Формирование фонематического слуха у старших дошкольников с ОНР (консультация для родителей)
консультация по логопедии (старшая группа)

Клочкова Наталия Анатольевна

В статье дается пояснение для родителей что такое фонематический слух, причины его несформированности, предлагается практический материал для игр по развитию фонематического слуха дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование фонематического слуха у старших дошкольников с ОНР (консультация для родителей)

     Природа одарила здорового человека великим даром – слухом (способностью воспринимать окружающие звуки). Каким же бывает слух? Выделяют два вида слуха – физический (неречевой) и фонематический (речевой). Фонематический слух необходим для формирования нормального звукопроизношения у ребенка, поэтому важно понимать, что это такое, как он формируется и как его можно развивать. Неречевой слух позволяет людям различать звуки, не связанные с речью: шумы, природные звуки, музыку.

Что такое фонематический слух?

    Фонематический слух («фонема» в переводе с древне-греческого означает «звук») — это способность слышать и распознавать звуки речи, понимать обращенную речь. Он тоже дается человеку с рождения и позволяет определять конкретный звук в слове, различать слова с похожими звуками в составе (мышка — мишка, роса — роза), слова с одинаковым набором звуков (урок — укор, шина — ниша). Развитие фонематического слуха начинается практически с рождения и полностью формируется к 4-5 годам. Если этого не произошло, ребенок будет произносить слова так, как слышит, а не так, как ему говорят. В школьном возрасте будут неизбежны проблемы с чтением (дислексия) и письмом (дисграфия).

     Фонематическое восприятие — это умение определять звуковой состав слова, то есть анализировать его. Например, сколько звуков, слогов в каком-либо слове, какой звук стоит в начале, в конце, в середине. Фонематическое восприятие формируется в процессе обучения в школе и является фундаментом для последующего обучения грамотному письму. Разница между фонематическим слухом и восприятием заключается в том, что фонематический слух является частью физического слуха, дается человеку от рождения, ему не нужно специально обучать, но необходимо развивать. Хороший фонематический слух позволяет воспринимать чужую речь, грамотно строить свою, четко произнося звуки. Фонематическое восприятие само по себе не разовьется, ему специально обучают. Очевидно, что, имея проблемы с фонематическим слухом, ребенок не сможет развить фонематическое восприятие.

Причины нарушения фонематического слуха:

  1. Тугоухость. Здесь прямая связь – если ребенок плохо слышит, он не может идентифицировать звук и тем более правильно его произнести. При этом в целом он может слышать обращенную к нему речь и реагировать на нее, поэтому, например, у грудничков бывает сложно заподозрить тугоухость.
  1. Синдром дефицита внимание и гиперактивности (СДВГ). Из-за особенностей функционирования центральной нервной системы дети с СДВГ крайне неусидчивы, им трудно сосредоточиться, поэтому звуки речи они улавливают частично, не вслушиваются, соответственно и воспроизводят их так, как услышали. В этом случае необходимо уделить особое внимание занятиям для развития фонематического слуха и речь постепенно нормализуется.
  1. Инфекционные заболевания, проблемы с пищеварением. Эти причины могут повлиять косвенно – слабый иммунитет, недостаток полезных веществ приводят к тому, что ребенок становится вялым, апатичным, плохо концентрирует внимание и, как следствие, может пострадать фонематический слух.
  1. Эндокринные нарушения. Избыток или недостаток гормонов чреват не только нарушениями речи, но и более серьезными проблемами вплоть до умственной отсталости.
  1. Травмы головы и заболевания, связанные с воспалением головного мозга (энцефалит, менингит).
  2. Социальная среда. Если родители мало разговаривают с ребенком, изолируют от общения со сверстниками, не читают книги вслух, то не стоит удивляться, что у него возникнут проблемы. У малыша просто не будет возможности тренировать свой речевой слух. Отрицательно может повлиять нарушение дикции у мамы, папы или другого родственника, постоянно общающегося с малышом.

 Зачем развивать фонематический слух?    Несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения, готовность к звуковому анализу слов, вызывает трудности в овладении чтением и письмом.

Развитие фонематического слуха через использование дидактических игр.

Игра «Будь внимательным!»

Задача — развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.

Если услышите заданный звук, поднимите руку (хлопните в ладоши). Например: звук [р]:

л, р, в, ж, р, ч, т, м, р, н;

ла-зы-ру-жа-ра-чу-во-ры-ту-лэ;

нос, корка, штука, крот, лютик, карандаш, жадина.

Обратите внимание, что твердые звуки произносим твердо (например: [м], [р], [с]), а мягкие звуки произносим мягко (например: [с'], [л’], [м’]), звонкие согласные (например: [р], [ж], [н] и т.

д.) оглушаются в конце слова или перед другими согласными (например:«дуб» — в конце слышим звук [п]; «ложка» — в середине пишем букву «ж», но слышим звук [ш]). Не забывайте о различии буквы и звука: в слове слышим одни звуки, а на письме обозначаем другими буквами.

Игра «Назови картинки»

Задача — учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.

Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук [ш]. Например, картинки: машина, мышь, банка, тапки, шапка и т. п.

Игра «Придумай имя»

Задача — учить подбирать слова на заданный звук.

Придумайте имя мальчику (девочке) на заданный звук. Например: [н] — Настя, Надя, Наташа; [в] —Ваня, Валера, Вася, Валя.

Игра «Назови первый звук в слове»

Задача — учить выделять первый звук в слове.

Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например: кот — [к], банка — [б].

Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в начале ([я], [е], [ё], [ю]), так как они обозначают двойные звуки, ([йа], [йэ], [йо], [йу]). При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы ребенок произносил их без призвука [э]: не «эм», не «мэ», а чистый звук [м], например в слове «мост».

Игра «Назови последний звук в слове»

Задана — учить выделять последний звук в слове.

Назовите предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом — [м], дуб — [п].

Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в конце ([я], [е], [ё], [ю]), так как они обозначают двойные звуки ([йа], [йэ], [йо], [йу]).

Игра «Отгадай слово»

Задача — учить составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинках.

Угадайте по первым звукам изображенных на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).

Игра «Добавлялки»

Задача — учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.

Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук [ш]: ...уба (шуба), ...апка (шапка), ...ар (шар); мы... (мышь), но... (нож), ду... (душ).

Игра «Определи место звука в слове»

Задача — развивать умение определять место звука в слове (начало, конец, середина).

Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, в середине или в конце слова. Например: звук [ш] в словах: мышь (в конце), шапка (в начале), машина (в середине).

Игра «Прохлопай слова»

Задача — учить делить слова на слоги.

Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например: ма-ли-на (3 слога).

Напоминаю правило русского языка: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». Для определения количества слогов можно использовать и такой прием: кулачки прижать к подбородку и произносить слово по слогам, как бы ритмизируя его. Сколько раз подбородок опустится вниз (произнося гласные), столько и слогов в слове.

Игра «Позови слово»

Задача — учить определять ударный гласный в слове и выделять его голосом.

«Позовите» слова (названия предметов, изображенных на картинках) и назовите ударный гласный звук в слове. Напоминаю, что ударный гласный произносится в слове более длительно, протяжно. Например: «ноооты» — ударный гласный [о].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха у старших дошкольников

Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы вызываем интерес к учебной...

Игры для развития фонематического слуха у старших дошкольников.

       Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово....

Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников»

    Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы вызыв...

Развитие фонематического слуха у старших дошкольников

Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы вызываем интерес к учебной...

Проект «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников через использование дидактических игр и упражнений в разных видах детской деятельности»

Проект «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников через использование дидактических игр и упражнений в разных видах детской деятельности»...

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

В представленной статье приведена краткая характеристика недостаточного развития фонематического слуха и предоставлены примеры упражнений для его формирования у детей младшего дошкольного возраста с О...

Консультация "Развитие фонематического слуха у старших дошкольников"

Развитие фонематического слуха у старших дошкольников...