Программа индивидуального сопровождения индивидуального логопедического сопровождения ребёнка дошкольного возраста, как часть Адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного обучения с ОВЗ ТНР
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)
Организация логопедического процесса в условиях инклюзии заключается в том, что позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия – освоению адаптированной основной образовательной программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_individualnogo_soprovozhdeniya.docx | 42.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 «Колокольчик» (корпус 1)
Программа
индивидуального сопровождения индивидуального логопедического сопровождения ребёнка дошкольного возраста, как часть Адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного обучения с ОВЗ ТНР
Разработала: Фещенко Т.Г.,
высшая квалификационная категория
2021 г.
г. Камень-на-Оби
Каменский район
Алтайский край
Пояснительная записка | ||
1. | Автор (ФИО, должность) | Фещенко Татьяна Геннадьевна учитель-логопед |
2. | Название ресурса | Программа индивидуального логопедического сопровождения ребёнка дошкольного возраста, как часть Адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного обучения с ОВЗ ТНР |
3. | Вид ресурса | Программа индивидуального логопедического сопровождения ребёнка с ОВЗ |
4. | Предмет, УМК | Логопедические занятия |
5. | Цель и задачи ресурса | Цель - организация занятий, способствующих развитию фонетической, фонематической, лексико-грамматической сторон речи, связной речи, когнитивных процессов и создание предпосылок к полноценному овладению речевых навыков. Задачи коррекционного логопедического сопровождения: -корригирование дефектов произношения; -формирование звукового, слогового анализа и синтеза слов, полноценных фонематических представлений, восприятий; -обогащение и развитие словарного запаса; -развитие грамматического строя речи; -развитие и совершенствование умений и навыков в построении связных высказываний; -развитие пространственных и временных представлений, мелкой и общей моторики, психических процессов. |
6. | Возраст участника, для которых предназначен ресурс | 5-6 лет. |
7. | Программа, в которой создан ресурс | Microsoft Office Word |
8. | Методические рекомендации по использованию ресурса | Организация логопедического процесса в условиях инклюзии заключается в том, что позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия – освоению адаптированной основной образовательной программы. |
Особенности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников
Задачи взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников:
1. Изучение семьи с целью согласования направлений развития ребенка и коррекции проблемных сфер.
2. Актуализация потребности родителей (законных представителей) в развитии собственного ребенка и достижении положительных результатов коррекционно-педагогического воздействия.
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) по вопросам коррекционной педагогики, воспитания и развития ребенка.
4. Оказание квалифицированной поддержки и психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) по вопросам коррекционной педагогики.
Индивидуальная программа логопедического сопровождения разработана для воспитанника старшей группы 5 лет, Ярослава П. с ЗРР. ОНР (II уровень) .
Характеристика
Дата рождения: 06.09.2013.
Логопедическая помощь оказывалась обучающемуся по коррекции ФФНР в логопунктев 2017-2018 учебном году, динамика незначительная, положительная.
Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата: отсутствие зубов (замена), прикус прямой, тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы, объем движений неполный, голос гнусавый, затухающий к концу фразы, при выполнении движений по подражанию отмечается чрезмерное напряжение лицевых мышц, темп выполнения быстрый, переключение от одного движения к другому толчкообразное, переход с лишними движениями, гиперсаливация.
Устная речь: парасигматизм шипящих, ротацизм (этап автоматизации в словах и предложениях), ламбдацизм, замена звука [П] на звук [Б],голос гнусавый, речь невнятная, малопонятная для окружающих.
Планируемые результаты освоения Программы
- расширение адаптивных возможностей воспитанника к условиям ДОУ;
− социализация воспитанника, овладение им навыками коммуникации и социального взаимодействия, социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, формирование жизненно значимых компетенций;
− достижение воспитанником результатов освоения основных образовательных областей АОП ДОУ:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Основная цель – овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения воспитанника с ОВЗ в общественную жизнь. В результате освоения этой образовательной области планируется максимально возможное:
- формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;
- формирование навыков самообслуживания;
- формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;
- формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении;
- развитие способности к социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпочтению.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Основная цель – формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных процессов. Познавательные процессы окружающей действительности дошкольников с ОВЗ обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти. В результате освоения этой образовательной области планируется максимально возможное:
- ознакомление и формирование сенсорных эталонов;
- развитие внимания, памяти;
- развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Образовательная область «Речевое развитие»
Основная цель – обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа. В результате освоения этой образовательной области планируется максимально возможное:
- формирование структурных компонентов системы языка – фонетического, лексического, грамматического;
- формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога;
- формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Основная цель – формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у воспитанника с ОВЗ:
- сенсорных способностей;
- чувства ритма, цвета, композиции;
- умения выражать в художественных образах свои творческие способности.
Образовательная область «Физическое развитие»
Основная цель – совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации. В результате освоения этой образовательной области нами планируется максимально возможное:
- формирование двигательных умений и навыков;
- формирование физических качеств и способностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма;
- формирование пространственных и временных представлений;
- развитие речи посредством движения;
- управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет;
- формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности.
Содержательный раздел
Содержание коррекционно-педагогической работы
Содержание обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
При отборе содержания учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанника, а также спецификой образовательных областей. Это способствует тому, что основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области решаются и в ходе реализации других областей.
Отбор содержания психолого-педагогической работы осуществляется на основе принципа комплексного тематического планирования и представлен в АОПР ДОУ.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
При реализации задач данной образовательной области у воспитанника формируются представления о многообразии окружающего мира, отношений к воспринимаемым социальным явлениям, правилам, общепринятым нормам социума и осуществляется подготовка к самостоятельной жизнедеятельности. Освоение воспитанником общественного опыта будет значимо при системном формировании педагогом детской деятельности. При таком подходе у ребенка складываются психические новообразования: способность к социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпочтению. На основе взаимодействия со сверстниками развиваются и собственные позиции, оценки, что дает возможность ребенку занять определенное положение в коллективе сверстников. Работа по освоению первоначальных представлений социального характера и развитию коммуникативных навыков, направленных на включение воспитанника в систему социальных отношений, осуществляется по нескольким направлениям:
- в повседневной жизни путем привлечения внимания воспитанника к другим детям, участие в коллективных мероприятиях;
- в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;
- в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, где воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;
- в процессе хозяйственно-бытового труда и в других видах деятельности.
Работа по формированию социально-коммуникативных умений должна быть повседневной и органично включаться во все виды деятельности: быт, игру, обучение.
В работе по формированию социальных умений у воспитанника важно создать условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья, формирования культурно-гигиенических навыков, потребности вести здоровый образ жизни; развивать представления о своем здоровье и о средствах его укрепления.
Примерное содержание работы по развитию культурно-гигиенических умений:
- прием пищи: обучение пользованию ложкой, вилкой, чашкой, салфеткой (с учетом индивидуальных возможностей); соблюдать опрятность при приеме пищи, выражать благодарность после приема пищи (знаком, движением, речью);
- гигиенические навыки: обучение умению выполнять гигиенические процедуры (туалет, мытье рук, и т. д.); пользоваться туалетными принадлежностями (бумага, жидкое и твердое мыло, салфетка, губка, полотенце, расческа, зеркало), носовым платком; соблюдать правила хранения туалетных принадлежностей; выражать благодарность за оказываемые виды помощи;
- одежда и внешний вид: обучение умению различать разные виды одежды по их функциональному использованию; соблюдать порядок последовательности одевания и раздевания; хранить в соответствующих местах разные предметы одежды; правильно обращаться с пуговицами, молнией, шнурками и др.; выбирать одежду по погоде, по сезону; контролировать опрятность своего внешнего вида с помощью зеркала, инструкций воспитателя.
Для реализации задач необходимо правильно организовать режим дня в детском саду и дома, чередовать различные виды деятельности и отдыха, способствующие четкой работе организма.
Воспитанник может оказаться в различной жизненной ситуации, опасной для здоровья, жизни, поэтому при формировании знаний, умений и навыков, связанных с жизнью человека в обществе, воспитатель может «проигрывать» несколько моделей поведения в той или иной ситуации, формируя активную жизненную позицию, ориентировать детей на самостоятельное принятие решений. Можно предложить следующие наиболее типичные ситуации и сформулировать простейшие алгоритмы поведения:
- пользование общественным транспортом;
- правила безопасности дорожного движения;
- домашняя аптечка;
- пользование электроприборами;
- поведение в общественных местах (вокзал, магазин) и др.;
- сведения о предметах или явлениях, представляющих опасность для человека (огонь, травматизм, ядовитые вещества).
На примере близких жизненных ситуаций воспитанник усваивает правила поведения, вырабатывают положительные привычки, позволяющие им осваивать жизненное пространство. Анализ поведения людей в сложных ситуациях, знание путей решения некоторых проблем повышает уверенность ребенка в себе, укрепляет эмоциональное состояние. Особое место в образовательной области по формированию социально- коммуникативных умений занимает обучение воспитанника элементарным трудовым навыкам, умениям действовать простейшими инструментами, такая работа включает:
- организацию практической деятельности с целью формирования у навыков самообслуживания, определенных навыков хозяйственно-бытового труда и труда в природе;
- ознакомление с трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей, воспитания уважения к труду;
- обучение умению называть трудовые действия, профессии и некоторые орудия труда;
- обучение уходу за растениями, животными;
- обучение ручному труду (работа с бумагой, картоном, природным материалом, использование клея, ножниц, разрезание бумаги, наклеивание вырезанных форм на бумагу, изготовление поделок из коробочек и природного материала и др.);
- изготовление коллективных работ;
- формирование умений применять поделки в игре.
Овладевая разными способами усвоения общественного опыта, воспитанник учится действовать по подражанию, по показу, по образцу и по словесной инструкции.
Формирование трудовой деятельности осуществляется с учетом психофизических возможностей и индивидуальных особенностей. Освоение социально-коммуникативных умений обеспечивает полноценное включение в общение, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности.
Центральным звеном в работе по развитию коммуникации используются коммуникативные ситуации — это особым образом организованные ситуации взаимодействия ребенка с объектами и субъектами окружающего мира посредством вербальных и невербальных средств общения. Для воспитанника целесообразно строить образовательную работу на близком и понятном ему материале, максимально охватывая тот круг явлений, с которыми он сталкивается. Знакомство с новым материалом следует проводить на доступном воспитаннику уровне.
Характеристика речи
Фонематическое восприятие: не дифференцирует по акустическим признакам на уровне слога: ба-па (ба-ба),ча-тя(ча-ча),би-ба-бо (ба-ба-ба),ца-са (ца-ца), затруднен количественный и позиционный фонематический анализ и синтез, при анализе предложения определяет количество слов, но затрудняется найти их место и последовательность.
Слоговая структура слова: допускает множественные ошибки при воспроизведении мало знакомых слов, слов сложной слоговой структуры (в основном пропуски слогов) Например: фотоаппарат-атарат, экскаватор-скаватор, регулировщик – иовщик.
Состояние словаря: активный и пассивный словарь крайне скуден, ограничен бытовой лексикой, не соответствует возрастному уровню; затруднён подбор синонимов, антонимов, частое использование местоимений, междометий, слов-паразитов, путает похожие по смыслу слова.
Грамматический строй речи: затруднены процессы словообразования, словоизменения - неправильное употребление названий животных, названий детёнышей животных, образование прилагательных от существительных, образование приставочных глаголов; неправильное употребление сложных предлогов; допускает ошибки при образовании формы родительного падежа множественного числа существительных; нарушается структура предложений.
Связная речь: при составлении рассказа по серии сюжетных картинок наблюдаются нарушения связи слов в предложениях, выражающих временные, пространственные отношения, нарушены основные показатели связности речи: последовательность, логичность, композиционная целостность высказывания, наблюдается интонационная, логическая прерывистость, заключающаяся в неоправданной остановке речи, в обрыве фраз, мыслей, а иногда - в неоправданном повторении одних и тех же слов; нет целостного видения сюжета, отвлекается на детали; события излагаются без обобщающей сюжетной линии, путём перечисления изображённого.
Психологические особенности.
1. Неустойчивое внимание.
2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
3. Недостаточное развитие способности к переключению.
4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
7. Недостаточнаясформированность произвольности в общении и деятельности.
Следствие:
а) недостаточнаясформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).
Заключение: ЗПР. ОНР (II уровень)
Организация обучения.
Индивидуальные логопедические занятия по коррекции ОНР проводятся 3 раза в неделю по 20 минут.
Срок реализации программы: первое полугодие 2018 -2019 учебного года.
Специальные условия для усвоения адаптированной образовательной программы дошкольного обучения Ярослава П. с ОНР (III уровень) и ОВЗ (ТНР)
- организация коррекционно-развивающих логопедических занятий в логопункте
- строгое соблюдение режимных моментов;
- соблюдение дозированности нагрузки, чередование занятий и отдыха;
- индивидуальный подход;
- щадящий режим, исключающий переутомление ребёнка;
- развитие коммуникативных навыков на занятиях и вне занятий;
- организация взаимодействия в работе всех специалистов ПМПк, тесное сотрудничество с родителями.
Индивидуальный план логопедического сопровождения
Направление работы | Задачи | Форма работы | Показатели достижений ребёнка |
Развитие звуковой стороны речи. | Формирование акустико-артикуляционных навыков | Консультация родителей «Для чего нужна артикуляционная гимнастика» | Качество и количество выполняемых заданий на занятиях. Положительная динамика в усвоении фонем родного языка |
Коррекция дефектов звукопроизношения | Постановка и автоматизация в речи звука [Л], коррекция парасигматизма шипящих, губных [П] и [Б], автоматизация в словах, предложениях, речи звука [Р] | Индивидуальные КРЗ | Звукопроизношение без нарушений |
Восполнение пробелов в развитии лексического запаса с овладением синтаксическими конструкциями разной сложности. | -формирование и обогащение словарного запаса, - практическое овладение новыми образованиями слов при помощи суффиксов; - практическое овладение новыми образованиями слов при помощи приставок; -обогащение словаря подбором родственных слов; - практическое использование предлогов; - практическое овладение навыками подбора синонимов и антонимов и способами их употребления. | Индивидуальные, групповые КРЗ Консультация родителей, «Как помочь ребенку в преодолении звукового барьера». | Качество и количество выполняемых заданий на занятиях Самостоятельное выполнение заданий |
Развитие связной речи. | -формирование навыка чёткого изложения своих мыслей, ответов на вопросы в точном соответствии с инструкцией или заданием по ходу учебной работы, используя усвоенную терминологию. | Индивидуальные, групповые КРЗ | Умение составлять рассказ по сюжетной картинке, пересказывать текст, устанавливать причинно-следственные связи. |
Развитие фонематического слуха | Способствовать развитию фонематического восприятия , умения выделять первый последний гласный. . | Индивидуальные, групповые Консультация родителей и воспитателей «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» | Качество и количество выполняемых заданий на занятиях. Самостоятельное выполнение заданий. |
Развитие психических процессов | -Развитие высших психических функций; -формирование пространственных представлений; -формирование временных представлений; -развитие графомоторных навыков, моторных движений. | Индивидуальные, групповые Родительское собрание « Возрастные особенности детей 5-6 лет» | Качество и количество выполняемых заданий на занятиях. Умеет концентрировать внимание на изучаемом материале. Положительная динамика развития ребенка. |
Тематическое планирование индивидуальных занятий по коррекции ФН (фонетическое нарушение)
Индивидуальные занятия с учащимися со сложной структурой речевого дефекта
Развитие общих речевых навыков
Формирование правильного дыхания и осанки учащегося: выработка глубокого диафрагмально-рёберного дыхания; свободного, плавного, удлинённого, направленного выдоха.
Развитие речевой моторики: оральный и артикуляторный праксис, точность, чистоту, объём, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений артикуляторной гимнастики (по подражанию и по словесной инструкции).
Совершенствование произносительных качеств речи учащегося: уточнение правильной артикуляции гласных, произношение звукосочетаний гласных, артикуляции согласных раннего и среднего онтогенеза и их мягких вариантов, правильное воспроизведение слоговой структуры и ударного слога 2-3-х сложных слов с прямыми слогами.
Коррекция/уточнение произношения (в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся) звуков [р, р’] их автоматизация и дифференциация.
Развитие просодической стороны речи: произвольная регуляция силы голоса; мягкая голосоподача; умеренный темп речи на материале стихотворений; произвольная выразительность речи; интонационная окраска речи в сопровождении мимикой и жестом; интонация законченности предложения, побудительного и вопросительного предложения, перечисления.
№ п.п. | Тема, содержание. | Кол-во занятий |
Развитие общих речевых навыков | ||
1. | Развитие артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика. | 2 ч. |
2. | Дыхательные упражнения. Развитие слухового внимания. Дифференциация речевых звуков и неречевых. Уточнение пространственновременных представлений. | |
Работа по постановке и закреплению звуков | ||
3. | Постановка звука | 10ч. |
4. | Автоматизация в прямых слогах, в начале слов | |
5. | Автоматизация в прямых слогах, в начале, середине слов | |
6. | Автоматизация в обратных слогах, в конце слов | |
7. | Автоматизация в слогах со стечением согласных, в словах | |
8. | Автоматизация в словах, в предложениях | |
9. | Заучивание скороговорок, чистоговорок, стихотворений | |
10. | Закрепление произношения звука в связной речи | |
11. | Закрепление произношения звука при чтении | |
12. | Развитие самоконтроля | |
Работа по дифференциации смешиваемых звуков | ||
13. | Различение звуков в слогах | 3 ч. 15 ч. |
14. | Различение звуков в словах | |
15. | Различение звуков в предложениях.Различение звуков в речи | |
Всего: |
Ожидаемые результаты логопедической работы
В итоге коррекционного логопедического сопровождения ребёнка ОНР (III уровень) и ОВЗ (ТНР) Ярослав должен знать: слоговой анализ и синтез слова; предложения: повествовательные, вопросительные, восклицательные.
должен уметь:
-производить звукобуквенный анализ слов;
-устанавливать соотношения между буквами и звуками в слове;
-пользоваться различными способами словообразования;
-владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова;
-использовать в речи различные конструкции предложений;
-строить связное высказывание, устанавливать логику (связность, последовательность);
-точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания;
-правильно читать текст (без искажений, замен, пропусков, угадывания) и понимать смысл прочитанного;
-отвечать на вопросы и передавать содержание текста.
Примерный прогноз развития ребенка: При соблюдении специальных условий в организации коррекционно-образовательного процесса и стабильного состояния здоровья, ребёнок сможет стабильно развиваться и обучаться по адаптированной общеобразовательной программе.
Литература:
- Бабина Г. В. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи / Г. В. Бабина, Н. А. Грассе // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции: учеб. пособие / под общ.ред. О. Б. Иншаковой. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. – с. 174-192.
- Дисграфия, дислексия: технология преодоления.Садовникова И.Н. – М.: Владос, 2012.
- Ефименкова Л. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова. – М.: Просвещение, 1972. – 205 с.
- Иншакова О. Б. Отражение зрительно-пространственных трудностей в письме первоклассников / О. Б. Иншакова, А. И. Кричевец, Т. В. Ахутина // Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения. – М.: Изд-во МОГИ, 2006. – с. 44-49.
- Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопедов. В 2 ч. / О. Б. Иншакова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
- Ишимова О. А. Развитие речемыслительных способностей детей /
О. А. Ишимова, С. Н. Шаховская, Е. Д. Худенко. – М.: Просвещение,
2009. – 111 с. - Лалаева Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р. И. Лалаева, Л. В. Бенедиктова. – М.: Изд-во Союз СПб, 2001. – 219 с.
- Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 311 с.
- Логинова Е. А. Актуальные вопросы логопедии в изучении дисграфии, организации её диагностики и коррекции / Е. А. Логинова // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. – М.: Изд-во МСГИ, 2004. – с. 167-174.
- Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи / И. С. Лопухина. – М.: Аквариум, 1995. – 380 с.
- Мисаренко Г. Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков / Г. Г. Мисаренко // Логопед. – 2004. – № 2. – с. 4-14.
- Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / под ред. Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой. – М.: В. Секачёв, 2008. – 128 с.
- Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И. Н. Садовникова. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 256 с.
14.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей
с фонетико-фонематическим недоразвитием – М.: 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по реализации адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС в группе комбинированной направленности для детей 6-7 лет с нарушениями речи на 2015-2016уч.г.
Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы комбинированного вида (Далее - Программа) разработана в соответствии с примерной основной образовательной программой дошкольного образования...
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с РАС 5-го года обучения
Рабочая программа...
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с УО 3-го года обучения
Рабочая программа...
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 4-го года обучения
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 4-го года обучения...
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 3-го года обучения
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР...
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 4-го года обучения
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования лоя обучающихся с ЗПР 4-го года обучения...
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 5-го года обучения
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 5-го года обучения...