Консультация для воспитателей «Современные представления о СДВГ»
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Сикорская Инна Сергеевна

Консультация для воспитателей

 

«Современные представления о СДВГ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx40.52 КБ

Предварительный просмотр:

     МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №58 «БЕЛОЧКА»

Консультация для воспитателей

«Современные представления о СДВГ»

                                                                                             

                                                                                                  Автор:

Сикорская Инна Сергеевна,

воспитатель высшей категории

                                                                  Г. МЫТИЩИ

2020г.

 

Современные представления о СДВГ

 

Консультация для воспитателей 

 

 

Классификация

 

Синдром дефицита внимания и гиперактивности характеризуется следующим образом: «группа расстройств, характеризующихся ранним началом (обычно в первые пять лет жизни), отсутствием упорства в деятельности, требующей умственной сосредоточенности, и склонностью к перескакиванию с одних дел на другие без доведения их до конца. Одновременно с этим отмечается неорганизованная, нерегулируемая и чрезмерная активность. Могут присоединяться и некоторые другие нарушения. Дети с гиперкинетическими расстройствами часто бывают отчаянными и импульсивными, подвержены несчастным случаям и дисциплинарным взысканиям вследствие необдуманных нарушений правил, прежде чем осознают свое вызывающее поведение. Их взаимоотношения со взрослыми часто социально расторможены, без обычной предусмотрительности и сдержанности. Они не пользуются любовью других детей и могут оказаться в изоляции. Недостаточность познавательных функций является распространенным явлением, и специфические задержки моторного и языкового развития несоразмерно часты. Вторичные осложнения включают диссоциальное поведение и низкую самооценку».

 

Они делятся на:

 

1) Дефицит внимания с гиперактивностью  (расстройство с дефицитом внимания и гиперактивностью или синдром дефицита внимания с гиперактивностью)

 

2) Гиперкинетическое расстройство поведения (гиперкинетическое расстройство, связанное с расстройством поведения)

 

3) Другие гиперкинетические расстройства 

 

 

Проявления СДВГ

 

Невнимательность

 

Это понятие характеризует детей, которым трудно удерживать целенаправленное внимание на чем-либо. Они могут длительное время  делать только то, чем сильно эмоционально увлечены. Удержание сознательного и целенаправленного внимания им дается  с трудом. Они могут это делать только короткое время, упускают детали и частности, быстро переключаются на что-то более интересное, забывают о поставленной цели. В итоге окружающие начинают относиться к таким детям как к безответственным и забывчивым, ухудшаются  их отношения с близкими людьми. Результатом чего может быть ухудшение у ребенка мнения и о себе, падение самооценки.

 

Проявление нарушений внимания:

 

1. Во время учебных занятий или работы часто не замечает деталей или совершает ошибки из-за невнимательности

 

2. Часто с трудом удерживает внимание в ходе деятельности

 

3. Часто не слушает других, когда те к нему обращаются

 

4.  Понимая инструкции и не пытаясь им сопротивляться, все же не может до конца выполнить задание и следовать указаниям.

 

5. Часто испытывает трудности в организации своей деятельности

 

6. Часто стремится избегать действий, требующих умственных усилий длительное время, неохотно ими занимается, отказывается от них.

 

7. Склонен часто терять предметы нужные для выполнения деятельности.

 

8. Легко отвлекается на посторонние раздражители.

 

9. В повседневных делах часто проявляет забывчивость.

 

Если родители и учителя сообщают более, как минимум о шести симптомах, то можно говорить о нарушении внимания.

 

 

 Гиперактивность

 

Проявляется в повышенной двигательной активности. Такие дети много и быстро говорят, не могут длительно сидеть, чувствуют постоянную потребность в движении, раскачиваются, «ерзают»,  шумно себя ведут.

 

Импульсивность

 

Эта особенность проявляет в себя в необдуманности слов и действий. Первая пришедшая в голову мысль может моментально реализовываться без критического осмысления. Итогом чего становятся сложность выслушивать собеседника, склонность перебивать его. Поспешность действий приводит к ошибкам. Такие дети могут совершать рискованные поступки: перебегать дорогу в неположенном месте, забираться на высокие здания и в опасные места.

 

Импульсивность и гиперактивность проявляются в следующих симптомах:

 

1. Беспокойные движения руками или ногами, ерзания на стуле.

 

2. Часто встает с места в классе или в других ситуациях, когда требуется сидеть.

 

3.Часто бегает вокруг или лазает в неподобающей ситуации.

 

4. В свободное время не может играть спокойно или тихо заниматься чем-либо.

 

5. Часто вертится или двигается так, как будто его подгоняют.

 

6. Болтлив

 

7. Не дослушивает вопросы до конца, отвечает не подумав.

 

8. Не дожидается своей очереди

 

9. Вмешивается в чужие игры и разговоры.

 

При наличии не менее 6 симптомов можно говорить о гиперактивности и импульсивности.

Это расстройство встречается  у 3-7 % детей, но общие трудности с нарушением внимания, не подпадающие под критерии диагностики, более распространены. Они встречаются у 20-50 % детей. Часто это расстройство сочетается с другими: поведенческими нарушениями, тревожными и депрессивными расстройствами. 

Сопутствующими проблемами являются снижение успеваемости, трудности в общении со сверстниками и взаимодействия  с педагогами, негативное представление о себе в сочетании с агрессивностью, неспособность проигрывать и терпеливо переносить неудачи, трудности в воспитании таких детей у родителей.

 

Также проблемой является частое сохранение проявлений этого расстройства во взрослом возрасте, что может приводить к трудностям социальной адаптации, в работе, злоупотреблению психоактивными веществами и антисоциальному поведению.

 

Условия, в которых проблемы проявляются меньше:

 

-во время игр

 

-при самостоятельной активности

 

-при структурированной деятельности

 

-при непосредственном вознаграждении

 

- в новых и интересных ситуациях

 

- при необходимости кратковременной концентрации внимания

 

- при отсутствии необходимости следования нескольким требованиям, которые предъявлялись через длительные промежутки времени

  

-при работе с яркими и разнообразными раздражителями

 

Эти условия необходимо учитывать в психолого-педагогическом сопровождении детей и подростков с СДВГ.

 

 

 

Реакции окружающих

 

Эти проблемы приводят к следующим реакциям со стороны окружения:

-обращается внимание на негативные стороны поведения ребенка, а позитивные стороны не замечаются или считаются само собой разумеющимися

 

-так как поведение таких детей не соответствует их возрасту, то они становятся часто объектами наказаний, жалоб, насмешек, отвержения и избегания

 

-их поведение воспринимается как вызывающее, оппозиционное и вызывает усиление контроля и лишение различных  благ

 

-исключительно негативная обратная связь  даже в случае адекватного поведения ребенка

 

Реакция ребенка на отношение окружающих:

 

Так как окружение реагирует негативно на поведение такого ребенка, не учитывает трудностей, которые он испытывает, начинает реагировать типично отрицательно даже несмотря на положительные изменения, то у ребенка с нарушениями внимания формируются следующие черты:

 

- аффективные нарушения (колебания настроения, приступы гнева, низкая толерантность)

 

-избегающее поведение  в отношении семейных и школьных обязанностей (отказ от выполнения действий, обесценивание и высмеивание заданий)

  

Все вышеперечисленные факторы усугубляются воздействием социальной среды, которая может быть неблагоприятной для ребенка (насилие в семье и школе, бедность, низкий культурный  и образовательный уровень, неумение поощрять положительное поведение, использование наказаний, осуждение и обвинение ребенка).

 

В итоге формируются порочный круг расстройства, в котором поведение ребенка вызывает негативную реакцию окружения, которая перерабатываясь  им еще более ухудшает поведение, повторно вызывая еще более отрицательную реакцию среды и так далее.

 

Важные следствия интегративной модели: мишени воздействия

 

-необходимо воздействовать на нарушения активности ЦНС с помощью психофармакологии. Она обычно назначается в случаях, когда есть выраженные нарушения и в кризисной ситуации. Для этого необходима консультация врач-психиатра.

 

-развитие способности подавлять и замедлять неадаптивные реакции и  активировать внимание

 

-развитие организационнных способностей через обучение использованию стратегий поведения  и типовых форм решения различных  задач

 

-обучению знаниям необходимым для организации своей деятельности, освоению норм и правил поведения, способности к саморегуляции

 

-взаимодействие с родителями и учителями с целью оборвать негативное воздействие окружающих и выработать у них более эффективные навыки реагирования на нарушения поведения

 

Особенности взаимодействия специалистов и родителей

 

Диагностика  этого расстройства осуществляется врачом-психиатром. В случае  возникновения подозрения на наличие расстройства необходимо родителям рекомендовать обратиться к врачу-психиатру. В случае отсутствия детского психиатра его функции выполняет  участковый врач-педиатр.

 

Из-за наличия стигматизации психических расстройств родители могут опасаться обращения к этому специалисту. Им необходимо разъяснить, что данное расстройство не относится к «сумасшествию», шизофрении, не подразумевает постановки «на учет», не подразумевает недобровольного лечения и госпитализации. Родители имеют право отказаться от обращения к врачу-психиатру или назначаемого им лечения. Также они имеют право не сообщать педагогам и психологам информацию о состоянии здоровья ребенка полученную от врача.

 

В случае категорического отказа от обращения к врачу-психиатру можно рекомендовать обратиться к врачу-неврологу, врачу-педиатру или врачу общей практики (семейному врачу).

 

Врач осуществляет общее наблюдение за состоянием ребенка,  диагностирует расстройство, рекомендует при необходимости медикаментозное лечение и психолого-педагогическую коррекцию, которую осуществляют педагоги , психологи и родители.

 

Очень важно в ведении таких детей тесное взаимодействие родителей, учителей, врачей и психологов, но информация от врача может передаваться  только с разрешения родителей.

 

Для предварительной диагностики может использоваться опросник Вандербильта для родителей и для педагогов,  а также опросник родительского стресса.

 

В работе с этой проблемой важно избегать двух крайностей. С одной стороны не стоит отрицать реальности этой проблемы, а с другой — не стоит воспринимать ее как повреждение головного мозга, его болезнь, которая неизбежно приводит к низкой успеваемости и антисоциальному поведению.

 

СДВГ не является «болезнью» в строгом смысле слова, как и другие психические расстройства. Это комплексная биопсихосоциальная проблема  затруднения взаимодействия ребенка, имеющего особенности развития, с  неподходящей для него окружающей средой.  Этот синдром в каждом случае имеет свои особенности  и проявления,  индивидуальные черты и основан на взаимодействии множества биологических, психологических и социальных факторов.

 

Не стоит забывать и о том, что данный синдром имеет свои положительные стороны. Такие дети часто более эмоционально открыты, искренни, честны. СДВГ может способствовать развитию таких черт, как эмоциональность, спонтанность, креативность. Если их деятельность направить в интересное им русло, то они могут увлеченно и длительно им заниматься и иметь высокую продуктивность в этой деятельности. Эти качества компенсируют присущие им особенности создающие проблемы в социальном функционировании.

 

В том, как реализуются эти особенности, многое зависит от родителей, педагогов и социального окружения,  а также от индивидуальных личностных особенностей самого ребенка.

 

Что касается отрицания наличия этой проблемы как расстройства, то это приводит к тому, что такой ребенок воспринимается как «игривый», «шаловливый» или «испорченный», «невоспитанный» и соответственно к отсутствию оказания ему помощи. Его проблемы или игнорируются, что приводит к их нарастанию, или усугубляются неэффективными и вредными методами вроде наказаний, критики и осуждения. Подобные методы особенно чреваты  негативными последствиями для детей с СДВГ.

 

Поэтому крайне важна  регулярная разъяснительная психообразовательная работа с  родителями и педагогами, направленная на устранение мифов об СДВГ:

 

 

 Миф  № 1

 

 «СДВГ не существует»

 

Часто родители аргументируют это тем, что все дети активны и невнимательны. Но активность и невнимательность детей проявляется  в разной степени. Если эти особенности не создают проблемы для ребенка и его окружения, то тогда не идет речь о расстройстве. Существует определенный континуум этих особенностей крайние проявления которого могут рассматриваться как расстройство, так как приводят к дезадаптации.

 

Миф №  2

 

«Всему виной недостаточно строгое воспитание»

 

Родительское воспитание не играет основной роли в развитии расстройства. Оно может усиливать или ослаблять его проявления. Но жесткое воспитание, особенно физические наказания, противопоказаны таким детям. Им необходим определенный контроль, но не суровые наказания, которые усугубляют проявления нарушений. К тому же обвинение родителей в том, что у ребенка есть проблемы, приводит к усилению  обычно имеющегося  у них чувства вины и также негативно сказывается на ребенке и его поведении.

 

Миф № 3

 

«Ребенок виноват сам. Он псих»

 

Хотя это расстройство и является биологически обусловленным, но оно не обязательно приводит к нарушениям поведения и  другим проявлениям социальной дезадаптации. Во многом проблемы усугубляются  окружающей средой и обстоятельствами. К тому же обвинительная позиция по отношению к ребенку только усиливает его трудности.

 

Миф № 4

 

«СДВГ лечится ноотропами и успокоительными»

 

Хотя этот миф разделяют многие врачи в странах СНГ, но согласно научным исследованиям эти лекарственные средства не являются эффективными в лечении СДВГ. Существуют другие группы препаратов, которые имеют доказательную эффективность при СДВГ. Также эффективны методы когнитивно-поведенческой терапии.

 

  

Миф № 5

 

«СДВГ — это детское расстройство»

 

На самом деле его проявления часто сохраняются во взрослом возрасте в виде невнимательности, трудностей планирования деятельности, импульсивности, склонности перебивать и не слушать собеседника и ряде других проблем.

 

Миф № 6

 

«Ребенок с СДВГ вырастет преступником и психопатом»

 

Хотя вероятность развития антисоциального поведения и повышается в связи с СДВГ, но не является предопределенной. Особенности  этого ребенка могут использоваться в социально приемлемом направлении за счет благоприятного окружения. Если же ребенок будет подвергаться изоляции, физическим наказаниям, обвинениям и насмешкам, то вероятность неблагоприятного личностного развития возрастает.

 

Миф № 7

 

«СДВГ страдают только мальчики»

 

Хотя среди мальчиков СДВГ чаще диагностируется, но это не означает, что только они им страдают. У девочек СДВГ чаще проявляется  без нарушений поведения и агрессии, а потому реже диагностируется.4

 

Наиболее эффективными методами помощи при СДВГ являются:

 

 

1) психологическое просвещение детей, родителей и педагогов об СДВГ

 

2) обучение родителей и педагогов методам поведенческой терапии

 

3) психофармакотерапия (медикаментозное лечение) в тяжелых случаях или при неэффективности поведенческой терапии

 

3) тренинг социальных навыков и когнитивно-поведенческая терапия непосредственно с детьми

 

 

 

Список использованной литературы:

 

 

 

1. Лаут Г.В., Шлоттке П.Ф. Нарушения внимания у детей: тренинг и развивающие  игры: учеб. пособие — М. : Издательский центр «Академия», 2008.- 368 с.

 

2. Романчук О.И. Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности у детей М.: Генезис, 2010. — 366 с.

 

 4. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2002 — 128 с.

 

http://www.studmed.ru/view/sirotyuk-al-sindrom-deficita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu_977491f811e.html 

 

 

 

 Шкала оценки проявлений СДВГ - родительский опросник

Родительский симптоматический опросник  проявлений СДВГ

Степень:

0 = Никогда

1 = Иногда

2 = Часто

3 = Очень Часто

Примечание:

Каждую оценку нужно рассматривать в контексте того, какое утверждение является подходящим для возраста Вашего ребенка.

Вопросы:

 0

 1

 2

 3

1. Не придает значения деталям или делает ошибки, из-за небрежности (например, в домашнем задании)

 

 

 

 

 

2. Ему трудно поддерживать внимание или уровень активности.

 

 

 

 

3. Может создаваться впечатление, что ребенок не слышит, когда обращаются непосредственно к нему

 

 

 

 

4. При выполнении заданий не руководствуется инструкциями и не завершает начатое (В силу иных причин, чем неспособность понять инструкцию или оппозиционное поведение)

 

 

 

 

5. Ему трудно организовывать свое время

 

 

 

 

6. Избегает выполнять заданий, требующих усилий

 

 

 

 

7. Часто теряет свои вещи (школьные и спортивные принадлежности и проч.)

 

 

 

 

8. Легко отвлекается на внешние стимулы (раздражители),  которые его не касаются (например, звук шагов за закрытой дверью,  шум водопровода и т.п.)

 

 

 

 

9. Проявляет забывчивость в обыденных, ежедневных делах

 

 

 

 

10. Суетлив, беспокойно двигает руками и ногами при необходимости оставаться на одном месте

 

 

 

 

11. Покидает указанное для ожидания место (в магазине, на вокзале, на улице).

 

 

 

 

12. Не выносит ожидания

 

 

 

 

13. Ему трудно играть в спокойные игры

 

 

 

 

14. Ведет себя как заведенный ("с моторчиком")

 

 

 

 

15. Слишком много разговаривает

 

 

 

 

16.Вне дома или дома ребенок дает ответы на вопросы, не дослушав их до конца

 

 

 

 

17.Ему трудно терпеливо ожидать своей очереди

 

 

 

 

18. Иногда ребенок кажется назойливым. Он постоянно вмешивается в действия и беседы других людей.

 

 

 

 

19. Пререкается со взрослыми

 

 

 

 

20. Легко раздражается и выходит из себя

 

 

 

 

21. Активно сопротивляется или отказывается подчиниться правилам или требованиям взрослых.

 

 

 

 

22. Сознательно раздражает (провоцирует) людей

 

 

 

 

23. Обвиняет других в неправильном поведении, ошибках

 

 

 

 

24. Легко раздражается

 

 

 

 

25. Сердит или обижен

 

 

 

 

26. Может быть злобным и мстительным

 

 

 

 

27. Задирает, угрожает или запугивает окружающих

 

 

 

 

28. Становится инициатором драк

 

 

 

 

29. Притворяется больным, чтобы получить поблажки или избежать обязательств

 

 

 

 

30. Прогуливает уроки

 

 

 

 

31. Проявляет жестокость по отношению к людям

 

 

 

 

32. Крадет предметы, не представляющие значительной ценности

 

 

 

 

33. Сознательно уничтожает чужое имущество

 

 

 

 

34. Угрожал или использовал оружие, которое может причинить серьезный вред (нож, огнестрельное оружие, камень и т.п.)

 

 

 

 

35. Проявляет жестокость по отношению к животным

 

 

 

 

36. Осуществлял поджоги с целью нанесения ущерба

 

 

 

 

37. Наносил ущерб имуществу других людей (дома, на работе, в машине)

 

 

 

 

38. Уходил на ночь без разрешения

 

 

 

 

39. Уходил из дома по вечерам

 

 

 

 

40. Принуждал кого-либо к сексуальным отношениям

 

 

 

 

41. Боязливый, беспокойный, озабоченный

 

 

 

 

42. Опасается всего нового (ситуаций, людей) из-за возможных ошибок.

 

 

 

 

43. Чувствует себя  недостойным, неполноценным.

 

 

 

 

44. Считает себя виновным в проблемах других людей.

 

 

 

 

45. Чувствует себя одиноким, нежеланным. Жалуется, что его никто не любит.

 

 

 

 

46. Грустит, чувствует себя несчастным, пребывает в угнетенном состоянии.

 

 

 

 

47. Застенчив, легко смущается

 

 

 

 

Ключ:

СДВГ преимущественно с дефицитом внимания –

Более 2 положительных ответов (максимальный балл) из блока вопросов 6-9

Более 3 положительных ответов (по 2 балла) из блока вопросов 6-9

СДВГ преимущественно с гиперактивностью

Более 2 положительных ответов из блока вопросов 10-18

Более 3 положительных ответов (по 2 балла) из блока вопросов 10-18

Комбинированный подтип – 3-4 положительных ответа из блоков 6-9 и 10-18

Оппозиционно-вызывающее расстройство - более 3-х положительных ответов из блока 19-26

Расстройство поведения – более 3-х положительных ответов из блока 27-40

Тревожное расстройство или депрессия  - более 3-х положительных ответов из блока 41-47

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ"

ПОДРОБНО ОПИСАНЫ РАЗНООБРАЗНЫЕ  ВИДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ...

Консультация для воспитателей "Современные дети и природа"

Консультация для воспитателей " Современные дети и природа"...

Консультация для воспитателей "Современные здоровьесберегающие технологии"

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:Приобщение детей к физической культуре; использование р...

Консультация для воспитателей "Современному ребенку - современный воспитатель!"

Воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желанием постоянно меняться...

Консультация для воспитателей " Современные представления о музыкотерапии"

Ученые давно установили, что здоровье зависит от эмоционального центра человеческого организма. Воздействовать на эмоции можно разными способами, но музыка – самое эффективное, доступное и ...