Доклад на тему "КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ГРУППАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ЗПР, ТНР) "
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Минина Лилия Александровна

Экологическое воспитание в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического и речевого развития очень важно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ГРУППАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ЗПР, ТНР)

Минина Лилия Александровна, учитель-логопед,

Мотовилова Ирина Владимировна, учитель-дефектолог

МБДОУ «ДСКВ № 90» г. Братска

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть её судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться еще в дошкольном возрасте.

Однако процесс усвоения природоведческих представлений детьми с ЗПР и ТНР отличается от такового в норме. У нормально развивающихся дошкольников существует, пусть и неполная, но целостная картина окружающего мира. По мере развития ребёнка она уточняется, дополняется новыми сведениями, новые природные объекты встраиваются в существующую картину мира. Ребенок старшего дошкольного возраста способен самостоятельно устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

У дошкольника с ЗПР картина окружающего мира фрагментарная. Его освоение невозможно без собственного опыта. Неразвитая интеллектуальная деятельность не позволяет детям с ЗПР строить познание мира с опорой на имеющиеся у них знания об объектах и явлениях природы и умения их обследовать. У детей с ОВЗ не сформированы умения сравнивать, анализировать, группировать, обобщать, классифицировать предметы; недостаточно развита память, неустойчивое внимание, отмечается медлительность психических процессов, снижена переключаемость; недостаточно сформированы пространственные и временные представления. Отсутствует типичная для нормально развивающего ребёнка живость и яркость эмоций, характерна слабая воля и слабая заинтересованность в оценке их деятельности. Недостаток конкретных ощущений при наблюдении природы ведёт к эмоциональной бедности, неумению выразить своё отношение к окружающему.

Однако не стоит считать, что дети с ограниченными возможностями здоровья не нуждаются в экологическом воспитании. Дети с ОВЗ - неотъемлемая часть общества, способная внести свой вклад в окружающую их действительность. Их поведение должно соответствовать всем моральным, этическим и правовым нормам.

Экологическое воспитание в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического и речевого развития в нашем дошкольном учреждении осуществляется системно на протяжении всего учебного года через реализацию образовательных областей адаптированной основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Мы как специалисты коррекционного блока выделяем два направления работы по формированию экологических представлений у дошкольников с ЗПР и ТНР:

- формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;

- ознакомление детей с природой, в основе которого лежит экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.

Развитие ребёнка с ЗПР и ТНР имеет ту же тенденцию, что и развитие нормально развивающегося дошкольника. Однако мы не можем забывать, что восприятие ребёнком с ОВЗ окружающего мира  проходит своеобразно, имеет много особенностей, которые необходимо учитывать в ходе обучения и воспитания. Поэтому,  любая организованная деятельность имеет коррекционную направленность.

При работе по воспитанию экокультуры с данной категорией детей, важно рационально подбирать материал, используемый на коррекционных занятиях. Каждое занятие должно носить эмоциональный, развивающий и по возможности воспитывающий характер.

Коррекционно-развивающую работу с детьми по преодолению психических и речевых нарушений строим по принципу календарно-тематического планирования с учетом регионального компонента. Если посмотреть на годовое лексическое планирование, можно заметить, что около 75% тем имеют экологическое содержание, например, «Перелетные и зимующие птицы», «Деревья и кустарники», «Грибы и ягоды», «Времена года», «Овощи и фрукты» и многие другие.  

Для повышения эффективности экологического просвещения детей с проблемами в развитии активно используем разнообразные методы и приемы коррекционной работы с экологической тематикой. Нами был объединён и систематизирован дидактический материал по лексическим темам: дикие и домашние животные, животные жарких и холодных стран, дикие и домашние птицы, зимующие и перелётные птицы, насекомые, деревья, цветы, грибы, ягоды, овощи, фрукты, времена года.  

Наряду с этим используем предметные, настольно-печатные, словесные, дидактические игры с экологическим содержанием, направленные на расширение представлений об объектах окружающего мира, классификацию объектов, развитие сенсорного восприятия, соединение образа со словом, и как следствие, обогащение словаря и формирования речи. Это такие игры, как: «Кто, где живёт?», «Назови ласково», «Бегает, прыгает, летает», (о приспособлении птиц и животных к среде обитания), «У кого какой дом?», (об экосистемах); «Что потом?» (развитие и рост организмов); «Выбери дорогу правильно» (о правилах поведения в природе) и другие. Игры с экологическим содержанием позволяют нам многократно повторять материал, не вызывая эмоционально-негативного отношения и утомления ребёнка с ЗПР, ТНР. В процессе игр создаются проблемные ситуации, побуждающие к поиску способов выполнения задания, что даёт возможность развивать мышление, двигаясь от наглядно-действенного к наглядно-образному. 

Наряду с традиционными игровыми приёмами, дидактическими играми, эффективно используем современные ИКТ. С помощью мультимедийных презентаций, интерактивных игр, развивающих видеофильмов (серия «Лесные сказки») дети с ОВЗ ярче воспринимают предметы и явления природы, тем самым формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Обобщаются и систематизируются представления детей о живой и неживой природе, временах года, развивается интерес к родному краю.

Для снятия напряжения с детьми проводятся пальчиковые гимнастики или физкультминутки экологического содержания.

Формирование экологической культуры детей невозможно без  правильного отношения к окружающей среде родителей. С целью привлечения родителей к проблемам экологического характера нами  совместно с воспитателями в течение всего учебного года организуются различные акции: «Собери урожай» (работа на огороде); «Накорми птиц зимой» (изготовление кормушек, сбор корма) и т.д. Совместно с родителями выпускались газеты: «Домашние питомцы», «Зимующие птицы» и другие.

На стенде еженедельно размещаются  информационные листки по лексической теме недели (обогащение словаря, список лексико-грамматических игр и игр на развитие связной речи). Предлагается тематическая подборка стихов, загадок о животных, растениях, временах года.

Данный подход помогает в сотрудничестве, эмоциональном и психологическом сближении дошкольников и родителей и объясняет им необходимость воспитания у детей с ЗПР, ТНР экологической культуры.

Опыт нашей работы показывает, что дефектолог и логопед, решая коррекционные задачи, воспитывают личность. Как сказал К.Д. Ушинский: «Только личность может влиять на воспитание, развитие другой личности». Кто как не мы можем дать будущему поколению пример гуманности, любви к живому, уважение  к природе.

Литература

1.  Проект федерального закона РФ «Об экологической культуре»  № 90060840-3.

2. Екжанова.Е.А Стребелева.Е.А Методические рекомендации к программе    «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание», - М: «Просвещение» 2009.

3.Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей, - М: ТЦ Сфера, 2009.

4. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду,- М: Мозаика - Синтез, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития.  Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней групп...

Перспективное планирование ООД, направленной на воспитание дошкольников группы компенсирующей направленности на 2021-2022 учебный год

Перспективное планирование ООД, направленной на воспитание дошкольников группы компенсирующей направленности на 2021-2022 учебный год...

Конспект мероприятия по нравственно - патриотическому воспитанию разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР «Капельки» «Наша малая Родина»

Конспект мероприятия по нравственно - патриотическому воспитаниюразновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР «Капельки»«Наша малая Родина»...

Отчет по экологической акции в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Капельки» и сложным дефектом «Росинки».

Вот уже больше 20 лет проводится ежегодная Всероссийская эколого-культурная акция «Покормите птиц зимой», а 15 января отмечается как «День зимующих птиц»....