Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной к школе группе «В поисках эмоций»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Юшкевич Марина Александровна

Цель занятия:  закрепление полученных знаний об основных эмоциях, умения понимать свои чувства и чувства других, управлять своими эмоциями,  продолжение развития эмпатии, воображения, развитие выразительной активной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_poiskah_emotsiy_yushkevich_m.a._i_grosheva_e.v.docx29.05 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной к школе группе

Тема: «В поисках эмоций»

Цель занятия:  закрепление полученных знаний об основных эмоциях, умения понимать свои чувства и чувства других, управлять своими эмоциями,  продолжение развития эмпатии, воображения, развитие выразительной активной речи.

Задачи занятия:

Образовательные:

Закреплять умение использовать в речи различные типы предложений.

Обогащать словарный запас детей эмоциональной лексикой.

Совершенствовать умение в приемлемой форме снятие агрессии, злости.

Развивающие:

Развивать навыки связного высказывания.

Развивать зрительно – пространственную координацию, познавательные способности, воображение, творчество.

Развивать общую и мелкую моторику, графомоторные навыки.

Развитие фонематического слуха.

Формировать у детей уверенность в себе через развитие коммуникативных способностей.

Воспитательные:

Воспитывать доброту, отзывчивость, умение распознавать хорошее и плохое.

Пробуждение интереса, стимулирование внимания детей, стабилизация психических процессов, развитие умения расслабляться и восстанавливать внутреннее равновесие.

Воспитывать навыки сотрудничества, активности и доброжелательное отношение друг к другу.

Снятие телесных барьеров, развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Воспитывать инициативу  говорить чётко, полно и выразительно.

Оборудование и материалы:

Телевизор, презентация, презентер, кресты Базарного, звуки плывущего корабля, моря,  картинка ребусов, сундук с заданиями, схема предложения, картинки с ребусами (по количеству детей), карточки со словами для составления предложений (по количеству детей), пиктограммы эмоций, картинки с фотографиями людей с разными эмоциями.

Участники: педагог-психолог, учитель-логопед, дети подготовительной к школе группы.

Ход занятия:

Организационный момент. Мотивация.

Педагог–психолог: Здравствуйте, ребята! Я предлагаю сегодня поздороваться необычным способом.

Приветствие «Здравствуйте!».

Давайте возьмемся за руки и скажем «Здравствуйте!», шепотом, зевая, прокричим, обычным голосом, радостно, грустно.

Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята! А какими еще словами мы с вами можем поприветствовать друг друга? (Доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет, здорово!)

Педагог-психолог: У нас такое прекрасное настроение! (Раздается громкий плач). (Слайд 1). Ребята, что случилось, кто это плачет? И почему? (ответы детей). (На экране появляется картинка Царевны Несмеяны) (Слайд 2).

Царевна Несмеяна: Ой, бедная, я бедная, несчастная: погрустить по-настоящему не могу, посмеяться не могу, испугаться, удивиться, пожалеть кого-нибудь, даже позлиться не могу. Ой!!! Только плакать, вот так наказала меня старушка-волшебница за мою грубость и вредность. Обидела я ее нехорошими словами, она и забрала все мои чувства и спрятала на острове Эмоций. А мне скоро в школу, как я буду учиться, как подружусь с ребятами, никто со мной дружить не захочет, буду я одна-одинёшенька!!!

Педагог–психолог: Ребята, мы с вами добрые? Отзывчивые? Не бросим Несмеяну в беде? Поможем ей снова стать веселой, доброй? Вернем ей эмоции?

Дети: Да.

Педагог-психолог: А как нам это сделать, как помочь? (Ответы детей)

Царевна Несмеяна: (Слайд 3). Старушка-волшебница сказала, чтобы мне вернуть мои эмоции, надо выполнить ее задания, которые находятся в сундуке на этом острове. Одна я отправиться не могу, Царь батюшка не отпускает, говорит, что я еще маленькая. Помогите мне, дети добрые!

Педагог–психолог: Хорошо, поможем. Какими способами можно попасть на остров, на котором спрятаны эмоции? (ответы детей).

Педагог–психолог: Я предлагаю поплыть на остров на большом морском парусном судне. (Слайд 4).

Педагог–психолог: Тогда закройте глаза ладошками и представьте себе, что мы оказались на корабле и плывем по морю на Остров эмоций. («пальминг», звуки плывущего корабля, шум моря, на экране появляется картинка корабля). (Слайд 5). (Открывайте глаза.

Педагог–психолог: Проходите на палубу нашего корабля, мы отправляемся в путь. Счастливого пути! Станьте в круг. Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Как шумит море?! Сделаем шаг в центр круга и громко произнесем звук – ш-, как море, затем сделаем шаг назад и произнесем этот звук только тихо (3-4 раза).

Упражнение «Сильные волны»

Цель: пробуждение интереса, стимулирование внимания детей, стабилизация психических процессов, развитие умения расслабляться и восстанавливать внутреннее равновесие.

«Бегут по морю волны одна за другой, вверх-вниз, вверх-вниз. Я приседаю, за мной следующий. За ним другой, и так далее, пока все не присядем. Потом я встаю, и по очереди встает каждый. Затем снова приседаем… видите. Как красиво бегут волны: то вверх, то вниз…»

Основная часть.

Учитель-логопед: Ребята, вот мы с вами и оказались на острове…., а где же сундук с заданиями?

Учитель-логопед: Ребята, это не простые задания, это задания, которые возвращают эмоции Царевне Несмеяне.  Давайте откроем первый конверт. В нем картинки, но не простые, а заколдованные, в каждой при помощи букв, цифр и специальных символов изображены заколдованные слова. (Ребусы). (Дети решают ребусы) (Слайд 6).  Какие эмоции мы нашли? (после того, как дети назвали слова, на экране возле Несмеяны появляются пиктограммы страха и злости, обращаем внимание детей на пиктограммы и уточняем, какие это эмоции). (Пиктограммы страха и гнева прикрепляются к кресту).

Педагог – психолог: Как мы можем узнать, что человек испуган? (Ответы детей.) Голова испуганного человека втянута в плечи и откинута назад. Глаза широко раскрыты, брови приподняты, рот приоткрыт. Руки прижаты к груди или закрывают лицо. Страх — сильная отрицательная эмоция, которую люди испытывают, если им что-то угрожает. Эта эмоция необходима человеку, так как она предупреждает об опасности. А злой человек какой: брови у злого человека опущены и сведены вместе, глаза раскрыты, губы сжаты, зубы стиснуты. Гнев — злость, сильное раздражение на кого-то или что-то. Испытывать гнев неприятно, но иногда такое случается с каждым. Если человек часто бывает злой, то ему трудно находить друзей, он часто бывает одинок. А как же можно справиться с гневом? Нужно сосчитать до десяти (дети вместе с психологом считают до 10), глубоко и медленно подышать (дети глубоко и медленно вдыхают и выдыхают), умыться, уединиться. Или нарисовать свой гнев, порвать и выбросить его вместе с бумагой, или громко закричать и выпустить свой гнев. 

Учитель-логопед: А в следующем конверте игра. Мы сейчас все вместе поиграем в игру «Слова-наоборот»

- Если сухой лист бросить в воду, то какой он будет? (мокрый)

- Если помыть грязные сапоги, то они будут… (чистые)

- Когда выздоравливает больной, то он становится…. (здоровым)

- Суп горячий, а мороженное… (холодное)

- У лисы хвост длинный, а у зайца… (короткий)

- Какое молоко дает черная корова? (белое)

(Слайд 7). Мы вернули еще одну эмоцию Царевне Несмеяне (пиктограмма спокойствие прикрепляется к кресту).

Педагог – психолог: А как мы можем узнать, что человек спокоен? (Ответы детей.) Голова спокойного человека слегка наклонена вперед. Глаза, брови и рот расслаблены. В руках и ногах отсутствует напряжение. Голос ровный, не громкий и не тихий. Дыхание ровное. Это нейтральная эмоция, она не хорошая, и не плохая.

Педагог-психолог: Давайте немного отдохнем. Коммуникативная игра «Нос к носу».

Участники свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», « Ухо к уху» и т.д.

Учитель – логопед: Открываем следующий конверт и в нём задание «Звуковые дорожки». Ребята, в начале строчки написана буква, это первая буква слова, которая убежала от слова. Нам нужно соединить букву со словом обратно. Возьмите цветные карандаши и ведите по дорожке,  проговаривая звук. Молодцы! Как вы думаете, почему эти буквы написаны в начале? Да, эти буквы являются первыми в названиях наших эмоций. Вы удивлены? Мы тоже! (Слайд 8). На экране появляется пиктограмма эмоции «Удивление». (пиктограмма удивления прикрепляется к кресту)

Педагог–психолог: Посмотрите, к Несмеяне вернулось удивление. А как же выглядит удивленный человек: Что же происходит с нашими лицами? С бровями?.. Правильно, они поднимаются вверх. С глазами?.. Они широко открываются. С губами?.. Они растягиваются и становятся похожими на букву «О».  Удивление – это короткая и приятная эмоция.

Учитель-логопед: Ребята, давайте дальше расколдовывать эмоции. Открываем конверт и в нем задание «Расшифруй слова». Дети составляют слово из первых букв слов, нарисованных на картинках. Появляются эмоции «обида и стыд» (Слайд 9) (пиктограммы обиды и стыда прикрепляются к кресту)

Педагог–психолог: Как вы думаете какое чувство должна была испытать старушка-волшебница, после того, как Несмеяна нагрубила ей. Правильно, обиду. А Несмеяна, что должна была почувствовать после этого, конечно, стыд. Давайте вспомним, как выглядит человек, которому обидно. У него опущены плечи, руки и голова. Он может молчать, громко сопеть или говорить очень тихо. Обида — человек чувствует обиду тогда, когда ему чей-то поступок кажется несправедливым. Как вы думаете, что при этом происходит с лицом?..Глаза прикрыты, на лице румянец. Стыд — неприятное чувство, которое возникает тогда, когда мы сделали что-то плохое и жалеем об этом.    

Педагог-психолог: Ребята, посмотрите на экран! К Несмеяне вернулись эмоции стыд и обида.

Учитель-логопед: Мы с вами проделали такой путь, я думаю Несмяна, что и радость твою  мы скоро найдем!

Педагог-психолог: А сейчас последнее задание, самое важное, которое поможет вернуть Несмеяне радость. Посмотрите,  вы видите карточки с пиктограммами всех эмоций, которые мы сегодня вернули царевне. Каждый выберет себе пиктограмму, назовет эмоцию, и найдет человека  с такой же эмоцией  на фотографиях. А потом продолжит фразу, которую я начну:

«Мне бывает грустно, когда …»

«Я злюсь, когда …»

«Мне бывает страшно, когда …»

«Мне стыдно, когда …»

«Я обижаюсь, когда …»

«Я был удивлен, когда …»

«Я спокоен, когда …»

«Я радуюсь, когда …»

(слайд 10)

Педагог-психолог: Посмотрите, к Царевне вернулась радость, а грусти у нее и так было много. А как выглядит грустный человек, и покажем ей. Лицо грустное: уголки рта опущены, глаза слегка сужены, взгляд вниз. Грусть —  чувство, которое появляется тогда, когда мы узнаем что-то печальное или думаем об этом. Грусть нельзя назвать сильной эмоцией, она быстро проходит. А радость? По лицу совсем не трудно узнать радостного человека: он улыбается или смеется, утолки губ приподняты вверх, глаза прищурены. Радость — положительная эмоция, знакомая каждому. Мы испытываем радость тогда, когда происходит что-то хорошее. Испытывать радость приятно, также как и доставлять ее другим.

Как вы думаете - мы справились с заданиями? (Да. Мы вернули все эмоции Царевне Несмеяне и теперь она счастлива).

Учитель-логопед: Нам пора возвращаться обратно в детский сад.

Педагог-психолог: Тогда закройте глаза ладошками и представьте себе, что мы оказались снова на корабле и плывем по морю обратно. (Слайд 11). («пальминг», звуки плывущего корабля, шум моря, на экране появляется картинка корабля). Открывайте глаза.

Учитель-логопед: Несмеяна, мы проделали такой долгий путь, решили столько разных задач, вернули твои эмоции. Вспомнили, как прогонять гнев, становиться добрыми. И в этом ребятам помогли их знания, которые они получили в детском саду.

Царевна Несмеяна: (Слайд 12). Ребята, я так вас всех полюбила, но мне пора возвращаться во дворец к папеньке Царю. До свидания!

Рефлексия.

Педагог-психолог: Наше путешествие подошло к концу, мы помогли Несмеяне, вспомнили то, что знали, узнали что-то новое, было много заданий. Какое  у вас сейчас настроение грустное или радостное? Перед вами лежат грустные и радостные смайлики. Выберете тот, какое у вас настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие с Почемучкой»

При разработке данного конспекта я ставила себе цель: обобщить и систематизировать знания дошкольников. И следующие задачи:Развивать познавательную активность у детей, интерес к учению, смекалку, твор...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации деятельности учителя-логопеда, с детьми 6-7 лет, подготовительная к школе группа компенсирующей направленности

Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования и предс...

Конспект подгруппового интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога для детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи III уровня "Гуси-лебеди"

В методической разработке занятия рассматривается совместный практический опыт интеграции деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Чтобы воспитать гармо...

Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы «Помоги мечтам сбыться».

Разработанный конспект занятия будет полезен для педагогов-психологов, работающих с детьми 6-7 лет. Данное занятие является одним из занятий по подготовке детей 6-7 лет к обучению в школе.Цель: формир...

Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в страну Любознайку».

Цель: обогащать и систематизировать знания дошкольников.Задачи:Развивать познавательную активность детей, интерес к учению, смекалку, мелкую моторику рук;Совершенствовать познавательные психические пр...

Групповое занятие педагога-психолога для детей подготовительной к школе группы

Конспект группового занятие педагога-психолога для детей подготовительной к школе группы....

"Школьные правила" . Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы

Задачи:Обучающие:познакомить с правилами поведения в школе;способствовать формированию умения ориентироваться  в пространстве;продолжать учить соблюдать правила игры. Развивающие:способствов...