Игры с детьми с ТНР
материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Быкова Зиля Вилиновна

Картотека игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игры с детьми с ТНР33.54 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: тренировать детей в различении звуков «С» и «Ш» на вербальном

уровне. Оборудование: «волшебный» мешочек, игрушки небольшого

размера, названия которых включают соответствующие звуки.

Ход игры: педагог предлагает детям по очереди достать игрушки из

«волшебного» мешочка, назвать их и определить наличие звука «С»

или «Ш» в ее названии. Победителями являются дети, которые

правильно выполнили задание.

Примечание: усложненный вариант игры может быть связан с тем, что

дети опознают игрушку посредством описания (в «волшебном»

мешочке), затем проверяют себя, доставая ее и показывая другим

детям. Затем продолжают выполнение задания.

Игра «Найди ошибку»

Цель: упражнять детей в определении количества слогов в слове.

Оборудование: поезд с тремя вагончиками, на каждом из которых

слоговая схема слова (одно-, двух- и трехсложные слова); предметные

картинки.

Ход игры: педагог знакомит детей с маленьким необычным поездом. У

поезда три вагончика с соответствующими эмблемами (слоговые схемы

слов). В каждом вагончике «едут» картинки. Однако поезд

отправляется до следующей станции в том случае, если названия

картинок соответствуют эмблемам (слоговым схемам слов). Педагог

сообщает, что поезд не едет, значит надо искать ошибки. Дети под

руководством взрослого находят ошибки и исправляют их.

Игра «Собери игрушки»

Цель: тренировать детей в определении места звука «С» в слове.

Оборудование: набор игрушек, три коробочки с приклеенными к ним

схемами звукового состава слова.

Ход игры: детям предлагается внимательно рассмотреть и назвать

набор игрушек. Затем взрослый просит детей разложить игрушки по

трем коробкам в соответствии со схемами звукового состава слов,

наклеенными на коробках.

Примечание. Возможно проведение игры в форме соревнования двух

команд детей.

Игра «Кубики»

Цель: Упражнять детей в определении количества звуков в слове.

Оборудование. Кубик с разным количеством кружков на гранях.

Ход игры. Педагог предлагает детям поиграть в игру с кубиком.

Каждый из детей бросает кубик и определяет, сколько кружков на

верхней грани. Затем среди картинок на доске он должен выбрать

такую, в названии которой столько звуков, сколько было на грани

кубика. Выигрывают те дети, которые выполняют задание верно.

Игра «Исправь ошибки Незнайки»

Цель: упражнять детей в правильном употреблении предлогов в

предложениях. Оборудование: перечень предложений (цветы стоят

на/в/ вазе; дети играют над/под/ деревом; и т.п.).

Ход игры. Педагог предлагает детям оценить предложения, написанные

Незнайкой. Дети определяют ошибки Незнайки, заменяют неправильно

употребленный предлог правильным.

Игра «Накорми Великана»

Цель: упражнять детей в образовании существительных мн. числа.

Ход игры. Педагог просит детей помочь Коту В Сапогах накормить

Великана. С этой целью дети образуют существительные

множественного числа от предложенных преподавателем

существительных единственного числа, обозначающих продукты

питания, овощи и фрукты (конфета – конфеты, котлета – котлеты,

сосиска – сосиски, огурец – огурцы, апельсин – апельсины и т.п.).

Игра «Придумай слово»

Цель: тренировать детей в выборе слов с заданным звуком.

Оборудование: Робот (игрушка)

Ход игры. Педагог знакомит детей с Роботом. Сообщает, что он любит

слушать и произносить слова со звуком Р. Дети подбирают слова с

указанным звуком. Если слово подобрано, верно, у Робота на голове

зажигается лампочка.

Игры, направленные на развитие мелкой моторики.

ЛАДОШКИ.

 На листе бумаги наносятся контуры ладоней. На каждой

странице помещается разное положение ладоней (пальцы вместе, врозь,

согнуты и т. д.) Ребенок прикладывая свои ладони, должен

максимально точно повторить изображение.

 

ПРОКАТЫВАНИЕ ШАРИКОВ.

 Дети катают маленькие шарики по

столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные

дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не

должен выскользнуть из-под ладони и должен прокатиться точно по

дорожке. Шарики можно катать как ладонями (в первых играх, так и

одним пальчиком (в последующих играх)).

Игры, направленные на развитие и активацию словаря.

Игра «Добавь слово»

Ход игры. Играют несколько человек. Первый называет какой-нибудь

предмет. Второй повторяет это слово и добавляет какое-либо свое,

третий повторяет первые два по порядку и называет свое и т. д. до тех

пор, пока кто-нибудь не собьется.

Игры, направленные на развитие связной речи.

Игра «Придумай предложение со словами….»

Ход игры:

Педагог предлагает слово (картинку, а дети составляют с ним

предложение.

Игра «Из чего сделано? »

Цель: образование относительных прилагательных.

Ход игры: Педагог. Ребёнок

Варенье из клубники-это какое варенье? Клубничное варенье

Сок из апельсина- это какой сок? Апельсиновый сок

Компот из яблок – это какой компот? Яблочный компот

Дом из кирпича- это какой дом? Кирпичный дом

Ваза из стекла-это какая ваза? Стеклянная ваза

Стол из дерева-это какой стол? Деревянный стол и т. д.

Игра «Чей, чья, чьё? »

Цель: образование притяжательных прилагательных

Ход игры:

Педагог Ребёнок

Хвост лисы-это чей хвост? Лисий хвост

Уши зайца-это чьи уши? Заячьи уши

Лапы медведя-это чьи лапы? Медвежьи лапы

Платье мамы-это чьё платья? Мамино платье

Платок бабушки-это чей платок? Бабушкин платок и т. д.

Игра «Какой бывает? »

Цель: подбор признаков к предмету, обогащение словаря

прилагательными

Ход игры: педагог спрашивает: «Каким бывает яблоко? », дети

называют признаки к названному предмету: «круглое, красное, сладкое,

кислое, гладкое, твёрдое»; «Какой бывает котёнок? »- «Маленький,

пушистый, ласковый, добрый»

Игра «Найди точное слово»

Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

Ход игры:

- Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что

это? »(Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но

и по величине, цвету, форме) .

- Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный.(еще

какой). Сахар сладкий, а лимон.(кислый). Весной погода теплая, а

зимой.(холодная).

-Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

-Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона. (летает,

рыба.(плавает), кузнечик.(прыгает), уж.(ползает) .Кто из животных как

голос подает? Петух.(кукарекает, тигр.(рычит), мышь.(пищит),

корова.(мычит) .

Игра «Один –много»

Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже,

преобразование из единственного числа во множественное.

Оборудование: картинки с разными предметами.

Ход игры:

Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет,

что здесь нарисовано — яблоко, а у вас — яблоки и т. д.

Груша… Дыня… Дом… Цветок… Огурец… Помидор… Стол…

Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик… .

Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки,

где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо

назвать предмет, т. е. ед. ч.

Игра «Кто самый наблюдательный».

Цель: закрепление форм винительного падежа.

Ход игры:

Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше

предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в

единственном числе, а второй повторял во множественном числе.

Речевой материал:

- Я вижу стол, окно, стул …

-Я вижу столы, окна, стулья…

Игра «Закончи предложения».

Цель: формирование навыков на сопоставление глаголов единственного

числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.

Ход игры:

Воспитатель начинал говорить предложения в 1-м лице, потом

обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему,

он отвечает в 3-м лице

Я иду. – Ты (идешь). – Он (идет)

Я стою. – Ты (стоишь). – Он (стоит)

Я иду гулять. – Ты (идешь гулять). – Он (идет гулять)

Я строю дом. – Ты (строишь дом). – Он (строит дом)

Я сплю. – Ты (спишь). – Он (спит).

Игра «Сосчитай до пяти»

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными

один, два, пять; актуализировать словарный запас по теме.

Ход игры: попросите назвать предметы с числами 1, 2, 5.

Лексический материал:

Один город —.

Одна улица —.

Одна страна —.

Одна река —.

Одно поле —.

Одна гора —.

Игра «Какой, какая, какие»

Цель: совершенствовать навыки словообразования прилагательных от

существительных.

Ход игры: предложите ответить на вопросы.

Лексический материал:

шум города – шум (какой) – (городской);

фонарь на улице – фонарь (какой) – …;

скамейка в парке – скамейка (какая) – …;

гости города – гости (какие) – …;

знак у дороги – знак (какой) - ….

Игра «Есть – нет»

Цель: образовывать существительные в родительном падеже.

Ход игры: предложить образовать слова по образцу.

Лексический материал:

город – нет города аптека — …

вокзал — … дом — …

магазин — … парк — …

улица – … житель — …

горожанин –

Игра «Образуй новое слово»

Цель: образовывать имена прилагательные от существительных,

существительные от прилагательных и глаголов, наречия от

прилагательных.

Ход игры: предложите образовывать слова по образцу.

Лексический материал:

Город – городской, Кубань – (кубанский, хлеб – (хлебный, казак –

(казачий).

горный – (гора, речной – (река, морской – (море).Печь – пекарь, пахать

– пахарь, плыть – пловец.

Игра «Исправь ошибку»

Цель: закреплять умение правильно согласовывать существительные с

прилагательными.

Ход игры: предложить исправить ошибки в словосочетаниях.

Лексический материал:

Красивая город.

Большие сквер.

Старое памятник.

Новая район.

Привокзальные площадь.

Речевые игры для коррекции звукопроизношения

«Гуси»

Цель: формировать правильное произношение звука Ш. Ход: ребенок

должен пальчиком проследить дорожки от изображения гуся к

цыпленку, котенку, мышонку и т.д., пугая их своим страшным

шипением.

«Помоги Маше»

Цель: автоматизация звука Ш в словах.

Ход: воспиатель говорит «Маша шла-шла и игрушки нашла». Ребенок

помогает собрать Маше игрушки называя предметные картинки

(кошка, матрешка, машинка, неваляшка и т.д.).

«Одень ребятишек»

Цель: автоматизация звука Ш в словах.

Ход: на картинке изображены мальчик и девочка, которым нужно

подобрать предметы одежды по сезону: девочке – летнюю, а мальчику

– зимнюю. Ребенок подбирает и называет предметные картинки (шуба,

шапка, сапожки, шарфик, шорты, шляпа, шлепки и т.д.).

«Слово заблудилось»

Цель: дифференциация близких по звучанию звуков З – Ж (С – Ш, Ж –

Ш).

Ход: Заблудится может каждый, Даже очень, очень важный, Бизнесмен

или ребенок, Белка, мышка и котенок, Вот и слово заблудилось, Не в

том месте очутилось, Испугалось и закрылось, Между слов других

забилось. Ты найди его скорей, Успокой и пожалей. Игра проводится с

картинками и без. Дети среди предметных картинок, подобранных на

определенный звук, должны найти картинку с оппозиционным звуком.

Например, шуба, шайба, санки, шарф.

«Закончи словечко»

Цель: дифференциация звуков З-Ж в словах.

Ход: ребенок заканчивает слово, начатое воспитателем, добавляя слоги

ЗА-ЖА (коза, кожа, береза, мимоза, лужа, медуза, стража и т.д.).

«Пускаем кораблики»

Цель: формирование правильного произношения звука Л.

Ход: ребенку показывается картинка, на которой звери пускают

кораблики. Чтобы помочь доплыть кораблику до места назначения,

необходимо провести по дорожке пальцем, произнося звук Л

«Магнитофон»

Цель: формирование правильного произношения звука Л.

Ход: воспитатель предлагает детям послушать и точно повторить ряд

слогов, интонационно выделяя ударный слог (ла-ла-ла), (лу-лу-лу и

т.д.).

«Один – много»

Цель: автоматизация звука Л в словах.

Ход: воспитатель бросает ребенку мяч и называет слово в единственном

числе. Ребенок возвращает мяч и называет слово во множественном

числе (стол-столы, дятел-дятлы, пила-пилы и т.д.).

«Вещи, которые нас окружают»

Цель: автоматизация звука Л в словах.

Ход: Много есть вещей полезных, Деревянных и железных, Что

помогут нам всегда, Нам без них ни как нельзя. Воспитатель называет

действие, а дети образуют слова со звуком Л (качаться-качалка, вешатьвешалка, точить-точилка, косить-косилка и т. д.).

«Угадай, чего не стало»

Цель: автоматизация звука Л (ЛЬ) в словах.

Ход: воспитатель предлагает определить самого внимательного из

детей. перед детьми раскладываются картинки в названиях которых

встречается звук Л (ЛЬ). Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает

любую картинку. Задача детей вспомнить и назвать картинку

«Назови, какого цвета»

Цель: дифференциация звуков Л (ЛЬ).

Ход: на столе три круга – желтого, зеленого, голубого цвета. Ребенок

называет, что изображено на картинке и какого цвета, и кладет

картинку к нужному кругу (желтый лимон, голубое платье, зеленый

салат и т.д.).

«Слово заблудилось»

Цель: дифференциация звуков Л (ЛЬ).

Ход: Заблудится может каждый, Даже очень, очень важный, Бизнесмен

или ребенок, Белка, мышка и котенок, Вот и слово заблудилось, Не в

том месте очутилось, Испугалось и закрылось, Между слов других

забилось. Ты найди его скорей, Успокой и пожалей. Игра проводится с

картинками и без. Дети среди предметных картинок, подобранных на

определенный звук, должны найти картинку с оппозиционным звуком

(клубок, клумба, лыжник)..

«Будильник»

Цель: формирование правильного произношения звука Р.

Ход: все дети ложатся спать (садятся на стульчики). Один ребенок –

будильник. Воспитатель говорит, в котором часу детей надо разбудить,

и начинает медленно считать, когда он произносит назначенное время,

будильник начинает трещать: р-р-р.

«Договори словечко»

Цель: формирование правильного произношения звука РЬ.

Ход: воспитатель начинает слово, а дети добавляют правильный звук

РЬ (фона…, сниги…, буква…, сло… и т.д.).

«Замени звук»

Цель: автоматизация звука Р в слогах.

Ход: воспитатель бросает мяч и называет слово, а задача ребенка

заменить первый звук на звук Р и назвать новое слово (хобот-робот,

пыжик-рыжик, нога-рога, мука-рука и т.д.).

«Ру-ру-ру»

Цель: автоматизация звука Р в слогах и словах.

Ход: воспитатель говорит: ру-ру-ру, ру-ру-ру, затеваем мы игру, руку

другу тянет друг, встанем мы в широкий круг. Каждый ребенок по

очереди называет слог ру, а рядом с ним стоящий заканчивает слово

(рубашка, ру-ка, ру-чей и т.д.). «Измени слово» Цель: дифференциация

звуков Л – Р. Ход: воспитатель предлагает детям изменять первый звук

в словах и получать новые слова (лак-рак, ложки-рожки, лама-рама и

т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов.«Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов  о подвижных играх и играх малой подвижности как о форме  двигательной активности детей.Задачи:1. Познакомить педагогов  с подвижными игр...

Мероприятии с родителями и детьми. Консультация "Умеете ли вы играть с детьми". Родительское собрание "Мамочка моя". Развлечение "Праздник добра, любви и вежливости". Тренинг "Как общаться во время игры". Справка.

Мероприятии с родителями и детьми. Консультация "Умеете ли вы играть с детьми". Родительское собрание"Мамочка моя". Развлечение "Праздник добра, любви и вежливости". Трен...

Методическая разработка родительского собрания совместно с детьми среднего дошкольного возраста «Играем вместе детьми»

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи. Задачи:1 . Формировать понятие родителей о возможности игры как ср...

Уважаемые родители!!!!Для того чтобы самоизоляция совместно с детьми дома проходила полезно, активно и плодотворно предлагаю Вашему вниманию дистанционное обучение наших детей: это задания, упражнения и игры с детьми для занятий дома по теме «Опыты и эксп

Уважаемые родители!!!!Для того чтобы самоизоляция совместно с детьми дома проходила полезно, активно и плодотворно предлагаю Вашему вниманию дистанционное обучение наших детей: это задания, упражнения...

Чем занять ребенка в период самоизоляции. Игры с детьми на отдыхе летом. Мгры с детьми перед сном.

Консультации для родителей дошкольников  - подборка игр для родителей с детьми дома, на отдыхе на природе, созданные в период самоизоляции....

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

В настоящее время наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста. Ведь подви...

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов о подвижных и малоподвижных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни. Вносить элементы творчества и театрализованности в игру....