Буклет для педагогов
методическая разработка по коррекционной педагогике

Никулина Наталья Николаевна

Технология "Развивающий диалог"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_razvivayushchiy_dialog.docx377.34 КБ

Предварительный просмотр:

https://rused.ru/irk-mdou128/wp-content/uploads/sites/65/2021/10/1621726089_9-phonoteka_org-p-fon-s-knigami-dlya-detei-klipart-10.jpg

Игра «Угадай, что загадали»

Цель: Учить классифицировать предметы

по различным признакам.

Игровой материал: Карточки с изображением

разных предметов

(чашка, кукла, теплоход, паровоз и др.)

Дидактическая игра

 «разговор по телефону»

Цель игры:

1.Совершенствовать диалогическую

форму речи;

2.Формировать и закреплять умения составлять

описательный рассказ (по предметной

или сюжетной картине);

3.Развивать все компоненты устной речи и

психические п

роцессы (мышление, память, внимание

, восприятие);

Оборудование: Два телефона, предметные и

 сюжетные картинки, конверты.

Технологию «Развивающий диалог»

Рекомендуется использовать с 4 лет.

В возрасте 4-5 лет задаём

 «тонкие» вопросы

 (Кто? Что? Как звать? Когда?).  

На этом этапе речь дошкольника

 становится

 разнообразней, точнее и богаче

 по содержанию.

В возрасте 5-6 лет дети устанавливают и

 поддерживают контакты

 с окружающими детьми.

В этом возрасте дошкольников называют

 «почемучками» и поэтому вопрос «Почему?»

 используется в их речи чаще всего.

Этот вопрос они задают, как взрослым,

так и своим друзьям.

Поэтому систематически используем

 круги доверия, которые помогают

ребёнку задавать «толстые» вопросы,

побуждают их к рассуждению, анализу,

 находят новые пути решения проблемных

ситуаций. Осуществляем работу с

 правилами, где дети придумывают

и закрепляют нормы и правила поведения.

МБДОУ Детский сад № 15

«Ладушки»

https://ds108.detsad.tver.ru/wp-content/uploads/sites/82/2021/04/hello_html_m6d4a979c.png

Буклет для педагогов

Технология

«Развивающий диалог»

2023 г.

Что такое развивающий диалог? Развивающий диалог - обсуждение с детьми проблемной(противоречивой, парадоксальной) ситуации, в результате которого появляются новые идеи и ставятся новые задачи. Развивающий диалог предусматривает не давать прямых объяснений и готовых ответов, а подводить детей к тому, чтобы они рассуждали и сами приходили к правильному ответу.

Основная цель развивающего диалога — помочь развитию творческого, продуктивного, диалектического мышления. В диалоге воспитатель не является тем, кто обучает. Развивающий диалог основан на свободном общении, дети предстают, как равноправные участники, как собеседники , сотрудники . Ребёнок и взрослый находятся в динамичной позиции («ищу, пробую, не удовлетворяюсь, продолжаю поиск»)

Основные признаки развивающего диалога:

  • Проблемная ситуация;
  • Дети активно включаются в диалог: задают вопросы, поддерживают беседу, детям интересно мнение других, проявляют своё отношение к сказанному, высказывают своё мнение, аргументируют своё мнение;
  •  Использование новых слов;
  •  Появляются суждения.

Структура развивающего диалога:

  • Проблемная ситуация;
  • Высказывания детьми своего отношения к проблемной ситуации;
  • Обсуждение проблемы;
  • Структурирование ответов детей;
  • Анализ высказываний;
  • Формулирование гипотезы (возможное решение проблемы);
  •  Проверка гипотезы и вывод.

Какие задачи стоят перед педагогом?

 «Если между ребёнком и взрослым не будет заинтересованного диалога как между равными партнёрами, ребёнок окажется в ситуации исполнителя чужих правил, а в этом случае нельзя говорить ни о самостоятельности, ни об инициативности, ни о творчестве» Е.Е. Крашенинников, О.Л. Холодова

Развивающий диалог – это «поиск ответа на вопрос, на который «очень хочется ответить, а ответа пока нет». Мышление развивается, когда человек решает трудные задачи, которые требуют времени и значительных самостоятельных усилий.

      Существует алгоритм ведения проблемных ситуаций: Задаётся проблемный вопрос (Как вы думаете? Как вы считаете?). Выдвигаются версии детей с обоснованием; Педагог приводит контраргументы (противоположное мнение) для каждой версии. Возвращаются к проблемному вопросу и обосновывают сосуществование двух версий. В ходе этого этапа педагог фиксирует мнения детей (ЗА и ПРОТИВ) для наблюдения за мыслительными действиями дошкольников. Следующий этап — проблемные вопросы. Любознательным и общительным можно считать только того, кто хочет и может задавать вопросы. Существуют вопросы следующего характера: Субъективный (Что вы думаете об этом?), Уточняющий (Верно ли?), Почемучкин (Объясните, почему?), Оценочный (Что хорошего? Что плохого? В чём различие?), Воображаемый (Что было бы если? Предположите, что будет, если).

Ещё одним из этапов развивающего диалога является работа с правилами. Правила возникают на основе разных ситуаций и обсуждаются с детьми. Дошкольники задают проблемные вопросы, высказывают свои мнения, и в ходе детских обсуждений рождается правило.

https://1.bp.blogspot.com/-LD3yYyCmqbE/YA6d8JE1wvI/AAAAAAAAAF8/cIy8vbosgeMkZhdvTUG5D9etEx2yPcF4gCLcBGAsYHQ/w1200-h630-p-k-no-nu/71a3006921e50bebb842e536ffd1eab6.png

Образовательные результаты: -Развитие навыков общения, умения доброжелательно взаимодействовать со сверстниками , готовности к совместной деятельности . - Развитие познавательного интереса, умения формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения. - Развитие умения соблюдать установленные нормы и правила. - Ознакомление с окружающим миром, развитие речи. - Обеспечение эмоционального комфорта. Показатели успешности проведения развивающего диалога:  1. Появляется разнообразие ответов (вопросов, способов взаимодействия между детьми). 2. Содержание диалога переходит на новый уровень: охвачено большинство детей; проявляют своё отношение к сказанному; высказывают своё мнение и аргументируют его. 3. Возникает диалог между детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

итоговый буклет для педагогов о проведении городского методического объединения в форме "методическая неделя"

Предлагается вариант оформления  итогового буклета по деятельности городского методического объединения  в форме "Методическая неделя". (темы встреч, фото, тезисы,  рекомендации)...

Буклет для педагогов ДОУ "Физминутки на занятиях"

Роль физминуток на НОД «Музыка»: - Известно, что дети быстро утомляются на занятиях, поскольку длительное время находятся в статичном положении.- Физкультминутки помогают предупреждению и с...

Буклет для педагогов "Неделя книги в детском саду"

Буклет для педагогов дошкольных учреждений, посвящен неделе книги в детском саду....

Информационный буклет для педагогов «Основные правила общения педагога с родителями».

Общение воспитателя и родителей – тема деликатная и ответственная. От того как складывается это общение, зависит многое: психологический комфорт детей, интересная жизнь в группе, творческий труд...

Буклет для педагогов "Здоровый педагог - здоровый ребёнок."

И так, что же такое здоровье?На этот кажущийся поначалу простым вопрос люди пытаются ответить с глубокой древности. Всемирная Организация Здравоохранения  дает следующее определение: «Здоро...

Буклет для педагогов "Речевая культура педагога"

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речево...

Буклет для педагогов "Социальное партнёрство педагогов ДОУ с родителями"

Данный буклет будет полезен для педагогов ДОУ при сотрудничестве с семьями воспитанников...