Диагностические карты для мониторинга освоения АООП ДО по «Художественно-эстетическому» направлению (Музыкальная деятельность) в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью 3 – 7 лет).
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Диагностические карты для мониторинга освоения АООП ДО (Музыкальная деятельность) детей с нарушением интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskie_karty_dlya_detey_s_narusheniem_intellekta_.docx | 43.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Диагностические карты для мониторинга освоения АООП ДО по «Художественно-эстетическому» направлению (Музыкальная деятельность) в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью 3 – 7 лет).
Музыкальный руководитель Устинова И.Ю.
В подавляющем большинстве случаев умственная отсталость является следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка – мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сфера, а также когнитивные процессы: восприятие, мышление, деятельность, речь, поведение. Умственная отсталость является самой распространенной формой интеллектуального нарушения, но также имеются около 350 генетических синдромов, которые приводят к стойким и необратимым нарушениям познавательной деятельности. Разное сочетание психического недоразвития и дефицитарности центральной нервной системы обуславливает замедление темпа усвоения социального и культурного опыта, в результате происходит темповая задержка, нивелирование индивидуальных различий, базирующихся на первичном (биологическом) нарушении, и усиления внимания к социальным факторам в развития детей. Это требует создания специальных условий, поиска обходных путей, методов и приемов, которые, учитывая уровень актуального развития ребенка, тем не менее, будут ориентированы на зону его ближайшего развития с самого раннего детства.
В соответствии с МКБ-10 на основе психометрических исследований выделяют 4 степени умственной отсталости: легкая (IQ - 50 – 69, код F70), умеренная (IQ - 35 – 49, код F71), тяжелая умственная отсталость (IQ - 20 – 34, код F 72), глубокая умственная отсталость (IQ ниже 2, код F 73) и другие формы умственной отсталости (код F 78). При организации коррекционно-педагогической работы, необходимо учитывать, с одной стороны, степень выраженности умственной отсталости, а с другой – общие закономерности нормативного развития, последовательность и поэтапность становления формируемых функций.
Для мониторинга детей с нарушением интеллекта (умственная отсталость) разработала диагностические карты на основе программ: Джонсон-Мартин Н.М., Дженс К.Г., Аттермиер С.М., Хаккер Б.Дж. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями / Под. Ред. Н.Ю. Барановой. – СПб.: Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2005г., программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой.
- Уровень развития эмоциональной отзывчивости детей (из наблюдений)
№ п/п | Ф. И. ребенка | Возраст | Внимательно слушает, проявляет интерес к музыке, музыкальным инструментам | Отзывается на музыку («живую» и аудио», звуки окружающего мира, на звучание музыкальных инструментов) | Принимает участие в играх | |||
По подражанию | Самостоятельно выполняет (активное участие) | Наблюдает со стороны (пассивное участие) | Не принимает, игнорирует | |||||
Количество детей | ||||||||
% |
- Уровень развития сенсомоторной способности (упражнений под музыку, пляски) детей (из наблюдений).
№ п/п | Ф. И. ребенка | Возраст | Выполняет простейшие танцевальные движения | |||||||||
Самостоятельно выполняет, по речевой инструкции (активное участие) | По подражанию | Наблюдает со стороны (пассивное участие) | Не принимает, игнорирует | |||||||||
Количество детей | ||||||||||||
% | ||||||||||||
№ п/п | Ф. И. ребенка | Возраст | Играет на доступных музыкальных инструментах | Принимает участие в инсценирование песен, стихов | ||||||||
Самостоятельно выполняет (активное участие) | По подражанию | По речевой инструкции | Наблюдает со стороны (пассивное участие) | Не принимает игнор. | Самостоятельно выполняет (активное участие) | По подражанию | По речевой инструкции | Наблюдает со стороны (пассивное участие) | Не принимает, игнор. | |||
Количество детей | ||||||||||||
% |
- Уровень развития детей в музыкально – исполнительской деятельности (из наблюдений).
- Уровень развития музыкальной памяти детей (из наблюдений)
№ п/п | Ф. И. ребенка | Возраст | Предвосхищает регулярно повторяющиеся события | Примечания |
Количество детей | ||||
% |
- Уровень развития детей по пению (из наблюдений).
№ п/п | Ф. И. ребенка | Возраст | Поет самостоятельно | Подпевает | Вокализация | Наблюдает со стороны (пассивное участие) | Не принимает, игнорирует |
Количество детей | |||||||
% |
- Сводная таблица по уровням развития музыкальных способностей детей с нарушением интеллекта.
№ п/п | Ф. И. ребенка | Возраст | Эмоциональная отзывчивость | Сенсомоторные способности | Музыкально – исполнительская деятельность | Пение | Музыкальная память | Общий уровень развития |
Количество детей | ||||||||
% |
Критерии определения уровня сформированности музыкальных способностей:
Высокий уровень – самостоятельное выполнение задания без помощи взрослого.
Средний уровень – интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Требуется помощь педагога в
выполнении задания.
Низкий уровень – нет активного интереса к музыке, не способен к самостоятельности.
Нулевой (критический) уровень – негативное отношение к музыке, отказ от музыкальной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности тема «Мимоза»(направление-художественно-эстетическое развитие) В подготовительной к школе группы компенсирующей направленности у детей с ОНР.
Предварительная работа: закрепление разных свойств бумаги (мягкость, плотность, гладкость, цвет, легко рвется и мнется) в процессе самостоятельного экспериментирования с ней; рассматривание иллюстраци...
Календарно - тематическое планирование в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» (лепка)
Неделя,месяц.I этап обучения(старшая группа)II этап обучения(подготовительная группа)1 неделясентябряТема: «Наши любимые игрушки» Побеседовать о школе, Дне Знаний; выя...
Календарно - тематическое планирование в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» (аппликация)
Неделя,месяц.I этап обучения(старшая группа)II этап обучения(подготовительная группа)1 неделясентябряТема: «Натюрморт из фруктов»(яблоко, груша, виноград на тарелке)(монито...
Сценарий выпускного праздника в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями интеллекта
Сценарий выпускного в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта. Материал адресован воспитателям и музыкальным руководителям, работающим с детьми в группе компенсирую...
Сценарий осеннего праздника для группы компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта
Музыкальное развлечение для детей с нарушением интеллекта в группе компенсирующей направленности "Осенний праздник"...
Памятка для родителей в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта.
Памятка учителя-дефектолога для родителей в группе для детей с нарушением интеллекта.В памятке указаны показатели развития детей к концу1-4 годов обучения по АООП.Что должны уметь дети к концу к...
Сценарий выпускного праздника в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта
Звучит песня «Маленькая страна». Дети с воспитателями заходят в зал, встают полукругом, хлопают в ладоши.Ведущий 1: Ну, вот и все! Пора настала! Жалко все-таки деток наших!Ведущий 2: Да, н...