Дистанционное сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках консультационного пункта ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Дорогова Марина Владимировна

Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» ставит перед педагогическим сообществом задачу по обеспечению родителей, а также тех, кто только планирует ими стать, доступной и квалифицированной психолого-педагогической и консультативной помощью в вопросах воспитания и образования детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), получающих дошкольное образование в семье.

Мы живем в эпоху масштабных изменений во всех сферах жизни человечества. Изменился мир, изменился сам человек и его образ жизни, претерпевают изменения его потребности в образовании. Дистанционные образовательные технологии стали сегодня реальностью. Это педагогические технологии, которые обеспечивают получение и передачу информации в удобное для ребенка время и в удобной для него форме, что особенно актуально для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Практика показывает, что дети с ОВЗ нуждаются в систематическом, непрерывном психолого – педагогическом сопровождении,  и только тогда будет заметна положительная динамика в повышении уровня развития детей. Дошкольное домашнее обучение получают в большинстве случаев маломобильные дети, имеющие статус «ребенок с ОВЗ». Сегодня в условиях карантина и угрозы распространения коронавирусной инфекции возникает необходимость дистанционного образования в рамках консультационного пункта ДОУ.

Консультационный пункт на базе образовательного учреждения реализует задачи обеспечения преемственности семейного и общественного воспитания и образования, оказание квалифицированной педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям дошкольного возраста, воспитывающимся на дому. Основная категория родителей, обращающиеся в консультационный пункт - это родители, дети которых не посещают детский сад. Работа специалистов проходит в рамках консультационного пункта ДОУ.

Так, чаще всего к специалистам консультационного пункта обращаются родители детей раннего возраста, не посещающие ДОУ; родители детей 3-7 лет с ОВЗ (детский церебральный паралич, расстройства аутистического спектра, интеллектуальные нарушения, тяжелые нарушения речи).

От родителей, обратившихся в консультационный пункт ДОУ, поступают следующие запросы к специалистам консультационного пункта:

- запрос на проведение психолого – педагогической диагностики, с целью определения уровня актуального развития ребенка;

- запрос о том, как правильно организовать развивающую домашнюю среду для ребенка с ОВЗ, какие необходимы пособия и игрушки;

- вопросы организации занятий с ребенком дома, чему необходимо учить ребенка и как это делать правильно в том или ином случае, в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка;

- запрос на проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий специалистов консультационного пункта с ребенком с ОВЗ;

- личные и семейные проблемы родителей, воспитывающих ребенка с особенностями в развитии.

Исходя из запросов родителей к специалистам консультационного пункта и учитывая современные условия (пандемию; низкую мобильность категории детей, получающих домашнее дошкольное образование; занятость специалистов и др.) используются представленные ниже формы дистанционной работы с семьями воспитанников.

1. На запрос родителей о проведении диагностического обследования ребенка проводится интервьюирование родителей в режиме телефонной связи. Вопросы специалисты задают, используя переработанную для понимания родителей анкету «Карта развития ребенка». В процессе проведения опроса, специалисты ориентировочно определяют зону актуального развития ребенка, с целью правильного планирования диагностики и подбора материалов для ее проведения.

Хотелось бы отметить, насколько важно в самом начале работы специалистов с ребенком, имеющим нарушения в развитии зафиксировать уровень его актуального развития! Сделать это можно в специальном дневнике наблюдений. В случае сомнений родителей или специалистов Пункта в том, есть ли положительная динамика в развитии ребенка, можно обратиться к дневнику и сравнить умения ребенка на начальном этапе и в данный момент сопровождения ребенка.

После проведения интервьюирования специалисты подбирают диагностику соответствующую индивидуальным особенностям ребёнка и возрасту. Проводится инструктаж родителей с применением видео-инструкции о том, как следует проводить диагностику ребенка, какие задания ему предлагать, как должны быть озвучены инструкции, какая может быть оказана помощь ребёнку, в какой последовательности, как фиксируются результаты того или иного задания.  По необходимости, обратную связь от родителей специалисты просят записать в видео-формате, о том, как ребенок выполняет задания, предложенные специалистами Пункта.

2. В случае поступления запроса от родителей к специалистам Пункта о том, как правильно организовать развивающую домашнюю среду для ребенка с ОВЗ (организация рабочего места для проведения занятий; подбор пособий, развивающих игрушек). Специалисты Пункта выстраивают работу с родителями следующим образом:

а) Специалисты просят родителей прислать фото или видео домашней обстановки детской комнаты или детского уголка; фото и видео материал, который наглядно демонстрировал бы, детские игрушки и пособия (чем и как играет ребенок, как он использует имеющиеся пособия, игрушки, материалы). Специалисты заостряют внимание родителей на необходимости отразить особые предпочтения, интересы и привязанности ребенка к играм и игрушкам.

б) Специалисты оценивают возможности домашней среды для развития ребенка, и разрабатывают рекомендации для родителей (что необходимо изменить в среде, как организовать рабочую зону, для чего необходимы эти изменения); что необходимо конкретному этому ребенку для игр, занятий (по результатам диагностики ребенка). Хотелось бы отметить, что здесь важна ориентация на материальные возможности родителей.

в) Разработанные рекомендации родители получают в виде печатных файлов, схем по расстановке мебели и предметов, презентаций, мастер-классов по самостоятельному изготовлению пособий, игрушек для занятий и игр с ребенком.

г) Обратная связь от родителей поступает в режиме телефонного общения, обмена фото материалами или в режиме онлайн трансляции (как получилось трансформировать среду, есть ли эффект от трансформации, какие игрушки удалось приобрести и каким образом организуется игра ребёнка).

3. В случае поступления к специалистам запроса об организации домашних занятий и их содержании, специалисты Пункта обращают внимание родителей на следующие моменты:

- крайне важна регулярность занятий, адекватность частоты и продолжительность занятий в соответствии с возрастом и особенностям развития ребёнка;

- необходимо правильно организовать рабочее место ребенка (стол расположить таким образом, чтобы ребенок не мог покинуть его без разрешения. В зоне досягаемости расположить те материалы, которые будут использованы во время конкретного занятия, чтобы не отвлекать внимание ребенка);

- упражнения лучше подбирать так, чтобы была возможность усложнения задания, различных вариантов использования;

- тщательно, учитывая предпочтения ребёнка, подобрать систему поощрений для малыша в процессе домашних занятий;

- важным аспектом является фиксация результатов (для этого специалисты Пункта рекомендуют пользоваться специальными таблицами, в которых указывается упражнение, частота его использования, виды оказываемой помощи, степень самостоятельности проявленной ребёнком, другие особенности выполнения заданий).

Всей этой информацией специалисты делятся с родителями с помощью памяток.

4. На запрос родителей о проведении занятий ребёнка с ОВЗ со специалистами используется форма – опосредованных занятий специалиста с ребёнком, т.е. переориентация на занятие  ребёнка с родителем, т.к. в силу возраста и особенностей детей с  ОВЗ проведение занятий с ребёнком в онлайн режиме затруднено и требует больших временных затрат.

5. В случае обращения по личностным проблемам членов семьи, воспитывающих ребёнка с ОВЗ, используются следующие формы взаимодействия:

- консультации по телефону, видео-чаты;

- применение специальных психологических техник адаптированных для использования в онлайн режиме («Идеальный ребенок», «Школьных оценок», «Терапия успехами», «Кресло идентичности», «Родительское сочинение» и др.);

- анкетирование родителей по разным вопросам (стили воспитания, взаимоотношения в семье, отношение других членов семьи к ребёнку с ОВЗ и т.д.);

- домашнее задание и обратная связь в режиме телефонной связи, видео чаты и др. (выполняет родитель, с целью изменения сложившейся ситуации в семье).

В процессе дистанционного сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, в рамках консультационного пункта ДОУ специалисты отмечают преимущества данной формы сопровождения:

- реализуется Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей»;

- несмотря на условия пандемии и низкую мобильность дети с ОВЗ охвачены дошкольным образованием;

- родители получают квалифицированную методическую, консультативную, психолого-педагогическую помощь в вопросах воспитания детей с ОВЗ;

- формируется система обучения и воспитания ребёнка с ОВЗ в семье;

- родители получают личную психологическую помощь и поддержку;

- специалисты совершенствуют свою работу в области цифровизации дошкольного образования;

- при общении со специалистом по телефону родитель получает позитивное внимание, педагогическую помощь, поддержку и не испытывает страх быть «плохим родителем», «взрослым двоечником», «неудачником». Вследствие чего повышается уровень доверия родителей к специалистам;

- переориентация родителя из пассивной позиции (объекта психолого-педагогических воздействий), в активную позицию (субъекта, участника сопровождения своего ребенка);

- отсутствие строгой привязанности к месту и времени проведения занятия или консультирования.

Несмотря на ряд преимуществ дистанционных форм сопровождения семей, специалистами Пункта выделены особенности данных форм сопровождения, на которые следует обратить внимание:

- учитывать, что родители бывают неоткровенны. С одной стороны, они проявляют мягкость и направленность на помощь ребенку, с другой – часто испытывают раздражение, безучастность, равнодушие;

- высокий риск выгорания специалиста из-за невозможности сопровождать семью постоянно;

- сложности в ограничении продолжительности и частоты консультаций (проводятся редко – не возможно мобильно откликнуться на проблему, часто – родитель не может самостоятельно найти выход из ситуации, принять решение);

- родители чаще обращаются с проблемами ребёнка, а не с собственными трудностями (стиль воспитания; принятие ребёнка; взаимоотношения в семье, в которой воспитывается ребенок с ОВЗ; профессиональная и другая занятость родителей; распределение обязанностей между членами семьи по отношению к ребёнку с ОВЗ; внимание родителей к другим членам семьи, другим детям, тяжелые переживания, стрессы, депрессия, ощущения потери смысла жизни, высокий уровень тревоги, нарушения здоровья);

- недостаточный эмоциональный контакт специалиста с родителями (возможности переключения, нет визуального контакта для контроля за эмоциональным состоянием собеседника);

- не достаточный уровень владения родителями ИКТ и низкая цифровая культура родителей;

- в условиях домашнего обучения и воспитания ребенок не социализируется.

Дистанционное сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках консультационного пункта ДОУ создаёт возможности оказания помощи, служит альтернативой, когда крайне затруднительно использовать другие формы взаимодействия специалистов с родителями детей с ОВЗ, получающих дошкольное образование на дому. Дистанционные формы сопровождения предоставляют возможность родителям совершенствовать навыки взаимодействия с ребенком с особыми потребностями.

Список литературы:

1.   Беляева М.А., Кузнецов И.Е. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида. Учебное пособие. – Екатеринбург, АМБ, 2001 – 347с.

2.           Воронкова, В. В. Реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование / В. В. Воронкова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. - № 3. - Ст. 40.

Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. – URL: https://edu.gov.ru/national-project/

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Дистанционное сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках консультационного пункта ДОУ

Дорогова Марина Владимировна, Зверева Ирина Валерьевна

Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» ставит перед педагогическим сообществом задачу по обеспечению родителей, а также тех, кто только планирует ими стать, доступной и квалифицированной психолого-педагогической и консультативной помощью в вопросах воспитания и образования детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), получающих дошкольное образование в семье.

Мы живем в эпоху масштабных изменений во всех сферах жизни человечества. Изменился мир, изменился сам человек и его образ жизни, претерпевают изменения его потребности в образовании. Дистанционные образовательные технологии стали сегодня реальностью. Это педагогические технологии, которые обеспечивают получение и передачу информации в удобное для ребенка время и в удобной для него форме, что особенно актуально для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Практика показывает, что дети с ОВЗ нуждаются в систематическом, непрерывном психолого – педагогическом сопровождении,  и только тогда будет заметна положительная динамика в повышении уровня развития детей. Дошкольное домашнее обучение получают в большинстве случаев маломобильные дети, имеющие статус «ребенок с ОВЗ». Сегодня в условиях карантина и угрозы распространения коронавирусной инфекции возникает необходимость дистанционного образования в рамках консультационного пункта ДОУ.

Консультационный пункт на базе образовательного учреждения реализует задачи обеспечения преемственности семейного и общественного воспитания и образования, оказание квалифицированной педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям дошкольного возраста, воспитывающимся на дому. Основная категория родителей, обращающиеся в консультационный пункт - это родители, дети которых не посещают детский сад. Работа специалистов проходит в рамках консультационного пункта ДОУ.

Так, чаще всего к специалистам консультационного пункта обращаются родители детей раннего возраста, не посещающие ДОУ; родители детей 3-7 лет с ОВЗ (детский церебральный паралич, расстройства аутистического спектра, интеллектуальные нарушения, тяжелые нарушения речи).

От родителей, обратившихся в консультационный пункт ДОУ, поступают следующие запросы к специалистам консультационного пункта:

- запрос на проведение психолого – педагогической диагностики, с целью определения уровня актуального развития ребенка;

- запрос о том, как правильно организовать развивающую домашнюю среду для ребенка с ОВЗ, какие необходимы пособия и игрушки;

- вопросы организации занятий с ребенком дома, чему необходимо учить ребенка и как это делать правильно в том или ином случае, в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка;

- запрос на проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий специалистов консультационного пункта с ребенком с ОВЗ;

- личные и семейные проблемы родителей, воспитывающих ребенка с особенностями в развитии.

Исходя из запросов родителей к специалистам консультационного пункта и учитывая современные условия (пандемию; низкую мобильность категории детей, получающих домашнее дошкольное образование; занятость специалистов и др.) используются представленные ниже формы дистанционной работы с семьями воспитанников.

1. На запрос родителей о проведении диагностического обследования ребенка проводится интервьюирование родителей в режиме телефонной связи. Вопросы специалисты задают, используя переработанную для понимания родителей анкету «Карта развития ребенка». В процессе проведения опроса, специалисты ориентировочно определяют зону актуального развития ребенка, с целью правильного планирования диагностики и подбора материалов для ее проведения.

Хотелось бы отметить, насколько важно в самом начале работы специалистов с ребенком, имеющим нарушения в развитии зафиксировать уровень его актуального развития! Сделать это можно в специальном дневнике наблюдений. В случае сомнений родителей или специалистов Пункта в том, есть ли положительная динамика в развитии ребенка, можно обратиться к дневнику и сравнить умения ребенка на начальном этапе и в данный момент сопровождения ребенка.

После проведения интервьюирования специалисты подбирают диагностику соответствующую индивидуальным особенностям ребёнка и возрасту. Проводится инструктаж родителей с применением видео-инструкции о том, как следует проводить диагностику ребенка, какие задания ему предлагать, как должны быть озвучены инструкции, какая может быть оказана помощь ребёнку, в какой последовательности, как фиксируются результаты того или иного задания.  По необходимости, обратную связь от родителей специалисты просят записать в видео-формате, о том, как ребенок выполняет задания, предложенные специалистами Пункта.

2. В случае поступления запроса от родителей к специалистам Пункта о том, как правильно организовать развивающую домашнюю среду для ребенка с ОВЗ (организация рабочего места для проведения занятий; подбор пособий, развивающих игрушек). Специалисты Пункта выстраивают работу с родителями следующим образом:

а) Специалисты просят родителей прислать фото или видео домашней обстановки детской комнаты или детского уголка; фото и видео материал, который наглядно демонстрировал бы, детские игрушки и пособия (чем и как играет ребенок, как он использует имеющиеся пособия, игрушки, материалы). Специалисты заостряют внимание родителей на необходимости отразить особые предпочтения, интересы и привязанности ребенка к играм и игрушкам.

б) Специалисты оценивают возможности домашней среды для развития ребенка, и разрабатывают рекомендации для родителей (что необходимо изменить в среде, как организовать рабочую зону, для чего необходимы эти изменения); что необходимо конкретному этому ребенку для игр, занятий (по результатам диагностики ребенка). Хотелось бы отметить, что здесь важна ориентация на материальные возможности родителей.

в) Разработанные рекомендации родители получают в виде печатных файлов, схем по расстановке мебели и предметов, презентаций, мастер-классов по самостоятельному изготовлению пособий, игрушек для занятий и игр с ребенком.

г) Обратная связь от родителей поступает в режиме телефонного общения, обмена фото материалами или в режиме онлайн трансляции (как получилось трансформировать среду, есть ли эффект от трансформации, какие игрушки удалось приобрести и каким образом организуется игра ребёнка).

3. В случае поступления к специалистам запроса об организации домашних занятий и их содержании, специалисты Пункта обращают внимание родителей на следующие моменты:

- крайне важна регулярность занятий, адекватность частоты и продолжительность занятий в соответствии с возрастом и особенностям развития ребёнка;

- необходимо правильно организовать рабочее место ребенка (стол расположить таким образом, чтобы ребенок не мог покинуть его без разрешения. В зоне досягаемости расположить те материалы, которые будут использованы во время конкретного занятия, чтобы не отвлекать внимание ребенка);

- упражнения лучше подбирать так, чтобы была возможность усложнения задания, различных вариантов использования;

- тщательно, учитывая предпочтения ребёнка, подобрать систему поощрений для малыша в процессе домашних занятий;

- важным аспектом является фиксация результатов (для этого специалисты Пункта рекомендуют пользоваться специальными таблицами, в которых указывается упражнение, частота его использования, виды оказываемой помощи, степень самостоятельности проявленной ребёнком, другие особенности выполнения заданий).

Всей этой информацией специалисты делятся с родителями с помощью памяток.

4. На запрос родителей о проведении занятий ребёнка с ОВЗ со специалистами используется форма – опосредованных занятий специалиста с ребёнком, т.е. переориентация на занятие  ребёнка с родителем, т.к. в силу возраста и особенностей детей с  ОВЗ проведение занятий с ребёнком в онлайн режиме затруднено и требует больших временных затрат.

5. В случае обращения по личностным проблемам членов семьи, воспитывающих ребёнка с ОВЗ, используются следующие формы взаимодействия:

- консультации по телефону, видео-чаты;

- применение специальных психологических техник адаптированных для использования в онлайн режиме («Идеальный ребенок», «Школьных оценок», «Терапия успехами», «Кресло идентичности», «Родительское сочинение» и др.);

- анкетирование родителей по разным вопросам (стили воспитания, взаимоотношения в семье, отношение других членов семьи к ребёнку с ОВЗ и т.д.);

- домашнее задание и обратная связь в режиме телефонной связи, видео чаты и др. (выполняет родитель, с целью изменения сложившейся ситуации в семье).

В процессе дистанционного сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, в рамках консультационного пункта ДОУ специалисты отмечают преимущества данной формы сопровождения:

- реализуется Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей»;

- несмотря на условия пандемии и низкую мобильность дети с ОВЗ охвачены дошкольным образованием;

- родители получают квалифицированную методическую, консультативную, психолого-педагогическую помощь в вопросах воспитания детей с ОВЗ;

- формируется система обучения и воспитания ребёнка с ОВЗ в семье;

- родители получают личную психологическую помощь и поддержку;

- специалисты совершенствуют свою работу в области цифровизации дошкольного образования;

- при общении со специалистом по телефону родитель получает позитивное внимание, педагогическую помощь, поддержку и не испытывает страх быть «плохим родителем», «взрослым двоечником», «неудачником». Вследствие чего повышается уровень доверия родителей к специалистам;

- переориентация родителя из пассивной позиции (объекта психолого-педагогических воздействий), в активную позицию (субъекта, участника сопровождения своего ребенка);

- отсутствие строгой привязанности к месту и времени проведения занятия или консультирования.

Несмотря на ряд преимуществ дистанционных форм сопровождения семей, специалистами Пункта выделены особенности данных форм сопровождения, на которые следует обратить внимание:

- учитывать, что родители бывают неоткровенны. С одной стороны, они проявляют мягкость и направленность на помощь ребенку, с другой – часто испытывают раздражение, безучастность, равнодушие;

- высокий риск выгорания специалиста из-за невозможности сопровождать семью постоянно;

- сложности в ограничении продолжительности и частоты консультаций (проводятся редко – не возможно мобильно откликнуться на проблему, часто – родитель не может самостоятельно найти выход из ситуации, принять решение);

- родители чаще обращаются с проблемами ребёнка, а не с собственными трудностями (стиль воспитания; принятие ребёнка; взаимоотношения в семье, в которой воспитывается ребенок с ОВЗ; профессиональная и другая занятость родителей; распределение обязанностей между членами семьи по отношению к ребёнку с ОВЗ; внимание родителей к другим членам семьи, другим детям, тяжелые переживания, стрессы, депрессия, ощущения потери смысла жизни, высокий уровень тревоги, нарушения здоровья);

- недостаточный эмоциональный контакт специалиста с родителями (возможности переключения, нет визуального контакта для контроля за эмоциональным состоянием собеседника);

- не достаточный уровень владения родителями ИКТ и низкая цифровая культура родителей;

- в условиях домашнего обучения и воспитания ребенок не социализируется.

Дистанционное сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках консультационного пункта ДОУ создаёт возможности оказания помощи, служит альтернативой, когда крайне затруднительно использовать другие формы взаимодействия специалистов с родителями детей с ОВЗ, получающих дошкольное образование на дому. Дистанционные формы сопровождения предоставляют возможность родителям совершенствовать навыки взаимодействия с ребенком с особыми потребностями.

Список литературы:

  1. Беляева М.А., Кузнецов И.Е. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида. Учебное пособие. – Екатеринбург, АМБ, 2001 – 347с.
  2. Воронкова, В. В. Реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование / В. В. Воронкова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. - № 3. - Ст. 40.
  3. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. – URL: https://edu.gov.ru/national-project/ 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Оказать квалифицированную помощь в выборе литературы и в составлении программы самообразования родителей могут профессионально подготовленные люди: психолог, специалист по социальной реабилитации, вра...

Организационно-методическое сопровождение поддержки родителей, воспитывающих детей раннего возраста в рамках консультационного пункта в ДОО. 2019 г.

Организационно-методическое сопровождение поддержки родителей, воспитывающих детей раннего возраста в рамках консультационного пункта в ДОО. 2019г....

Дистанционное сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках консультационного пункта ДОУ

Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» ставит перед педагогическим сообществом задачу по обеспечению родителей, а также тех, кто только планирует ими стать, доступной и квалиф...

"Рекомендации и советы родителям, имеющим детей – инвалидов" представлены в рамках консультационного пункта

Вместо того чтобы искать повсюду недостатки, мы можем искать во всем любовь&helli...

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ (в рамках консультационного пункта)

Ребенок учится лишь у тех, кого любит, кому доверяет, кого не боится. А это значит, что именно вы, родители, являетесь его самыми лучшими учителями....

Дистанционное сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ, в рамках консультационного пункта ДОУ

В практике представлен опыт дистанционного сопровождения семей, имеющих детей с ОВЗ, в рамках консультационного пункта специалистами ДОУ. Описаны основные запросы родителей к специалистам ДОУ, и формы...