"Проблемы у детей с РАС формирования знаний о мерах измерения времени"
консультация по коррекционной педагогике

Мороз Софья Владимировна

Время – одно из важнейших измерений человеческого существования. Общие закономерности и особенности развития восприятия и представления о времени интересны и важны их актуальностью в обыденной жизни ребёнка. Временные понятия связаны с коммуникацией, обучением, возможностью планирования во времени как отдельных собственных действий и движений. Так и жизненных событий, отношением к прошлому и будущему в целом.  

Для детей с РАС характерны значительное искажение результата при отмеривании минуты и меньшая точность при восприятии коротких интервалов (дети с РАС оказываются менее точны и больше искажают отрезок времени).Прошедшее в реальности время оценивается ими как более короткий промежуток, чем он был на самом деле. Время воспринимается как движущееся ускоренно.

У аутичных детей не развиваются такие понятия, как завтра, вчера или через час. Они живут только настоящим временем. В этом и состоят особенности их искаженного психического развития. Более того, у детей с РАС воспоминания о прошлом носят исключительно избирательный характер, а будущего, даже ближайшего, в их понимании просто не существует. Такие дети не могут ждать. Стоять в очереди или ожидать чего-то для них является каторгой, которая приносит им чуть ли не физические страдания, что существенно отравляет им жизнь. Искаженное восприятие времени, характерное для детей с РАС, нуждается в немедленной коррекции, которую нужно начинать с раннего возраста. Аутичного ребенка постепенно нужно научить ждать, хорошо помнить прошлое, планировать будущее.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ У ДЕТЕЙ С РАС ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О МЕРАХ ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕМЕНИ

        Время – одно из важнейших измерений человеческого существования. Общие закономерности и особенности развития восприятия и представления о времени интересны и важны их актуальностью в обыденной жизни ребёнка. Временные понятия связаны с коммуникацией, обучением, возможностью планирования во времени как отдельных собственных действий и движений. Так и жизненных событий, отношением к прошлому и будущему в целом.  

        У детей с РАС нет реальных представлений о мерах измерения времени, их конкретной наполняемости, они имеют очень нечеткие представления о длительности отдельных видов деятельности, даже тех, которые связаны с их повседневной жизнью. Как и во всяком восприятии, основу составляет чувственное восприятие времени. Однако специального анализатора для восприятия времени не существует. Отражение времени свойственно в той или иной мере всем органам чувств, и различные свойства времени отражаются определенным комплексом анализаторов при ведущей роли одного из них.

        Для детей с РАС характерны значительное искажение результата при отмеривании минуты и меньшая точность при восприятии коротких интервалов (дети с РАС оказываются менее точны и больше искажают отрезок времени).Прошедшее в реальности время оценивается ими как более короткий промежуток, чем он был на самом деле. Время воспринимается как движущееся ускоренно.

        При аутизме существуют нарушения краткосрочной памяти. Из-за этого детям с РАС может быть сложно припомнить недавние события. Из-за  дефицита краткосрочной памяти сложно «ощутить» временной интервал. Чувство времени опирается на краткосрочную память, навыки планирования и выполнение нескольких задач одновременно – каждая из этих областей нарушена при аутизме. Кроме того, часто встречающийся при аутизме дефицит внимания также мешает воспринимать время.

        Неспособность воспринимать течение времени может говорить о типичных для аутизма когнитивных нарушениях, таких как: коммуникативных проблемах, которые приводят к «временной задержке» в восприятии речи – из-за этого человек воспринимает устные слова и жесты не синхронно.

        У аутичных детей не развиваются такие понятия, как завтра, вчера или через час. Они живут только настоящим временем. В этом и состоят особенности их искаженного психического развития. Более того, у детей с РАС воспоминания о прошлом носят исключительно избирательный характер, а будущего, даже ближайшего, в их понимании просто не существует. Такие дети не могут ждать. Стоять в очереди или ожидать чего-то для них является каторгой, которая приносит им чуть ли не физические страдания, что существенно отравляет им жизнь. Искаженное восприятие времени, характерное для детей с РАС, нуждается в немедленной коррекции, которую нужно начинать с раннего возраста. Аутичного ребенка постепенно нужно научить ждать, хорошо помнить прошлое, планировать будущее.

Визуальные инструменты, отмечающие течение времени и последовательность задач

1) Песочные часы.  Эти часы вы можете использовать каждый раз, когда речь идет о коротких задачах или если ребенку нужно подождать «1 минуту».

2) Приложения с визуальными таймерами в телефоне. Существует множество таймеров для мобильных телефонов, включая приложение, имитирующее «Time Timer».

3) Визуальные расписания. Визуальные расписания отлично показывают течение времени в течение дня. Составляйте расписания на день, где картинки, обозначающие задачи и события в течение дня прикрепляются к расписанию «липучкой». Когда событие или задача завершились, снимите соответствующую картинку с расписания и поместите ее в конверт «сделано». Это покажет ребенку наглядно, что время вышло и задача закончена. Расписания также показывают ребенку, что произойдет в дальнейшем, а это, в свою очередь, уменьшает тревожность и делает окружающий мир более предсказуемым.

4) Корзинки «сделано». Когда та или иная задача выполнена, то ребенок кладет результаты работы или символический предмет или картинку в корзинку или коробку «сделано». Это позволяет ребенку лучше представлять, как его действия соотносятся с течением времени.

5) Календари. Календари – это прекрасный способ учить ребенка смене дней, недель и месяцев.

7) Электронные часы. 

Чему нужно учить, когда вы учите ребенка с РАС концепции времени

  1. Обучение словам, определяющим границы времени – сначала, потом, затем, позже, после того как.
  2. Обучение таким словам как вчера, сегодня и завтра для конкретных событий и периодов времени.
  3. Обучение понятиям прошлое, настоящее и будущее для понимания более сложных концепций времени.
  4. Обучение последовательности дней и месяцев.
  5. Обучение численным обозначениям для месяцев. Например, декабрь – это месяц 12. Февраль – месяц 2. Даты очень часто записываются цифрами в документах, поэтому это важно знать.
  6. Обучение разному численному обозначению времени, например, что 5 вечера и 17.00 – это одно и то же.
  7. Обучение тому, как самостоятельно отсчитывать секунды. Это также полезно при ожидании и для успокоения.
  8. Тренируйтесь в том, чтобы засекать время для разных задач. Например, сколько времени нужно чтобы развесить белье. Сколько времени нужно, чтобы сделать бутерброд. Сколько времени нужно, чтобы спеть любимую песенку ребенка. Это постепенно поможет ребенку лучше планировать свое время.
  9. Устанавливайте звонки будильника и другие напоминания о том, что нужно сделать в определенное время. Учите ребенка обращать на них внимание и следовать этим подсказкам.
  10. Играйте в игру на управление временем. Пусть ребенок попытается угадать, сколько времени он будет выполнять ту или иную задачу, а затем засеките время, чтобы определить, получилось у него угадать или нет.
  11. Начинайте включать время в свои инструкции и визуальные расписания ребенка. Например, «принять ванну» в 20.00, за двадцать минут до этого можно сказать «ванна через 20 минут». После этого вы можете установить «Time Timer» на 20 минут, чтобы показать ребенку, как проходит это время.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аппе, Ф. Введение в психологическую теорию аутизма / Ф. Аппе. — М.: Теревинф, 2006. — 216 с.
  2. Бондарь, Т.А. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально - волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе / Т.А. Бондарь, И.Ю. Захарова, И.С. Константинова, М.А. Посицельская, М.В. Яремчук. — М.: Теревинф, 2011. — 280 с.
  3. Выготский Л. С. История развития высших психических функций //Психологическая наука и образование. – 1996. – Т. 1. – №. 2.
  4. Выготский Л. Основные проблемы современной дефектологии. – Litres, 2022.
  5. Перова М. Н., Яковлева И. М. Основные тенденции развития современной системы дефектологического образования //Дефектология. – 2007. – №. 4.
  6. Шепелева Е. А. и др. Взаимосвязь знаний детей о времени и сформированности универсальных учебных действий в цифровой среде //Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2022). – 2022.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОБЛЕМЫ У ДЕТЕЙ С РАС ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О МЕРАХ ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕМЕНИ Подготовил: Учитель – дефектолог МБДОУ д/с №72 «Мозаика» Мороз Софья Владимировна г . Белгород, 2023 г.

Слайд 2

У детей с РАС нет реальных представлений о мерах измерения времени, их конкретной наполняемости, они имеют очень нечеткие представления о длительности отдельных видов деятельности, даже тех, которые связаны с их повседневной жизнью . Прошедшее в реальности время оценивается ими как более короткий промежуток, чем он был на самом деле. Время воспринимается как движущееся ускоренно . У аутичных детей не развиваются такие понятия, как завтра , вчера или через час . Они живут только настоящим временем. В этом и состоят особенности их искаженного психического развития. Более того, у детей с РАС воспоминания о прошлом носят исключительно избирательный характер, а будущего, даже ближайшего, в их понимании просто не существует. Такие дети не могут ждать.

Слайд 3

Визуальные инструменты, отмечающие течение времени и последовательность задач

Слайд 4

1.Песочные часы. Эти часы вы можете использовать каждый раз, когда речь идет о коротких задачах или если ребенку нужно подождать «1 минуту».

Слайд 5

2. Приложения с визуальными таймерами в телефоне. Существует множество таймеров для мобильных телефонов, включая приложение, имитирующее « Time Timer ».

Слайд 6

3. Визуальные расписания. Составляйте расписания на день, где картинки, обозначающие задачи и события в течение дня прикрепляются к расписанию «липучкой». Когда событие или задача завершились, снимите соответствующую картинку с расписания и поместите ее в конверт «сделано». Это покажет ребенку наглядно, что время вышло и задача закончена. Расписания также показывают ребенку, что произойдет в дальнейшем, а это, в свою очередь, уменьшает тревожность и делает окружающий мир более предсказуемым.

Слайд 7

4. Корзинки «сделано». Когда та или иная задача выполнена, то ребенок кладет результаты работы или символический предмет или картинку в корзинку или коробку «сделано». Это позволяет ребенку лучше представлять, как его действия соотносятся с течением времени.

Слайд 8

5. Календари. Календари – это прекрасный способ учить ребенка смене дней, недель и месяцев.

Слайд 9

6. Электронные часы.

Слайд 10

Чему нужно учить, когда вы учите ребенка с РАС концепции времени

Слайд 11

1. Обучение словам, определяющим границы времени – сначала, потом, затем, позже, после того как. 2. Обучение таким словам как вчера , сегодня и завтра для конкретных событий и периодов времени. 3. Обучение понятиям прошлое , настоящее и будущее для понимания более сложных концепций времени. 4. Обучение последовательности дней и месяцев.

Слайд 12

Обучение численным обозначениям для месяцев. Например , декабрь – это месяц 12. Февраль – месяц 2. Даты очень часто записываются цифрами в документах, поэтому это важно знать. Обучение разному численному обозначению времени. Н апример , что 5 вечера и 17.00 – это одно и то же. Обучение тому, как самостоятельно отсчитывать секунды. Это также полезно при ожидании и для успокоения. Тренируйтесь в том, чтобы засекать время для разных задач. Например , сколько времени нужно чтобы развесить белье. Сколько времени нужно, чтобы сделать бутерброд. Сколько времени нужно, чтобы спеть любимую песенку ребенка. Это постепенно поможет ребенку лучше планировать свое время.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Измерение времени. Час. Минута. Секунда.»

Занятие разработано в форме сказки с основной сюжетной линией:сказочной героиней «Королевой времени», которая формирует и расширяет представление детей о частях суток с их характерными особеннос...

Способы формирования представлений об общепринятых мерах измерения детей подготовительной к школе группе

В статье рассматривается проблема формирования  представлений об общепринятых мерах измерения детей подготовительной к школе группе, а также способы формирования данных измерений....

Слайд-презентация по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе "Старинные меры измерения"

Данная презентация поможет воспитателям и родителям познакомить детей со старинными мерами измерениями спомошью сказок....

Формирование понятий "Мера", "Измерение" у детей старшего дошкольного возраста. Проект "38 попугаев".

Формирование понятий "Мера", "Измерение" у детей старшего дошкольного возраста....

Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста "Измерение времени"

Интерактивная игра для развития логического мышления дошкольников...