Проведение Практико- ориентированного семинара для специалистов и педагогов гог Бор. «Сопровождение семей, воспитывающих детей с РАС» На основе «9 шагов: тренинг родительских навыков сопровождения» для семей, воспитывающих детей с особенностями развития»
методическая разработка (младшая группа)

Романова Анастасия Алексеевна

Проведение РМО в гог. Бор

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_seminaru_romanova_a_a.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Практико- ориентированный семинар для специалистов и педагогов

«Сопровождение семей, воспитывающих детей с РАС»

 На основе «9 шагов: тренинг родительских навыков сопровождения» для семей, воспитывающих детей с особенностями развития»

Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать Вас на практико- ориентированном семинаре для специалистов и педагогов. Хотелось бы представить доклад на тему «Сопровождение семей, воспитывающих детей с РАС»На основе «9 шагов: тренинг родительских навыков сопровождения» для семей, воспитывающих детей с особенностями развития»

С современных научных позиций аутизм определяется как тяжелое расстройство развития, которое появляется в первые годы жизни ребенка и влияет на коммуникацию и отношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира.

Основные поведенческие признаки аутизма – это проблемы с социальной коммуникацией и взаимодействием, необычные пристрастия и ограниченное повторяющееся поведение. Характерным признаком также является повышенная сенсорная чувствительность.

Считается, что в основе проблем, связанных с дефицитом социального взаимодействия и необычными пристрастиями, лежат такие факторы, как трудности в понимании других людей и проблемы с выделением важной информации. У многих людей с РАС существуют трудности с восприятием мира с точки зрения другого человека (они не способны представить себя на месте кого-то), а также проблемы с целостным восприятием объектов (говорят «за деревьями леса не видят»).

На сегодняшний день точная причина аутизма остается неопределенной. Последние исследования в области генетики и нейрофизиологии указывают на следующие факторы:

- генные мутации;

- нарушение раннего развития головного мозга;

- избыток нервных клеток в префронтальной коре головного мозга у детей с РАС (зоны головного мозга, которые ответственны за социальное и эмоциональное развитие ребенка);

- снижение активности зеркальных нейронов в нижней фронтальной извилине – одном из отделов премоторной коры мозга. Данным обстоятельством можно объяснить неумение распознавать намерения других людей. Дисфункции зеркальных нейронов островковой и передней поясной коры могут обуславливать сложности к сопереживанию, а нарушения зеркальной системы угловой извилины – дефекты речи;

- также людей с РАС выявлены структурные изменения в мозжечке и стволе мозга.

На сегодняшний день точно известно, что генетические факторы играют важнейшую роль в развитии аутизма. Однако общее предположение научно-исследовательского сообщества заключается в том, что существует большая вероятность того, что генетические и физиологические отклонения являются лишь предпосылкой к развитию аутизма, в то время как на развитие аутизма могут влиять и такие внешние факторы, как экологические условия, инфекционные заболевания, ослабленность иммунной системы, недоношенность и др.

Известно, что существует целый спектр аутистических расстройств, которые имеют разные причины и проявляются по-разному. Это не редкое расстройство, и важно обеспечить каждому человеку с расстройствами аутистического спектра необходимую помощь и наилучшее качество жизни.  

Важным условием оказания помощи ребенку с РАС является организация комплексного сопровождения всей семьи. Основные задачи такой работы – информационная и психологическая поддержка родителей и повышение их компетентности в вопросах обучения и воспитания детей. Такая работа организуется в различных форматах: индивидуальное и групповое консультирование, детско-родительские группы, родительские клубы.

Поговорим о программах помощи родителям, воспитывающим ребенка с аутизмом, которые реализуются в Нижегородской области.

Это «Ранняя пташка» (Early Bird) - это программа помощи родителям, имеющим детей-дошкольников с расстройствами аутистического спектра, которые недавно узнали о диагнозе ребенка. Для участия в программе необходимо, чтобы был поставлен диагноз аутизм. Родители детей, имеющих иные нарушения, не могут принимать участие в программе.

Программа JASPER (Joint Attention Symbolic Play Engagement Regulation – переводится как «совместное внимание, символическая игра, вовлеченность, регуляция») Программа направлена на ключевые дефициты, которые свойственны детям с РАС. В ней используются стратегии, которые помогают эффективно выстраивать взаимодействие, развивать совместное внимание, язык, коммуникацию, а также способствуют развитию игры и воображения. Программа имеет две версии: программу, которая реализуется специалистами, и программу, которая реализуется родителями.

Денверская модель раннего вмешательства (ESDM) представляет собой комплексный подход к раннему поведенческому вмешательству для детей с расстройствами аутистического спектра в возрасте от 0 до 24 месяцев. Программа включает в себя учебный план развития, который может быть реализован командой специалистов и/или родителями, в формате групповых программ или индивидуальных занятий.

Подробнее хотелось бы рассказать о программе «9 шагов: тренинг навыков сопровождения» для семей, воспитывающих детей с особенностями развития, т.к. именно её мы проходили.

Программа разработана Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) совместно с Autism Speaks для семей, воспитывающих детей с аутизмом, различными нарушениями и отставанием в развитии.

Эта программа является результатом серьезной работы многих специалистов. Она опирается на программы помощи, эффективность которых была доказана широкомасштабными исследованиями и на сегодняшний день успешно реализуется в более чем 30 странах мира.

В России программа адаптирована и распространяется при поддержке Фонда «Обнажённые сердца» и фонда «Выход». Она прошла адаптацию и предварительное пилотирование в государственных учреждениях трех регионов (Москва, Воронежская и Нижегородская области).

Во многих странах мира все еще существуют серьезные трудности с постановкой диагноза РАС. Поэтому программа не является аутизм специфичной. Многие подходы и стратегии, которые реализуются в программе, успешно используются не только для детей с РАС, но и для детей с другими особенностями развития – интеллектуальными нарушениями (включая синдром Дауна), отставанием в развитии, трудностями в развитии коммуникации и поведении.

Цель программы — дать родителям стратегии развития их детей и научить навыкам, помогающим развитию коммуникации и снижающим проявления нежелательного поведения в повседневной жизни. Для обучения родителей по программе используются комплекты методических материалов, содержащих пошаговый алгоритм получения необходимых знаний и навыков и их применения в работе с ребенком дома. Это очень важно так как воспитание детей с особенностями развития часто сопряжено со значительными трудностями: дети могут испытывать сложности в выражении своих потребностей и могут демонстрировать так называемое нежелательное поведение.

Программа предназначена для семей, воспитывающих детей в возрасте от 2 до 9 лет. В каждой группе обучается 6 семей (1-2 представителя от каждой семьи). В рамках обучения родители посещают 9 занятий: 1, 2 занятия направлены на вовлечение ребенка в совместную деятельность и поддержание заинтересованности; 3 занятие о том, как вовлечь ребенка в совместную игру и домашние дела; 4,5 занятия об установлении и развитии коммуникации с ребенком; 6,7 занятие о возникновении нежелательного поведения (причины, способы предотвращения); 8 занятие направлено на обучение новым навыкам; 9 занятие о благополучии самих родителей (решение проблем и забота о себе). Каждое занятие проводится в форме группового тренинга и длится 2-2,5 часа. Кроме того, в рамках программы, специалисты осуществляют 3 домашних визита. Первый домашний визит проводится до начала групповых занятий. На нем специалист знакомится с семьей, рассказывает о программе, обсуждает вопросы, тревожащие родителей, помогает в постановке целей и грамотной организации окружающей среды. Второй домашний визит проводится после 4 группового занятия. Специалисту необходимо оценить, как родители применяют изученные стратегии и навыки взаимодействия с ребенком, а также дать необходимые рекомендации и ответить на вопросы родителей. И заключительный, третий домашний визит, проводится после последнего группового занятия. На нем так же обсуждаются индивидуальные цели ребенка и даются рекомендации по запросу родителей.

Что касается компетенций, которые получает специалист-тренер, прошедший программу. Он получает компетенции тренера и ведущего программы для организации групповой и индивидуальной работы с участниками (родителями или законными представителями детей) с использованием комплекта методических материалов, и сможет оказывать действенную психолого-педагогическую помощь семьям, воспитывающим детей с особенностями развития.

Педагоги осваивают элементы поведенческих технологий с доказанной эффективностью, учатся вести групповую работу с родителями детей с особенностями развития и помогать семьям улучшить навыки взаимодействия с детьми.

Программа обучения специалистов состоит из 4 модулей:

Модуль 1. Краткий обзор существующих программ помощи. Важность программ поддержки для родителей дошкольников с особенностями развития;

Модуль 2. Тренинг для ведущих родительских групп программы «9 шагов» (где ведущие изучают методику проведения тренингов для родителей); Модуль 3. Практическое применение ведущими стратегий программы «9 шагов» при ведении родительских групп (непосредственно набирается и ведется до финального этапа группа родителей); На этом программа заканчивается, специалист может далее самостоятельно вести родительские группы. На 4 модуль приглашаются только те специалисты, которые по результатам прохождения первых трех модулей, набрали наивысшее количество баллов.

Модуль 4. Итоговый. После прохождения которого, ведущие могут не только вести родительские группы, но и обучать этому других специалистов.

Программа направлена на реализацию возможности для специалистов, работающих в сфере образования, сформировать комплекс знаний и умений по сопровождению родителей детей с особенностями развития и необходимости повышения квалификации за счет приобретения указанных знаний и умений.

Основная задача программы – сделать родителей активными участниками психолого-педагогической работы с детьми именно в повседневной деятельности. После обучения специалисты смогут грамотно выстраивать работу с родителями, используя полученные знания на практике. Также важно, что они становятся для родителей профессиональными помощниками, которые направят, поддержат и помогут.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Оказать квалифицированную помощь в выборе литературы и в составлении программы самообразования родителей могут профессионально подготовленные люди: психолог, специалист по социальной реабилитации, вра...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»

Оказание помощи детям и родителям, воспитывающем ребенка с отклонениями в развитии,...

«Психолого – педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ»

Целью психолого-педагогического сопровождения является: получение ребенком квалифицированной помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие, для успешной адаптации, реабилитации ребенка...

Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей "Счастливы вместе"

Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота  появления на свет таких детей за десяти...

Статья на тему "Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья"

В данной статье рассмотрены основные задачи и этапы работы педагога-психолога с семьёй, воспитывающих детей с ОВЗ.Ссылка на публикацию: Вирюкина С.П. Особенности психолого-педагогического сопровождени...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Статья на тему "Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с задержкой психического развития"...