Результаты реализации инклюзивной практики «Вместе весело шагать по дороге в школу»
статья по коррекционной педагогике
В статье представлен результат реализации практики, направленной на создание условий для успешной социализации и адаптации дошкольников с особыми образовательными потребностями к обучению в школе посредством передачи им опыта первоклассниками-наставниками.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Результаты реализации инклюзивной практики
«Вместе весело шагать по дороге в школу»
Начало обучения в школе – сложный и ответственный момент в жизни каждого первоклассника. Большинство первоклассников быстро приспосабливаются к новым условиям, без труда устанавливают контакт с одноклассниками и хорошо усваивают материал, с легкостью сходятся с людьми.
Результаты анкетирования педагогов ДОУ свидетельствуют о том, что воспитанники подготовительных груп п с особыми образовательными потребностями часто не знакомы с правилами школьной жизни, затрудняются адекватно оценивать свою деятельность и спокойно реагировать на оценку взрослого, испытывают сложности взаимодействия с окружающими.
Результаты мониторинга педагогов начальной школы подтверждают выявленные проблемы. Обозначенная категория детей демонстрируют нежелание ходить в школу, наблюдается повышенная тревожность, поведение пассивно, дети невнимательны, неохотно общаются с другими детьми.
Подтверждение выявленных проблем отражено в диаграмме, представленной на слайде.
Снижение адаптивных возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья связано с характером нарушения, психофизиологическими особенностями, маломобильностью, ограниченностью контактов с незнакомыми взрослыми и детьми. Особенности семейного воспитания ребенка с ОВЗ зачастую не способствуют формированию и укреплению адаптационного механизма и тормозят развитие личности ребенка, так как родители и общество стремятся уберечь детей от участия в сложных жизненных ситуациях. Недостаточная самостоятельность детей с ОВЗ в игровой, трудовой, коммуникативной, учебной деятельности снижает возможности социальной адаптации.
Роль взрослого в дошкольном детстве бесспорно велика. Но для полноценного развития ребёнка недостаточно общения со взрослыми, так как даже самые плодотворные отношения детей с педагогами являются неравноправными. В связи с этим становится очень важным общение в формате «ребенок – ребенок». Такие условия создаёт инклюзивная практика «Вместе весело шагать по дороге в школу», реализующая модель наставничества «Дети-детям». Взаимодействие с другими детьми является благоприятным условием для детей с ОВЗ в успешном усвоении и присвоении общественного опыта, главного фактора социализации. Нормотипичные школьники передают общественный опыт детям с особенностями в развитии, транслируя правила игры и общения в новых условиях. Воспитанники проявляют желание подражать их поступкам и принимать способы коммуникаций в новых условиях.
Цель практики: Создание условий для успешной социализации и адаптации дошкольников с особыми образовательными потребностями к обучению в школе посредством передачи им опыта первоклассниками-наставниками.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
- познакомить дошкольников с укладом школьной жизни (правила, ритуалы, роли учителя и ученика);
- осваивать новые способы коммуникации дошкольниками в роли ученика и одноклассника;
- реализовывать социальную роль ученика первоклассником через наставничество детей дошкольного возраста;
- формировать мотивацию к обучению в школе у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством передачи школьниками-наставниками положительного опыта школьной жизни.
Механизм реализации практики включает в себя следующие этапы:
Подготовительный этап включает в себя подготовительную работу к реализации мероприятий практики.
- Выявление проблемы через анкетирование педагогов ДОУ, СОШ, родителей.
- Мониторинг детей подготовительной группы компенсирующей направленности (участники практики).
- Определение содержания мероприятий и сроки их проведения.
- Знакомство участников (учителя СОШ, педагоги ДОУ, родители) с проектом практики «Вместе весело шагать по дороге в школу».
- Привлечение первоклассников, обладающих определёнными качествами наставников к мероприятиям практики.
- Так же на данном этапе осуществляется определение наличия необходимых отражений на слайде.
Наставниками являются первоклассники – выпускники ДОУ, обладающие лидерскими и организаторскими качествами, ученическими компетенциями, уверенностью в себе, коммуникативными навыками, интересом к познавательной деятельности, положительной мотивацией к обучению, они терпеливы, дисциплинарно успешны, адекватно реагирующие на возникающие трудности в совместной деятельности с дошкольниками, ответственные за наставляемых. Поскольку это наши выпускники, мы, конечно же, знали, кто точно справится с ролью наставника.
За осуществление детьми наставнической деятельности, поддержания престижа роли наставника используется метод поощрения через награждение знаками отличия, почетными грамотами, памятными подарками.
Требования к педагогам, реализующим практику:
- наличие базового психологического/педагогического образования;
- знание «Возрастной психологии», «Специальной психологии»
- иметь опыт работы с различными категориями детей;
- быть толерантным, доброжелательным и открытым.
II этап Содержательный (сентябрь – май 2024)
На содержательном этапе практики «Вместе весело шагать по дороге в школу» мероприятия организованы по определенному алгоритму, повторяющемуся периодически, который мы постарались представить в виде схемы на слайде.
Алгоритм организации мероприятий практики:
I Подготовительный период
1. Учитель по жеребьёвке выбирает участников очередного мероприятия из детей, проявивших желание участвовать в практике и обладающих качествами первоклассника-наставника.
2. Школьник выбирает тему из предложенных педагогом тем, и форму, по которой желает представить выбранную тему.
3. Подготовка школьника педагогами (нами) и родителями к наставничеству.
II Основной период
1) Посещение школьником группы в детском саду
1.Знакомство и (или) закрепление школьных правил.
2.Представление темы.
3.Домашнее задание по теме.
2) Посещение школьником группы в детском саду вместе со следующим первоклассником-наставником, который выступает в качестве помощника и будет представлять свою тему в следующее посещение.
1.Проверка домашнего задания и его оценивание школьником.
2.Практическая деятельность по теме в выбранной форме.
3. Знакомство со следующим первоклассником-наставником и проведение импровизированной перемены (на которой мы учили детей спокойным играм, в которые можно играть на переменах в школе, поскольку в анкетировании педагогов это было одной из часто встречающихся проблем – дети не умеют вести себя на перемене, бегают по школе, не готовятся к следующему уроку).
4. Оценивание результатов практической деятельности наставником-первоклассником.
Пункты 1),2) основного периода повторяются с каждым последующим первоклассником-наставником.
Заключительный этап практики включает в себя:
1. Повторный мониторинг участников практики, подведение итогов, заключительное мероприятие.
2. Публикация и другие способы распространения опыта.
О результативности практики свидетельствуют данные повторного мониторинга и сравнительного анализа детей-участников практики, что отражено на диаграммах.
Первоклассники, усвоили роль наставника, они умеют устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении, умеют управлять своими эмоциями, толерантно относятся к детям с особыми образовательными потребностями, а так же у них повысился интерес к познавательной деятельности, что отразилось на школьной успеваемости, как отмечают учителя начальной школы.
Ожидаемый результаты для дошкольников были достигнуты нами.
- дети готовы знакомиться со сверстниками, выстраивать взаимоотношения с ровесниками и другими людьми;
- дети способны выполнять задания у доски, отвечать на вопрос перед группой сверстников, отстоять свои интересы;
- дети принимают и соблюдают правила школьной жизни:
- дети слушают товарищей и учителя, не перебивая;
- не покидают рабочее место и класс о время занятия без звонка и разрешения учителя;
- отвечают на вопросы с разрешения учителя, поднимая руку для ответа;
- выполняют требования учителя;
- дети способны адекватно принимать оценку учителя;
- дети способны обращаться за помощью к педагогу;
- дети соблюдают порядок на рабочем столе, содержат в порядке свои личные вещи, узнают свои личные вещи среди чужих вещей.
- дети ответственно относятся к выполнению домашнего задания.
Ожидаемый результат школьников:
- у первоклассников сформирована адекватная возрасту самооценка;
- освоены способы коммуникации в роли наставника;
- повысился интерес к познавательной деятельности, что отразилось на школьной успеваемости.
Ожидаемый результат педагогов:
- педагогам школы раскрыта перспектива метода наставничества первоклассниками дошкольников как способа, создания преемственности между детским садом и школой;
- воспитатели оценили эффективность инклюзивной практики «Вместе весело шагать по дороге в школу» для подготовки детей с ОВЗ к будущей адаптации к школьной жизни.
Ожидаемый результат родителей:
- родители уверены в успешной адаптации их ребёнка к школьной жизни.
Практика «Вместе весело шагать по дороге в школу» - участник Краевого конкурса «Лучшие практики наставничества» в номинации «Практики наставничества в социализации и личностном развитии обучающихся с особыми образовательными потребностями» - ТОП – 7. Была представлена в Красноярске на форуме ПРО-наставничество в сентябре 2024 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ посредством реализации инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» 2022-2023гг
С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» предполагает не только работу с одаре...

Раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ посредством реализации инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»
С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» предполагает не только работу с одаре...

Раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ посредством реализации инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» 2022-2023гг
Раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ посредством реализации инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» Дорогова Марина Владимировна педагог-психологЗверева Ирина Валерьев...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации в ДОУ инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» 2021-2022гг
Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений в современной системе инклюзивного образования. Первый опыт социализации дети получают в детском са...

Инклюзивная практика «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ ПО ДОРОГЕ В ШКОЛУ» 2023-2024гг
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНаправленность практики: практико-ориентированная.Постановка проблемы:Начало обучения в школе – сложный и ответственный момент в жизни каждого первоклассника. Вся жизнь ребё...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации в ДОУ инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» 2021-2022гг
Дети с особыми потребностями в МБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №54 «Золушка» города Лесосибирска» сопровождаются согласно разработанной учреждением модели инк...

Инклюзивная практика «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ ПО ДОРОГЕ В ШКОЛУ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНаправленность практики: практико-ориентированная.Постановка проблемы:Начало обучения в школе – сложный и ответственный момент в жизни каждого первоклассника. Вся жизнь ребё...
