочек.

Итак, если вы заметили один из указанных выше симптомов, вам полезно ознакомиться со вспомогательными технологиями, которые могут облегчить процесс обучения детей с проблемами зрения.

  • Раздаточные материалы должны быть напечатаны большим, простым шрифтом на белой бумаге для максимальной контрастности. Некоторые презентации, демонстрируемые в классе, могут содержать трехмерные объекты, а не только рисунки. Продолжительность зрительной работы не должна превышать 15 минут. Используйте вербальный способ выдачи заданий, точные словесные инструкции.
  • Ученик с нарушениями зрения во время уроков должен сидеть ближе к месту выполнения задач. Привлекайте его к демонстрационным мероприятиям во время урока, чтобы он мог получить максимальный опыт от практического обучения.
  • Ученикам с повышенной чувствительностью к свету надо позволить носить головные уборы (кепки, шляпы и т.д.), которые защищают от света и бликов. Они должны сидеть подальше от окон, из которых поступает свет или отблески. Если свет отражается от глянцевых поверхностей парт, для их покрытия можно использовать скатерть. Кроме того, на уроках используйте обычную темную школьную доску, а не глянцевую белую для работы с маркерами; ограничьте все зрительные раздражители, которые могут вызывать отражение. Если ребенку необходимо больше света, для работы можно дать настольную лампу.
  • Зрительная гимнастика, не занимает много времени во время урока, помогает снять напряжения мышц глаза, и полезна детям с абсолютно здоровыми глазами.

Участники занятия превращаются в детей с нарушениями зрения и одевают специальные очки, которые позволяют видеть мир глазами детей с различными нарушениями.

  1. Двигательная активность «Куда пойдешь и что найдешь?

Педагог раскладывает игрушки в разных местах комнаты: справа ставит плюшевого мишку, слева – матрешку, перед участником машинку, позади мяч и говорит:

«Вперед пойдешь – машину найдешь,

Вправо пойдешь – мишку найдешь,

Влево пойдешь – матрешку найдешь,

Назад пойдешь – мяч найдешь.

Куда ты пойдешь, что ты там найдешь?

Игру можно усложнить, спрятав игрушку под ковер или прикрыть листком бумаги. Задание повторяется для каждого участника.

  1. Зрительная гимнастика

Участники возвращаются на свои места.

- Потрите ладошки, чтобы согреться, после чего закройте глаза ладошками и посчитайте до 15-ти.

- Рисуем в воздухе указательный пальцем круг или какой-либо другой предмет, следим за пальцем глазами.

-Необходимо двигать глаза следующим образом: вверх - налево, вверх – направо и вниз - направо, вниз – налево. Проделать это упражнение необходимо 3-4 раза.

C:\Users\Кулинич\Desktop\slide-3.jpg

4. Продуктивная деятельность

Участникам занятия предлагается задания пропечатанные разным качеством, разным размером шрифта, на разной по качеству бумаге (на чистом белом листе, хорошо пропечатанные задания с увеличенным шрифтом, либо на желтой бумаге плохо пропечатанные задания с мелким шрифтом). Участники выбирают сами, с чем им будет удобнее работать. Свой выбор обосновывают.

C:\Users\Кулинич\Desktop\Штриховки-для-подготовки-руки-к-письму-Нарисуй-линии-по-образцу-1154.jpg

Заштриховать предмету в определенном направлении

C:\Users\Кулинич\Desktop\Штриховки-для-подготовки-руки-к-письму-Нарисуй-линии-по-образцу-Перв-372.jpg

https://i2.wp.com/bebiklad.ru/wp-content/uploads/Serdechko.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение уровня сформированности зрительно-моторной координации (в системе «глаз – рука») у детей с нарушением зрения для готовности к школьному обучению.

О значении развития зрительно-моторной координации у ребенка-дошкольника для успешного обучения в школе. Практические рекомендации по этому вопросу....

Конспект открытого мероприятия для детей с нарушениями зрения "Наши любимые мамы".

Сценарий праздника ко Дню Матери для детей среднего дошкольного возраста...