Проблемно-аналитический отчет старшая группа
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Сутырина Эльвира Алексеевна

Представлен проблемно-аналитический отчет старшая группа за 2022-2023 уч.г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemno-analiticheskiy_otchet_2023.docx29.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

Ухтуйский детский сад «Тополёк»

Проблемно - аналитический анализ проделанной работы в старшей группе

учителя-логопеда Сутыриной Э.А.

за 2022-2023 учебный год

с. Ухтуй

2023 г.

        Основными задачами логопедической работы в старшей группе являются:

1. развитие понимания речи и лексико-грамматических средств языка;

2. развитие произносительной стороны речи;

3. развитие навыков связной речи;

4. подготовка к обучению грамоте.

        В течение учебного года мною проводились фронтальные и индивидуальные занятия по разработанной мною «Адаптационной программе  для детей 5-8 лет с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи)», разработанной на основе «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» из сборника «Программ дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи», авторы программ  Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова и другие, Москва, «Просвещение»,  2010 год. Также мною была разработана и реализованна кружковая деятельность «Веселая риторика»

        В МДОУ Ухтуйский детский сад «Тополёк» 1 старшая группа комбинированной направленности. Зачисление детей с речевыми нарушениями проводилось на основании решения ТПМПК (комиссии) от 03.06.2021 (15 человек). В средней группе на основании решения ТПМПК (комиссии) 18.03.2022 был зачислен 1 ребенок.

        На начало учебного года старшую группу посещало 16 детей с речевыми нарушениями, из них у 2 человек было речевое заключение ОНР (III уровень речевого развития), у 8 человек ОНР (II уровень речевого развития), 4 человек ОНР (I - II уровень речевого развития)        , 2 человека ОНР (II - III уровень речевого развития). В течение учебного года из группы выбыл 1 воспитанник  с речевым заключением ОНР (II уровень речевого развития).

На начало учебного года старшую группу посещал 1 ребенок с речевым заключением ОНР (I уровень речевого развития).

Коррекционная работа в старшей группе проводилась учителем-логопедом как индивидуально (коррекция дефектов звукопроизношения в соответствии с графиком индивидуальной работы, утвержденном в начале учебного года) так и фронтально (в соответствии с Примерным тематическим планированием логопедических занятий). Индивидуальные занятия проводились ежедневно с каждым ребенком (2 – 3 раза в неделю, в зависимости от сложности дефекта) и фронтальные – 2 раза в неделю (1 занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи и 1 занятие по формированию фонетической стороны речи).

        Сравнительный анализ итогового диагностического обследования в мае 2022 года показал рост сформированности речевых умений и навыков в старшей группе.

Таблица 1

СТЕПЕНЬ УСПЕШНОСТИ по сериям (на старшую группу) 2022-2023  уч. год

Серия I   Понимание речи

 Серия II  Сенсомоторный уровень речи

Стартовая

Итоговая

Стартовая

Итоговая

баллы

%

степень успешности

баллы

%

степень успешности

баллы

%

степень успешности

баллы

%

степень успешности

272

75,50%

3

339

94,16%

4

479

50,68%

2

802

84,86%

4

Серия III       Грамматический строй и словоизменение

Серия IV       Словарь и словообразование

Стартовая

Итоговая

Стартовая

Итоговая

баллы

%

степень успешности

баллы

%

степень успешности

баллы

%

степень успешности

баллы

%

степень успешности

185

68,61%

3

254

94,07%

4

311

59,23%

3

448

85,33%

4

Серия V       Связная речь

Серия VI         Общая и мелкая моторика

Стартовая

Итоговая

Стартовая

Итоговая

баллы

%

степень успешности

баллы

%

степень успешности

баллы

%

степень успешности

баллы

%

степень успешности

151,5

33,66%

1

370

82,22%

4

313,3

90,80%

4

345

100,00%

4

        Из данных таблицы 1 видно, что степень успешности в группе по каждой серии изменилась в процентном соотношении. Понимание речи повысилось на 18,66%, сенсомоторный уровень речи на 34,18%, грамматический строй и словоизменение на 25,46%, словарь и словообразование на 26,10%, связная речь на 48,56%, общая и мелкая моторика на  9,20%. Степень успешности повысилась по всем шести сериям. В качественном отношении у детей отслеживается положительная динамика в развитии по всем предложенным сериям заданий, что говорит об эффективности коррекционно-логопедической работы в группе.        

Таблица 2

СТЕПЕНЬ УСПЕШНОСТИ (на старшую группу)

2022-2023 учебный год

Стартовая

Итоговая

баллы

%

степень успешности

баллы

%

степень успешности

1711

59,10%

2

2558

88,35%

4

Как видно из таблицы 2, отмечается рост степени успешности на момент итоговой диагностики. Изменились показатели в процентном соотношении на разные периоды диагностики: повысились на 29,25%.

        Результаты, полученные в ходе итоговой диагностики, позволят сделать следующие выводы:

  • Динамика речевого развития воспитанников подготовительных групп в целом является положительной;
  • Отмечается результативность коррекционно-логопедического обучения.
  • Недостаточно высокие показатели коррекционно-логопедической работы связаны с совокупностью трудностей, среди которых огромную роль сыграла низкая посещаемость отдельных детей. Систематические пропуски логопедических занятий (как индивидуальных, так и фронтальных) повлекли за собой пробелы в знаниях, отсутствие должной автоматизации поставленных звуков, увеличение сроков постановки звуков и введения их в связную речь.

Кроме непосредственно логопедической работы с детьми, на протяжении  учебного года мною проводилась работа с педагогами МДОУ. Проводилось индивидуальное консультирование по особенностям проведения логопедического часа. Велись тетради взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями старшей группы.

        Взаимодействуя с педагогами детского сада, я взаимодействовала с родителями воспитанников. На родительских собраниях я рассказывала о том, как правильно выполнять развивающие домашние задания, как правильно помочь ребенку автоматизировать поставленные звуки. В индивидуальном порядке в течение учебного года проводилось консультирование родителей по способам правильной автоматизации поставленных звуков и помощи в выполнении развивающих заданий логопеда.

        Сравнительный анализ диагностического обследования показал рост сформированности речевых умений и навыков. Положительная динамика в речевом развитии обусловлена тем, что коррекционная работа строится с учетом индивидуальных особенностей детей и структуры дефекта каждого ребенка, что позволило добиться положительного результата. Система в работе с детьми, тесная взаимосвязь в работе с родителями и воспитателями также повлияли на положительный результат.

Наряду с успехами детей в процессе логопедической работы встречались и трудности. Чаще всего они были связаны с тем, что недостаточно сформированное произвольное внимание мешало дошкольникам сосредоточиться на задании во время фронтальных занятий, что влекло за собой непрочное усвоение изучаемого материала. Некоторые дети часто болели, не посещали детский сад и пропускали логопедические занятия. Иногда трудности были связаны с тем, что родители не всегда прислушивались к советам, считая, что всю необходимую коррекционную работу дети должны получать в стенах дошкольного учреждения, отстраняясь, от взаимодействия с воспитателем, логопедом и другими специалистами учреждения. С такими родителями проводились разъяснительные беседы о важности родительского контроля и внимания в исправлении недостатков речи ребенка.

Таким образом, подводя итоги на конец учебного года, можно сделать вывод о том, что имеющиеся у детей речевые нарушения поддаются коррекции, а значит, необходимость логопедической помощи в дошкольном возрасте оправдывает себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет старшей группы 2019-2020

Аналитический отчет по работе с детьми за учебный год...

Годовой отчет старшая группа № 6 за 2013 -2014 учебный год

Годовой отчет психолого-педагогической работы за 2013 -2014 учебный год...

"Идет бычок качается" (к 110-летию Агнии Львовны Барто (отчет старшая группа) - 2016 г.

17 февраля исполнилось 110 лет со дня рождения известной детской поэтессы Агнии Львовны Барто...

"Мы летим в космос" (к 55-летию со дня первого полета человека в космос. Отчет старшая группа) - 2016 г.

В 2016 году исполятся 55 лет со дня первого полета человека в космос....

Творческий отчет старшей группы

Творческий отчет. Старшая группа....

Аналитический отчет старшей группы 2020-2021 учебный год №1

Аналитический отчет 2020-2021 учебный год№1...