Индивидуальные логопедические упражнения
картотека по логопедии

Лемтюгова Татьяна Ивановна

Целью упражнений является развитие артикуляционной моторики, формирование правильных артикуляционных укладов; формирование произносительных навыков (в зависимости от этапа работы над звуком); развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа; совершенствование лексико - грамматических конструкций; развитие неречевых психических процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_s_uch-logopedom.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедические упражнения для индивидуальной рааботы

Рекомендации

учителя-логопеда

Содержание работы воспитателя

Примечания

Упражнять в автоматизации [ж]:

- в словах (начале, середине, конце);

- в предложениях.

1. «Повтори слоги»

ажа ажо ажу ажи

ожа ожо  ожу ожи

ужа ужо  ужу ужи

ижа ижо ижу ижи

жна жно жну жни

жма жмо жму жми

жва жво жву жви

жда ждо жду жди

2. «Повтори слова со звуком [ж] в начале слова»

«Жа»: жаба, жакет, жатва, жать, жадина, Жанна, Жанет, жадный, жокей

«Жу»: жук

«Жи»: жить, живой, жито, жидкий, живёт, живот, животное.

«Же»: жетон, Женя, жена, жевать, жжение.

Стечение согласных: ждать, жгут, жбан, жду, жмых, жгутик.

3. «Повтори слова со звуком [ж]  в середине слова»

«Жа»: пижама, бежать, вожак, ежата, пиджак, кожа, уважать, межа, кожаный.

«Аж»: однажды, дважды, каждый, бумажный, багажник, важно, монтажник, наждак, важный, отважный.

«Жо»: ножовка, медвежонок, утюжок, ежонок, книжонка.

«Ож»: дождик, художник.

«Жу»: хожу, покажу, вижу, вяжут, мажут.

«Уж»: нужно, нужный.

«Жи»: этажи, ужи, Кижи, покажи, наживка, ёжик, пыжик, похожий, ужин, ужинать, ухаживать, ножи.

«Иж»: пижма, книжный.

«Же»: ежевика, уважение, уже, манжет. Еж: Надежда, невежда, между, нежный, побеждает, убеждать.

«Ёж»: надёжный.

«Юж»: южный, вьюжный.

4. «Повтори слова со звуком [ж]  в конце слова»

Морж, массаж, стриж, багаж, коллаж, коттедж, замуж, уж.

5. «Повтори словосочетания»

Кожаный жакет, жадный Женя, бумажная жаба, жидкий мёд, Женины тапки, мамин утюжок, новый жбан, мягкая пижама, модный пиджак, нежная кожа, вьюжный день, новый утюжок, бежевый жакет, отважный капитан, бумажный жук.

6. «Повтори предложения»

Три слова: Жук жужжит: «Ж-ж-ж». Женя жуёт ежевику. У ужа ужата. Женин папа - художник. Медвежонок жуёт мёд. Монтажнику нужна ножовка.

Четыре слова: У Жени живые ужи. У Жанны кожаный жакет. Жанна даёт Жене ежевику. Женя и Жанна ужинают. Женя вяжет маме жакет. У Жанны бумажная жаба. Ежата ждут маму ежиху. Над пижмой жужжат жуки. Животик у ёжика мягкий. Ежевика в бумажном пакете. Жаба живёт под пнём. Надежда покупает Жене ножовку. Между пнями живут жабы.

Пять слов: У Жени на ужин ежевика. У ежихи и ежа - ежата. Ежу на ужин жук нужен. Каждый день Жанна утюжит одежду.

Шесть слов: Женя покажет Жанне бумажных жаб. Жадный Женя не даёт конфет Жанне. Пижама, жакет и пиджак это - одежда. У детей пижамки и кожаные жакеты.

Семь слов: У Жени ягоды, а у Жанны пижма.

7. «Повтори стишок!»

***

Жадину я ни о чём не прошу.

В гости я жадину не приглашу.

Не выйдет из жадины друга хорошего,

даже приятелем не назовёшь его.

***

Раз шажок, два шажок,

левый, правый сапожок.

Я учу Алёшку

топать понемножку.

***

- Пылесос, пылесос,

ты куда суёшь свой нос?

-  Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!

Я порядок навожу.

Инструкция для упражнении № 1: произнеси чётко слоги, стараясь выговаривать все звуки.

Инструкция для упражнения № 2,3,4: произнеси чётко слоги и слова, стараясь выговаривать все звуки.

Инструкция для упражнения № 5: повтори словосочетания, чётко проговаривая все слова.

Инструкция для упражнения № 6, 7: повтори предложения, чётко проговаривая все слова.

К упражнениям можно подобрать сопровождающие изображения с предметами и иллюстрациями, которые будут использованы для деятельности.

Уточнять значение сложных и неясных слов для ребёнка, чтобы он понимал их смысл.

Упражнять в дифференциации (различении) [з] и [с]:

1. «Парные слоги»

са - за

со - зо

су - зу

сы - зы

ся - зя

сё - зё

сю - зю

си - зи

се - зе

зва - сва

зво - сво

зву - сву

звя - свя

зви - сви

звсе - све

2.  «Пара слов»

зайка - сайка

роза - роса

Захар - сахар

зуб - суп

зыбь - сыпь

бузина - бусина

газета - кассета

злой - слой

базы - басы

позади - посади

Лиза - лиса

коза - коса

Зоя - соя

козу - косу

козы - косы

зев - сев

злить - слить

змей - смей

зверь - сверь

зима - Сима

3. «Повтори словосочетания»

Сильная зависть

Неслыханная засуха

Прозрачная занавеска

Зимний сезон

Музыкальный слух

Пёс залаял

Сильный запах

Золотые листья

Пустая изба

Зеленые сады

Опасная болезнь

Занавес поднялся

Зеленый салат

Опасная зона

Зеленые сосны

Написать записку

Висит замок

Возить коляску

4. «Повтори предложения»

Лиза, посади сзади Соню.

Зоя, дай Захару сахару.

Сеня взял совок и насыпает кузовок.

Птичку сойку мы назвали Зойкой.

Кот Василий напроказил: он тайком в сметану лазил.

Зина и Сима взяли санки.

В будке сидит грозный пёс.

На санках вязанка дров.

У совы круглые глаза.

У плотника доски и гвозди.

5. «Придумай слова со звуком [с]; [з]»

Инструкция к заданию № 1: чётко произнеси слоги парами, проговаривая все звуки.

Инструкция к заданию № 2: чётко произнеси слова парами, проговаривая все звуки.

Инструкция к заданию № 3: чётко произнеси словосочетания, проговаривая все слова.

Инструкция к заданию № 4: чётко произнеси предложения, проговаривая все слова.

К упражнениям можно подобрать сопровождающие изображения с предметами и иллюстрациями, которые будут использованы для деятельности.

Уточнять значение сложных и неясных слов для ребёнка, чтобы он понимал их смысл.

Закреплять умение согласовывать числительные с именами существительными

1.  Дидактическая игра «Весёлые числа»

Ход игры: взрослый задаёт вопросы дошкольнику. Ребёнок отвечает полным ответом.

Сколько у человека носов? (Один нос)

Сколько у человека ног?  (Две ноги)

Сколько на ладошке пальцев? (Пять пальцев)

Сколько у зайца ушей?

Сколько у собаки глаз?

Сколько у кошки лап?

Сколько у птицы крыльев?

Сколько в комнате окон?

Сколько в комнате шкафов?

Сколько в комнате стульев?

Сколько в комнате столов?

Сколько чашек на столе?

2. Дидактическая игра «Рыбалка»

Ход игры: на картинки с изображением различного количества предметов прикрепить скрепки. Доставать картинки с помощью магнитной удочки и называть, сколько предметов  «поймал» ребёнок: «Я поймал одну рыбку». «Я поймал пять рыбок». «Я поймал три ведра» и т. п.

3. Лото «С кем?»

Ход игры: на больших картах изображены разные детеныши (два котёнка, три щенка, четыре зайчонка). На маленьких картах изображены взрослые животные. Большие карты раздаются детям. Воспитатель предъявляет им маленькие карты. Ребёнок, у которого на карте изображены соответствующие детеныши, получает изображение их «мамы» и говорит: «У меня зайчиха с четырьмя зайчатами» и т.д.

4. Дидактическая игра «С кем повстречался?»

Ход игры: ребёнок перечисляет представленные картинки, проговаривая, с кем повстречался герой в пути: «Колобок повстречался с одним зайцем, с двумя зайцами, с тремя зайцами…» и т.п.

Предлагаемый материал должен быть понятный и знакомый ребёнку, привлекательный и интересный, легко усваиваемый и проводимый в игровой форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятие для детей старшей логопедической группы с ОНР Различение звуков [з] - [з’] на слух.

Действующими персонажами занятия являются Комар и Комарик, которые приглашают ребенка в увлекательное путешествие, и ребенок незаметно сам становится участником драматизации сказки «Комар и Кома...

Конспект индивидуального логопедического занятия с применением техники логопедического самомассажа

Данный материал содержит Конспект индивидуального логопедического занятия с применением элементов технологий логопедического массажа и самомассажа(для детей 6-7 лет; ОНР 3-4 уровень; дизартрия) и през...

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей среднего дошкольного возраста со стертой дизартрией, с применением технологии логопедического (лицевого) массажа.

Данный материал представляет собой конспект индивидуального занятия с ребенком средней группы со стертой дизартрией, в котором применяется технология  логопедического (лицевого) массажа. В конспе...

ЭФФЕКТИВНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ КОРРЕКЦИИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ, НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Целью данного доклада является ответ на вопрос эффективно ли использовать   индивидуально-ориентированные упражнения при коррекции просодической стороны речи старших дошкольников с общи...

Программа индивидуального сопровождения индивидуального логопедического сопровождения ребёнка дошкольного возраста, как часть Адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного обучения с ОВЗ ТНР

Организация логопедического процесса в условиях инклюзии заключается в том, что позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения, способствуя достижению главной цели педаг...