ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)

В представленной статье приведена краткая характеристика недостаточного развития фонематического слуха и предоставлены примеры упражнений для его формирования у детей младшего дошкольного возраста с ОНР.

Ключевые слова: ОНР, развитие фонематического слуха, логопедические методики, упражнения для детей младшего дошкольного возраста с ОНР, развивающие речевые упражнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskogo_sluha.docx16.51 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Аннотация. В представленной статье приведена краткая характеристика недостаточного развития фонематического слуха и предоставлены примеры упражнений для его формирования у детей младшего дошкольного возраста с ОНР.

Ключевые слова: ОНР, развитие фонематического слуха, логопедические методики, упражнения для детей младшего дошкольного возраста с ОНР, развивающие речевые упражнения.

Под фонематическим слухом следует понимать систематизированный слух, при помощи которого человек различает и узнает фонемы родного языка. Фонематический слух является одним из компонентов физиологического слуха. При помощи него люди сопоставляют услышанные звуки речи с образцами, которые запечатлелись в их памяти на ранних этапах развития [1, с.65]. Большая часть ОНР относится к недостаточному развитию фонематического слуха.

Прежде чем начинать коррекционные занятия, следует провести обследование с целью выявления степени сформированной фонематического слуха у ребёнка с ОНР. Для этого разработан комплекс упражнений. Приведём в качестве примера некоторые из них:

1. Упражнения по сопоставлению двух слов сходных по звуковому составу. Ребёнку показывают картинку, на которой изображена бочка, а затем показывают картинку, на которой изображена почка. Сопоставляют картинки и чётко проговаривают названия изображений.

2. Упражнения на повторения двух слогов с различными акустическими и артикуляционными особенностями звуков: да – ра; ша – да и т.д.

3. Упражнения на сопоставление в произношении слов, которые схожи между собой по составу звуков. Например, предложить ребёнку сложить и назвать парные картинки: белка – булка; уточка – удочка и т.д. В научной литературе описываются и другие упражнения, использующиеся для определения степени сформированности фонематического слуха у детей с ОНР [1, с.66].

После того, как проведена диагностика, в зависимости от выявленных нарушений составляют программу занятий, направленных на развитие фонематического слуха. Комплекс занятий должен содержать в себе упражнения по разностороннему фонематическому развитию детей. Как правило, такой комплекс состоит из трёх ступеней:

1 ступень. Упражнения на узнавание и поиск различий слов и слогов, звучащих аналогично. В качестве примера можно привести логопедическую игру «Повтори – покажи». Главная цель упражнения – научить ребёнка точно повторять за учителем слова о сходным звуковым составом, при этом учитель значение каждого слова должен разъяснять. Ребёнку показывают картинку с соответствующим изображением и просят повторить за логопедом слова, обозначающие изображение на картинке: луг – лук; сок – сук и т.д. [2, с.207]

2 ступень содержит в себе упражнения на развитие узнавания и различения слов и слогов, на этом этапе ребёнок должен научиться запоминать и воспроизводить слоги вслед за логопедом. Например, учитель говорит два слога, а ребёнок их повторяет, пары слогов подбираются таким образом, чтобы в них содержались звуки, далёкие по акустическому звучанию: да – за; ма – па и т.д. [2, с.208]

Упражнение «Закончи предложение» развивает способность ребёнка различать слова, схожие по звуковому звучанию. Например, учитель произносит начало какого-либо предложения, а ребёнок выбирает подходящее изображение и заканчивает предложение: «Дети бросают… (палку, белку)».

Упражнение «Скажи на ушко» - учитель отчётливо говорит дважды связку из четырёх слов, а ребёнок должен назвать на ушко то слов, которое отлично от других: санки – санки – танки – санки.

3 ступень посвящена развитию контроля за произношением других людей, и выявлению отличий правильного произношения от неправильного. Упражнение «Правильно – неправильно». Учитель показывает ребёнку картинку и чётко произносит название изображённого на ней объекта. Например, «радио», затем следует объяснить ребёнку, что он будет называть это изображение и правильно, и неправильно, а ребёнок должен найти неправильное слово: радио – падио – радио. Ребёнок, обнаружив неверное слово, должен обозначить его любым удобным способом – хлопком в ладоши, поднятием сигнальной карточки и т.д. [2, с. 208]

Практика показала, что наиболее сложными для детей младшего дошкольного возраста с ОНР являются упражнения на различение и узнавание слов, сходных по звучанию, сложные по структуре слова и выявление неправильно произнесённых учителем слов. Типичные ошибки развития фонематического слуха проявляются в искажении гласных и согласных звуков, пропусков слогов, неправильно произношений слов. В особо тяжёлых случаях наблюдается полное искажение семантической оболочки слова. Все эти нарушения возможно в значительной степени корректировать, используя упражнения, указанные выше, либо приведённые в других логопедических справочниках [3, с.311].

Занятия по развитию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста с ОНР должны включать в себя наглядную практическую и игровую составляющую. Приобретение ребёнком с ОНР навыков правильного восприятия на слух слов и слогов приводит к максимально возможному развитию фонематического слуха.

Литература

1. Баранова Г. А., Тихонова Г. А. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ //Вестник ГОУ ДПО ТО" ИПК и ППРО ТО". Тульское образовательное пространство. – 2019. – №. 2. – С. 65-68. [Электронный ресурс] – URL: (дата обращения: )

2. Подова В. Б. Формирование слухоречевого внимания и памяти у младших школьников с ОНР //Вопросы педагогики. – 2020. – №. 11-1. – С. 206-210. [Электронный ресурс] – URL: (дата обращения: )

3. Черноусова А. А., Антохина В. А. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ //Вопросы педагогики. – 2020. – №. 12-1. – С. 310-313. [Электронный ресурс] – URL: (дата обращения: )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для формирования фонематического слуха у дошкольников

Правильность и чистота речи зависит от разных факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. На первоначальном этапе нужно учить детей...

Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения.

Статья по формированию фонематического слуха у дошкольников.Игры на развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза....

Опыт работы по формированию фонематического слуха у дошкольников на методическом объединении учителей-логопедов

Работа по формированию фонетических представлений и развитию фонематического слуха у дошкольников - одно из основных направлений в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения. Без ...

Игры для формирования фонематического слуха у дошкольников

Игры для формирования фонематического слуха у дошкольников. Для разных возрастных групп....

Статья. " Фонематический слух. Этапы формирования фонематического слуха"

Аннотация.      Предлагаемая логопедическая статья рассказывает о фонематическом слухе и этапах его формирования. Даёт представление о правильной организации коррекционной раб...

Формирование фонематического слуха у старших дошкольников с ОНР (консультация для родителей)

В статье дается пояснение для родителей что такое фонематический слух, причины его несформированности, предлагается практический материал для игр по развитию фонематического слуха дома....