Использование наглядного моделирования , приёмов мнемотехники и ТРИЗ технологии в коррекционной работе
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Кирюхина Надежда Александровна

Дошкольный возраст – самый благоприятный период  для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Но, на сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое, так как растет число детей с речевой патологией. Использование приёмов  мнемотехники, ТРИЗ технологии помогут в работе над развитием речи и подготовят дошкольников к школьному обучению.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_modelirovaniya_triz.docx882.41 КБ

Предварительный просмотр:

Использование наглядного моделирования, приёмов мнемотехники и ТРИЗ технологии в коррекционной работе

Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Но, на сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое, так как растет число детей с речевой патологией.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребёнок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели.

Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ, ОНР является использование наглядного моделирования: мнемотехники, ТРИЗ технологии.

У детей с речевыми нарушениями существуют следующие проблемы:

• Скудный словарный запас;

• Неумение согласовывать слова в предложении;

• Нарушение звукопроизношения;

• У большинства детей нарушено внимание;

• Несовершенно логическое мышление;

• Дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты;

• Не владеют приемами и методами запоминания;

• Заучивание стихов вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции;

• На этапе автоматизации звуков в стихотворных текстах у детей снижается самоконтроль за речью.

  Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение  информации.  

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текст, стихотворение, скороговорку, загадку.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:

Воробьева В.К. -  сенсорно-графическими схемами;

ТкаченкоТ.А.– предметно-схематическими моделями,

Глухов В. П. – блоками-квадратами,

Большева Т. В. – коллажем,

Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми коррекционного детского сада состоит в том, что:

        - во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей с ограниченными возможностями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию.

    -  во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

- в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Как любая методика, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам  и позже - к мнемотаблицам и коллажам.

C:\Users\1\Desktop\Конференция\yourspeechru_471.jpg

Мнемодорожка – это таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно. Основой мнемодорожек послужили короткие чистоговорки, стихи, схемы артикуляции зуков, загадки.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-157740-1399116898.jpg

Эффективно используются мнемодорожки при составлении предложений.

C:\Users\1\Desktop\Схемы\IMG_20181106_082603.jpg

Мнемотаблица – это рисуночное письмо, схема, в которую заложена определенная информация. Делится на 6,9 и более частей (с учетом возраста детей и уровня их развития) и применяется при рассказывании сказок, составлении рассказов, заучивании и воспроизведении стихов, проведении пальчиковой и артикуляционной гимнастики, закреплении алгоритмов выполнения режимных процессов и т.д.

В коррекционной работе по автоматизации звуков подбираются небольшие стихотворные тексты или загадки на автоматизацию определённого звука или дифференциацию звуков. Затем при помощи простых и доступных для восприятия ребёнка символов рисуются мнемотаблицы. 

Автоматизация звука С

  DSCN4391.JPG            DSCN4396.JPG

Самостоятельное составление мнемотаблицы на автоматизацию звука Р

C:\Users\1\Desktop\Схемы\IMG_20181106_081959.jpg

Чёрной ночью, чёрный кот

Прыгнул в чёрный дымоход.

В дымоходе чернота, отыщите там кота.

При заучивании скороговорок можно использовать готовые мнемосхемы, предложенные коллегами в интернет – ресурсах.

C:\Users\1\Desktop\f850da6a97f17faaa0028a2ff82a04a1.jpg

При пересказе текстов работа с опорой на мнемотаблицы проводится в следующей  последовательности: чтение рассказа, рассматривание мнемотаблицы, чтение рассказа 2-й раз с использованием мнемотаблицы с установкой на пересказ. Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием запоминают тексты.

Элементы мнемотехники помогают научить детей составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы в определенной последовательности.

Примеры мнемотаблиц по составлению описательного рассказа

C:\Users\1\Desktop\01b3908650d7e135cb08ef11a6652c2c.jpg

Наглядное моделирование широко используется в ТРИЗ технологии.

С помощью дидактических пособий «Одуванчик», «Лягушка» ребёнку легко изложить последовательность развития лягушки, растения.C:\Users\1\Desktop\Конференция\DCIM\100NIKON\DSCN7071.JPG

В игре «Составь рифму» с помощью картинного материала и схем дети учатся придумывать рифмованные строки.DSCN6908.JPG

Пособие «Причина-следствие» способствует моделированию причинно-следственных отношений. DSCN6895.JPG


         

Таким образом, с помощью мнемотехники и ТРИЗ технологии удается достичь таких результатов:

  • увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • развививается мышление, внимание;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень.

 Считаю, чем раньше будем использовать в работе с детьми методику мнемотехники, ТРИЗ технологии тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный опыт работы учителя-логопеда на тему "Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"

Материал из обобщенного опыта работы по теме: Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с ОНР пересказу текста и заучивании стихотворений" можно ...

«Игры в коррекционной логопедической работе с использованием наглядного моделирования посредством ИКТ» (старший дошкольный возраст)

Современные требования к организации педагогического процесса детей дошкольного возраста предусматривают использование в работе логопеда информационно – коммуникац...

Использование приёмов здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда

Использование приёмов здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда...

Работа к презентации "Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники"

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехникиСлайд 1Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники Слайд 2К. Д. Ушинский ...

Материал из опыта работы " Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"

В представленной работе раскрывается  организация занятий по развитию связной речи и внедрению в образовательный процесс метода наглядного моделирования. Представленный материал, поможет решить п...

Опыт работы по теме « Формированию связной речи старших дошкольников с использованием мнемотехники и ТРИЗ-технологий»

Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Согласно...