Результаты реализации инклюзивной практики «Вместе весело шагать по дороге в школу»
статья по коррекционной педагогике

Зверева Ирина Валерьевна

В статье представлен результат реализации практики, направленной на создание условий для успешной социализации и адаптации дошкольников с особыми образовательными потребностями к обучению в школе посредством передачи им опыта первоклассниками-наставниками. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Результаты реализации инклюзивной практики

 «Вместе весело шагать по дороге в школу»

Начало обучения в школе – сложный и ответственный момент в жизни каждого первоклассника. Большинство первоклассников быстро приспосабливаются к новым условиям, без труда устанавливают контакт с одноклассниками и хорошо усваивают материал, с легкостью сходятся с людьми.

Результаты анкетирования педагогов ДОУ свидетельствуют о том, что воспитанники подготовительных груп п с особыми образовательными потребностями часто не знакомы с правилами школьной жизни, затрудняются адекватно оценивать свою деятельность и спокойно реагировать на оценку взрослого, испытывают сложности взаимодействия  с окружающими.

Результаты мониторинга педагогов начальной школы подтверждают выявленные проблемы. Обозначенная категория детей демонстрируют нежелание ходить в школу, наблюдается повышенная тревожность, поведение пассивно, дети невнимательны, неохотно общаются с другими детьми.

Подтверждение выявленных проблем отражено в диаграмме, представленной на слайде.

Снижение адаптивных возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья связано с характером нарушения, психофизиологическими особенностями, маломобильностью, ограниченностью контактов с незнакомыми взрослыми и детьми.  Особенности семейного воспитания ребенка с ОВЗ зачастую не способствуют формированию и укреплению адаптационного механизма и тормозят развитие личности ребенка, так как родители и общество стремятся уберечь детей от участия в сложных жизненных ситуациях. Недостаточная самостоятельность детей с ОВЗ в игровой, трудовой, коммуникативной, учебной деятельности снижает возможности социальной адаптации.

Роль взрослого в дошкольном детстве бесспорно велика. Но для полноценного развития ребёнка недостаточно общения со взрослыми, так как даже самые плодотворные отношения детей с педагогами являются неравноправными. В связи с этим становится очень важным общение в формате «ребенок – ребенок». Такие условия создаёт инклюзивная практика «Вместе весело шагать по дороге в школу», реализующая модель наставничества «Дети-детям». Взаимодействие с другими детьми является благоприятным условием для детей с ОВЗ в успешном усвоении и присвоении общественного опыта, главного фактора социализации. Нормотипичные школьники передают общественный опыт детям с особенностями в развитии, транслируя правила игры и общения в новых условиях. Воспитанники проявляют желание подражать их поступкам и принимать способы коммуникаций в новых условиях.

Цель практики: Создание условий для успешной социализации и адаптации дошкольников с особыми образовательными потребностями к обучению в школе посредством передачи им опыта первоклассниками-наставниками.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

- познакомить дошкольников с укладом школьной жизни (правила, ритуалы, роли учителя и ученика);

- осваивать новые способы коммуникации дошкольниками в роли ученика и одноклассника;

- реализовывать социальную роль ученика первоклассником через наставничество детей дошкольного возраста;

- формировать мотивацию к обучению в школе у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством передачи школьниками-наставниками положительного опыта школьной жизни.

Механизм реализации практики включает в себя следующие этапы:

Подготовительный этап включает в себя подготовительную работу к реализации мероприятий практики.

  1. Выявление проблемы через анкетирование педагогов ДОУ, СОШ, родителей.
  2. Мониторинг детей подготовительной группы компенсирующей направленности (участники практики).
  3. Определение содержания мероприятий и сроки их проведения.
  4. Знакомство участников (учителя СОШ, педагоги ДОУ, родители) с проектом практики «Вместе весело шагать по дороге в школу».
  5. Привлечение  первоклассников, обладающих определёнными качествами наставников к мероприятиям практики.
  6. Так же на данном этапе осуществляется определение наличия необходимых    отражений на слайде.

Наставниками являются первоклассники – выпускники ДОУ, обладающие лидерскими и организаторскими качествами, ученическими компетенциями, уверенностью в себе, коммуникативными навыками, интересом к познавательной деятельности, положительной мотивацией к обучению, они терпеливы, дисциплинарно успешны, адекватно реагирующие на возникающие трудности в совместной деятельности с дошкольниками, ответственные за наставляемых. Поскольку это наши выпускники, мы, конечно же, знали, кто точно справится с ролью наставника.

        За осуществление детьми наставнической деятельности, поддержания престижа роли наставника используется метод поощрения через награждение знаками отличия, почетными грамотами, памятными подарками.

Требования к педагогам, реализующим практику:

- наличие базового психологического/педагогического образования;

- знание «Возрастной психологии», «Специальной психологии»

- иметь опыт работы с различными категориями детей;

- быть толерантным, доброжелательным и открытым.

II этап Содержательный (сентябрь – май 2024)

На содержательном этапе практики «Вместе весело шагать по дороге в школу» мероприятия организованы по определенному алгоритму, повторяющемуся периодически, который мы постарались представить в виде схемы на слайде.

        

Алгоритм организации мероприятий практики:

I Подготовительный период

1. Учитель по жеребьёвке выбирает участников очередного мероприятия из детей, проявивших желание участвовать в практике и обладающих качествами первоклассника-наставника.

2. Школьник выбирает тему из предложенных педагогом тем, и форму, по которой желает представить выбранную тему.

3. Подготовка школьника педагогами (нами) и родителями к наставничеству.

II Основной период

1) Посещение школьником группы в детском саду

1.Знакомство и (или) закрепление школьных правил.

2.Представление темы.

3.Домашнее задание по теме.

2) Посещение школьником группы в детском саду вместе со следующим первоклассником-наставником, который выступает в качестве помощника и будет представлять свою тему в следующее посещение.

1.Проверка домашнего задания и его оценивание школьником.

2.Практическая деятельность по теме в выбранной форме.

3. Знакомство со следующим первоклассником-наставником и проведение импровизированной перемены (на которой мы учили детей спокойным играм, в которые можно играть на переменах в школе, поскольку в анкетировании педагогов это было одной из часто встречающихся проблем – дети не умеют вести себя на перемене, бегают по школе, не готовятся к следующему уроку).

4. Оценивание результатов практической деятельности наставником-первоклассником.

Пункты 1),2) основного периода повторяются с каждым последующим первоклассником-наставником.

Заключительный этап практики включает в себя:  

1.        Повторный мониторинг участников практики, подведение итогов, заключительное мероприятие.

2.        Публикация и другие способы распространения опыта.

О результативности практики свидетельствуют данные повторного мониторинга и сравнительного анализа детей-участников практики, что отражено на диаграммах.

Первоклассники, усвоили роль наставника, они умеют устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении, умеют  управлять своими эмоциями, толерантно относятся к детям с особыми образовательными потребностями, а так же у них повысился интерес к познавательной деятельности, что отразилось на школьной успеваемости, как отмечают учителя начальной школы.

Ожидаемый результаты для дошкольников были достигнуты нами.

- дети готовы знакомиться со сверстниками, выстраивать взаимоотношения с ровесниками и другими людьми;

- дети способны выполнять задания у доски, отвечать на вопрос перед группой сверстников, отстоять свои интересы;

- дети принимают и соблюдают правила школьной жизни:

- дети слушают товарищей и учителя, не перебивая;

- не покидают рабочее место и класс о время занятия без звонка и  разрешения учителя;

- отвечают на вопросы с разрешения учителя, поднимая руку для ответа;

- выполняют требования учителя;

- дети способны адекватно принимать оценку учителя;

- дети способны обращаться за помощью к педагогу;

- дети соблюдают порядок на рабочем столе, содержат в порядке свои личные вещи, узнают свои личные вещи среди чужих вещей.

- дети ответственно относятся к выполнению домашнего задания.

Ожидаемый результат школьников:

- у первоклассников сформирована адекватная возрасту самооценка;

- освоены способы коммуникации в роли наставника;

- повысился интерес к познавательной деятельности, что отразилось на школьной успеваемости.

Ожидаемый результат педагогов:

- педагогам школы раскрыта перспектива метода наставничества первоклассниками дошкольников как способа, создания преемственности между детским садом и школой;  

- воспитатели оценили эффективность инклюзивной практики «Вместе весело шагать по дороге в школу» для подготовки детей с ОВЗ к будущей адаптации к школьной жизни.

Ожидаемый результат родителей:

- родители уверены в успешной адаптации их ребёнка к школьной жизни.

Практика «Вместе весело шагать по дороге в школу» - участник Краевого конкурса «Лучшие практики наставничества» в номинации «Практики наставничества в социализации и личностном развитии обучающихся с особыми образовательными потребностями» - ТОП – 7. Была представлена в Красноярске на форуме ПРО-наставничество в сентябре 2024 года.  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ посредством реализации инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» 2022-2023гг

С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» предполагает не только  работу с одаре...

Раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ посредством реализации инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»

С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» предполагает не только  работу с одаре...

Раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ посредством реализации инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» 2022-2023гг

Раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ посредством реализации инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» Дорогова Марина Владимировна педагог-психологЗверева Ирина Валерьев...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации в ДОУ инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» 2021-2022гг

Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений в современной системе инклюзивного образования. Первый опыт социализации дети получают в детском са...

Инклюзивная практика «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ ПО ДОРОГЕ В ШКОЛУ» 2023-2024гг

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНаправленность практики: практико-ориентированная.Постановка проблемы:Начало обучения в школе – сложный и ответственный момент в жизни каждого первоклассника. Вся жизнь ребё...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации в ДОУ инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» 2021-2022гг

Дети с особыми потребностями в МБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №54 «Золушка» города Лесосибирска» сопровождаются согласно разработанной учреждением модели инк...

Инклюзивная практика «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ ПО ДОРОГЕ В ШКОЛУ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНаправленность практики: практико-ориентированная.Постановка проблемы:Начало обучения в школе – сложный и ответственный момент в жизни каждого первоклассника. Вся жизнь ребё...