Технология здоровьесбережения
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Шкарупа Валентина Николаевна

Технология здоровьесбережения (составлена на основе инновационной технологии охраны и укрепления психического здоровья детей Афонькиной Ю.А., Галай И.А.,Трифоновой Н.И.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh-tehnologiya.docx118.34 КБ

Предварительный просмотр:

Технология здоровьесбережения

(составлена на основе инновационной технологии охраны и укрепления психического здоровья детей Афонькиной Ю.А., Галай И.А.,Трифоновой Н.И.)

Составитель: педагог-психолог Шкарупа Валентина Николаевна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение        3

Глава 1.

Угрозы психическому здоровью дошкольников        5

Глава 2

Проектирование технологии охраны и укрепления

психического здоровья ребенка в ДОО        9

Глава 3

Работа с воспитанниками, родителями и педагогами по технологии здоровьесбережения        10

  1. Диагностический этап        10
  2.  Пректировочной этап        11
  3.  Формирующий этап        12
  4. Обобщающий этап        28

Литература        30

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ставит проблему охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, выдвигая ее на одно из первых мест в системе приоритетных задач.

В Стандарте определяется направленность основной образовательной программы на создание:

  • во-первых, условий развития дошкольников, открывающих возможности для позитивной социализации ребенка, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности) игра, изобразительная деятельность, конструирование, восприятие, сказка и др.);
  • во-вторых, развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Тем самым обеспечиваются гарантии охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, эмоционального и морально-нравственного благополучия воспитанников.

По определению О.В. Хухлаевой, являясь составным элементом здоровья в целом, включает в себя совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие человека со средой и возможность выполнения им социальных функций. Адаптация к социуму и способность успешно функционировать в нем выступают центральными показателями психического здоровья. Данный подход реализуется в данной технологии, отвечая таким принципам ФГОС ДО, как поддержка разнообразия детства, личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, уважение личности ребенка.

Ориентирами, которые положены в основу разработок данной технологии выступили:

  • Личностно-ориентированный подход (К.Роджерс, И.С.Якиманская, Н.Ю.Синягина), определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности ребенка, максимальный учет индивидуальных, субъективных и личностных особенностей детей;
  • Антропологическая парадигма в психологии и педагогике (Слободчиков, Е.И.Исаев, Б.С.Братусь), предполагающая целостный подход к человеку, смещение анализа с отдельных функций и свойств (внимание, память, мышление, произвольность и др.) на рассмотрение целостной ситуации развития ребенка в контексте его связей и отношений с другими;
  • Концепция психического и психологического здоровья детей (И.В.Дубровина), рассматривающая проблемы развития личности в условиях конкретного образовательного пространства, отдающая приоритет психопрофилактике возникновения проблем;
  • Парадигма развивающего образования (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов), предполагающая необходимость проектирование такой системы образования, которая не

только учит детей знаниям и умениям, но обеспечивает развитие у них фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств;

  • Теория педагогической поддержки (О.Газман, Н.Н.Михайлова), утверждающая необходимость сопровождения процесса индивидуализацимии личности и развитие ее

«самости», важность создания условий для самоопределение, самооктуализации и самореализации через субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка;

  • Концепция психологически безопасной образовательной среды (И.А.Баева), рассматривающая образовательный процесс как одно из условий повышения качества образования, как состояние защищенности воспитанников от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию, положительному самоотношению.

Глава 1.

Угрозы психическому здоровью дошкольников

Нарушение психического здоровья происходит под действием сложного комплекса биологических и социальных причин.

В период до рождения негативную роль играют отягощенная наследственность, хронические заболевания матери, алкоголизация и прием токсических веществ, инфекции и вирусные заболевания, конфликт по резус-фактору. Развитие плода в агрессивной среде, возникающей в утробе матери, приводит к разнообразным физическим дефектам, повреждениям мозга, нарушению анализаторов, общей ослабленности, низкой толерантности к нежелательным для организма веществам: лекарственным препаратам, алкоголю, табаку, наркотикам. Чем старше становится человек, тем большую роль в нарушении его психического здоровья играют социальные факторы.

В раннем возрасте ребенок наиболее зависим от взрослого, его психическое здоровье подвержено нарушениям ввиду неправильно выбранной стратегии воспитания. Особенно часто к нарушениям психического здоровья приводят депривация, фрустрация потребностей, стрессы, ошибки в воспитании.

Депривация – это лишение или ограничение возможностей для удовлетворения потребностей, это лишение в течение длительного времени определенных впечатлений, стимулов. Выделяют сенсорную, двигательную, материнскую и социальную депривацию.

Сенсорная депривация имеет место в ситуации при создании условий обедняющих стимулы, идущие из внешней среды.

Двигательная депривация предполагает ограничение или лишение потребности в движениях, которая выражена у детей очень ярко. Сужение пространства, доступного для перемещения, моторной активности, жизнь в замкнутом пространстве квартиры, постоянные ограничения в движении (чтобы не запачкался, не упал, не простудился…) приводят к тому, что ребенок становится раздражительным, подавленным или агрессивным, рассеянным.

Материнская депривация наблюдается в первые годы жизни и имеет комплексный характер. Она проявляется в том случае, если ребенок лишен общения с матерью в раннем возрасте.

Социальная депривация выражается в том случае, если ребенок не может установить продуктивные социальные контакты. Такая ситуация возникает не только в случае сиротства, но нередко и в семьях, когда ребенок предоставлен сам себе, не принимает участия в жизни семьи, хотя может обладать всем необходимым для материального благополучия. Депривация возникает не только в асоциальных семьях, но и во многих внешне благополучных семьях, где не удовлетворяется потребность ребенка в доверительных контактах с близкими людьми, где общение со стороны родителей носит чисто формальный, краткий характер, где обеднена эмоциональная сфера их общения с ребенком.

Фрустрация потребностей, в отличие от депривации, предполагает не отсутствие условий для удовлетворения ведущих потребностей, а навязывание способа их реализации. Например, ребенок не изолирован от ровесников, но дружит только с теми, кого укажут родители; не лишен общения со взрослыми, но общается только в тех случаях и только так, как взрослые сочтут нужным… В целом фрустрация рассматривается как особое психическое состояние, связанное с переживанием неудачи, возникающее при наличии препятствий на пути к достижению целей, которые человек расценивает как непреодолимые. Она сопровождается сложным сочетанием отрицательных эмоций, включающим разнообразные переживания от гнева до чувства вины. Фрустрация есть не что иное, как одна из форм психологического стресса.

Стресс – термин, который обозначает состояние человека, возникающее как ответ на разнообразные экстремальные воздействия, т.е. крайние, чрезвычайные, превышающие границу допустимого. Стресс возникает только в том случае, когда влияние фактора, вызвавшего стресс, превосходит приспособительные возможности человека.

Факторы, которые могут вызвать стресс, разнообразны. Причины стрессовых перегрузок у детей связаны с излишне строгими и многочисленными правилами, непоследовательностью в воспитательных воздействиях, необходимостью длительно пребывать в коллективе детей дошкольной группы или класса, необходимость общаться с незнакомыми и неприятными взрослыми. Помочь ребенку в стрессовых ситуациях нередко сложнее, чем взрослому, поскольку дети чаще всего не осознают свое состояние и не отдают себе отчета в его причинах. Ребенок, переживающий хронический стресс, пуглив, часто плачет без причины, боится быть активным, опасается общественного осуждения.

Ошибки в воспитании порождают дидактогении. Дидактогения, по определению Н.В.Жгутиковой, - это неблагоприятное последствие педагогических ошибок, отрицательного воздействия. В психологическом словаре под редакцией А.В.Петрановского дидактогения определяется как «вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (педагога, тренера, руководителя и т.д.) негативное психическое состояние учащегося (угнетенное настроение, страх, фрустрация и др.) отрицательно сказывающееся на его деятельности и межличностных отношениях».

Наиболее частыми причинами возникновения дидактогений являются запугивание, нетерпимость, конфликты, авторитарность, перегрузки, осмеяние, уличение, наказание стыдом, формирование комплексов вины, игнорирование естественных нужд ребенка, завышенные требования к нему. В целом факторы дидактогений достаточно разнообразны. Поэтому не представляется возможным их исчерпывающе классифицировать.

Психологический анализ образовательного процесса в ДОО позволил выделить следующие факторы, часто являющиеся причинами, нарушающими психическое здоровье детей.

Во-первых, игнорирование индивидуального жизненного опыта воспитанников. Многие из них уже в ранние периоды развития приобретают негативный личный опыт, который не могут осмыслить, переработать самостоятельно. Пренебрегая переживаниями

детей, взрослые нарушают чувство привязанности, провоцируют отчужденность. Отсутствие в окружении ребенка значимого взрослого подталкивает детей к разным формам саморазрушающего поведения, одним из первых проявлений которых являются установки «не могу», «не умею».

Во–вторых, ориентация педагогов на возрастные особенности детей при недооценке, а нередко и игнорировании, их индивидуальных проявлений: типологических, гендерных, латеральных (особенностей межполушарного взаимодействия), ведущей системы анализаторов, темпа развития (соотношения психологического, паспортного и физического возраста). Обучая и воспитывая ребенка, педагог нередко исходит из того, каким воспитанник, обучающийся должен быть согласно хрестоматийному обобщенному представлению об определенном возрасте, а не из того, какой он есть.

В-третьих, использование оценки как фактора психоподавления ребенка, что приводит к снижению у них мотивации достижения. Педагогическая оценка теряет свой развивающий смысл и не побуждает улучшать результаты своей деятельности. Негативное оценивание детей, приоритет наказаний над поощрениями, ограниченность в использовании невербальных средств оценки являются факторами, приводящими к дисгармонии личности не только того, кого оценивают, т.е. ребенка, но и того, кто его оценивает – педагога. Американский психолог и педагог, автор многочисленных книг по воспитанию, ставших бестселлерами, Эвелин Скотт считает: чтобы полностью уничтожить индивидуальность человека, достаточно его наказывать на протяжении всей жизни; внутренний огонь человека погаснет как свеча…

В-четвертых, проблема конструирования развивающей среды. Нередко ребенка пытаются подстроить под имеющуюся образовательную среду, под то представление о необходимых для него условиях развития, которые определили взрослые, исходя из своих представлений. Тем самым ребенка лишают возможности реализовывать свой собственный путь развития.

В-пятых, общепринятые представления в отборе методов обучения и воспитания и их эффективности. В данном случае не учитываются условия применения методов, категории детей и квалификации того, кто их применяет.

Разрешение данных противоречий как условие обеспечения психического здоровья детей требует:

  • создания образовательной среды с учетом потребностей развития воспитанников, обучающихся;
  • ориентация на четыре основных критерия при отборе методов обучения и воспитания: разумность, простота, действенность и приемлемость;
  • обеспечения психогигиенических условий и психотерапевтического климата в детском саду, исключающих боязнь ошибки, недооценку индивидуальных ресурсов, недооценку важности индивидуального стиля деятельности;
  • стимулирования процессов самопринятия и самооценки наряду с внешней оценкой;
  • построения индивидуальных траекторий (а при необходимости «обходных путей») развития детей в образовательном пространстве с учетом их образовательных потребностей и с максимальной стимуляцией компенсаторных механизмов;
  • помощи в осмыслении, отреагировании и переработке воспитанниками своего жизненного опыта, являющегося самым надежным способом обучения и воспитания.

При таком подходе дошкольное образование сможет обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей (в т. ч. их эмоционального благополучия), намеченных федеральными государственными образовательными стандартами в качестве одной из основных задач.

Глава 2

Проектирование технологии охраны и укрепления психического здоровья ребенка в ДОО

Технология здоровьесбережения может быть представлена следующим образом (см.таблицу)

Субъект образовательных

отношений

Технологический модуль

Направление работы

Дети дошкольного возраста

1.Педагогическое сопровождение дошкольников а процессе освоения                основной образовательной программы        дошкольного образования

1.1. Проектирование и осуществление образовательного процесса с учетом особенностей проявления свойств

темперамента у дошкольников

1.2.Развитие интересов, склонностей си способностей у детей

1.3.Развитие        у        детей        гендерных представлений

1.4.Формирование                взаимоотношений детей в группе детского сада 1.5.Обучение        детей        умениям

здоровьясбережения

2.Психологическая поддержка        ребенка        как субъекта образовательных отношений

2.1.Развитие        эмоциональной саморегуляции

2.2.Развитие        коммуникативной саморегуляции

2.3.Развитие        уверенности,        адекватной самооценки

2.4.Развитие моральной саморегуляции

Родители

Формирование функции сознательного родительства

Педагоги

1.Повышение психологической культуры педагогов

1.1.Повышение        диагностической

культуры педагогов

1.2        Обогащение        представлений        о

возрастных особюенностях дошкольника

1.3.Развитие        умений        педагогического

общения        с        детьми        в        разных образовательных ситуациях

2. Создание условий для охраны и укрепления психического здоровья

педагогов

2.1        Профилактика        и        преодоление

«эмоционального сгорания» педагогов

2.2.        «Развитие        коммуникативной компетентности у педагогов»

Глава 3

Работа с воспитанниками, родителями и педагогами по технологии здоровьесбережения

  1. Диагностический этап

Цель диагностического этапа, согласно ФГОС ДО, может быть определена как психолого-педагогическая диагностика развития детей, его динамика, в т.ч. измерение личностных образовательных результатов.

Задачи:

  • Выявление специфики психологических достижений, их динамики в каждой из сфер развития ребенка;
  • Определение факторов, влияющих на общий ход психического развития ребенка и становление отдельных психических функций;
  • Выделение факторов риска, в развитии ребенка;
  • Выявление индивидуальных особенностей психического развития ребенка;
  • Контроль за эффективностью используемых образовательных технологий.

Для        определения        состояния        психического        здоровья        воспитанников        могут применяться следующие диагностические методики:

  • «Секрет» (Т.Репина);
  • «Два дома» (И.Вандвик, П.Экблад);
  • Тест тревожности (Тэммл-Дорки-Амен);
  • Методика САТ;
  • Методика «Кактус» (М.Панфилова);
  • Методика «Паровозик» С.Велиева);
  • «Страхи в домиках» (А.Захаров);
  • Методика «Автопортрет», «Лесенка»
  • Методика «Несуществующее животное»
  • Методика «Рисунок семьи»

Кроме проведения диагностики и анализа полученных данных, педагоги и педагог- психолог ДОО выявляют факты жестокого обращения с детьми для оказания адресной помощи ребенку, реализуя задачу защиты детей от всех форм физического и психического насилия (Закон «Об образовании», ст.34,п.1.9).

Основным методом диагностики в данном случае является наблюдение за соматическим состоянием ребенка, его поведением и игрой, анализ сновидений, продуктов творчества, рассказов ребенка и близких взрослых, а также-специальных психодиагностических материалов (тестов, опросников и пр.)

На психическое здоровье ребенка большое влияние оказывает его ближайшее окружение.

Диагностические методики, используемые в работе с родителями воспитанников:

  • проективный рисуночный тест «Рисунок семьи»;
  • анализ родительских отношений (А.Я.Варга, В.В.Столин);
  • методика «Взаимодействие родитель – ребенок» (И.М.Марковская).

В        диагностической        работе        с        педагогами        могут        применяться        следующие психодиагностические методики:

  • методика оценки уровня общительности (тест Ряховского);
  • опросник определения стиля педагогического общения;
  • методика изучения мотивировок отношения дошкольников к личности воспитателя (Е.А.Панько);
  • типы        эмоционального        отношения        педагога        к        детям        (по        Н.А.Березовину, Я.Л.Коломинскому)
  1.  Проектировочный этап

Работа с дошкольниками по технологии здоровьесбережения проектируется на основе принципа интеграции образовательных областей. Задачи направленные на охрану и укрепление психического здоровья детей в соответствии с образовательными областями могут быть следующими:

Физическое развитие – задачи: развитие позитивного психосоматического состояния; повышение работоспособности, уверенности; преодоление нервно-мышечного напряжения; формирование навыков сотрудничества.

Социально-коммуникативное развитие – задачи: профилактика и преодоление эмоционального напряжения, невротических тенденций, страхов, вредных привычек, тревожности; освоение моральных норм; развитие самосознания и эмоционально-волевой саморегуляции; формирование структуры и форм общения детей со взрослыми и сверстниками, освоение продуктивных способов коммуникации в разных ситуациях, разнообразных форм сотрудничества со взрослыми и сверстниками; развитие нравственных чувств.

Познавательное развитие – задачи: развитие исследовательской активности; обогащение опыта; формирование адекватных представлений о себе, развитие познавательных чувств; формирование навыков сотрудничества.

Речевое развитие – задачи: развитие диалогического общения, языковой способности; формирование навыков сотрудничества.

Художественно-эстетическое развитие – задачи: развитие интересов, индивидуальных способностей, творческого потенциала, адекватной самооценки, уверенного поведения, укрепления позитивного психоэмоционального состояния, представление адекватных представлений о себе; позитивного самоотношения; развитие эстетических чувств; формирование навыков сотрудничества.

Задачи и формы работы с родителями проектируются исходя из:

  • содержания психологических портретов родителей (критерий объединения их в подгруппы - не возраст детей, а проблемы детско-родительских отношений);
  • тенденции, характеризующих детско-родительские отношения в определенной возрастной группе ДОО (в соответствии с ними определяются задачи, содержание и формы психологической работы).

Данные, полученные на диагностическом этапе, учитываются в определении приоритетов психологической работы с педагогами. Задачи работы педагога-психолога по психологической поддержке профессиональной деятельности педагога дифференцируются также, исходя из педагогического стажа.

Взаимосвязь педагогического стажа и задач психологической работы с педагогами

Стаж в годах

Характеристика        профессиональной деятельности

Задачи взаимодействия педагога- психолога и педагога

1-5

-Преобладание знаний над умениями;

-концентрация на собственных возможностях;

  • склонность к самоизменениям;
  • открытость новому;
  • профессиональный поиск;

-преобладание дисциплинарных мер воздействия на детей, неустойчивость а педагогических оценках

- Эмоциональная поддержка;

- развитие уверенности в своих силах;

-акцентирование профессиональных достижений

6-10

-Устойчивость профессиональной позиции;

-расширение и совершенствование методов образовательной работы;

-повышение субъективной значимости профессии

-Помощь в осознании личностных оснований профессиональных достижений;

-расширение позитивных возможностей профессионального роста;

-помощь в рефлексии

собственной профессиональной деятельности

11-15

-Осознание противоречий между имеющимися возможностями и желанием профессиональных изменений;

-возникновение стереотипов в работе, расширение коммуникативных умений

-Привлечение к наставнической и экспериментальной

деятельности;

-помощь в рефлексии достижений;

-расширение возможностей в

реализации инноваций

16-20

-Кризис профессионального самосознания, между «Я-реальным» и «Я – идеальным»;

  • возможное снижение профессионализма и формирование устойчивых механизмов психологической защиты;
  • рост увлеченностью работой

-Привлечение к наставнической и экспериментальной

деятельности;

-помощь в рефлексии достижений;

- расширение возможностей в реализации инноваций

  1. Формирующий этап

Работа с дошкольниками по технологии здоровьесбережения имеет профилактическую направленность и включает блок развивающих занятий по коррекции трудностей и психическом развитии дошкольников.

Задачи психолого-педагогической работы: максимальная реализация возможностей возраста; развитие индивидуальных особенностей (темпераментных проявлений, интересов и склонностей, гендерных отличий); предупреждение и преодоление трудностей развития ребенка.

Технология работы с детьми включает два модуля.

  1. Педагогическое сопровождение дошкольников в процессе освоения Основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
  2. Психологическая поддержка ребенка как субъекта образовательного процесса.

Модуль 1

Педагогическое сопровождение дошкольников в процессе освоения Основной общеобразовательной программы дошкольного образования

1. Работу по направлениям модуля обеспечивают педагоги ДОО.

Педагог-психолог оказывает помощь педагогам в организации повседневного общения с воспитанниками, в проектировании и осуществлении форм педагогического взаимодействия.

2. Проектирование и осуществление образовательного процесса с учетом особенностей проявления свойств темперамента у воспитанников.

Содержание работы педагога по данному направлению сконструировано на основе подхода Т.И.Чирковой

Организация деятельности строится с учетом возрастных особенностей нервной системы дошкольника на основе следующего принципа: учет индивидуально- типологических различий должен осуществляться независимо от возраста ребенка, степени выраженности этих различий, особенностей проявления свойств темперамента и своеобразия их сочетания.

Нервная система ребенка до 7 лет близка к слабому типу. Характерны неуравновешенность возбуждения и торможения: малая выносливость, быстрая утомляемость, возникновение охранительного торможения, повышенная возбудимость и чувствительность, быстрое возникновение реакции и трудностей с задержкой импульсивного действия.

При освоении образовательной программы реализуется охранительный режим деятельности ребенка, включающий:

  • релаксационные упражнения для профилактики и преодоления нервно-психического напряжения;
  • оптимальное чередование видов деятельности для профилактики и преодоления переутомления;
  • оптимизация двигательного режима для повышения общего тонуса;
  • стимулирование положительных эмоций, насыщение жизни ребенка положительными переживаниями, являющимися своеобразным «витамином», повышающим работоспособность.

Педагог применяет в образовательном процессе несколько тактик учета индивидуально-типологических различий воспитанников.

  1. Обеспечение условий, которых «требует» сам ребенок.

Такая тактика, эффективная в период адаптации ребенка к детскому саду, в последующем может привести к пониженной приспособляемости.

  1. Формирование черт характера, которые нивелируют отрицательное влияние некоторых свойств темперамента. Эта тактика предполагает варьирование педагогических условий, выработку привычек, формирование навыков поведения и деятельности. Необходимы постепенность, последовательность, дозировка нагрузок, оптимальный темп деятельности. Данная тактика эффективна, когда ребенок действует в привычных условиях. Происходит лишь маскировка свойств темперамента, которая не срабатывает в новых ситуациях.
  2. Усиление положительных и ослабление отрицательных проявлений темперамента. Организуя деятельность детей, педагог исходит из того, что нет плохих и хороших типов темперамента или его свойств. Например, тревожность может стимулировать активность,

саморегуляцию деятельности. Без нее снижается эффективность деятельности. Отрицательные проявления тревожности в виде робости, неуверенности можно преодолеть, создавая для ребенка ситуации успеха.

3) Тактика воздействия на данное свойство в том виде деятельности, в котором ребенок не испытывает существенных затруднений.

  1. Построение образовательного процесса на основе своеобразия индивидуального стиля деятельности ребенка.

Индивидуальный стиль деятельности определяется соотношением:

  • ориентировочной и исполнительной частей деятельности;
  • стереотипов и разнообразия действий;
  • аритмии и регулярности темпа деятельности;
  • импульсивностью или планомерностью действий;
  • продуктивности отсроченного и непосредственного воспроизведения материала.
  1. Опора на индивидуально-типологические особенности саморегуляции деятельности. Определяются первоначальный уровень и положительные стороны саморегуляции у ребенка, они поощряются, а далее создаются условия, способствующие осознанию способов саморегуляции ребенком. Постепенно усложняя формы детской деятельности, требования к ее выполнению, педагог формирует у воспитанников произвольную саморегуляцию.

Главное – обеспечить переход от приспособления к индивидуально-типологическим особенностям воспитанников к тактике формирования саморегуляции, самоуправления динамикой своего поведения и деятельности.

  1. Развитие интересов, склонностей и способностей детей.

Развитие интересов и склонностей воспитанников является важнейшим компонентом их воспитания и обучения, условием повышения качества образовательной работы.

Интересы предполагают направленность на поиск нового в объекте, стремление ознакомиться с предметом ближе, узнать его глубоко и разносторонне. Интересы включают особое отношение к предмету интереса и к задаче, состоящей в познании предмета. Именно интерес придает деятельности эмоциональную окрашенность, находит выраженность в волевом действии ребенка.

Склонности определяют как предрасположенность ребенка к определенному виду деятельности. Выявление и развитие детских склонностей значительно повышает творческие ресурсы ребенка, позволяет ему проявить себя и быть успешным, а также усиливает его стрессоустойчивость, поскольку обогащает его личность.

Для развития детских склонностей и способностей с учетом возможностей и потребностей возраста наиболее эффективными являются арт-педагогические и игровые технологии.

Арт-педагогические технологии основаны на технике активного воображения. Что облегчает процесс коммуникации, помогает ребенку раскрыть и проявить свои потенциальные возможности, преодолеть социальные и психологические барьеры, изучать окружающий мир.

Варианты использования арт-педагогических технологий предполагают:

  • создание ребенком творческих продуктов;

-коллективное со сверстниками творчество;

  • рассматривание и анализ высокохудожественных творческих продуктов, созданных мастерами;
  • наблюдение и участие в творческом процессе, осуществляемом самим педагогом.

Примеры арт-педагогических приемов

Художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие

Задачи:

  • регуляция        процессов        вегетативной        нервной        системы:        дыхания,        сердцебиения, терморегуляции и пр;
  • создание условий для безопасной коммуникации;
  • развитие групповой сплоченности, снижение отчуждения;
  • преобразование эмоций из отрицательных в положительные. Приемы:
  • активное прослушивание музыкальных произведений с дискуссией, предполагающей обсуждение своих мыслей, субъективных переживаний и образов – ассоциаций. Выражение своих эмоций с помощью несложных музыкальных инструментов без использования речи, в.ч. на определенную тему (приглашение, трудный разговор, праздник).
  • вокал в кругу;
  • воспроизведение мелодии с закрытым ртом;

- использование карты настроения с предметным отражением нюансов переживаний, вызванных музыкальным произведением (очень грустно – ультрамариновый цвет, чуть- чуть взгрустнулось – бледно-голубой и др.)

Физическое развитие, социально-коммуникативное развитие

Задачи:

  • преодоление нервно-мышечного напряжения;
  • создание позитивного психоэмоционального состояния;
  • повышение работоспособности, профилактика и преодоление утомления. Приемы:
  • чередование расслабления и напряжения, связанных с дыханием (под музыку);

-выполнение        движений        по        сигналу        (зрительному,        слуховому;        вербальному, невербальному).

  • выполнение разнообразных движений по кругу;
  • выполнение разнообразных движений со сменой поз;
  • включение средств воображения в оздоровительную работу (принимают закаливающий душ – «рисовать» на теле струей воды, прогреть грудную клетку своей рукой как горчичником, при выработке навыков рационального дыхания облака, букв, цифр и т.п.) Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
  • драматизация сказок;
  • разыгрывание эпизодов из знакомых сказок с использованием в качестве декораций и атрибутов предметов-заместителей: лоскутков, коробочек, кусочков бумаги и т.п.;
  • исследование        сюжетных        линий        сказок,        мотивов,        поступков        персонажей        и        их последствий;
  • рассказывание сказок от имени персонажа;
  • придумывание нового окончания сказки. Введение в сказку нового персонажа;
  • придумывание новых сказок с известными персонажами из разных сказок.

Художественно-эстетическое развитие, познание, социально-коммуникативное развитие

Задачи:

  • раскрепощение;
  • выражение своих психоэмоциональных состояний, мотивов, интересов;
  • развитие коллективного творчества;

- развитие        адекватной        самооценки,        уверенности,        осознание        своей        ценности        и неповторимости своего «Я».

Приемы:

  • рисунки на темы «Что я люблю больше всего», «Что я умею делать хорошо»;
  • цветопись настроения;
  • свободное рисование;
  • рисование по кругу;
  • рисование с закрытыми глазами;
  • рисование по мотивам сказок.
  1. Развитие у детей осознания гендерной принадлежности.

Решение данной задачи предполагает создание в ДОУ гендерно ориентированной образовательной среды. Такая среда предполагает:

  • создание традиций гендерно ориентированных игр (для мальчиков – так называемых

«силовых игр», «игр высокой подвижности», позволяющих перемещаться в широком пространстве);

  • освоение образцов поведения в соответствии с гендером в разных ситуациях (в.т.ч. конфликтных, проблемных) в процессе ознакомления с художественной литературой посредством анализа мотивов, поступков, репертуара поведения героев сказок и рассказов;
  • освоение правил этикета, типичных для представителей разного пола;
  • обучение построению позитивных взаимоотношений между мальчиками и девочками в игровой и других видах деятельности (доброжелательное отношение и взаимопонимание).
  1. Формирование взаимоотношений детей в группе детского сада.

Требуется постоянное внимание педагога к взаимоотношениям, которые возникают между детьми. Педагогу необходимо постоянно задавать себе вопросы:

  • Между какими детьми существует симпатия, желание действовать вместе? Чем это определяется?
  • Какие дети часто конфликтуют, жалуются воспитателю, мешают другим детям? Почему это происходит?
  • Каких детей часто обижают, игнорируют, не замечают? Почему это происходит?

Во все образовательные ситуации педагог включает приемы, направленные на развитие положительных взаимоотношений между детьми и преодоление трудностей межличностного взаимодействия.

Работа с непопулярными детьми

(Составлено по материалам пособия: Моралов В.Г., Фролов П.П. Психологические основы коррекции личностного развития у детей дошкольного возраста. – Череповец, 1996.)

Задачи

Приемы

1.Последовательное раскрытие        взрослым

  • здесь важно найти то, что более или менее хорошо умеет        делать        дошкольник        (хорошо        рисует,

позитивных        сторон личности отвергаемого или пренебрегаемого другими дошкольниками

следовательно, можно устроить выставку его рисунков, попросить его устроить выставку его рисунков, попросить его при всех рассказать о своем увлечении и др.);

  • воспитатель «подговаривает» одного из лидеров, с кем у него сложились хорошие отношения, вовлечь отвергаемого ребенка в игру, занятие и т.п. при условии, что отвергаемый дошкольник «симпатизирует» данному лидеру (другие дети, что отвергаемый ребенок играет с лидером и его окружением, будут по – иному смотреть на него, т.е. статус последнего может повыситься);
  • в ролевой игре периодически нужно привлекать ребенка с низким статусом на главные роли, делая это без того, чтобы вызвать «ревность» детей, привыкших к ведущим ролям (приобретая навыки руководства, непопулярный дошкольник будет постепенно чувствовать себя более уверенно, что незамедлительно отразится и на его статусе);
  • важно обеспечить реальный успех непопулярному ребенку (воспитатель, организуя групповое взаимодействие детей – коллективную постройку по образцу, - заранее обучает необщительного дошкольника, который, включаясь затем в совместную деятельность, справляется с ней наряду с другими

детьми)

2.        Обучение        навыкам общения

  • педагог организует игру-драматизацию (инсцинировку этического содержания) и берет на себя роль отрицательного персонажа (ведет себя, как НЕ надо, разговаривает, как НЕ надо, задача непопулярного ребенка – показать как НУЖНО, говорить, как НАДО);
  • если популярный ребенок принадлежит к инициативному типу, его лучше объединять с детьми либо инициативными и исполнительными, либо с исполнительными (социально импульсивных и социально пассивных лучше объединять с инициативными и исполнительными дошкольниками);
  • мини-тренинг, когда воспитатель или психолог поочередно просит всех детей группы найти положительное у каждого члена группы («Что хорошо умеет делать Сережа, Петя, Наташа» в т.ч. у ребенка с низким статусом), также использует не установление контакта, инициативное общение (подойди к другому, попроси игрушку, подойди к другому, задай вопрос; подойди к другому попроси игрушку; и др.)
  • упражнения на развитие способности выхода из конфликтных ситуаций (Пете и Вите понравилась машинка, Витя забрал машинку и не дает Пете: «Ты Петя, что ты будешь делать?», «Ты плохо себя вел, воспитательница недовольна твоим поведением, что ты

будешь делать?» и др.).

  1. Обучение детей умениям здоровьесбережения.

Осуществление данного направления предполагает использование в качестве ведущих технологий игровые.

Игра предполагает отображение мира в воображаемой , условной ситуации, но при этом ребенок переживает реальные чувства. Игра производит выраженный психотерапевтический эффект, изменяя отношение человека к себе и к окружающему, улучшая самочувствие, давая возможность опробовать и освоить разные способы общения с миром. Возможности игрового моделирования практически безграничны. Поэтому взрослый руководя играми детей, действенно влияет на все стороны их психической жизни.

Игровые технологии позволяют педагогу решать две взаимосвязанные задачи:

  1. Развитие самой игровой деятельности как ведущей и тем самым обеспечение появления психологических возрастных новообразований;
  2. Решение разнообразных образовательных задач через использование игровых ситуаций.

Использование игровых технологий предполагает ориентацию педагога на следующие принципы:

  • непрерывность игровых форм активности в жизни ребенка;
  • трансформация видов, содержания, форм игрового взаимодействия, содержания игр с возрастом;
  • преемственность разных видов игр;
  • связь игр с реальной жизненной практикой ребенка;
  • создание условий для перевода содержания игры на уровень обогащения личного опыта ребенка;
  • обеспечение безопасной коммуникации в игровом взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Исключение любых проявлений конкуренции;
  • безусловное   принятие        всех   проявлений        ребенка        в        игре,        безоценочность и недирективность в организации игр;
  • акцент на переживаниях ребенка, их выражении, осмыслении и регуляции.

Большие возможности для развития умений здоровьесбережения у дошкольников дает повседневное развивающее общение с воспитателями в разных ситуациях детской жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы использовать каждую возникающую ситуацию общения как воспитательную, развивающую.

Модуль 2

Психологическая поддержка ребенка как субъекта образовательного процесса

Модуль осуществляется педагогом-психологом.

Задачи педагогов – выступать в роли экспертов, каждодневно оценивая эмоциональное благополучие ребенка, при необходимости своевременно адресовать педагогу-психологу запрос об оказании адресно психологической помощи ребенку, а также создавать условия для закрепления позитивных изменений в развитии ребенка, которые являются результатом психологической работы с ним.

Направления работы по психологической поддержке дошкольников

  1. Развитие эмоциональной саморегуляции.

Эмоции играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения любой деятельностью, в значительной степени определяют эффективность обучения, также принимают участие в становлении любой творческой деятельности

ребенка. Свойственные ребенку положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость, восхищение, симпатия, сострадание) способствуют развитию таких черт характера как оптимизм, доброжелательность, жизнерадостность, великодушие. Если же закрепляются отрицательные переживания (раздражение, недовольство, отчаяние, разочарование, страх), это может способствовать появлению таких черт личности, как агрессивность, боязливость, малодушие, пессимизм и т.д.

Тревожность, страхи также существенно препятствуют адекватному общению, развитию личности ребенка и являются предметом коррекции. Наблюдения за игровой и повседневной деятельностью детей показывают, что часто дети неадекватным образом выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть), имеют недостаточно развитую выразительность движений, что является существенным барьером в установлении контактов с другими людьми, доброжелательных взаимоотношений, умении конструктивно общаться.

Проблема повышенной тревожности детей старшего дошкольного возраста также крайне актуальна. По данным исследований, у некоторых детей подготовительной группы тревожность не снижается, а даже повышается, особенно учебная тревожность. Это связано в первую очередь, с психотравмирующим характером познавательного общения в ДОО и в семье при подготовке к школе.

Важной задачей является формирование эмпатии – способности эмоционально отзываться на переживания другого, мысленно или эмоционально вставать на место другого человека, переживающего какие-либо чувства.

В связи с этим организуется работа по закреплению в сознании детей положительных переживаний, решается задача по овладении детьми «языком» эмоций, на основе чего и формируется умение управлять своей эмоциональной сферой.

  1. Развитие коммуникативной саморегуляции.

Не все дети умеют конструктивно общаться со сверстниками, что является причиной возникновения нарушений во взаимоотношениях с товарищами. Хотя они хорошо знакомы с нравственными нормами поведения, но в общении забывают пользоваться правилами, нередко импульсивны, не всегда проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению друг к другу. Поэтому важным моментом здоровьесбережения является развитие коммуникативной сферы ребенка, преодоление конфликтности, формирование дружеских взаимоотношений в детской группе.

  1. Развитие уверенности, адекватной самооценки.

В дошкольном возрасте начинается формирование самооценки, которое происходит под влиянием семьи, сверстников, личного опыта, взрослых. Соответственно, в опыт работы включена деятельность по развитию уверенности в себе, веры в собственные силы. Уверенность развивается как продукт положительного самоощущения, позитивного самопринятия, адекватных представлений о себе.

  1. Развитие моральной саморегуляции.

Важным моментом в развитии умения управлять собой у дошкольника является освоение им нравственных норм и формирование нравственных эталонов – идеальных, возникших в сознании образцов поведения, обобщенных представлений об общественно одобряемом способе поведения в конкретной ситуации или сходных ситуациях, с которым ребенок сравнивает свои поступки и дает им оценку.

Накопление ребенком практики подчинения своего импульсивного поведения, ситуативных желаний моральным нормам в ситуации морального выбора содействует формированию социально одобряемого способа поведения, отражающего черты характера.

Каждое направление психологической работы включает два аспекта деятельности педагога-психолога:

  1. развивающее-профилактическое (реализация возможностей возрастного развития);
  2. коррекционно-развивающее (преодоление трудностей развития детей – тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка и пр.)

Формы деятельности педагога-психолога – это не только проведение специально разработанных психологических занятий с детьми, но и интегрирование психологических приемов в разнообразные виды детской деятельности.

Основными психологическими средствами деятельности педагога-психолога являются:

  • психологические упражнения;
  • психологические игры;
  • этюды (в т.ч. психогимнастические);
  • проблемно-практические и проблемно-интеллектуальные ситуации;
  • техники визуализации (посредством создания художественных образов);
  • чтение и анализ фольклорных и литературных произведений;
  • создание творческих продуктов.

Перспективный план психологической работы с дошкольниками 6-7 лет по формированию здоровьесберегающих умений

Месяц

Методические приемы

Сентябрь

Диагностический период

Октябрь

  • Игра «Театр настроений;
  • релаксационные упражнения;
  • упражнения на развитие межполушарных связей;

-решение проблемно-практической ситуаций «Подними настроение сверстнику»; «Встреча с другом»; «Как можно поднять себе настроение»

  • Правила. «Какие правила тебе известны?» (Т.В.Ананьева)

Ноябрь

  • Беседа о страхах;
  • занятие «Сделаем страх смешным»;
  • этюды «Страх», «Ваське стыдно», «Хорошее настроение»,

«Поссорились и помирились»;

  • релаксационные упражнения;
  • упражнения на развитие межполушарных связей;
  • решение проблемной ситуации «Умей попросить о помощи»;
  • занятие «Путешествие в струну Психология»

Декабрь

Занятие «Поможем себе победить злость» Упражнение «Выбиваем пыль», «Кулачок»; Упражнение «Рычи, лев, рычи»;

Игра «Узнай настроение по голосу»;

Решение        проблемно-практических        ситуаций        «Испортился рисунок», «Не досталась игрушка», «Помири товарища»; Рисование «Мои друзья»

- Занятие «Мое психологическое здоровье»

Январь

Занятие «Моя семья»

Упражнение «Опиши своих маму, папу, бабушку, дедушку, сестру, брата…»

Рисование «Моя семья»

  • релаксационные упражнения;
  • упражнения на развитие межполушарных связей;

Решение проблемно-практических ситуаций «Как поделить сладости», «Самая важная профессия»

Февраль

Игры: «Слепой и поводырь», «Воробьиная семья», «Пчелкины песни».

Решение проблемно-практической ситуации «Помоги взрослому». Арт-терапия по Захарову.

Игра-драматизация «О храбрых зайчатах, которые думали, что они трусливые».

Обучающее развлечение для детей старшего дошкольного возраста по формированию ЗОЖ «Праздник здоровья»

Март

Занятие «Воспитай уверенность в себе».

Игры «Мое имя», «Зеркало». Упражнение «Нарисуй себя». Беседа «Как мы боремся с трудностями»

Рисование «Я в будущем».

Сочинение сказки о ребенке, не похожем на него.

Апрель

Чтение сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок». Решение проблемной ситуации «Упал».

Игры «Липучки», «Только вместе»

Беседа «Ты обиду не держи, поскорее расскажи»

Упражнение «Сделаем по кругу друг другу подарок, «Вежливые слова»

Май

Беседа «Как вести себя если поссорился?».

Решение проблемно-практической ситуации «Не помог маме» Прослушивание и обсуждение рассказа Л.Н.Толстого «Два товарища».

Беседа «Как правильно дружить?»

Рисование с ограниченным количеством карандашей. Беседа по проблеме чуткого отношения друг к другу.

Занятие «С кем я дружу»

Октябрь-май

УДИВЛЯЮСЬ, ЗЛЮСЬ, БОЮСЬ, ХВАСТАЮСЬ И РАДУЮСЬ

Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста Авторы: Крюкова С.В., Слободяник

Н.П.

Работа с родителями

На формирующем этапе работа с родителями предполагает комплексное использование как традиционных и интерактивных форм работы с родителями, среди которых наиболее эффективны:

  • родительские собрания;
  • консультации;
  • занятия с детьми, предполагающие участие родителей;
  • конкурсы продуктов совместной деятельности родителей с детьми;
  • лектории;
  • семинары-практикумы;
  • ведение детско-родительских групп;
  • размещение информации для родителей, консультаций, рекомендаций

Примерное планирование работы с родителями на учебный год

Тема        и        цель мероприятия

Сроки проведения

Форма проведения

Участники

Ответственные за подготовку

«Психическое здоровье дошкольника»

Цель:формирование представлений        у

родителей        об условиях охраны и укрепления психического

здоровья дошкольников

Начало учебного года

Групповое родительское собрание

Педагоги, родители (законные представители)

Заведующий, старший воспитатель, педагоги, педагог- психолог

«Позитивные шаги в

воспитании позитивных детей». Цель: формирование у        родителей (законных представителей) представлений                о влиянии        семейного воспитания        на

развитие ребенка

Октябрь

Лекторий

Педагоги,

родители (законные представители)

Старший

воспитатель, педагоги, педагог- психолог

«Цветик- семицветик»

Цель: формирование у        родителей (законных представителей) представлений        об условиях                развития

детских достижений

Ноябрь

Акция

Дети, педагоги, родители (законные представители)

Старший воспитатель, педагоги, педагог- психолог

«Тропинка родительской любви»»

Цель: Гармонизация детско-родительских отношений, содействие        в укреплении

семейных взаимоотношений

Февраль

Тренинговое занятие

Родители детей старшего дошкольного возраста

Педагог- психолог

«Путешествие        в страну семейную» Цель: Гармонизация детско-родительских

отношений,

Апрель

Тренинговое занятие

Родители        с детьми старшего дошкольного

возраста

Педагог- психолог

содействие        в укреплении семейных

взаимоотношений

«Как        родителям помочь                ребенку пережить стрессовую ситуацию?»;

Как помочь ребенку пережить        развод?»;

«Угрозы психическому здоровью дошкольников»;

«Жестокое обращение с детьми

в семье» и др.

В        течение учебного года

Консультации индивидуальные и групповые

Родители

Педагог- психолог

Содержание акции для родителей

«Цветик-семицветик»

(При разработке данного мероприятия использована идея Е.К. Лютовой и Г.Б.Мониной из книги «Шпаргалка для родителей»)

Задачи:

- накопление эмоционально-положительного опыта общения;

  • преодоление психоэмоционального напряжения;
  • развитие коммуникативных навыков, позитивного самовосприятия и взаимовосприятия, социальной уверенности.

Понедельник – «День семьи»

1. Конкурс рисунков «Я и моя семья». Детям предлагается нарисовать свою семью. 2.Упражнение «Мы стоим рука в руке». Взрослые и дети встают в круг, берутся за руки, приветствуют друг друга, проговаривая следующие слова:

Мы стоим рука в руке,

Вместе мы - большая лента, (образуют большой круг) Можем мы большими быть, (руки поднимают вверх) Можем маленькими стать, (приседают)

Но один никто не будет. (возвращаются в исходное положение)

Игра «Клубочек»

  1. Ведущий держит в руках клубочек, обматывает кончик нитки вокруг пальца и задает вопрос кому-то из участников, бросив ему клубок.

Инструкция: каждый из вас должен обмотать ниточку вокруг пальца и передать клубочек другому, ответив на мой вопрос.

Вопрос для родителей:

  • Какой ваш любимый цвет?
  • Что вы любите готовить?
  • Какое у вас любимое животное? Вопросы для детей:
  • Какой ваш любимый мультфильм?
  • Какая твоя любимая сказка?
  • Где любишь отдыхать?
  1. Прощание «Я желаю отличного настроения».

Вторник – «Мой мир»

  1. Опрос детей, родителей и педагогов: «С каким настроением вы пришли в детский сад?»
  2. Организация сюжетно-ролевых игр.
  3. Беседа о том, какие люди разные, чем мы отличаемся, чем похожи.
  4. Игра «Назови ласково». Ребенок называет себя именами, которые ему нравятся, так, как называют его дома. Дети повторяют.
  5. Рисование «Это-Я».
  6. Прощание «Я желаю отличного настроения».

Среда – «Радость общения»

Проводится мини-тренинг с родителями.

  1. «Дошкольник в эпитетах». Родителям предлагают дать характеристику своему ребенку одним эпитетом (обозначить самое значимое). Эпитеты не должны повторяться
  2. «Радость общения с ребенком» Родителям предлагается закончить предложения, которые помогут им сконцентрировать внимание на своих ощущениях и способах нейтрализации негатива по отношению к детям:
  • Мне нравится общаться с ребенком, потому что…
  • Длительное общение с детьми меня раздражает, потому что…
  1. Графическая методика «Четыре персонажа».

Инструкция: «Изобрази себя в образах четырех персонажей – растения, животного, неодушевленного предмета и человека».

  1. Упражнение на дыхание «Воздушный шарик».

Четверг – «День эмоций»

Тренинг направлен на овладение приемами саморегуляции своего эмоционального состояния. Родителей знакомят с телесно-ориентированными техниками преодоления напряжения.

Например, телесно-ориентированное упражнение «Погода». Участники разбиваются по парам. Один отворачивается к партнеру спиной, он-бумага, второй – художник. Ведущий предлагает «художникам» нарисовать на «бумаге» (спине) сначала теплый ласковый ветер, затем усиливающийся ветер, затем дождь, сильный ливень, переходящий в град, снова ветер, переходящий в теплое дуновение ветерка, а в конце ласковое теплое солнышко, согревающее землю. По окончании упражнения участники меняются местами. Каждый участник высказывает свое мнение и рассказывает о тех ощущениях, которые появились в процессе игры.

Пятница – «День радости»

Тренинг включает следующие упражнения.

«Продолжи фразу»

Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим.

  • «Я люблю…»;
  • Меня радует…»;
  • «Мне грустно, когда…»;
  • «Я сержусь, когда…»;
  • «Я горжусь собой, когда…»

«Наши ожидания»

_ Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Что вы ждете от этого тренинга? (Каждый участник записывает свои ожидания в правой колонке на листке.)

  • Что вы готовы вложить в тренинг? (Каждый участник записывает в правой части листка свой вклад в тренинг.)

Участники по кругу зачитывают свои ожидания от тренинга и вклад.

  • То, что мы с вами записывали, безусловно, может изменяться на протяжении всего тренинга. Возможно, вы получите то, чего не ожидали. Многое также будет зависеть от вашей активности. В конце тренинга у нас с вами будет возможность проанализировать свои ожидания.

Упражнение «Дождик»

Участники становятся в круг друг за другом и кладут руки т на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.

Арт-технология «Радость»

Выполняется коллективная работа с использованием разнообразных изобразительных техник.

Работа с педагогами на формирующем этапе

Семинары-практикумы для педагогов «Мир детства: психическое здоровье ребенка»

Проблема

Задачи

Проблемные задания

Литература

1. Психическое здоровье ребенка: что ему угрожает?

Научить выявлять психологические угрозы и факторы риска психологическому здоровью ребенка в образовательном процессе и применять превентивные меры

Дискуссия        по

проблеме        «Что такое дидактогении?».

Решение проблемных ситуации.

Практическое задание: на основе наблюдения

выявить        детей        с признаками дидактогений

Психолого- педагогическое сопровождение в ДОУ ребенка раннего возраста. Методическое пособие. – М.:АРКТИ, 2010.

Пахальян В.Э. Психопрофилактика и безопасность психологического здоровья детей// Прикладная психология. – 2002.-№5-6.

Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников.-

М.:Академия, 2003.

2. Виды нарушения психического здоровья у

дошкольников

Сформировать представление        о симптоматике наиболее

распространенных

Практическое задание:        провести педагогическую оценку

эмоционального

Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и

младших школьников. –

нарушений        и        их причина,                        о признаках жестокого обращения                        с

детьми.

состояния детей в разных ситуациях детского        сада Выявить детей с признаками

стресса

М.: Академия, 2003.

3.Формирование межличностных взаимоотношений дошкольников

Освоить методы и приемы развития и регуляции детских взимоотношений

Дискуссия по проблеме «О чем расскажут игры в песочнице?».

Решение проблемных ситуаций.

Практическое задание: провести психолого- педагогическую диагностику взаимоотношений

в группе

Развитие        интегративных качеств        дошкольников: Методический конструктор.- Волгоград: Учитель, 2012

4. Стиль взаимодействия педагога с детьми как условие охраны и укрепление психического здоровья детей

Показать        влияние разных                стилей взаимодействия на психическое здоровье        ребенка. Сформировать представление                о критериях качества процесса педагогического взимодействия        в психологически безопасной                среде: снижение напряженности, развитие способности                                к саморегуляции, гармонизация внутреннего                        мира участников

образовательного процесса

Дискуссия        по проблеме «Пять правил того, как надо и как нельзя общаться                с ребенком».

Решение проблемных ситуаций.

Практическое задание:        оценить свой                стиль взаимоотношений с детьми

5.Развитие детских интересов, склонностей и способностей как профилактика нарушений психического здоровья у детей

Развивать                умения проектировать образовательные ситуации                                и образовательную среду        с                        целью развития                детских интересов,

склонностей        и

Дискуссия        по проблеме «Каковы первые проявления способностей?» Решение проблемных ситуаций.

Практическое задание:        изучить

Развитие интегративных качеств дошкольников: Методический конструктор. – Волгоград:Учитель, 2012.

«Творческая академия»: Программа развития способностей к

творческой деятельности

способностей

склонности        и способности детей. Составить тематику и планы проектной

деятельности        с детьми с учетом их

склонностей        и способностей

у старших

дошкольников/Методист.- 2012.-№4. – С.64-67.

Организация работы ДОО с талантливыми дошкольниками /авт.- сост. Ю.А.Афонькина, О.В.Филатова.-

Волгоград: Учитель, 2013.

Примеры проблемных ситуаций

  1. Мама, передвигаясь быстрым шагом, тащит за собой за руку трехлетнюю девочку, малышка упирается и хнычет.
  • Мы идем танцевать! Сейчас ты будешь танцевать!
  • Пе-еть, пе-е-е-ть… (хнычет сильнее)
  • Нет, танцевать, ты же хочешь быть принцессой!!!
  • Нет, хочу петь, пе-е-е-ть!!!
  1. Из разговора с мамой пятилетней девочки; «Мы так хорошо погуляли!.. Целых полтора часа! Все магазины обошли!»
  2. Закончилось занятие по хореографии. Родители увели детей. В раздевалке осталась одна девочка, лет шести. Она с растерянным видом стоит у входа, явно не зная, что ей делать. В спешке вбегает в раздевалку ее мама: «Как ты еще не одета! Ты должна уже быть одета! Ты должна ждать меня одетая у двери! Я целый день на ногах! А теперь еще тебя ждать!!!»

Девочка понуро и молча идет одеваться.

  1. Лена принесла новую игрушку и в стороне тихо с ней играет. Подходит Катя, некоторое время стоит молча.

Катя: «Дай мне поиграть». Лена: «нет, я сама играю». Катя: «Ну, дай, пожалуйста». Лена молча продолжает играть.

Катя: «Я же тебе сказала «пожалуйста» Дай!!!» Подходит воспитатель.

Воспитатель (настойчиво): «Лена, поделись игрушкой. Дай Кате поиграть!»

  1. Из диалога с мамой:
  • Во сколько засыпает ваша девочка?
  • Не знаю, я ее укладываю часов в девять. Спит – не спит, а из комнаты не выходит. Я ей сразу запретила. Когда я захожу к ней в половине одиннадцатого, она обычно уже спит. Она у меня приучена.
  1. «У вашего ребенка нарушено произношение нескольких звуков. Надо позаниматься с логопедом». – Зачем? Ему же не диктором быть».

Психологическая безопасность личности педагога

В современных условиях на одном из первых мест среди качеств личности педагога выходит стрессовоустойчивость, характеризующая надежность его профессиональной деятельности, т.е. способность в условиях помех и при этом достигать высоких

результатов, сохраняя внутреннюю гармонию и равновесие со средой, а также мобильность, гибкость и ответственность.

Таким образом, для решения современных задач развития образования важным представляется обучение педагога поддержанию своей психологической безопасности, как в профессиональном, так и в личном пространстве.

Для решения данной задачи в рамках данной технологии с педагогами проводятся индивидуальные и групповые консультации, развивающие занятия, семинары, целью которых является формирование представления о факторах психологической безопасности личности, содействие охране и укреплению их психического здоровья.

Задачи занятий с педагогами:

  • обеспечение развития психологических механизмов самокоррекции неблагоприятных состояний при выполнении профессиональных функций;
  • помочь освоить приемы саморегуляции, самоуправления жизненным тонусом, работоспособностью и творческими проявлениями в разнообразных профессиональных ситуациях;
  • способствовать выработке навыков психогигиены профессиональной деятельности и профессионального общения.

Примерные темы для занятий с педагогами:

  1. Психологические угрозы личности.
  2. Психологические угрозы здоровья.
  3. Бесконфликтное общение. Я-высказывания и Ты-высказывания. Спорсобы облегчения решения конфликтов. Алгоритм анализа конфликтных ситуаций. Особенности бесконфликтного поведения.
  4. Стресс. Причины и виды стресса. Стадии стресса. Симптомы стресса. Факторы понимания и управления стрессовыми ситуациями.
  5. Как управлять собой? Приемы снятия психомышечного напряжения. Работа с дыханием. Сон. Физические нагрузки. Хобби.
  6. Как научиться уверенности. Социальный страх. Характеристики уверенного и неуверенного человека. Направленность на успех. Потребность в достижениях. Приемы устранения чувства страха. Эффективные модели поведения в ситуации коммуникативного давления.
  1. Преодоление депрессии. Неуверенность и депрессия. Причины депрессии, ее проявления в познавательной, эмоциональной, поведенческой сферах. Приемы преодоления депрессии. Осознание своих особенностей как профилактика депрессии. Баланс «поглаживаний» (Э.Берн).

  1. Обобщающий этап

Критерием        эффективности        психолого-педагогической        работы дошкольниками  является овладение детьми нормами здоровьесберегающего поведения, важнейшие из которых:

  • умение осуществлять самоконтроль и самоанализ своего поведения;
  • умение положительно оценивать свои возможности, способности и обосновывать собственную самооценку;
  • умение переживать эмпатию;
  • умение словесно выражать свои эмоции и определять самочувствие человека, его настроение;
  • умение конструктивно общаться со взрослыми и сверстниками, продуктивно разрешать конфликтные ситуации;
  • умение адекватно оценивать свои возможности и результаты, адекватный уровень притязаний;
  • умение проявлять себя в творческой деятельности;
  • умение ставить и достигать цели;
  • умение насыщать свои интересы и склонности.

Критериями        эффективности        психологической        работы        с        родителями        является формирование следующих здоровьесберегающих умений:

  • замечать изменения психоэмоционального состояния детей, использовать приемы поддержания и восстановления позитивного состояния;
  • понимать мотивы поступков детей и учитывать мотивы в процессе взаимодействия с детьми;
  • определять потребности детей и выбирать адекватные потребности способы их удовлетворения;
  • конструктивно использовать педагогическую оценку;
  • адекватно определять возможности ребенка и перспективы его развития.

Литература

  1. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В. и др. Тренинг развития жизненных целей. – СПб., 2002.
  2. Воробьева Е.Н., Колесников В.Н., Мерк В.Т. Программа родительских тренингов

«Невероятные годы»//Психолог в детском саду. – 2008. - №3.

  1. Дубровина И.В. Психологическое здоровье детей и подростков – М., 2000.

  1. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. – М., 2007.

  1. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. – СПб., 2003.
  2. Иванова        Н.В.   Формирование        социального        пространства   отношений        ребенка        в дошкольном образовательном учреждении – Череповец, 2002.
  3. Истратова О.Н., Широкова Г.А. Большая книга детского психолога. – Ростов- на – Дону, 2008.
  4. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. – СПб., 2004.
  5.  Никифоров Г.С. Психология здоровья, - СПб., 2003.

  1. Орлова И.В. Тренинг профссионального самопознания: теория, диагностика и практика педагогической рефлексии. – СПб., 2006.
  2. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М., 2000.

  1. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье: Дошкольный и школьный возраст. – М., 2006.
  2. Практикум по психологии здоровья / под ред. /Г.С. Никифорова. – СПб., 2005. 14.Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и

младших школьников, - М., 2003.

15. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему «Я»: как сохранить психолгогическое здоровье дошкольников и младших школьников. – М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аквааэробика- технология здоровьесбережения и сопутствующая форма развития плавательных способностей детей дошкольного возраста.

Образовательный процесс в овладении плавательными навыками требует от детей усидчивости, концентрации внимания на выполнении каждого движения, а дети не любят монотонности и однообразия. В связи с эти...

Деловая игра для педсовета «Использование образовательных технологий здоровьесбережения»

Деловая игра для  педсовета «Использование образовательных технологий  здоровьесбережения»Цель:  Повысить компетентность педагогов  в области образовательных технологий   здор...

Технологии здоровьесбережения в ДОУ: "Быть здоровым - здорово!"

Технологии здоровьесбережения в ДОУ: «Быть здоровым — здорово!».Реализация нами инновационных здоровьесберегающих технологий в оздоровительной деятельности:• внедрение новых здоровьесберегаю...

Перспективный план работы на год по теме "Технологии здоровьесбережения в ДОУ"

Перспективный план работы на год по теме "Технологии здоровьесбережения в ДОУ"...

Технологии здоровьесбережения в дошкольной образовательной организации

ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИВ дошкольных учреждениях всегда уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой гл...

«Разноцветные кораблики». Технология здоровьесбережения.

Интереснейшая методика работы с водой для детей раннего возраста. Дети непроизвольно через экспериментальную деятельность знакомятся со свойствами воды и предметов....

«Использование информационно-коммуникативных технологий в сочетании с технологиями здоровьесбережения в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида».

      В статье обозначена актуальность использования информационно-коммуникативных технологий в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида на современном этапе р...