Диагностические карты для мониторинга освоения АООП ДО по «Художественно-эстетическому» направлению (Музыкальная деятельность) в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью 3 – 7 лет).
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Устинова Ирина Юрьевна

Диагностические карты для мониторинга освоения АООП ДО (Музыкальная деятельность) детей  с нарушением интеллекта.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Диагностические карты  для мониторинга освоения АООП ДО по «Художественно-эстетическому» направлению  (Музыкальная деятельность) в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью 3 – 7 лет).

Музыкальный руководитель Устинова И.Ю.

В подавляющем большинстве случаев умственная отсталость является следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка – мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сфера, а также когнитивные процессы: восприятие, мышление, деятельность, речь, поведение. Умственная отсталость является самой распространенной формой интеллектуального нарушения, но также имеются около 350 генетических синдромов, которые приводят к стойким и необратимым нарушениям познавательной деятельности. Разное сочетание психического недоразвития и дефицитарности центральной нервной системы обуславливает замедление темпа усвоения социального и культурного опыта, в результате происходит темповая задержка, нивелирование индивидуальных различий, базирующихся на первичном (биологическом) нарушении, и усиления внимания к социальным факторам в развития детей. Это требует создания специальных условий, поиска обходных путей, методов и приемов, которые, учитывая уровень актуального развития ребенка, тем не менее, будут ориентированы на зону его ближайшего развития с самого раннего детства.

В соответствии с МКБ-10 на основе психометрических исследований выделяют 4 степени умственной отсталости: легкая (IQ - 50 – 69, код F70), умеренная (IQ - 35 – 49, код F71), тяжелая умственная отсталость (IQ - 20 – 34, код F 72), глубокая умственная отсталость (IQ ниже 2, код F 73) и другие формы умственной отсталости (код F 78). При организации коррекционно-педагогической работы, необходимо учитывать, с одной стороны, степень выраженности умственной отсталости, а с другой – общие закономерности нормативного развития, последовательность и поэтапность становления формируемых функций.

        Для мониторинга  детей с нарушением интеллекта (умственная отсталость) разработала диагностические карты на основе программ: Джонсон-Мартин Н.М., Дженс К.Г., Аттермиер С.М., Хаккер Б.Дж. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями / Под. Ред. Н.Ю. Барановой. – СПб.: Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2005г., программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида  для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой.

  1. Уровень развития эмоциональной отзывчивости детей (из наблюдений)

№ п/п

Ф. И. ребенка

Возраст

Внимательно слушает, проявляет интерес к музыке, музыкальным инструментам

Отзывается на музыку («живую» и аудио», звуки окружающего мира, на звучание музыкальных инструментов)

Принимает участие в играх

По подражанию

Самостоятельно выполняет (активное участие)

Наблюдает со стороны (пассивное участие)

Не принимает, игнорирует

Количество детей

%

  1. Уровень развития сенсомоторной способности (упражнений под музыку, пляски) детей (из наблюдений).

№ п/п

Ф. И. ребенка

Возраст

Выполняет простейшие танцевальные движения

Самостоятельно выполняет, по речевой инструкции (активное участие)

По подражанию

Наблюдает со стороны (пассивное участие)

Не принимает, игнорирует

Количество детей

%

№ п/п

Ф. И. ребенка

Возраст

Играет на доступных музыкальных инструментах

Принимает участие в инсценирование песен, стихов

Самостоятельно выполняет (активное участие)

По подражанию

По речевой инструкции

Наблюдает со стороны (пассивное участие)

Не принимает игнор.

Самостоятельно выполняет (активное участие)

По подражанию

По речевой инструкции

Наблюдает со стороны (пассивное участие)

Не принимает, игнор.

Количество детей

%

  1. Уровень развития детей в музыкально – исполнительской деятельности (из наблюдений).

  1. Уровень развития музыкальной памяти детей (из наблюдений)

№ п/п

Ф. И. ребенка

Возраст

Предвосхищает регулярно повторяющиеся события

Примечания

Количество детей

%

  1. Уровень развития детей по пению (из наблюдений).

№ п/п

Ф. И. ребенка

Возраст

Поет самостоятельно

Подпевает

Вокализация

Наблюдает со стороны (пассивное участие)

Не принимает, игнорирует

Количество детей

%

  1. Сводная таблица по уровням развития музыкальных способностей детей с нарушением интеллекта.

№ п/п

Ф. И. ребенка

Возраст

Эмоциональная отзывчивость

Сенсомоторные способности

Музыкально – исполнительская деятельность

Пение

Музыкальная память

Общий уровень развития

Количество детей

%

Критерии определения уровня сформированности музыкальных способностей:

Высокий уровень – самостоятельное выполнение задания без помощи взрослого.

Средний уровень – интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Требуется помощь педагога в

выполнении задания.

Низкий уровень –         нет активного интереса к музыке, не способен к самостоятельности.

Нулевой (критический) уровень – негативное отношение к музыке, отказ от музыкальной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи «Моя малая Родина».

Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое». Цели: дать детям представление, что такое Родина, родной край. Формир...

Конспект непосредственно образовательной деятельности тема «Мимоза»(направление-художественно-эстетическое развитие) В подготовительной к школе группы компенсирующей направленности у детей с ОНР.

Предварительная работа: закрепление разных свойств бумаги (мягкость, плотность, гладкость, цвет, легко рвется и мнется) в процессе самостоятельного экспериментирования с ней; рассматривание иллюстраци...

Календарно - тематическое планирование в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» (лепка)

Неделя,месяц.I этап обучения(старшая группа)II этап обучения(подготовительная группа)1 неделясентябряТема: «Наши любимые игрушки» Побеседовать о школе, Дне Знаний; выя...

Календарно - тематическое планирование в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» (аппликация)

Неделя,месяц.I этап обучения(старшая группа)II этап обучения(подготовительная группа)1 неделясентябряТема: «Натюрморт из фруктов»(яблоко, груша, виноград на тарелке)(монито...

Сценарий выпускного праздника в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями интеллекта

Сценарий выпускного в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта. Материал адресован воспитателям и музыкальным руководителям, работающим с детьми в группе компенсирую...

Сценарий осеннего праздника для группы компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта

Музыкальное развлечение для детей с нарушением интеллекта в группе компенсирующей направленности "Осенний праздник"...

Памятка для родителей в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта.

Памятка учителя-дефектолога для родителей в группе для детей с нарушением интеллекта.В памятке указаны показатели развития детей к концу1-4 годов  обучения по АООП.Что должны уметь дети к концу к...