Индивидуальное консультирование как важный компонент психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Дорогова Марина Владимировна

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Основной задачей психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетом их возможностей.

Ключевыми направлениями работы специалистов, в том числе учителя-дефектолога ДОУ с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, являются: диагностическая, коррекционно-развивающая работа; профилактическая и просветительская, а также консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории.

Индивидуальное консультирование в условиях детского дошкольного учреждения – это система коммуникативного взаимодействия специалиста с лицами, нуждающимися в помощи рекомендательного характера (по определению Ю.Е. Алешиной).

Специфика индивидуального консультирования в условиях дошкольного образовательного учреждения заключается в опосредованном характере консультирования, т.е. направленном на проблемы развития, обучения и воспитания ребенка. Большое внимание сегодня необходимо направить на взаимодействие нуждающихся в консультативной помощи родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Нарушения развития детей с ОВЗ часто осложняется неблагоприятными условиями семейного воспитания, создаваемыми психоэмоционально травмированными родителями.

Неадекватное принятие родителями ребенка с проблемами в развитии зачастую ведет к недостаточности эмоционально-теплых отношений, что провоцируют развитие у детей наряду с уже существующими проблемами высокую степень тревожности, провоцирует агрессивность. Непонимание родителями необходимости создания в семье специальных коррекционных условий для развития ребенка с ОВЗ, нарушение процесса его социальной адаптации обусловливает острую необходимость оказания семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, специальной психологической помощи. При этом консультирование должно быть направлено не только на практическое решение задач коррекционно-развивающей направленности относительно детей, а и на преодоление психологических трудностей, возникающих в семье, так как внутрисемейная атмосфера является важной коррекционной средой, которая в первую очередь воздействует на развитие ребенка.

Основным методом консультирования в условиях дошкольного образовательного учреждения является беседа, а основной формой проведения — индивидуальная консультация. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Однако зачастую специалист ДОУ имеет дело с немотивированным родителем, что создаёт значительные трудности, так как первоочередной задачей становится выстраивание доверительных отношений, установление контакта на уровне «обратной связи».

Не активная позиция родителей может быть связана с не принятием, отрицанием существующей проблемы, неверием в возможность получить существенную помощь, нежеланием общаться по поводу, касающемуся ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Выраженность нарушений развития ребенка, их стойкость, длительность и необратимость влияют на глубину переживаний родителей больных детей. Травматизация родителей, оказывается более глубокой в том случае, если родители сами не имеют психофизических дефектов. Зачастую консультируемый прилагает массу усилий для того, чтобы родители прошли все стадии принятия дефекта ребенка, и могли адекватно организовать коррекционно-развивающую помощь в то числе и социализацию своего малыша.

На первой этапе знакомства, установления контакта с родителями уже можно определить существующие проблемы, такие как гиперопека, желание родителей все контролировать, жить жизнью ребенка, жертвовать своими интересами, общением с друзьями, профессиональной деятельностью. Специалист может выяснить в беседе кто занимается воспитанием ребенка, как выстроен его быт, какие трудности испытывает семья.

Следующие встречи с родителями происходят на этапе изучения психофизических особенностей ребенка. Дефектолог уточняет анамнез, заполняет карту развития ребенка. Наблюдения за воспитанником дают возможность предположить отношение к нему со стороны родителей, определить модель воспитания. На последующих консультациях в уточняющей беседе специалист делает выводы о реальных проблемах, существующих в семье, о стадии принятия родителями психофизического дефекта ребенка.

Задача консультирующего специалиста на этом этапе заключается в том, чтобы обратить внимание родителей ребенка на действительно существенные и значимые стороны проблемы. Он подсказывает родителям возможный выход, а в случае неверной трактовки проблемы стремится убедить в неправильности их позиции.

Из практики работы можно сделать выводы, что решение основных проблем семей, воспитывающих детей с ОВЗ, осуществляются при следующих условиях:

- правильный выбор для ребенка программы воспитания и обучения;

- организация коррекционной работы с ребенком в первую очередь в домашних условиях;

- выбор адекватной модели воспитания ребенка родителями;

- формирование у ребенка адекватных отношений со всеми членами семьи и другими лицами (родственниками, педагогами);

- изменения мнения родителей о «бесперспективности» развития их ребенка;

- установления адекватных взаимоотношений между всеми членами семьи и формирования на этой основе благоприятного психологического климата.

Специалист проводит просветительскую работу, разъясняя и помогая родителю сделать выводы о том, что необходимо делать и как действовать по каждому из перечисленных выше направлений. А также предупреждает родителей о существовании отсроченного решения проблем, т. е. отдаленного во времени результата. Одновременно дефектолог убеждает родителей в том, что, если не следовать предложенному пути, ситуация может еще более усугубляться, может наблюдаться регресс.

Для того чтобы эффективнее проходили консультации используются специальные техники, анкетирование, беседы о достижениях ребенка, посещение родителями коррекционно-развивающих, ознакомление родителей с продуктами деятельности ребенка, демонстрация видеоматериалов, специально отснятых во время коррекционных занятий или другим режимных моментах в группе с участием ребенка и демонстрирующих определенные навыки. Результаты участия ребенка в творческих конкурсах, развлекательных мероприятий, взаимодействие с другими детьми и т.д. Такие техники позволяют показать родителям перспективу развития ребенка его возможные ресурсы.

Техника «Идеальный ребенок», направлена на принятие ребенка и поиск его ресурсов. Родителям предлагается представить и описать качества, которыми, по их мнению, обладает идеальный ребенок. На лист бумаги выписываются качества идеального ребенка. Затем анализируется, какие чувства испытываете родитель, если ребёнок не обладает тем или иным качеством. Анализ испытываемых чувств поможет, во-первых, снять эмоциональное напряжение осознанием испытываемых эмоций. Во-вторых, поможет адекватно выражать испытываемые чувства. Следует проанализировать, почему именно эти качества представляют для родителя ценность? Почему ими должен обладать идеальный ребенок? Что нужно сделать их ребенку для того, чтобы соответствовать идеалу? По ходу обсуждения уточнениям: действительно ли у ребенка, отсутствует это качество? Оно отсутствует полностью или просто не развито? Попытайтесь ответить на вопрос: на сколько процентов это качество развито в ребенке в данный момент? Подобные уточнения обращают внимание родителя на целый ряд важных психологических факторов: ребенок в потенциале имеет задатки идеала, несмотря на его особенности. Выявив, что ребенок имеет положительную динамику развития, формируем оптимизм по отношению к ребенку. Обращаем внимание родителя на тот факт, что ребенку вовсе не обязательно соответствовать всем перечисленным качествам, чтобы быть идеальным. Далее предлагается напротив каждого идеального качества проставить процент выраженности этого качества у ребенка. Данная техника позволяет родителю пересмотреть уровень восприятия ребенка, обнаружить в нем задатки «идеала» и наметить пути развития в нем этих идеальных качеств. Те качества, которые у ребенка отмечены как присутствующие более чем на 50 %, будут служить его ресурсом.

Техника «Школьных оценок» представляет собой работу с ожиданиями. Худший вариант развития событий – 0, самый лучший – 10. Поставьте на шкале метку, где сейчас ваша проблема.

Визуализация помогает оценить ситуацию, реальность её разрешения. Возвращаясь через некоторое время к шкале, можно проследить перспективу решения проблемы.

Техника «Терапия успехами» позволяет сравнить ребенка не с кем-то, а с самим собой, и увидеть прогресс. Делим лист на две половинки и предлагаем в первой половинке вспомнить начало коррекционного воздействия, что умел (домашние дела, самообслуживание, умения на занятиях, в общении и т.д.) Вторая часть листа – какие умения приобрёл ребенок на данный момент.

Модифицированная методика «Кресло идентичности» Дж. Лэйка визуально показывает родителям необходимость формирования у ребенка определенных качеств. Основу личности ребенка предложено понимать как кресло, которое имеет спинку и подлокотники (поддержку), сиденье (основу) и 4 ножки (которые придают устойчивость спинке и сиденью). Консультант схематично рисует перед родителями кресло, начав с сиденья. Поясняя, что сиденье – это личность ребенка, которой необходимы некоторые качества. Так первая ножка кресла (меня любят) – это базовое доверие, которое формируется на основе любви родителей. Вторая ножка кресла (я могу) – самостоятельность, способность действовать независимо. Третья (я хочу) – инициатива, готовность быть активным в выстраивании отношений, решении проблем. Четвертая (перспектива) – оснащенность человека ресурсами. В качестве «подлокотников» кресла рассматриваются связь между поколениями (помощь близких: других детей, родственников). Спинка кресла (общение) – это возможность открыться другому человеку и готовность принять его открытость.

На всех этапах консультативной работы важно учитывать уровень педагогической и индивидуальной культуры родителей.

Список литературы:

1. Карабанова О.А. Психологический подход в консультировании / О.А. Карабанова. – Москва: Сфера, 2015. – 78 c.

2. Левченко И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / И.Ю. Левченко. – Москва: Просвещение, 2018. – 102 с.

3. Пархомович В.Б. Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии / В.Б. Пархомович // Дефектология. – 2013 – № 6. – С. 15-19.

4. Ткачева В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование / В.В. Ткачева. – Москва: Национальный книжный центр, 2014. –160 с.

5. Хабарова И.В. Консультирование родителей детей с ОВЗ / И.В. Хабарова. – Красноярск: Поликом, 2013. – 64 с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДОУ

педагог-психолог  М.В. Дорогова

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Основной задачей психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетом их возможностей.

Ключевыми направлениями работы специалистов, в том числе учителя-дефектолога ДОУ с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, являются: диагностическая, коррекционно-развивающая работа; профилактическая и просветительская, а также консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории.

Индивидуальное консультирование в условиях детского дошкольного учреждения – это система коммуникативного взаимодействия специалиста с лицами, нуждающимися в помощи рекомендательного характера (по определению Ю.Е. Алешиной).

Специфика индивидуального консультирования в условиях дошкольного образовательного учреждения заключается в опосредованном характере консультирования, т.е. направленном на проблемы развития, обучения и воспитания ребенка. Большое внимание сегодня необходимо направить на взаимодействие нуждающихся в консультативной помощи родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Нарушения развития детей с ОВЗ часто осложняется неблагоприятными условиями семейного воспитания, создаваемыми психоэмоционально травмированными родителями.

Неадекватное принятие родителями ребенка с проблемами в развитии зачастую ведет к недостаточности эмоционально-теплых отношений, что провоцируют развитие у детей наряду с уже существующими проблемами высокую степень тревожности, провоцирует агрессивность. Непонимание родителями необходимости создания в семье специальных коррекционных условий для развития ребенка с ОВЗ, нарушение процесса его социальной адаптации обусловливает острую необходимость оказания семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, специальной психологической помощи. При этом консультирование должно быть направлено не только на практическое решение задач коррекционно-развивающей направленности относительно детей, а и на преодоление психологических трудностей, возникающих в семье, так как внутрисемейная атмосфера является важной коррекционной средой, которая в первую очередь воздействует на развитие ребенка.

Основным методом консультирования в условиях дошкольного образовательного учреждения является беседа, а основной формой проведения — индивидуальная консультация. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Однако зачастую специалист ДОУ имеет дело с немотивированным родителем, что создаёт значительные трудности, так как первоочередной задачей становится выстраивание доверительных отношений, установление контакта на уровне «обратной связи».

Не активная позиция родителей может быть связана с не принятием, отрицанием существующей проблемы, неверием в возможность получить существенную помощь, нежеланием общаться по поводу, касающемуся ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Выраженность нарушений развития ребенка, их стойкость, длительность и необратимость влияют на глубину переживаний родителей больных детей. Травматизация родителей, оказывается более глубокой в том случае, если родители сами не имеют психофизических дефектов. Зачастую консультируемый прилагает массу усилий для того, чтобы родители прошли все стадии принятия дефекта ребенка, и могли адекватно организовать коррекционно-развивающую помощь в то числе и социализацию своего малыша.

На первой этапе знакомства, установления контакта с родителями уже можно определить существующие проблемы, такие как гиперопека, желание родителей все контролировать, жить жизнью ребенка, жертвовать своими интересами, общением с друзьями, профессиональной деятельностью. Специалист может выяснить в беседе кто занимается воспитанием ребенка, как выстроен его быт, какие трудности испытывает семья.

Следующие встречи с родителями происходят на этапе изучения психофизических особенностей ребенка. Дефектолог уточняет анамнез, заполняет карту развития ребенка. Наблюдения за воспитанником дают возможность предположить отношение к нему со стороны родителей, определить модель воспитания. На последующих консультациях в уточняющей беседе специалист делает выводы о реальных проблемах, существующих в семье, о стадии принятия родителями психофизического дефекта ребенка.

Задача консультирующего специалиста на этом этапе заключается в том, чтобы обратить внимание родителей ребенка на действительно существенные и значимые стороны проблемы. Он подсказывает родителям возможный выход, а в случае неверной трактовки проблемы стремится убедить в неправильности их позиции.

Из практики работы можно сделать выводы, что решение основных проблем семей, воспитывающих детей с ОВЗ, осуществляются при следующих условиях:

- правильный выбор для ребенка программы воспитания и обучения;

- организация коррекционной работы с ребенком в первую очередь в домашних условиях;

- выбор адекватной модели воспитания ребенка родителями;

- формирование у ребенка адекватных отношений со всеми членами семьи и другими лицами (родственниками, педагогами);

- изменения мнения родителей о «бесперспективности» развития их ребенка;

- установления адекватных взаимоотношений между всеми членами семьи и формирования на этой основе благоприятного психологического климата.

Специалист проводит просветительскую работу, разъясняя и помогая родителю сделать выводы о том, что необходимо делать и как действовать по каждому из перечисленных выше направлений. А также предупреждает родителей о существовании отсроченного решения проблем, т. е. отдаленного во времени результата. Одновременно дефектолог убеждает родителей в том, что, если не следовать предложенному пути, ситуация может еще более усугубляться, может наблюдаться регресс.

Для того чтобы эффективнее проходили консультации используются специальные техники, анкетирование, беседы о достижениях ребенка, посещение родителями коррекционно-развивающих, ознакомление родителей с продуктами деятельности ребенка, демонстрация видеоматериалов, специально отснятых во время коррекционных занятий или другим режимных моментах в группе с участием ребенка и демонстрирующих определенные навыки. Результаты участия ребенка в творческих конкурсах, развлекательных мероприятий, взаимодействие с другими детьми и т.д. Такие техники позволяют показать родителям перспективу развития ребенка его возможные ресурсы.

Техника «Идеальный ребенок», направлена на принятие ребенка и поиск его ресурсов. Родителям предлагается представить и описать качества, которыми, по их мнению, обладает идеальный ребенок. На лист бумаги выписываются качества идеального ребенка. Затем анализируется, какие чувства испытываете родитель, если ребёнок не обладает тем или иным качеством. Анализ испытываемых чувств поможет, во-первых, снять эмоциональное напряжение осознанием испытываемых эмоций. Во-вторых, поможет адекватно выражать испытываемые чувства. Следует проанализировать, почему именно эти качества представляют для родителя ценность? Почему ими должен обладать идеальный ребенок? Что нужно сделать их ребенку для того, чтобы соответствовать идеалу? По ходу обсуждения уточнениям: действительно ли у ребенка, отсутствует это качество? Оно отсутствует полностью или просто не развито? Попытайтесь ответить на вопрос: на сколько процентов это качество развито в ребенке в данный момент? Подобные уточнения обращают внимание родителя на целый ряд важных психологических факторов: ребенок в потенциале имеет задатки идеала, несмотря на его особенности. Выявив, что ребенок имеет положительную динамику развития, формируем оптимизм по отношению к ребенку. Обращаем внимание родителя на тот факт, что ребенку вовсе не обязательно соответствовать всем перечисленным качествам, чтобы быть идеальным. Далее предлагается напротив каждого идеального качества проставить процент выраженности этого качества у ребенка. Данная техника позволяет родителю пересмотреть уровень восприятия ребенка, обнаружить в нем задатки «идеала» и наметить пути развития в нем этих идеальных качеств. Те качества, которые у ребенка отмечены как присутствующие более чем на 50 %, будут служить его ресурсом.

Техника «Школьных оценок» представляет собой работу с ожиданиями. Худший вариант развития событий – 0, самый лучший – 10. Поставьте на шкале метку, где сейчас ваша проблема.

Визуализация помогает оценить ситуацию, реальность её разрешения. Возвращаясь через некоторое время к шкале, можно проследить перспективу решения проблемы.

Техника «Терапия успехами» позволяет сравнить ребенка не с кем-то, а с самим собой, и увидеть прогресс. Делим лист на две половинки и предлагаем в первой половинке вспомнить начало коррекционного воздействия, что умел (домашние дела, самообслуживание, умения на занятиях, в общении и т.д.) Вторая часть листа – какие умения приобрёл ребенок на данный момент.

Модифицированная методика «Кресло идентичности» Дж. Лэйка визуально показывает родителям необходимость формирования у ребенка определенных качеств. Основу личности ребенка предложено понимать как кресло, которое имеет спинку и подлокотники (поддержку), сиденье (основу) и 4 ножки (которые придают устойчивость спинке и сиденью). Консультант схематично рисует перед родителями кресло, начав с сиденья. Поясняя, что сиденье – это личность ребенка, которой необходимы некоторые качества. Так первая ножка кресла (меня любят) – это базовое доверие, которое формируется на основе любви родителей. Вторая ножка кресла (я могу) – самостоятельность, способность действовать независимо. Третья (я хочу) – инициатива, готовность быть активным в выстраивании отношений, решении проблем. Четвертая (перспектива) – оснащенность человека ресурсами. В качестве «подлокотников» кресла рассматриваются связь между поколениями (помощь близких: других детей, родственников). Спинка кресла (общение) – это возможность открыться другому человеку и готовность принять его открытость.

На всех этапах консультативной работы важно учитывать уровень педагогической и индивидуальной культуры родителей.

Список литературы:

1. Карабанова О.А. Психологический подход в консультировании / О.А. Карабанова. – Москва: Сфера, 2015. – 78 c.

2. Левченко И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / И.Ю. Левченко. – Москва: Просвещение, 2018. – 102 с.

3. Пархомович В.Б. Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии / В.Б. Пархомович // Дефектология. – 2013 – № 6. – С. 15-19.

4. Ткачева В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование / В.В. Ткачева. – Москва: Национальный книжный центр, 2014. –160 с.

5. Хабарова И.В. Консультирование родителей детей с ОВЗ / И.В. Хабарова. – Красноярск: Поликом, 2013. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное консультирование как важный компонент психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучени...

Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР

В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...

Психолого-педагогические аспекты сопровождения личностного развития детей

Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка приобретает особую актуальность сегодня, в период радикальных изменений, происходящих в системе российского образования.Психолого-пе...

Индивидуальное консультирование как важный компонент психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучени...