Перспективный календарно-тематический план на 2023-2024 учебный год
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике

Вилигина Ольга Александровна

Перспективный календарно-тематический план на 2023-2024 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno_tematicheskoe_planirovanie_2023-2024_god.docx65.53 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 92»

ИНН 2460114829/КПП 246001001/ ОКПО 41934447/ ОГРН 1192468036122

660043, г. КРАСНОЯРСК, ул. Линейная, 121.   /E-mail: dou92krsk@yandex.ru

_________________________________________________________________

                                                                                                                                                       Утверждаю:

Заведующий МБДОУ №92 М.А. Шахова

«        » ___________________ 2023г.

Перспективный календарно-тематический план на 2023-2024 учебный год

Составила: учитель – логопед

Вилигина О.А.

Красноярск, 2023 г.

Основные направления коррекционно-развивающей работы

учителя-логопеда с детьми дошкольного образования

        Программа коррекционно-развивающей работы включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:

 коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков ребенка с ТНР в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения ребенка  и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для ребенка с ТНР, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий по

логопедической деятельности

      Индивидуальная форма работы (продолжительность до 25 минут) составляют существенную часть работы учителя-логопеда. Она направлены на осуществление коррекции индивидуальных речевых недостатков воспитанников, создающих определённые трудности в овладении программой. Учёт индивидуальных форм работы фиксируется в плане индивидуальной работы с ребенком.

        Основная цель индивидуальной работы состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. В индивидуальной работе учитель-логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, сгладить невротические реакции. В индивидуальной деятельности дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры.

        Формы планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

представлены в виде календарно-тематического планирования занятий.

        В основе планирования работы с детьми с ТНР лежит тематический план. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию, лепке, аппликации, конструированию, в играх. Часть проводится учителем-логопедом, часть воспитателем.

        Одно из важнейших условий реализации тематического принципа - концентрированное изучение темы (в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Для обеспечения разностороннего развития детей с тяжелыми нарушениями речи в содержание обучения и воспитания введены тематические события.

Коррекционные задачи каждого из разделов:

1. Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков звуко-слогового анализа и синтеза

а) Развитие просодической стороны речи

Формировать правильное речевое дыхание.

Закрепить навык мягкого голосоведения.

Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.

Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.

б) Коррекция произносительной стороны речи

Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

Сформировать правильные уклады аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.

в) Работа над слоговой структурой слова

Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.

Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звуко-слоговой структуры.

Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех,  четырех слогов и пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (динозавр, температура, градусник)

Закрепить понятие слог и умение оперировать им.

г) Формирование произносительной стороны речи.

Уточнять у детей произношение сохранных звуков.

Вызывать отсутствующие звуки и закреплять их на уровне слогов, слов, предложений и в связной речи.

Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов, доступного звуко – слогового состава.

Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость – звонкость; твердость – мягкость.

Формировать правильное произношение звуков: шипящих, свистящих, сонорных звуков, аффрикат.

Автоматизация правильного произношения поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи.

Совершенствовать навыки по  дифференциации звуков по участию голоса (с-з), по твердости – мягкости (л-ль), по месту образования (с-ш).

д) Овладение элементарными навыками письма и чтения.

Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки.

Учить выделять звук в словах (в начале, середине, конце).

Учить выделять звук и ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов и в словах.

Учить выделять ударный звук в слове.

Учить преобразованию прямых и обратных слогов (ас-са), односложных  слов (лак – лик).

Учить навыкам звукового анализа и синтеза односложных и двусложных слов (мак, лук; мама, деда, липа).

Учить составлять и анализировать предложения с простыми предлогами и без предлогов. Упражнять в составлении графических схем предложений.

2. Развитие словаря

Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.

Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

Расширить объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам. Учить употреблять существительные с увеличительным значением (голосище, носище, домище).

Объяснять значение слов с опорой  на словообразовательную структуру (мебельщик – рабочий, который изготавливает и ремонтирует мебель).

Упражнять в подборе и практическом употреблении синонимов  в речи (скупой, жадный, храбрый, смелый).

 Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.

      Учить образовывать сравнительную степень прилагательных (бодрее, добрее, злее).

      Развивать понимание и объяснять переносное значение выражений (широкая душа, сгореть от стыда).

Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе, развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые обобщающие понятия.

Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.

Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с уменьшительно- ласкательным значением.

Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.

3. Формирование и совершенствование грамматического строя речи

Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов  мужского и женского рода по временам.

Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования.

Сформировать умение пользоваться несклоняемыми существительными.

Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.

Учить преобразовывать одну грамматическую категорию в другую (танец-танцевать-танцовщик-танцовщица-танцующий).

Учить дифференцировать и использовать в речи простые и сложные предлоги (из-за, из-под).

Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа  предложения из двух-трех-четырех слов (с предлогом и без предлога).

4. Развитие связной речи и речевого общения

Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.

Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

Учить составлять рассказы-описания, загадки-описания, рассказы по сюжетной картине, по серии картинок,   рассказы по предложенному плану педагогом или коллективно составленному плану, по демонстрации действий, из личного опыта.

Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.

Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи .

Развивать и совершенствовать навыки диалогической и монологической форм речи.

Перспективный тематический план образовательной деятельности по формированию правильного звукопроизношения и фонематического восприятия, овладению навыками звукового анализа и синтеза с детьми с ТНР.

Цели занятий:

  1. Закрепление навыка правильного произношения всех звуков русского языка.
  2. Совершенствование   навыков звукового анализа и синтеза.
  3. Дифференциация близких по звучанию и артикуляции звуков.
  4. Знакомство с буквами русского языка.

№ недели

Тема

Закрепляемые навыки

Кол-во занятий

Сентябрь

3-я неделя

 Знакомство с органами артикуляционного аппарата.

Познакомить с органами артикуляционного аппарата.

Вырабатывать навыки правильного диафрагмального дыхания.

1

4-я неделя

Знакомство с речевыми и неречевыми звуками.

Познакомить со звуками окружающего мира и с речевыми звуками.

Учить дифференцировать речевые и неречевые звуки.

1

Октябрь

1-я неделя

Звук  А

Буква А

Знакомство с  понятием гласный звук. Учить выделять звук А из ряда звуков, слогов и слов. Различение понятий звук и буква.

1

 

2-я неделя

Звук У

 Буква У

Учить выделять звук У  из ряда звуков, слогов и слов. Анализ, синтез, чтение слогов АУ, УА

1

3-я неделя

Звук И

Буква И

Анализ  звуков рядов: ИА, ИУА. Анализ, синтез, чтение слогов ИА, УА, ИУА.

1

4-я неделя

Звук  О.

Буква О

Определение  наличия или отсутствия  звука в слове.

1

Ноябрь

1-я неделя

Звук  Э и буква Э.

Закрепление гласных звуков.

Закрепление понятия гласный звук. Деление слов на слоги.

1

2-я неделя

Звук Ы.

Буква Ы.

Учить дифференцировать звуки по артикуляции и звучанию.

Определение места звука в слове.

1

3-я неделя

Звуки М-МЬ

Буква М.

Знакомство с понятием согласный звук. Анализ, синтез и чтение прямых,  обратных слогов АМ, ОМ, УМ, МА, МО. Введение понятия  «слог».

1

4-я неделя

Звуки   П-ПЬ

Буква П

Закрепление понятия согласный звук. Дифференциация понятий гласные и согласные звуки. Анализ, синтез и чтение  обратных слогов АП, ОП, УП.

1

5-я неделя

Звуки Б-БЬ,

Дифференциация звуков Б-П, БЬ-ПЬ

Буква Б

Дифференциация звуков по глухости и звонкости. Чтение и анализ  односложных слов. Закрепление понятия «слово». Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости.

1

Декабрь

1-я неделя

Звуки Т-ТЬ

Буква Т

Составление схем слогов и  слов. Закрепление понятия  мягкий звук. Анализ оптико-пространственных признаков букв.

1

2-я неделя

Звуки Д-ДЬ.

Буква Д.

Дифференциация звуков по глухости и звонкости. Чтение и анализ  односложных слов. Закрепление понятия «слово». Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости.

1

3-я неделя

Звуки Н-НЬ.

Буква Н

Закрепление умения делить слова на слоги. Анализ, синтез и чтение  двусложных слов с открытыми слогами: СГ+ СГ; ГС+СГ

1

4-я неделя

Звуки Ф-ФЬ.

Буква Ф.

Составление схем слогов и  слов. Составление и чтение  слов по первым звукам  данных слов. Развитие графо-моторных навыков.

1

Январь

1-я неделя

КАНИКУЛЫ

2-я неделя

Звуки В-ВЬ.

Буква В

Составление схем слогов и  слов. Составление и чтение  слов по первым звукам  данных слов. Развитие графо-моторных навыков.

1

3-я неделя

Звуки  К-КЬ

Буква К.

Закрепление  звуко-буквенного анализа и синтеза. Деление слов на слоги разной слоговой структуры. Развитие графо-моторных навыков.

1

4-я неделя

Звуки Г-ГЬ

Буква  Г

Составление схем слогов и  слов. Дифференциация гласных и согласных звуков.  Составление схем простых предложений.

1

Февраль

1-я неделя

Звуки Х-ХЬ

Буква Х

Дифференциация по артикуляции или акустическим признакам. Развитие оптико-пространственных  ориентировок.

1

2-я неделя

Звук Й

Буква Й

Определение  наличия или отсутствия

звука в слове.

Чтение односложных и двусложных слов.

1

3-я неделя

 Буква Я

Буква Я

Звуко-буквенный анализ слогов и слов. Чтение аналитико-синтетическим способом.

1

4-я неделя

Буква Е

Буква Е

Звуко-буквенный анализ слогов и слов. Чтение аналитико-синтетическим способом.

1

Март

1-я неделя

Звуки С-СЬ

Буква С

Дифференциация звуков по  мягкости - твердости. Закрепление  составления схем  слов.

1

2-я неделя

Звуки З-ЗЬ

Буква З

Составление слов по начальным звукам данных слов. Чтение простых предложений.

1

3-я неделя

Звук Ц

Буква Ц

Дифференциация свистящих звуков. Составление схем трехсложных слов. Развитие оптико-пространственных  ориентировок.

1

4-я неделя

Звуки Р-РЬ

Буква Р.

Деление слов на слоги, выделение ударного гласного в слове. Чтение простых предложений. Закреплять умение составлять схемы простых предложений.

1

5-я неделя

Звуки Л-ЛЬ

Буква Л

Формировать навыки преобразования  слогов, слов с помощью добавления буквы. Чтение простых предложений. Закреплять умение составлять схемы простых предложений.

1

Апрель

1-я неделя

Буква Ё

Буква Ё

Звуко-буквенный анализ слогов и слов. Чтение аналитико-синтетическим способом.

1

2-неделя

Буква Ю

Буква Ю

Звуко-буквенный анализ слогов и слов. Чтение аналитико-синтетическим способом.

1

3-я неделя

Звук Ш

Буква Ш

Закреплять навык преобразования слов с помощь добавления слогов.

Составление слов по последним звукам данных слов.

1

4-я неделя

Звук Ж

Буква Ж

Учить выкладывать  из букв разрезной азбуки слова,  простые предложения. Закреплять умение определять количество слов в предложении их последовательность.

1

Май

1-я неделя

Звук Ч

Буква Ч

Проводить звуко-слоговой анализ и синтез  на основе наглядно-графических схем.

Продолжить работу со словами более сложной слоговой структуры (черепаха, жучка, тучка). Учить их анализировать и выкладывать из букв разрезной азбуки.

1

2-я неделя

Звук Щ.

Буква Щ.

Продолжить работу по закреплению навыков преобразования слогов, слов с помощью замены букв. Удаления или добавления буквы (плач – плащ, челка – щелка).

Продолжить работу над предложением: определение количества слов и их последовательность,

выкладывать из букв разрезной азбуки и читать небольшие предложения.

1

3-я неделя

Мягкий знак.

Познакомить с буквой и функцией смягчения и разделения. Закрепление оптико-пространственных  ориентировок.

1

4-я неделя

Твердый знак.

Познакомить с буквой и функцией смягчения и разделения. Дифференциация Ь и Ъ. Закрепление оптико-пространственных  ориентировок.

1

Перспективный тематический план образовательной деятельности по формированию и совершенствованию лексико-грамматического строя

                                                     

№ недели

Лексическая тема

Содержание

Кол-во занятий

Сентябрь

3

Фрукты

Расширять и активизировать словарный  запас в процессе изучения лексических тем.

Учить подбирать слова-признаки к предмету.

Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

Учить образовывать и использовать в речи мн. число имен существительных в Р.п. (игра "Один-много").

Учить употреблять существительные с уменьшительно-ласкательным значением (лимончик, яблочко) - игра "Назови ласково".

1

4

Овощи

Учить подбирать слова-признаки к предмету.

Согласование притяжательных местоимений мой, моя с именами существительными м. и ж. рода (игра "Жадина").

Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

Совершенствовать навыки изменения имен существительных по числам (Это помидор. Это помидоры)

Учить образовывать и использовать в речи мн. число имен существительных в Р.п. (игра "Один-много").

Учить употреблять существительные с уменьшительно-ласкательным значением (помидорчик, репка, баклажанчик) - игра "Назови ласково".

1

Октябрь

1

Грибы

Учить образовывать сложные существительные (подосиновик, подберезовик).

Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мои с именами существительными (упражнение "Жадина").

Учить подбирать и употреблять в речи слова-антонимы (упражнение «Скажи наоборот»)

Согласование числительных с именами существительными (упражнение «Считай и называй»).

1

2

Ягоды

Согласование имен существительных с именами прилагательными в роде, числе, падеже.

Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

Учить подбирать и употреблять в речи слова-антонимы (упражнение «Скажи наоборот»)

1

3

Деревья

Учить подбирать и употреблять в речи слова-антонимы (упражнение «Скажи наоборот»)

Учить употреблять существительные с уменьшительно-ласкательным значением (березка, рябинка) - упражнение "Назови ласково".

Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

Согласование числительных с именами существительными (упражнение «Считай и называй»).

1

4

Осень

Учить подбирать и употреблять в речи слова-антонимы: глаголы, прилагательные, наречия (упражнение а «Скажи наоборот»)

Согласование имен существительных с именами прилагательными в роде, числе, падеже.

Учить употреблять существительные с уменьшительно-ласкательным значением (солнышко, тучка, веточка, листочек) - упражнение "Назови ласково".

Согласование числительных с именами существительными (упражнение «Считай и называй»).

1

Ноябрь

1

Игрушки

Упражнение в образовании притяжательных прилагательных (Танина, Ванина) - "Чья игрушка?"

Согласование притяжательных местоимений мой, моя  с именами существительными (упражнение "Жадина").

Учить подбирать и употреблять в речи прилагательные-антонимы (упражнение «Скажи наоборот»).

Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные - упражнение "Из чего-какой?".

Упражнение в употреблении имен существительных в форме родительного  падежа - "Что без чего?".

Согласование числительных с именами существительными (упражнение «Считай и называй»).

1

2

Продукты питания

Согласование притяжательных местоимений мой, моя, моё, мои  с именами существительными (упражнение "Жадина").

Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

Учить подбирать и употреблять в речи прилагательные-антонимы (упражнение «Скажи наоборот»).

1

3

Посуда

Учить подбирать и употреблять в речи прилагательные-антонимы (упражнение «Скажи наоборот»).

Упражнение в образовании однокоренных слов (суп-супница, соль-солонка и др.).

Согласование притяжательных местоимений мой, моя, моё с именами существительными (упражнение "Жадина").

Согласование числительных с именами существительными (упражнение «Считай и называй»).

Упражнение в употреблении имен существительных в форме родительного  падежа - "Без чего посуда?".

Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

1

4

Мебель

Продолжать учить изменению имён существительных по падежам (упражнение «Что без чего?»).

Учить правильному употреблению в речи относительных прилагательных (упражнение «Скажи одним словом»).

Продолжать работу по образованию и употреблению в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (упражнение «Назови ласково»).

Совершенствовать умение употреблять в речи  слова-действия (упражнение «Подбирай, называй, запоминай»).

Учить детей согласовывать числительные с существительными (упражнение «Считай и называй»).

Закрепить умение употреблять доступные антонимы (упражнение «Скажи наоборот»).

1

5

Человек. Семья

Учить подбирать и употреблять в речи прилагательные-антонимы (упражнение «Скажи наоборот»).

Учить образовывать сложные прилагательные (голубоглазая).  

Упражнение в употреблении имен существительных множ. числа в форме родительного  падежа ("Один-много").

Учить употреблять существительные с уменьшительно-ласкательным значением (пальчик, носик, плечико и др.) - упражнение "Назови ласково".

Упражнение в употреблении имен существительных в родительном падеже - "Что забыл нарисовать художник?"

Упражнение в употреблении имен существительных в творительном падеже - "Чем мы видим? Чем мы слушаем? Чем мы нюхаем?"

1

Декабрь

1

Зима. Зимние забавы

Учить подбирать и употреблять в речи прилагательные-антонимы (упражнение «Скажи наоборот»).

Уточнение значения сложных существительных (гололёд, снегопад).

Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.

Учить употреблять существительные с уменьшительно-ласкательным значением (зимушка, снежок и др.) - упражнение "Назови ласково".

Согласование числительных с именами существительными (упражнение «Считай и называй»).

Учить образовывать и употреблять в речи приставочные глаголы (въехал, съехал, уехал и др.)

Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные - упражнение "Из чего-какой?".

Продолжать работу по образованию и употреблению относительных прилагательных.

Упражнение в употреблении имен существительных множ. числа в форме предложного  падежа (на санках, на коньках, на лыжах и др.).

1

2

Зимние виды спорта

Совершенствовать умение преобразовывать имена существительные м.рода в существительные ж.рода (спортсмен-спортсменка, лыжник-лыжница, фигурист-фигуристка и др.)

1

3

Зимующие птицы

Учить образовывать сложные прилагательные (белобокая, длиннохвостая, желтогрудая, чернокрылая, длинноклювый).

Понимание пространственного значения предлогов на, в, из, за,  под, к, с, у, из-за, из-под и употребление их в речи.

 Закрепить умение подбирать и употреблять в речи прилагательные-антонимы (упражнение «Скажи наоборот»).

Закрепить умение образовывать и употреблять в речи приставочные глаголы (подлетел, улетел, залетел и др.)

Учить образовывать и использовать в речи притяжательные прилагательные - упражнение "Чьи перья?".

1

4

Новогодний праздник

Согласование числительных с именами прилагательными и существительными (упражнение «Считай и называй»).

Учить образовывать сравнительную степень прилагательных (вкусный-вкуснее, высокий-выше, длинный-длиннее и др.).

1

Январь

2

Устное народное творчество

Согласование имен существительных с именами прилагательными в роде, числе, падеже.

1

3

Одежда

Согласование притяжательных местоимений мой, моя, моё, мои  с именами существительными (упражнение "Жадина").

Закрепить умение образовывать и использовать в речи относительные прилагательные - упражнение "Из чего-какой?".

Закрепить умение образовывать и употреблять имена существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательным значением (маленькая юбочка, красненькая рубашечка и др.) - упражнение "Назови ласково".

Упражнение в употреблении имен существительных множ. числа в форме родительного  падежа - "Один-много".

Закрепить умение подбирать и употреблять в речи прилагательные-антонимы (упражнение «Скажи наоборот»).

1

4

Обувь

Закрепить умение подбирать и употреблять в речи прилагательные-антонимы (упражнение «Скажи наоборот»).

Закрепить умение образовывать и употреблять имена существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательным значением (маленькие туфельки, новенькие ботиночки и др.) - упражнение "Назови ласково".

Упражнение в употреблении имен существительных множ. числа в форме родительного  падежа - "Один-много".

Упражнение в употреблении имен существительных в форме родительного  падежа - "Кто без чего?".

1

Февраль

1

Наш город

Активизировать словарь по теме.

Учить подбирать синонимы.

Закрепить умение образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах.

1

2

Транспорт

Совершенствовать умение употреблять в речи слова-признаки и слова-действия (упражнение «Подбирай, называй, запоминай»).

Учить способу словообразования путём слияния двух слов (упражнение «Назови  одним словом»).

Учить детей согласовывать числительные с существительными (упражнение «Считай и называй»).

Закрепить умение употреблять доступные антонимы (упражнение «Скажи наоборот»).

Закрепить умение образовывать и использовать в речи относительные прилагательные - упражнение "Из чего-какой?".

1

3

ПДД

Закрепить умение согласовывать числительные с существительными (упражнение «Считай и называй»).

Закрепить умение употреблять доступные антонимы (упражнение «Скажи наоборот»).

1

4

Защитники Отечества

Продолжать работу по образованию и употреблению в речи существительных с суффиксами (-чик, -ист).

Учить детей согласовывать прилагательные с существительными (упражнение «Подбери признак»).

Учить детей согласовывать числительные с существительными (упражнение «Сосчитай»).

1

Март

1

Перелетные птицы

Продолжать учить изменению имён существительных по падежам (упражнение «Что без чего?»).

Учить правильному употреблению в речи относительных прилагательных (упражнения «Из чего какой?», « Скажи одним словом»).

Продолжать работу по образованию и употреблению в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (упражнение "Назови ласково").

Закрепить умение употреблять доступные антонимы (упражнение «Скажи наоборот»).

Продолжать работу над умением образовывать и употреблять в речи глаголы (упражнение «Подбирай, называй, запоминай»).

Учить детей согласовывать числительные с существительными (упражнение «Считай и называй»).

1

2

Весна. Мамин праздник

Совершенствовать умение употреблять в речи слова-признаки и слова-действия (упражнение «Подбирай, называй, запоминай»).

Продолжать учить изменению имён существительных по падежам (упражнение «Прятки»).

Продолжать работу по образованию и употреблению в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (упражнение «Назови ласково»).

Учить употреблять доступные антонимы (упражнение «Скажи наоборот»).

Учить детей согласовывать числительные с существительными (упражнение «Увидели, не увидели»).

1

3

Домашние птицы

Учить употреблять доступные антонимы (упражнение «Скажи наоборот»).

Совершенствовать умение употреблять в речи слова-признаки и слова-действия (упражнение «Подбирай, называй, запоминай»).

Учить способу словообразования путём слияния двух слов (упражнение «Скажи одним словом»).

Учить правильному употреблению в речи притяжательных прилагательных (упражнение «Рассмотри и назови»).

Продолжать работу по обучению согласованию имён прилагательных с именами существительными (упражнение «Танины марки»).

Учить детей согласовывать числительные с существительными (упражнение «Считай и называй»).

1

4

Дикие животные

Продолжать работу по изменению имён существительных в косвенных падежах (упражнение «Угадай-ка», «Кто с кем?»).

Обучать согласованию имён прилагательных с именами существительными, употреблению в речи глаголов (упражнение «Подбирай, называй, запоминай»).

Учить употреблять доступные антонимы (упражнение «Скажи наоборот»).

Продолжать работу по образованию и употреблению в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (упражнение «Назови ласково»).

Закреплять умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги (упражнение «Прятки»).

Учить правильному употреблению в речи притяжательных прилагательных (упражнение «Подскажи словечко»).

1

5

Домашние животные

Продолжать учить изменению имён существительных по падежам (упражнения «Что у кого?», «Что забыл нарисовать художник?», «Скажи одним словом»).

Учить детей согласовывать числительные с существительными (упражнение «Считай и называй»).

1

Апрель

1

Зоопарк

Учить детей способам словообразования при помощи суффиксов (упражнение «Папа, мама, детёныши »).

Продолжать работу по употреблению в речи слов-признаков и слов-действий (упражнение «Подбери признак, подбери действие»).

Учить детей способам словообразования при помощи суффиксов (упражнение «Как сказать по - другому?»).

Учить детей согласовывать числительные с существительными (упражнение «Считай и называй»).

Учить способу словообразования путём слияния двух слов (упражнение «Скажи одним словом»).

Продолжать учить изменению имён существительных по падежам (упражнение «Что забыл нарисовать художник?»).

Учить правильному употреблению в речи притяжательных прилагательных (упражнение «Подскажи словечко»).

1

2

Космос

Учить подбирать родственные слова к слову космос.

Учить детей согласовывать прилагательные с существительными (упражнение «Подбери признак»).

Продолжать учить изменению имён существительных по падежам (упражнение «Подскажи словечко»).

1

3

Профессии. Инструменты

Продолжать учить изменению имён существительных по падежам (упражнение «Кто чем работает?» «Помоги Незнайке»).

Учить способу словообразования путём изменения прилагательного в существительное (упражнение «Назови профессию»).

Продолжать работу по образованию и употреблению в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (упражнение «Назови ласково»).

Продолжать работу над умением образовывать и употреблять в речи глаголы (упражнение «Подбери действия»).

Закреплять умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги (упражнения «Где лежат? Откуда возьмём?»).

1

4

Школьные принадлежности

Продолжать работу по образованию и употреблению в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (упражнение «Назови ласково»).

Учить использовать в речи притяжательные местоимения мой, моя, моё (упражнение «Жадина»).

Продолжать работу по употреблению в речи  слов-действий (упражнение «Подбери слова-действия»).

Учить правильному употреблению в речи относительных прилагательных (упражнение «Из чего какой?»).

1

Май

1

День Победы

Учить подбирать синонимы к словам – признакам (смелый, отважный, геройский).

Учить подбирать антонимы к словам – признакам (смелый).

Учить подбирать родственные слова к словам герой, защита.

1

2

Рыбы

Продолжать работу по образованию и употреблению в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (упражнение «Назови ласково»).

Учить правильному употреблению в речи притяжательных прилагательных (упражнение «Чьи хвосты?»).

Учить детей согласовывать числительные с существительными (упражнение «Рассмотри, назови, посчитай»).

Продолжать учить изменению имён существительных по падежам (упражнение «Прятки»).

1

3

Цветы

Продолжать работу по образованию и употреблению в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (упражнение «Назови ласково»).

Продолжать работу по употреблению в речи  слов-действий (упражнение «Подбирай, называй, запоминай»).

Продолжать учить изменению имён существительных по падежам (упражнения «Букет для мамы», «Подбирай слова»).

Учить способу словообразования путём слияния двух слов (упражнение «Скажи одним словом»).

Учить употреблять доступные антонимы (упражнение «Сравни предметы»).

1

4

Насекомые

Учить способу словообразования путём слияния двух слов (упражнение «Скажи одним словом»).

Продолжать работу по образованию и употреблению в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами(упражнение «Назови ласково»).

Учить детей способам словообразования при помощи суффиксов (упражнение «Подскажи словечко»).

Учить правильному употреблению в речи притяжательных прилагательных (упражнение «Чьи лапки, чья голова?»).

Учить детей согласовывать числительные с существительными (упражнение «Считай и называй»).

1

5

Лето

Учить способу словообразования путём слияния двух слов (упражнение «Скажи одним словом»).

Продолжать учить изменению имён существительных по падежам (упражнение  «Подбирай слова»).

1

Перспективный тематический план образовательной деятельности по развитию и совершенствованию связной речи

                                                       

№ недели

Лексическая тема

Содержание

Кол-во занятий

Сентябрь

3

Фрукты

Составление рассказа-описания о фруктах по предложенному плану.

1

4

Овощи

Совершенствовать навыки сравнения предметов, объектов.

Составление рассказов-описаний об овощах по предложенному плану.

1

Октябрь

1

Грибы

Знакомство с многозначными словами (лисички, шляпка, ножка).

Составление рассказа по картинке "Где ёжик сушил грибы?" (с использованием предлогов на, в, под.

1

2

Ягоды

Составление рассказов-описаний о ягодах по предложенному плану.

1

3

Деревья

Упражнять в конструировании предложений по опорным словам.

Упражнение в согласовании слов в предложении.

1

4

Осень

Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.

Составление рассказов-описаний по предложенному плану.

Составление рассказа-сравнения осени и лета.

1

Ноябрь

1

Игрушки

Учить детей отвечать полным предложением.

Составление рассказа "Как дети играли с игрушками" (с опорой на картинки).

Составление рассказа по представлению "Как я играю с любимой игрушкой".

Составление рассказа об игрушках по предложенному плану.

1

2

Продукты питания

Составление рассказа (рецепта) о приготовлении горохового супа, блинов, компота.

1

3

Посуда

Знакомство с многозначными словами (ручка, носик, горлышко).

Составление рассказа-описания о посуде по предложенному плану.

1

4

Мебель

Пересказ рассказа с опорой на картинки (упражнение «Расскажи-ка»).

1

5

Человек. Семья

Упражнение в составлении сложноподчиненных предложений с союзом чтобы.

Составление рассказа о маме (папе)  по предложенному плану.

1

Декабрь

1

Зима.

Зимние забавы

Составление рассказов-описаний по предложенному плану.

Составление рассказа с опорой на предметные картинки.

1

2

Зимние виды спорта

Закрепить умение отвечать на вопросы полным предложением.

Пересказ с опорой на предметные картинки.

1

3

Зимующие птицы

Составление рассказа по серии картинок

1

4

Новогодний праздник

Составление рассказа по серии картинок и по вопросам.

1

Январь

2

Устное народное творчество

Пересказ литературного текста (сказки) с опорой на предметные картинки.

1

3

Одежда

Составление рассказа о предметах одежды по предложенному наглядному плану.

1

4

Обувь

Знакомство с многозначным словом (язычок).

Составление рассказа о различных видах обуви по предложенному наглядному плану.

1

Февраль

1

Наш город

Составление рассказа по серии картинок.

1

2

Транспорт

Дополнить рассказ нужными словами, пересказ (упражнение «Расскажи-ка»).

1

3

ПДД

Пересказ сказки с опорой на предметные картинки "Как Колобок свою сестрицу догонял".

1

4

Защитники Отечества

Выучить стихотворение.

Учить составлять разные типы предложений (упражнение «Ответь на вопросы»).

1

Март

1

Перелетные птицы

Совершенствовать умение составлять простые предложения (упражнение «Нелепицы»).

Расположить картинки в нужной последовательности и пересказать рассказ.

1

2

Весна. Мамин праздник

Выучить стихотворение.

Учить составлять разные типы предложений (упражнение  «Нелепицы»).

1

3

Домашние птицы

Учить детей продолжать рассказ, с опорой на начало и сюжетные картинки.

Составление рассказа по предложенному наглядному плану (упражнение «Расскажи-ка»).

1

4

Дикие животные

Учить составлять предложения с противительным союзом а (упражнение «Нелепицы»).

1

5

Домашние животные

Составление рассказа по предложенному плану (упражнение «Расскажи-ка»).

1

Апрель

1

Зоопарк

Учить составлять разные типы предложений (упражнение «Четвёртый лишний», «Нелепицы»).

Составление сравнительных  рассказов по образцу и с опорой на схему (упражнение «Расскажи-ка»).

1

2

Космос

Составление рассказа по предложенному  плану.

1

3

Профессии. Инструменты

Учить составлять сложноподчинённые предложения, сложносочинённые (упражнения «Четвёртый лишний», «Нелепицы», «Закончи предложения»).

Составление рассказа по серии картинок.

1

4

Школьные принадлежности

Учить составлять разные типы предложений (упражнения «Четвёртый лишний», «Нелепицы», «Скажи наоборот»).

Составление рассказа по серии картинок.

1

Май

1

День Победы

Закреплять навык составления рассказа по картине.

1

2

Рыбы

Составление предложений с предлогами (упражнение «Рассмотри и расскажи»).

Составление рассказа по предложенному наглядному плану.

1

3

Цветы

Продолжать формировать навыки согласования слов в предложении (упражнение «Букет для мамы»).

Продолжать учить составлять предложения с предлогами (упражнение «Путешествие пчёлы»).

Составление рассказа о любимом цветке по предложенному плану.

1

4

Насекомые

Пересказ сказки «Муха-Цокотуха» (с опорой на сюжетную картинку).

1

5

Лето

Закреплять навык составления рассказа по картине.

1

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОДОВОЙ ПЛАН НА 2023-2024 учебный год

ГОДОВОЙ ПЛАН НА 2023-2024 учебный год...

Годовой план работы 2023-2024 учебный год

Образовательная деятельность педагогов...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД...

Перспективное календарно - тематическое планирование коррекционно-логопедической работы учителя-логопеда А.Л. Шватченко в подготовительной группе компенсирующей направленности «Белочка» на 2023-2024 учебный год

Перспективное календарно - тематическое планирование коррекционно-логопедической работы учителя-логопеда А.Л. Шватченко в подготовительной группе компенсирующей направленности «Белочка&raqu...

Календарно-тематический план на 2023 -2024 уч. год. Группа компенсирующего вида - ТНР (старшая и подготовительная группы)

Календарно-тематический план на 2023 -2024 уч. год. Группа компенсирующего вида - ТНР (старшая  и подготовительная группы)...