Конспект занятия с использованием нейропсихологических игр с детьми 6-7 лет группы компенсирующей направленности с ОНР. Тема: «Звук и буква Л»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Борздых Наталья Александровна

Развитие межполушарного взаимодействия, способствующего активизации мыслительной деятельности.

(синхронизация работы левого и правого полушария,  тренировка межполушарных связей).                                                                                                                                                          

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия с использованием нейропсихологических игр

с детьми 6-7 лет группы компенсирующей направленности с ОНР.

Тема: «Звук и буква Л»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, способствующего активизации мыслительной деятельности.

(синхронизация работы левого и правого полушария,                                                        тренировка межполушарных связей).

Коррекционно-обучающие: познакомить с новым звуком и новой буквой, учить правильно произносить звук [Л] и [Л'], дифференцировать звуки на слух, закрепить понятия «твердый - мягкий согласный звук», закреплять навык чтения слогов, слов, предложений.

Коррекционно-развивающие:  развивать мышление, память, внимание, речь, общую и мелкую моторику, фонематическое восприятие.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к занятию через использование занимательных упражнений, умение слушать друг друга и педагога.

Оборудование: мяч, фонарик «Космонавт», «послание», картинки с чистоговорками, карандаши двух цветов (синий и зелёный), лист бумаги, зеркала.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Приветствие.                                                                                                   – Сегодня на занятие у нас гости.                                                                                                            Дети здороваются с присутствующими                                                                                                    – А теперь вставайте парами и поприветствуйте друг друга.                                                                        - Здравствуй, друг! (Жмут друг другу руки).

- Как ты тут? (Хлопают правой рукой по левому плечу партнера).

- Где ты был? (Осторожно треплют ухо).

- Я скучал! (Складывают руки на груди).

- Ты пришел! (Разводят руки в стороны).

- Хорошо! (Обнимаются).

2.  Разминка для ума.                                                                                                                                                – Ну а мы с вами, как всегда, начнём наше занятие с гимнастики для мозга.                                       Д/у «Продолжи предложение»  (игра с мячом) 

Логопед  по очереди бросает детям, стоящим в кругу мяч и говорит начало предложения. Ребенок должен закончить предложение и бросить мяч обратно.

У лисы длинный хвост, а у зайца…

Мы смотрим глазами, а слушаем…

Картошка - овощ, а яблоко-…

Птицы летают, а рыбы…

Кошки мяукают, а собаки…

Зимой холодно, а летом…

Днем светло, а ночью…

Апельсин сладкий, а лимон…

Слон большой, а мышка…

Лимоны кислые, а сахар… (сладкий)

  1. Мотивация.    

                                     Загорается «Звёздное небо»                                                                                                                                 – Ой, Ребята, что это?! Какая красота! Где можно увидеть такую красоту? На что это похоже?  (На звёздное небо. На космическое пространство.)

- А это кто? (Это космонавт!)

- Смотрите, у него что-то в руках. Мне кажется это какое-то послание?!

Дети разворачивают и пробуют прочитать, но вместо некоторых букв – картинки:

ЮДИ     ЕТИТЕ    НА   УНУ.

- Что-то я ничего не понимаю! Картинки какие-то. Давайте их назовём.

Дети называют, что нарисовано на картинках:                                                    ЛУНА, ЛУНОХОД, ЛУНАТИК.

-Ребята, а что объединяет эти слова? (Всё это находится в космосе. Во всех этих словах есть звук [Л].)

- Точно! А мы знакомы с этим звуком? (Нет).

Дети делают заключение, что им необходимо познакомиться                                       с этим звуком и тогда они смогут прочитать это послание.

- Ну познакомимся мы с этим звуком и что? (Мы сможем прочитать что здесь написано.)

  1. Характеристика звука [Л].                                                                                                                    – Как вы думаете, звук [Л] гласный или согласный?  (Согласный).                              - Почему?  (Когда мы его произносим в ротике у нас преграда-язык).                                                     – Что вы можете ещё про него рассказать?  (Звук [Л] звонкий, может быть твёрдым и мягким).
  2. Артикуляционная гимнастика.                                                                                                                 – Ребята, а что бы его произнести правильно, мы должны сделать артикуляционную и дыхательную гимнастику.  
  • Упражнение «Месим тесто»

Инструкция:

Немного приоткрыть рот, положить язык на нижние зубки и аккуратно покусывать его, а потом пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», включая движения руки.

Исходное положение — кисть руки находится вертикально, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Сжимать пальцы в кулак и разжимать при покусывании язычка. При пошлепывании язычка соединять 4 пальчика с большим.

  • Упражнение «Качели»

Инструкция: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка, подключая движения руки.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально, ладонью вниз, пальцы выпрямлены и сомкнуты. По команде поднимать пальчики вверх и опускать вниз «вверх-вниз».

  • Упражнение «Иголочка»

Инструкция:

Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким. Подключая движения руки.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально, ладонью вниз, пальцы выпрямлены и сомкнуты. На счет «один» сомкнуть в кулак пальцы, оставить выпрямленным лишь указательный палец.

  • Упражнение «Индюк»

Инструкция: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп, пока не послышится бл-бл. Подключая движения руки.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально, ладонью вверх, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Сгибать 4 пальчика вверх, вслед за движением язычка.

  1. Дыхательная гимнастика.                                                                                     Упражнение «Бабочка»                                                                                                      Руки согнуть в локтях и прижать к туловищу. При вдохе носом поднять локти (руки) в сторону. На выдохе опустить.
  2. Произнести многократно, отрывисто звук [Л].                                                                   Л-Л-Л-Л-Л-Л-Л
  3. Проговаривание  чистоговорки.                                                                                           (На каждую строчку выполнять кинезиологическое упражнение «Ухо-нос», «Фотоаппарат», «Перекрёстные шаги»)

 

 

  1. Развитие фонематического слуха.                                                                                                  Д/у «Хлопни-топни»

- Я  буду называть слова со звуками [л] - [л'], а вы, если услышите звук [л] топните ногой, звук  [л']  – хлопните в ладоши.

Колготки, гольфы, чулки, плащ, пальто, платок, футболка, блузка, плавки, купальник, шляпа.

Дети выполняют задание.

  1. Знакомство с буквой Л.                                                                                                       – На что похожа буква Л? (На шалаш, палатку, крышу дома, на букву А).        – Из скольких  палочек состоит буква Л? (Буква Л состоит из двух палочек).                                                                                                                                 – А прежде чем нам её нарисовать, нужно сделать гимнастику для пальчиков.
  2. Пальчиковая гимнастика.                                                                                                        Если в жаркую страну                         («кулак-ладонь»)                                                  Я случайно попаду,

          То увижу там шакала,                          («лизгинка»)

          Кенгуру, гиппопотама,

          Обезьяну, тигра, льва,           (загибать пальчики с мизинца)

         Крокодила и слона.                          («кулак – ладонь»)

         Хорошо живётся им –

         Не бывает снежных зим.                       («колечки»)

  1. Нарисовать букву Л двумя руками одновременно. (синим и зелёным карандашом).                                                                                                                             – Возьмите два карандаша в  правую и левую руки. Поставьте их вверху в одну точку. Опускаться вниз одновременно.

- Буквы у нас готовы. Что мы должны с ними сделать? (Заменить картинки на буквы).

  1.  Чтение послания.      

ЛЮДИ ЛЕТИТЕ НА ЛУНУ.                                                        

    – Ребята, нас приглашают на луну!  Мы сможем туда полететь? (Нет).                                 – Но мы сможем передать с космонавтом, жителям луны подарки, наши буквы. Я предлагаю вам пойти в группу и украсить буквы Л.

  1. Рефлексия.                                                                                                                                                                     - Ребята, вам было интересно?                                                                                                         - Что нового мы сегодня узнали? (Мы познакомились с новым звуком [л]  и новой буквой Л).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Свойства воды»

Расширение и уточнение представлений детей о свойствах и состояниях воды (прозрачная, текучая, без запаха, не имеет собственной формы, может растворять одни вещества и не растворять другие)....

Конспект занятия с использованием нейропсихологических игр с детьми старшего дошкольного возраста

Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Лексическая тема «Почта»."

Цель: Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.Задачи:1. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в р...

План - конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе компенсирующей направленности "Гномик Кузя и звук [К]"

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе компенсирующей направленности...

Конспект занятия по артикуляционной гимнастике в разновозрастной старшей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема: «Веселое путешествие с язычком»

Цель: Развивать мышцы артикуляционного аппарата, закрепить у детей представление о речевом аппарате и познакомить  с органами артикуляции....

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (аппликация) для детей 2 младшей группы компенсирующей направленности № 8 «Дельфинчики» на тему: «Божья коровка»

Предварительная работа:Наблюдения за божьей коровкой через ИКТ.Разучивание потешки «Божья коровка». Цель: создание условий для творческого развития детей через худ...