«ДОРОЖНАЯ КАРТА» СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАННИКА ИСПЫТЫВАЮЩЕГО ТРУДНОСТИ В ОСВОЕНИИ ОП ДО
статья по коррекционной педагогике

Хромова Регина Альбиевна

В данной статье рассматриваются основные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей, испытывающих трудности в освоении ОП ДО и их пути решения. Также в данной работе раскрываются этапы психолого-педагогического сопровождения, связанные с процессом взаимодействия с семьями данной категории воспитанников и их реализация.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, психолого-педагогический консилиум, дети испытывающие трудности в освоении ОП ДО, дорожная карта сопровождения, психолого-педагогическая, медицинская и социальная  помощь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хромова Р.А., учитель-логопед, МБДОУ №4 «Умка», г.Сургут
 Ширлинг А.И., педагог-психолог, МБДОУ №4 «Умка», г.Сургут

«ДОРОЖНАЯ КАРТА» СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАННИКА ИСПЫТЫВАЮЩЕГО ТРУДНОСТИ В ОСВОЕНИИ ОП ДО

В данной статье рассматриваются основные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей, испытывающих трудности в освоении ОП ДО и их пути решения. Также в данной работе раскрываются этапы психолого-педагогического сопровождения, связанные с процессом взаимодействия с семьями данной категории воспитанников и их реализация.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, психолого-педагогический консилиум, дети испытывающие трудности в освоении ОП ДО, дорожная карта сопровождения, психолого-педагогическая, медицинская и социальная  помощь.

УДК

Во многих образовательных организациях созданы и действуют службы психолого-педагогического сопровождения различных категорий обучающихся:

-дети с ОВЗ (дети, имеющие недостатки физического и (или) психического развития, подтвержденные заключением психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК);

-дети-инвалиды;

-дети, испытывающие в силу различных причин трудности в освоении основных образовательных программ, развитии, социальной адаптации.

Вашему вниманию представлена «Дорожная карта» сопровождения воспитанника испытывающего трудности в освоении ОП ДО в нашем детском саду

Как показывает практика, основой любого рода диагностики, позволяющей получить о ребенке максимальный объем сведений, является целенаправленное наблюдение.

Педагогическое наблюдение позволяет достаточно хорошо изучить мотивационный аспект деятельности ребенка, его познавательную активность, интересы.

Наблюдение позволяет оценить степень развития ребенка  в целом – его целенаправленность, организованность, произвольность, способность к планированию действий, самостоятельному выбору средств выполнения деятельности.

Психолого-педагогическое сопровождение необходимо при организации обучения и воспитания детей, испытывающих трудности в освоении ООП ДО, требующих особого педагогического внимания.

В ходе наблюдения и при обращении родителей (законных представителей) и / или воспитателей специалисты службы ППМС сопровождения получают сигнал о проблеме.

Для дальнейшей работы и углубленного исследования индивидуальных особенностей ребенка, выявление его индивидуальных и семейных ресурсов, образовательных потребностей и социальных интересов специалистам необходимо письменное заявление родителей (законных представителей) по установленной форме [3].

Для ознакомления родителей (законных представителей) с результатами диагностики, проводится консультация. На которой родителям (законным представителям) рекомендуют исходя из образовательных потребностей воспитанника необходимость сформировать комплексную систему сопровождения, и которая включает в себя прохождение ТПМПК. Если родители (законные представители) отказывается проходить ТПМПК, в этом случает воспитанник не получает статуса ОВЗ, остается на ППМС сопровождении.

Специалисты сопровождения начинают работу по сбору информации для детального анализа проблемы и составления индивидуальной программы сопровождения. По запросу специалистов ППМС сопровождения, проводится внеплановое заседание ППк. На котором выносится решение о психолого-педагогическом сопровождении [3].

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей осуществляется поэтапно. Она включает в себя следующие этапы:

1.Диагностический (осознание сути проблемы и потенциальных возможностей её решения);

2.Поисковый (сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение её до всех участников сопровождения, создание условий для осознания информации родителями (законными представителями) ребёнка.

Первые два этапа проводятся во время консультирования родителей (законных представителей).

3.Консультативно-проектировочный (обсуждение со всеми заинтересованными лицами вариантов решения проблемы, построение прогнозов эффективности, выбор методов, распределение обязанностей по реализации ИПС, сроков исполнения и возможности корректировки планов. Специалисты осуществляют совместную выработку рекомендаций для ребёнка, родителей, педагогов).

4. Деятельностный. Этот этап направлен на реализацию индивидуальной программой сопровождения.

5. Рефлексивный (осмысление результатов деятельности по решению проблемы; он может быть заключительным в решении индивидуальной проблемы или стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и коррекции проблем, имеющихся в образовательном учреждении). На этом этапе проводится анализ реализации задач сопровождения, выполнения рекомендаций всеми участниками сопровождения [1].

Разработка индивидуальной программы сопровождения осуществляется с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

В условиях службы психолого-педагогического сопровождения предусмотрены различные формы взаимодействия специалистов.

Исходя из образовательных потребностей детей, должна быть сформирована комплексная система сопровождения, которая включает в себя три основных направления:

I.         Педагогическое сопровождение Основная цель – развитие учебной и познавательной мотивации. Создание благоприятных условий для развития детей которые испытывают трудности в освоении образовательной программы. Социальная защита прав детей.

II.         Психологическое сопровождение Основная цель – сопровождение и коррекция нарушения у воспитанников ДОУ в эмоциональной и познавательной сфере.

III.        Логопедическое сопровождение Основная цель – консультирование родителей (законных представителей), педагогических работников образовательного учреждения по вопросам речевого развития. Проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, круглых столов.

Специалистами ППМС службы и всеми участниками образовательного процесса МБДОУ №4 Умка, была разработана и реализована индивидуальная программа сопровождения и методические  рекомендации для всех участников сопровождения (воспитатели, родители (законные представители).

Структура индивидуальной программы сопровождения ребенка в МБДОУ №4 «Умка», включает в себя: актуальные проблемы, срок реализации программы, сроки динамического контроля, заключение специалистов сопровождения.

По истечению трех месяцев сопровождения, проводится мониторинг результативности оказания ППМС помощи (контроль динамики развития обучающегося) каждым специалистом. При необходимости вносится корректировка в программу сопровождения. На основании мониторинга проводится заседание ППк и определяется стратегия дальнейшей работы с воспитанником. И ознакомление родителей (законных представителей) с результатами мониторинга оказания ППМС помощи. С учетом индивидуальных особенностей воспитанника, учителем логопедом и педагогом психологом подбирается картотека игр, литература. А так же разрабатываются буклеты и памятки для родителей и педагогов.

Специалисты ППМС сопровождения  являются координаторами коррекционной работы в условиях детского сада, организует деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса, главными субъектами которого являются: ребенок с особыми образовательными потребностями, педагогический коллектив ДОУ, родители ребенка.

Просветительская деятельность специалистов ППМС сопровождения подразумевает:

  1. Участие в родительских собраниях, на которых специалисты более обширно рассказывают об особенностях развития воспитанников, испытывающих трудности в освоении ОП ДО, основных направлениях коррекционно-развивающей работы, а также даются практические рекомендации.
  2. Проведение открытых занятий, индивидуальные консультации для родителей,  досуги с участием родителей и детей
  3. Консультации, семинары-практикумы для педагогов - для повышения уровня профессиональной деятельности педагогов.

Основные направления консультативно-просветительской работы с родителями (законными представителями):

  1. Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях.
  2. Формирование (повышение) компетенции в вопросах развития детей разных возрастных групп.
  3.  Обучение основным приемам коррекционно-развивающей работы, основным правилам (алгоритмам) выполнения заданий и т.д.
  4. Ознакомление и практическое применение различных видов дидактических пособий и литературы по организации и реализации развивающих занятий в домашних условиях.

Вашему вниманию представлена диаграмма эффективности ППМС сопровождения в период с 2019 учебного года (см. рисунок). В диаграмме отражены четыре столбца на каждый учебный год. Первый столбец (синего цвета) - это дети с ОВЗ, второй столбец (красного цвета) - воспитанники, испытывающие трудности в освоении ОП ДО, третий столбец (серого цвета) - это дети с нормой развития, четвертый столбец (голубого цвета) – всего сопровождаемых детей.

Рис. Статистический отчет ППМС сопровождения воспитанников, испытывающих трудности в освоении ОПДО

В результате  проведения динамического контроля, можно отметить, что с каждым годом растет количество воспитанников испытывающих трудности в освоении ОП ДО. Благодаря нашей программе сопровождения, растет и положительная динамика.

Список литературы

1.Афонькина Ю.А., Усанова И.И., Филатова О.В. Технология комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения ребенка дошкольного возраста. Методические разработки для специалистов дошкольного образования. – Мурманск, 2010. – Режим доступа: https://lib.convdocs.org/docs/index-12973.html 

2.        Пастюк О.В., Макашева И.М. Равноправные взаимоотношения участников образовательного процесса в практике современного детского сада. // Детский сад от А до Я. - 2013. - №5. – С. 18-20.

3. Положение о центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №4 «Умка». – Сургут, 2020.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная работа с детьми, испытывающими трудности в освоении ООПДО группы старшего дошкольного возраста

В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности.А те...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА сопровождения детей младшей группы, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы.

Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования и направлена на формирование социальных отношений, сохранение психологического здоровья детей...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА сопровождения детей средней группы, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы .

Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования и направлена на формирование социальных отношений, сохранение психологического здоровья детей...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА сопровождения детей старшей группы, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы.

 Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования и направлена на формирование социальных отношений, сохранение психологическ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА сопровождения детей подготовительной группы, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы.

Рабочая программа по формированию школьно-значимых функций и навыков детей, испытывающих трудности в усвоении основной образовательной программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, напр...