Инклюзивная практика «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ ПО ДОРОГЕ В ШКОЛУ» 2023-2024гг
методическая разработка по коррекционной педагогике

Дорогова Марина Владимировна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность практики: практико-ориентированная.

Постановка проблемы:

Начало обучения в школе – сложный и ответственный момент в жизни каждого первоклассника. Вся жизнь ребёнка начинает подчиняться учебе, школе, школьным делам и заботам, появляются новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Впервые перешагнув порог школы, дети сталкиваются с совершенно незнакомым для себя миром: новыми людьми, непривычным режимом, нагрузками и ответственностью. Все это оказывает большое влияние на их психическое и физическое состояние.

Большинство первоклассников быстро приспосабливаются к новым условиям, без труда устанавливают контакт с одноклассниками и хорошо усваивают материал, с легкостью сходятся с людьми.

Как отмечают педагоги начальной школы, большинство детей с ограниченными возможностями здоровья испытывают значительные трудности в адаптации к условиям школьного обучения. Это проявляется в частом нежелании ходить в школу, ребята хитрят, чтобы остаться дома. Наблюдается повышенная тревожность, ребёнок в школе плачет, ведет себя пассивно, невнимателен, неохотно общается с другими детьми.

Снижение адаптивных возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья связано с характером нарушения, психофизиологическими особенностями, маломобильностью, ограниченностью контактов с незнакомыми взрослыми и детьми.  Особенности семейного воспитания ребенка с ОВЗ зачастую не способствуют формированию и укреплению адаптационного механизма и тормозят развитие личности ребенка, так как родители и общество стремятся уберечь детей от участия в сложных жизненных ситуациях. Недостаточная самостоятельность детей с ОВЗ в игровой, трудовой, коммуникативной, учебной деятельности снижает возможности социальной адаптации.

Трудно переоценить значение в освоении разнообразных социальных ролей от ребёнка, владеющего стратегией поведения в различных социальных ситуациях в школе, к ребенку, не обладающему данным опытом. Взаимодействие с другими детьми является благоприятным условием для детей с ОВЗ в успешном усвоении и присвоении общественного опыта, главного фактора социализации. Нормотипичные школьники передают общественный опыт детям с особенностями в развитии, транслируя правила игры и общения в новых условиях. Воспитанники проявляют желание подражать их поступкам и принимать способы коммуникаций в новых условиях.

Преемственность между детским садом и школой обеспечивает полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребёнка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребёнка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Инклюзивная практика «Вместе весело шагать по дороге в школу» позволит в ДОУ создать условия,  способствующие преемственности детского сада и начальной школы в условиях инклюзивного образования.

Цель практики: Создание условий для успешной адаптации дошкольников с особыми образовательными потребностями к обучению в школе посредством передачи им опыта первоклассниками-наставниками.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

- познакомить дошкольников с укладом школьной жизни (правила, ритуалы, роли учителя и ученика);

- осваивать новые способы коммуникации дошкольниками в роли ученика и одноклассника;

- реализовывать социальную роль ученика первоклассником через наставничество детей дошкольного возраста;

- раскрыть педагогам потенциал инклюзивной практики «Вместе весело шагать по дороге в школу», позволяющей реализовать принцип преемственности между детским садом и школой.

- способствовать снижению тревожности родителей воспитанников с ОВЗ к будущей адаптации детей к школьной жизни.

Во время проведения мероприятий практики предполагается выбор форм, позволяющих создать условия (игровая ситуация - урок, перемена, домашнее задание, оценки и др.) в детском саду приближенных к школьной жизни.

Формы и методы работы:

- игровая деятельность;

- творческие мастерские

- спортивные формы работы;

- экспериментирование;

- экскурсии;

- мастер-классы;

- импровизированный урок;

- трудовые акции;

- ситуативные задачи.

Ожидаемый результат дошкольников:

- дети готовы знакомиться со сверстниками, выстраивать взаимоотношения с ровесниками и другими людьми;

- дети способны выполнять задания у доски, отвечать на вопрос перед группой сверстников, отстоять свои интересы;

- дети принимают и соблюдают правила школьной жизни:

- дети слушают товарищей и учителя, не перебивая;

- не покидают рабочее место и класс о время занятия без звонка и  разрешения учителя;

- отвечают на вопросы с разрешения учителя, поднимая руку для ответа;

- выполняют требования учителя;

- дети способны адекватно принимать оценку учителя;

- дети способны обращаться за помощью к педагогу;

- дети соблюдают порядок на рабочем столе, содержат в порядке свои личные вещи, узнают свои личные вещи среди чужих вещей.

- дети ответственно относятся к выполнению домашнего задания.

Ожидаемый результат школьников:

- у первоклассников сформирована адекватная возрасту самооценка;

- освоены способы коммуникации в роли наставника;

- повысился интерес к познавательной деятельности, что отразилось на школьной успеваемости.

Ожидаемый результат педагогов:

- педагогам школы раскрыта перспектива метода наставничества первоклассниками дошкольников как способа, создания преемственности между детским садом и школой; 

- воспитатели оценили эффективность инклюзивной практики «Вместе весело шагать по дороге в школу» для подготовки детей с ОВЗ к будущей адаптации к школьной жизни.

Ожидаемый результат родителей:

- родители уверены в успешной адаптации их ребёнка к школьной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инклюзивная практика

«ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ ПО ДОРОГЕ В ШКОЛУ»

2023-2024 учебный год

        Разработали: педагог-психолог Дорогова М.В.

педагог-психолог Зверева И.В.                                

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность практики: практико-ориентированная.

Постановка проблемы:

Начало обучения в школе – сложный и ответственный момент в жизни каждого первоклассника. Вся жизнь ребёнка начинает подчиняться учебе, школе, школьным делам и заботам, появляются новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Впервые перешагнув порог школы, дети сталкиваются с совершенно незнакомым для себя миром: новыми людьми, непривычным режимом, нагрузками и ответственностью. Все это оказывает большое влияние на их психическое и физическое состояние. 

Большинство первоклассников быстро приспосабливаются к новым условиям, без труда устанавливают контакт с одноклассниками и хорошо усваивают материал, с легкостью сходятся с людьми.

Как отмечают педагоги начальной школы, большинство детей с ограниченными возможностями здоровья испытывают значительные трудности в адаптации к условиям школьного обучения. Это проявляется в частом нежелании ходить в школу, ребята хитрят, чтобы остаться дома. Наблюдается повышенная тревожность, ребёнок в школе плачет, ведет себя пассивно, невнимателен, неохотно общается с другими детьми.

Снижение адаптивных возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья связано с характером нарушения, психофизиологическими особенностями, маломобильностью, ограниченностью контактов с незнакомыми взрослыми и детьми.  Особенности семейного воспитания ребенка с ОВЗ зачастую не способствуют формированию и укреплению адаптационного механизма и тормозят развитие личности ребенка, так как родители и общество стремятся уберечь детей от участия в сложных жизненных ситуациях. Недостаточная самостоятельность детей с ОВЗ в игровой, трудовой, коммуникативной, учебной деятельности снижает возможности социальной адаптации.

Трудно переоценить значение в освоении разнообразных социальных ролей от ребёнка, владеющего стратегией поведения в различных социальных ситуациях в школе, к ребенку, не обладающему данным опытом. Взаимодействие с другими детьми является благоприятным условием для детей с ОВЗ в успешном усвоении и присвоении общественного опыта, главного фактора социализации. Нормотипичные школьники передают общественный опыт детям с особенностями в развитии, транслируя правила игры и общения в новых условиях. Воспитанники проявляют желание подражать их поступкам и принимать способы коммуникаций в новых условиях.

Преемственность между детским садом и школой обеспечивает полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребёнка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребёнка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Инклюзивная практика «Вместе весело шагать по дороге в школу» позволит в ДОУ создать условия,  способствующие преемственности детского сада и начальной школы в условиях инклюзивного образования.

Цель практики: Создание условий для успешной адаптации дошкольников с особыми образовательными потребностями к обучению в школе посредством передачи им опыта первоклассниками-наставниками.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

- познакомить дошкольников с укладом школьной жизни (правила, ритуалы, роли учителя и ученика);

- осваивать новые способы коммуникации дошкольниками в роли ученика и одноклассника;

- реализовывать социальную роль ученика первоклассником через наставничество детей дошкольного возраста;

- раскрыть педагогам потенциал инклюзивной практики «Вместе весело шагать по дороге в школу», позволяющей реализовать принцип преемственности между детским садом и школой.

- способствовать снижению тревожности родителей воспитанников с ОВЗ к будущей адаптации детей к школьной жизни.

Во время проведения мероприятий практики предполагается выбор форм, позволяющих создать условия (игровая ситуация - урок, перемена, домашнее задание, оценки и др.) в детском саду приближенных к школьной жизни.

 

Формы и методы работы:

- игровая деятельность;

- творческие мастерские

- спортивные формы работы;

- экспериментирование;

- экскурсии;

- мастер-классы;

- импровизированный урок;

- трудовые акции;

- ситуативные задачи.

Ожидаемый результат дошкольников:

- дети готовы знакомиться со сверстниками, выстраивать взаимоотношения с ровесниками и другими людьми;

- дети способны выполнять задания у доски, отвечать на вопрос перед группой сверстников, отстоять свои интересы;

- дети принимают и соблюдают правила школьной жизни:

- дети слушают товарищей и учителя, не перебивая;

- не покидают рабочее место и класс о время занятия без звонка и  разрешения учителя;

- отвечают на вопросы с разрешения учителя, поднимая руку для ответа;

- выполняют требования учителя;

- дети способны адекватно принимать оценку учителя;

- дети способны обращаться за помощью к педагогу;

- дети соблюдают порядок на рабочем столе, содержат в порядке свои личные вещи, узнают свои личные вещи среди чужих вещей.

- дети ответственно относятся к выполнению домашнего задания.

Ожидаемый результат школьников:

- у первоклассников сформирована адекватная возрасту самооценка;

- освоены способы коммуникации в роли наставника;

- повысился интерес к познавательной деятельности, что отразилось на школьной успеваемости.

Ожидаемый результат педагогов:

- педагогам школы раскрыта перспектива метода наставничества первоклассниками дошкольников как способа, создания преемственности между детским садом и школой;  

- воспитатели оценили эффективность инклюзивной практики «Вместе весело шагать по дороге в школу» для подготовки детей с ОВЗ к будущей адаптации к школьной жизни.

Ожидаемый результат родителей:

- родители уверены в успешной адаптации их ребёнка к школьной жизни.

Этапы практики

I этап Подготовительный

дата

Ознакомление участников с проектом практики «Вместе весело шагать по дороге в школу»

  1. Мониторинг детей подготовительной группы компенсирующей направленности. Приложение 3

сентябрь-октябрь

  1. Мониторинг родителей. Приложение 2
  1. Анкетирование педагогов. Приложение 1
  1. Определение содержания мероприятий и сроки их проведения.

II этап Содержательный 

Содержательный этап проекта «Вместе весело шагать по дороге в школу» организован по определенному алгоритму, повторяющемуся периодически.

III этап Заключительный

  1. Повторный мониторинг, подведение итогов.

май

  1. Публикация и другие способы распространения опыта.

Алгоритм организации мероприятий практики:

I Подготовительный

1. Учитель по жеребьёвке выбирает участников очередного мероприятия из детей, проявивших желание участвовать в практике.

2. Школьник выбирает тему из предложенных ему тем педагогами, и форму, по которой будет представлена выбранная тема.

3. Подготовка школьника педагогами и родителями.

II Первое посещение школьником группы в детском саду

1.Знакомство и (или) закрепление школьных правил.

2.Представление темы.

3.Домашнее задание по теме.

III Второе посещение школьником группы в детском саду вместе с другим школьником, который выступает в качестве помощника и будет представлять свою тему в следующее посещение.

1.Проверка домашнего задания и его оценивание школьником.

2.Практическая деятельность по теме в выбранной форме.

3. Оценивание результатов практической деятельности учеником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивный праздник «Вместе весело шагать по волшебной дороге здоровья»

Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами.Мероприятие направленное на пропаганду здорового образа жизни среди педагогов....

Раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ посредством реализации инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»

С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» предполагает не только  работу с одаре...

Инклюзивная практика «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»

Дети с особыми потребностями в МБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №54 «Золушка» города Лесосибирска» сопровождаются согласно разработанной учреждением модели инк...

Раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ посредством реализации инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»

С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» предполагает не только  работу с одаре...

Рабочая программа "От рождения до школы", 2 младшая группа, 2023-2024гг.

Рабочая программа разрботана для детей второй младшей группы....

Раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ посредством реализации инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» 2022-2023гг

Раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ посредством реализации инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» Дорогова Марина Владимировна педагог-психологЗверева Ирина Валерьев...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации в ДОУ инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» 2021-2022гг

Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений в современной системе инклюзивного образования. Первый опыт социализации дети получают в детском са...