"Дидактические игры по лексическим темам в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)

Апарина Татьяна Викторовна

Данные игры используются с детьми  с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры по лексическим темам в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время в условиях обновления дошкольного образования усиливается его гуманистическая направленность в целях развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Процесс интеграции этих воспитанников в социальные институты, инклюзивное обучение в массовой школе актуализируют и обостряют необходимость создания для воспитанников с нарушениями в развитии максимально возможных условий для коррекции и адаптации.

У ребенка с ограниченными возможностями здоровья помимо нарушений всех компонентов речевой системы — фонетики, лексики, грамматики, связной речи — прослеживается и недостаточная сформированность психических процессов — памяти, внимания, восприятия, логического мышления. Таким детям очень трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать предлагаемый учебный материал. Как же педагогу удержать интерес ребенка, сконцентрировать его внимание, обеспечивая при этом коррекционную работу и всестороннее развитие? Для этого существует много методов и приемов. Один из них — дидактическая игра. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий об окружающем мире» – слова педагога В.А.Сухомлинского.

Если рассмотреть игру в разрезе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к реализации образовательных областей, то можно заметить, что она – игра соответствует каждой образовательной области: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное, «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Действительно, в игре ребенок развивается физически, у него воспитывается сообразительность, трудолюбие, инициатива. С помощью игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни. Учитывая, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, то в детском саду игру можно использовать в образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей.

Из опыта работы в группе компенсирующей направленности я поняла, что для детей с ограниченными возможностями здоровья игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития и коррекции речи. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

В игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становится ребенок, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование его поведения, взаимоотношений с другими детьми, на воспитание активной позиции.

Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и разном месте. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшими в гости приятелями, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе детского сада. Любят они играть и со взрослыми.

Я предлагаю вам педагоги поиграть вместе с ними в дидактические игры.

Цель этих игр: развитие внимания, памяти, логического мышления, формирование связной и грамматической сторон речи, развитие коммуникационных способностей.

Кроме этого игры помогут:

– снять усталость и напряжение;

– внести эмоциональный заряд;

– совершенствовать общую моторику;

– вырабатывать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Поверьте, что играть в эти игры детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместе со взрослым делает её полезной и желанной.

Предлагаю вашему вниманию разработанные игры, которые мы используем уже многие годы при работе с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии. Игры, представленные в пособии, способствуют улучшению речи, мыслительных операций, памяти, произвольного внимания. Поскольку все игры самостоятельны и имеют свои учебные задачи, их можно включать в любое занятие и постоянно пополнять. Ценность этих дидактических игр заключается в том, что они могут использоваться и в кабинете логопеда, и в работе воспитателей, и в самостоятельной деятельности детей старшей и подготовительной к школе групп. Таким образом, игры сделают содержательнее не только процесс обучения, но и досуг старших дошкольников.

В частности, работая по лексическим темам «Сад», «Огород», сталкиваемся с тем, что дети не имеют представления о том, как растут или даже выглядят некоторые деревья, овощи, ягоды или цветы. Все эти дары природы родители приносят из магазина. А потому мы не раз сталкивались с забавными убеждениями детей о существовании морковных или свекольных деревьев. Поэтому необходимо постоянно обогащать знания детей об овощных, ягодных и цветочных культурах.

И сейчас хочу предложить вашему вниманию несколько игр по лексическим темам «Сад. Огород», которые не только повышают уровень познавательной сферы ребенка, но и обогащают словарь, позволяют отрабатывать грамматические категории, развивают связную речь.

Для повышения интереса детей, игры не только ярко, красочно оформлены, но и объединены сюжетом с введением любимых детьми мультипликационных героев — Маши и медведя.

Есть у Маши огород,

Там морковка растет,

И капуста, и лучок,

И пузатый кабачок!

И первая игра называется «Четвертый лишний».

Задачи:

  • Учить находить признаки сходства и различия.
  • Закрепить названия садовых инструментов.
  • Развивать умение рассуждать, делать выводы.

Для работы в саду и огороде нужны различные инструменты и материалы. Давайте посмотрим, что собрал Мишка. Какой инструмент лишний и почему? А все ли правильно собрала Маша?

Игра «Где растет?»

Задачи:

  • Формировать представления детей о месте произрастания овощей (в земле, на земле, на кустике).
  • Закрепить название овощей.
  • Отрабатывать употребление предлогов на, в, над.

Давайте поможем Машеньке разобраться: где растут разные овощи (в земле, на земле, над землей или на кустике).

Называем овощи по порядку, а дети отвечают, где растет тот или иной овощ.

Игра «Вершки — корешки»

Задачи:

  • Учить группировать овощи по способу употребления в пищу.
  • Формировать умение грамматически правильно строить предложения.

Маша собирает овощи, у которых мы едим вершки, а Миша те овощи, у которых мы употребляем корешки.

Называем овощи по порядку, а дети отвечают, кому мы его отдаем.

Игра «Собери ягоды»

Задачи:

  • Учить группировать ягоды по месту произрастания (лес-сад);
  • Формировать умение грамматически правильно строить предложения.

Мишка любит лесные ягоды, а Маша – садовые.

Называем ягоды по порядку, а дети отвечают, кому мы их отдаем.

В подобранных мною дидактических играх активно обогащается и развивается словарь дошкольника с ограниченными возможностями здоровья, формируется правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира;

- систематизируются и углубляются знания о людях разных профессий и национальностей, представления о трудовой деятельности;

- игра помогает детям приспособиться к окружающему миру, сформировать потребность ребенка воздействовать на мир, стать «хозяином» своей деятельности.

Составляя дидактические игры, я руководствовалась несколькими принципами:

–игра должна нести знания, хотя и элементарные, доступные ребёнку дошкольного возраста;

-многофункциональной – использоваться в организованной и самостоятельной деятельности детей.

Согласитесь, это так приятно обучаться, веселясь, играя вместе со взрослыми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в условиях ДОУ».

Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми д...

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

Использование дидактического пособия «Волшебный фетр» в коррекционно – развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Дидактическое пособие «Волшебный фетр», в которое входят игрушки, развивающие книжки, разрезные картинки, дидактические игры, цифры, пальчиковый театр, выполнено  из мягко...

Использование многофункционального дидактического пособия в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Многофункциональные развивающие книжки "Лесные жители", "Деревенька" предназначены для занятий по развитию речи в качестве учебно-познавательного материала ....

Консультация для воспитателей. Тема: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Сюжетно-ролевая игра является одной из форм детской игровой деятельности. Дети с ОВЗ в силу своих особенностей требуют значительно большего участия взрослых в игровой деятельности, чем нормально разви...