Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения.
статья (логопедия, старшая группа) по теме

Портнова Ольга Александровна

Статья по формированию фонематического слуха у дошкольников.

Игры на развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fm_slukh.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

 

Проблема преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с речевой патологией издавна привлекает внимание специалистов различных областей научного знания. Значимость исследования фонематического фактора связана с тем, что на сегодняшний момент большая часть детской популяции имеет задержку речевого развития в звене звукоразличения, вредоносно влияющую не только на устную (импрессивную и экспрессивную), но и письменную речь.

Роль фонематического слуха для развития всей речевой функции, необходимой для овладения чтения и письма, бесспорна. Неслучайно у детей с несформированным фонетико-фонематическим восприятием возникают затруднения в овладении грамотой.

Придя в школу, они часто оказываются в числе неуспевающих. Специфичность их фонематического восприятия приводит к непрочным, поверхностным, фрагментарным знаниям и навыкам . Этот «пассивный» багаж не может обеспечить основы, на которой можно успешно строить дальнейшее обучение.

Отсутствие полноценного восприятия фонем родного языка делает невозможным правильное произношение их детьми. Кроме того, нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Это значит, что устранение тяжелых дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематических процессов.

Именно поэтому логопеды и воспитатели логопедических групп очень большое внимание уделяют коррекции произношения звуков и развитию следующих фонематических процессов: фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слов.

Такая способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. И только при наличии фонематического слуха возможно понимание смысла отдельных слов. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2 – 4 недели от момента рождения, а с 7 месяцев откликается на слово, но только на интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи. К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку. Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что служит основой совершенствования произношения. Н.Х. Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка. Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения. Тормозит формирование навыков звукового анализа, без которых в будущем полноценное чтение и письмо невозможны.

Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов во внутреннем их проговаривании». Можно отметить, что фонематическое восприятие не требует специального обучения, оно формируется в период от года до четырёх лет.

По данным Р.Е. Левиной, и др. ученых, в этот период развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи. А.Н.Гвоздев и Н.И.Красногорский отмечают, что особенностью передачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения. Но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом), а с другой – с собственным произношением. Различение этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребёнком. Правильное произношение возникает только тогда, когда оба образца совпадают.

По мнению Л.С. Цветковой, недоразвитие фонематических процессов приводит к глубокому изменению семантической структуры языка, и, прежде всего к нарушению значения и предметной отнесённости слова..В результате, по данным многих авторов, несформированность фонематического восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации детей школьного возраста, что проявляется в виде стойкой фонематической дислексии и акустической дисграфии. (Л.С. Цветкова, М.К. Шорох-Троицкая, А.В. Семенович, Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова и др.).

Признаками нарушения фонематического слуха являются: 

  • Нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков);
  • Нарушения звуковой структуры слова, которое проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных букв, слогов; вставки букв; перестановки букв, слогов);
  • Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении букв.

Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.

Основными задачами развития фонематических процессов являются следующие:

  • Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи.
  • Формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза.
  • Развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап – узнавание неречевых звуков;

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап – дифференциация слогов;

V этап – дифференциация фонем;

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Остановимся подробнее на том, как осуществляется развитие фонематического восприятия у детей на каждом из указанных этапов логопедического воздействия.

На I этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить ребёнка дифференцировать фонемы).

На протяжении II этапа дошкольников учат различать высоту, силу тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

III этап полностью построен на играх, которые способны научить ребёнка различать слова, близкие по слуховому составу (например, логопед читает слова, а ребёнок должен их выставить в названном порядке.)

На IV этапе ребёнка учат различать слоги.

На V этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать следует обязательно с дифференциации гласных звуков.

Задачей последнего VI этапа является формирование у ребёнка навыков звукового анализа.

Логопедическая работа проводится в следующей последовательности: 

1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.

2. Определение первого и последнего звука в слове, а также его места (начало, середина, конец слова).

3. Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам в слове).

При работе по данным этапам развития фонематического слуха следует использовать принцип постепенности, для лучшего усвоения детьми заданий.

На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте.

Проводя занятия с детьми в игровой форме мы тем самым вызываем интерес к учебной деятельности и добиваемся положительной динамики в коррекции фонематического недоразвития, тем самым помогая детям подготовиться к дальнейшему обучению в школе.

Игры:

«Красный – зеленый»

Детям предлагается внимательно выслушать и определить,

 в каком слове есть заданный звук.

Если в слове есть заданный звук, дети

 должны поднять зеленый кружок,

если нет – поднимают красный кружок.


«Повторите за мной»

Просим детей повторить только те имена,

 которые начинаются с заданного звука,

 например Э: Алла, Уля, Эльза, Оля, Эмиль,

Эля, Ася, Эдик, Ада, Эрик, Инна, Эльдар, Анна, Эдуард.

«Кто больше запомнит»

Педагог читает небольшой рассказ

 и просит детей внимательно слушать

и запоминать слова, содержащие заданный звук.

Побеждает тот, кто запомнит и повторит больше  слов.

«Посчитай и скажи»

В небольшом стихотворном отрывке

 нужно посчитать, сколько раз встречается

 оговоренный звук. Например:

В данном отрывке найдите звук З (не путать с З`):

В звезде найдешь ты букву З

И в золоте и в розе,

В земле, алмазе, бирюзе,

В заре, зиме, в морозе.

               

«Где звук?»

Дети определяют место заданного звука в слове

 (начало, середина или конец) и отмечают его

на полосках бумаги разделенных на три части

 яркими линиями с помощью фишек.

«Кто больше?»

Дети должны найти на картине

как можно больше предметов,

в названии которых есть заданный звук.

 За каждое названное слово дается фишка.

Выигрывает тот, у кого больше фишек.

Игру можно проводить с мячом.

«Кто внимательней?»

Педагог показывает и называет картинки,

в названии которых есть определенный звук.

 Дети должны назвать звук, который

встречается во всех этих словах,

затем вспомнить заданные слова,

 а потом придумать свои – на данный звук.

«Кто больше придумает слов?»

Педагог называет какой-нибудь звук

 и просит детей придумать слова,

в которых встречается этот звук.

 Можно усложнить задание, задавая

место этого звука  в слове

 (начало, середина, конец слова).

«Найди место для своей картинки»

 Детям даются картинки, в названии

 которые встречаются схожие звуки,

например: Ш и Ж.

 Им нужно разложить картинки на две кучки

 в зависимости от того, какой звук слышится в слове.

 Слова нужно подбирать так, чтобы

 произнесение соответствовало написанию.

 

«Подбери жильцов»

Детям предъявляются картинки

 (животные, птицы, насекомые)

 названия которых состоят из 1, 2, 3 слогов.

 С помощью отхлопывания дети определяют

 количество слогов в словах и подбирают

 для «жильцов» нужный домик (по числу окошек).

«Буква потерялась»

Дети должны определить пропущенный

 согласный звук в начале каждого слова,

 показать соответствующую букву:

Ш    Р     М     Н    Л    С

-апка, -акета, -ожницы, -амалет, -астока,

 -аска, -алат, -ужа, -укавица,

 -ука, -амокат, -арик, -камейка, -ожка,

 -ышка, -окоть, -ампочка, -кола.

«Прочти по первым буквам»

Из первых звуков в названиях каждых

 трех картинок составить односложное слово.

 Получившиеся слова записать печатными буквами.

 Например: собака, облако, молоток  - сом;

 шуба, утка, маска – шум; ножницы, осел, санки – нос.